Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы рефератов и курсовых работ




  1. Предмет изучения политической антропологии.
  2. Антропологические теории власти.
  3. Теории власти в современной науке.
  4. Символика власти.
  5. Феномен дарообмена (по работам М. Мосса).
  6. Биологические корни неравенства и иерархии.
  7. Неравенство между полами в человеческом обществе.
  8. Возрастное неравенство.
  9. Неуставные отношения в армии.
  10. Иерархия в преступных группировках (по современной художественной литературе).
  11. Культурные основы неравенства и иерархии.
  12. Лидерство в обществах охотников-собирателей.
  13. Лидерство и механизмы борьбы за власть в раннеземледельческих обществах.
  14. Феномен вождества.
  15. Сущность государства (с точки зрения "интегративной" и "конфликтной" теорий).
  16. Причины возникновения государства.
  17. Пути и формы становления государственности..
  18. Появление и эволюция бюрократии в истории.
  19. Дискуссия об азиатском способе производства. Основные этапы и итоги.
  20. Сущность восточной деспотии.
  21. Полис - догосударственное общество или государство? (по материалам дискуссии в журнале "Вестник древней истории" в 1989-1990 гг.)
  22. Структура власти в феодальном обществе (по работам АЛ. Гуревича и других медиевистов).
  23. Структура власти в кочевых империях.
  24. Влияние монголов на российскую политическую традицию.
  25. Восточные и западные черты российской политической традиции (по работам
  26. Сходство и отличие в политической системе дореволюционной России и СССР.
  27. Социализм: российский вариант тоталитаризма или азиатский способ производства?
  28. Традиционные черты в современной российской политической культуре.
  29. Архаические и традиционные элементы в политической культуре государств СНГ.
  30. Элементы традиционной власти в современной политической культуре стран Азии и Африки.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абеле М. Политическая антропология: новые задачи, новые цели. - Международный журнал социальных наук. Т. VI. 1998. № 20. Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000. Архаическое общество: Узловые проблемы социологии развития. Ч. 1-2. М., 1991.

Афанасьев М.Н. Клиентизм и российская государственность. М., 1997.

Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2000.

Бочаров В.В. Власть. Традиции. Управление. М., 1992.

Бочаров В.В. Политическая антропология и общественная практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2.

Васильев А.С. История Востока. Т. 1-2. М., 1993.

Вселенский М. С. Номенклатура. М., 1991.

Годинер Э.С. Политическая антропология о происхождении государства// Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.

Дольник В. Естественная история власти // Знание - сила. 1994. № 10- 11. Исследования по общей этнографии. М., 1979. История первобытного общества. Т. 2. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. Т. 3. Эпоха классообразования. М., 1988.

Крадин Н.Н. Предмет и задачи политической антропологии // Политические исследования. 1997. № 5.

Куббелъ Л.Е. Очерки потестарнополитической этнографии. М., 1988.

Масс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.

Павленко Ю.В. Раннеклассовые общества. Киев, 1989.

Плюснин Ю.М. Проблемы биосоциальной эволюции. Новосибирск // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М., 1986 (Свод этнографических понятий и терминов. Вып.1).

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности. М., 1997. Феномен восточного деспотизма: структура общества и власти. М., 1993.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986. Этнические аспекты власти. СПб., 1995.

Abélèls М. Anthropologie dr 1'Etat Paris, 1990.

Adams R.N. Energy and Structure. A Theory of Social Power. Austin, 1975. Anthropological Approaches to Political Behavior Pittsburgh, 1991.

Balandier G. Anthropologie politique. Paris, 1967 (пер. на англ, яз.: Political Anthropology. New York, 1970).

Claessen H.J.M. Politieke antropologie. Assen: Van Gorcum, 1974 (пер. на исп. яз.: Antropologia politica, Mexico, 1979).

Emit T. How Chiefs Come to Power: The Political Economy in Prehistory. Stanford (Cal.), 1997.

The Early State. The Hague, 1978.

Fried M. The Evolution of Political Society: An Essay in Political Anthropology. New York, 1967.

Lewellen T. Political Anthropology: An Introduction. Westport, 1992

Mann M. The Sources of Social Power, Vol. I: A History of Power From the Beginning to A.D. 1760. Cambridge, 1986; Vol. II: The Rise of Classes and Nation States, 1760-1914. Cambridge, 1993.

Political Anthropology. Chicago, 1966.

Political Anthropology. New Brunswick and London, 1980.

Service E. Origins of the State and Civilization. New York, 1975.

Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft Tubingen, 1922.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Авторитет - способность оказывать неформальное влияние на основе опыта, знаний и т. д.

Акефальная организация (англ, acephale organization, от греч. akephalos - безглавый) - социальная организация, не имеющая централизованного руководства.

Антропология политическая - антропологическая дисциплина, изучающая политическое поведение, политические и властные институты народов мира в исторической динамике этнографическими методами.

Антропология социальная (культурная, социокультурная) - наука о сходствах и различиях между культурами (К. Клакхон).

Апополитейные общества - первобытные общества, существовавшие до возникновения первых государств.

Бигмен - тип ненаследственного лидера, чей авторитет основан на раздаче богатств и приобретении престижа.

Бюрократия - организация, деятельность которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей на основе четких процедур и правил.

Власть - способность навязывать свою волю другим даже вопреки сопротивлению.

Власть-собственность - возможность перераспределения и использования человеком собственности (коллективной, государственной, общенародной и т. д.) в силу его должностной власти и статуса.

Военная демократия - социальная организация первобытного общества на его заключительной стадии (по Л. Моргану). Характеризуется борьбой трех сил - народного собрания, совета старейшин и военных вождей. В настоящее время выяснено, что военная демократия не сменялась государством, а сменялась иными предгосударственными формами - вождеством или военно-иерархической организацией.

Вождество - первая форма иерархической организации общества, простое вождество - автономная политическая единица, состоящая из общин, иерархически подчиненных общему вождю; смятое вождсство - двухуровневая группа простых вождеств.

Господство - власть, принявшая институциональную легитимную 'форму.

Государство - специализированный институт, осуществляющий управление сложным обществом и обладающий монополией на узаконенное применение силы.

Доместикация - одомашнивание животных.

Инициации - обряды посвящения.

Каста - замкнутая общность, первоначально на основе профессиональной специализации или этнической принадлежности.

Клан - 1) синоним термину род; 2) родственная группа, ведущая происхождение от общего предка.

Клан конический - родственная группа, в которой статус индивида определяется степенью его генеалогической близости к родоначальнику или правителю.

Культура - совокупность внебиологических способов адаптации к внешней среде (Л. Уайт).

Культура политическая, см. Политическая культура.

Легитимность - признание существующего порядка, узаконенных норм.

Линидж - группа однолинейных родственников, способных проследить родство.

Матриархат - господство женщины в обществе (устар.).

Матрилинейность - определение родства по материнской линии.

Мобильность вертикальная - изменение статуса индивида.

Мобильность горизонтальная - изменение положения, не приводящее к изменению статуса.

Моногамия - единобрачие.

Мир-системный подход - разработан Э. Валлерстайном и другими исследователями. В его основе лежит тезис, что мир представляет собой глобальную экономическую систему, которая подразделяется на центр, полупериферию и периферию, между которыми существуют сложные формы взаимоотношений.

Модернизация - совокупность экономических, социальных, политических и культурных изменений, происходящих в процессе преобразования традиционного общества в индустриальное и постиндустриальное.

Мужской союз - социальный институт, объединявший взрослых членов разных общин мужского пола. Отличался корпоративностью, ритуальным единством. Членство в мужском союзе дополнительно повышало статус. Защищал интересы членов союза. Впоследствии трансформировался в тайные общества.

Мультиполития - высокоинтегрированная социальная система, состоящая из политически субординированных политий разной сложности.

Неравенство - положение, при котором люди имеют неодинаковый доступ к благам.

Неформальная политика - отношения в сфере политики между отдельными индивидами и группами, отличается от формальной политики - отношений в сфере политики между институтами.

Патриархат - господство мужчины в обществе.

Патрилинейность - определение родства по отцовской линии.

Патронимия - группа, наименование которой происходит от одного предка.

Племя - 1) этническая общность эпохи первобытности; 2) вторичная форма социальной организации, представляющая объединение родов на основе слабой власти вождя.

Полиандрия - многомужество.

Полигамия - многобрачие.

Полигиния - многоженство.

Полития - независимая политическая единица.

Потестарная организация (от греч. potestas - власть) - термин, принятый в советской этнографии для обозначения организации власти в первобытном обществе.

Политическая культура - совокупность существующих в обществе представлений о власти, способах ее утверждения, функционирования и замены.

Политогенез -

  1. становление государства (самое раннее употребление термина);
  2. становление и эволюция сложной (надлокальной) политической организации;
  3. в самом широком смысле - становление и эволюция политической организации в человеческом обществе вообще.

Потлач - термин, означающий индейский обычай раздачи накопленных богатств на специальном празднике. Рационализация - термин М. Вебера, обозначающий переход от традиционных способов поведения к рационально установленным правилам. Редистрибуция - перераспределение продукта по вертикали.

Реципрокация - перераспределение продукта по горизонтали.

Ритуал - форма регулярно совершаемого символического поведения, предназначенного для поддержания или восстановления магической гармонии.

Род - родственное объединение, ведущее свое происхождение от единого предка.

Рэмэдж - см. Клан конический.

Сегментарная организация - система разделения первобытного социума на более мелкие подразделения, которые делятся на еще более мелкие компоненты и т. д.

Синполитейные общества - первобытные общества, эволюционирующие под воздействием уже сложившихся цивилизаций.

Статус - социальное положение индивида.

Стратификация - разделение совокупности людей на страты на основе неравенства.

Тайные общества - институт, возникший на основе мужских союзов. Вступление требовало организации престижных пиров. Деятельность осуществлялась закрыто. Считается, что тайные общества выполняли карательные функции, защищали интересы их членов, восполняя тем самым слабость публичных органов управления.

Трайбализм, трибализм - проявление в современном обществе солидарности соплеменникам, племенной розни.

Фратрия - объединение нескольких родов внутри племени (Л. Морган).

Харизма - способность внушать последователям веру в сверхъестественные способности.

Чифдом (от англ, chiefdom) - см. Вождество.

Эгалитарное общество - первобытное общество, в котором отсутствует неравенство.

Экзогамия - запрет вступать в брак внутри своей группы.

Эндогамия - заключение брака только внутри своей общности.

Этнография - 1) то же, что антропология культурная; 2) раздел антропологии, занимающийся изучением этносов (народов) и этнического разнообразия мира.

Этология - наука о поведении животных.


[1] Все эпиграфы взяты из повести А.Н. и Б.Н. Стругацких "Трудно быть богом".

[2] Дополнительную информацию о методике полевых исследований в антропологии на русском языке см.: Громов Г. Методика этнографических экспедиций. М., 1966; Ньюмен Л. Полевое исследование // Социологические исследования. 1999. № 4.

[3] О более углубленном изучении типологического метода см.: Типы в культуре. Л., 1979; Проблемы типологии в этнографии. М., 1979; Клейн Л.С. Археологическая типология. Л., 1991.

[4] Подробнее о данных методах см.: Коротаев А.В. Формальные кросскультурные антропологические исследования: Наука о культуре и социальная практика. Антропологическая перспектива. М, 1998.

[5] Ключ к таблице: А - присваивающее хозяйство, В - раннее земледелие, С - развитое земледелие; 0-7 "индекс государственности" по Дж. Мëрдоку, где в целом: 0 - простые общины, 1-4 - общины с развитой внутренней структурой и вождества, 5-7 - государственные образования разной степени сложности. Переменные: коэффициент квадратичной сопряженности (X2); число степеней свободы (К); уровень значимости (а); коэффициент Крамера; коэффициент Чупрова (Т).

 

[6] Более раннюю версию этой публикации см.: Восток. 1992. № 4. С. 206-224.

[7] Подробнее об истории антропологической науки и ее предмете см.: Уайт Л. Эволюция культуры и американская школа исторической этнологии // Советская этнография. 1932. № 3; Боос Ф. Задачи антропологического исследования //Советская этнография, 1933, № 3-4; Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Аверкиева Ю.П, История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985; Он же. Свод этнографических понятий и терминов. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988; Он же. Антология исследования культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997; Велик А.А. Культурология: антропологические теории культур. М., 1998; Велик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение): Учеб. пособие. М., 1998. Полезным пособием является также сборник методических материалов: Социальная антропология в вузе. М., 1997.

[8] Проблема управления колониями рассматривается в ряде работ, приведенных в списке литературы (Балезин 1986; 1987; Куббелъ 1988; Бочаров 1992; 1997). Для более углубленного изучения данного вопроса см.: Карпов В.К. Методы английского колониального управления в Танганьике в 1918-1939 гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1973;Адеойе С.О. Традиционные вожди в колониальном обществе йоруба. 1914-1939 ("косвенное управление" в стране йоруба в межвоенный период): Автореф. дис.... канд. ист. наук. М., 1974; Следзевский И.В. Хаусанские эмираты Северной Нигерии: Хозяйство и общесгвенно-политичесий строй. М., 1974; Зотова Ю.Н. Проблема косвенного управления в англоязычной западноафриканской историографии//Советская этнография, 1973. № 6; Она же. Традиционные политические институты Нигерии: Первая половина XX в. М., 1979; Никитин М.Д. Британский колониализм в Уганде в 1894-1962 гг. (межцивилизационное взаимодействие): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Саратов, 1994.

[9] Более подробно о теориях "социального поля" см.: Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

[10] О теории раннего государства подробнее см.: Козакова Н.Б. Двадцатилетие исследовательского проекта "Раннее государство" // Восток. 1996. № 4; Она же. Раннее государство и Африка. М., 1999; Бондаренко Д.М. Концепция "раннего государства": основные положения и попытка их оценки // Африка: общества, культуры, языки. М., 1998; Крадин Н.Н. "Раннее государство": ключевые аспекты концепции и некоторые моменты ее истории // Там же.

[11] Дискуссии об азиатском способе производства посвящена обширная библиография. Часть из этих работ цитируется в списке литературы (Wittfogel 1957; Данилова 1968; Krader 1975; Шафаревич 1977; Gellner 1988; Васильев 1989; Никифоров 1990; Jaksic 1991; Иванов 1993). Для первоначального знакомства с темой имеет смысл обратить внимание на историографические работы Ю.В. Качановского (1971) и В.Н. Никифорова (1977) на русском языке. Кроме этого, необходимо отметить еще несколько важных книг, вышедших позднее: Sower M. Marxism and the Question of the Asiatic Mode of Production. The Hague, 1977; Friedman J. System, structure and contradiction. The Evolution of "Asiatic" Social formations. Copenhagen, 1979 (2nd ed. Walmut Creek, Cal., 1998); Tukei F. Essays on the Asiatic mode of Production. Budapest, 1979; Idem. The Asiatic Mode of Production: Science and Politics. London, 1981; Dunn S.P. The Fall and Rise of the Asiatic Mode of Production. London etc., 1982; Idem. The Asiatic Mode of Production in China. New York, 1989; O'Leary B. The Asiatic Mode of Production: Oriental Despotism, Historical Materialism and Indian History. Oxford, 1989. С материалами третьей дискуссии можно познакомиться по публикациям в журнале "Народы Азии и Африки" за 1987-1989 гг., в особенности - Алаев Л.Б. Формационные черты феодализма и Восток // Народы Азии и Африки. 1987. № 3; Фурсов А.И. Восточный феодализм и история Запада: критика одной интерпретации // Там же. 1987. № 4; Семенов Ю.И. Социально-экономический строй Древнего Востока: современное состояние проблемы // Там же. 1988. № 2; Васильев Л. С. Что такое азиатский способ производства? // Там же. 1988. № 3.

[12] О Беттельгейме см. на русском языке : Максимов М. Только любовь Не мало ли?// Знание - сила. 1987. № 7; Он же. На грани - и за ней // Знание - сила. 1988. № 3.

[13] К настоящему времени о возрастном неравенстве написано большое количество специальных исследований. Для более углубленного изучения этой проблемы см.: Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: Издательство СПб. РУ, 2000.

[14] Подробно о социологических теориях неравенства и стратификации можно узнать из учебников по социологии, а также из следующих работ: Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// Социология: Учебник 90-х годов. Челябинск, 1991; Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 2; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 297-424; Bебep M. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147- 156; Фролов М.А. Политическая стратификация. М., 1995 и др. Проблема этнического неравенства не входит в круг вопросов, рассматриваемых в настоящем издании. Для этих целей необходимо обратиться к специальным пособиям и монографиям по этнологии и этнополитологии. Вот некоторые из работ на эту тему: Здравосмысмв А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997; Он же. Идентичность и конфликт в постсоветских обществах. М., 1997; Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999; Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000; Тураев В.А. Этнополитология. М., 2000.

[15] Пять глав первого тома этой книги опубликованы на русском языке см.: Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1973 (2-е изд. 1986). Кроме того, исторической антропологии западноевропейского средневековья посвящены следующие работы, опубликованные на русском языке: Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970; Он же. Категории средневековой культуры. М., 1972; Он же. Исторический синтез и школа "Анналов". М., 1993; Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985; Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992; Одиссей. Представления о власти. М.: Наука, 1995; Средние века. Т. 58; Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения. Ч. 1-5. М., 1994; Блок М. Короли-чудотворцы. М., 1998; Флори Ж. Идеология меча; Предыстория рыцарства. СПб., 1999. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе. М., 2000.

[16] В примечании к таблице отмечено, что в одном случае применительно к правителю и в одном случае - к жречеству и в двух вариантах - к низшим группам собственность относилась одновременно к двум типам сразу. Зафиксированы также колебания в собственности у аристократии в пяти случаях.

[17] Подробно об архаическом и традиционном сознании см.: Боас Ф. Ум первобытного человека. М.; Л., 1926; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976; Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1986; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972; Он же. Культура и общество средневековой Европы Глазами современников. М., 198% Хëйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988; Леви-Брюлль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994; Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998, и др.

[18] В наиболее полном виде эта концепция отечественных авторов изложена в: История первобытного общества: В 3-х т. М., 1983-1988.

[19] Более подробные сведения о данном типе лидерства можно почерпнуть из многих работ, приведенных в списке литературы (Service 1962; 1963; Sahlins 1968; Аверкиева 1974; Май 1977; Кабо 1986; Артемова 1987; 1991; 1993; Johnson, Earle 1987 и др.).

[20] Более подробно вопрос об особенностях социальной организации обществ с развитым присваивающим хозяйством рассматривается в следующих работах на русском языке: Шнирельман В.А. Собиратели саго // Вопросы истории. 1983. № 11; Он же. "Неолитическая революция" и неравномерность исторического развития. // Проблемы переходного периода и переходных общественных отношений (Проблемы неравномерности общественного развития). М, 1986; Он же. Рыболовы Камчатки // Ранние формы социальной стратификации. М., 1993 (см. также: Шнирельман 1986); Башилов В.А. "Неолитическая революция" в Центральных Андах: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1998 (там же приведена подробная библиография работ автора).

[21] Подробно о концепции "неолитической революции" и переходе к производящему хозяйству см.: Шнирелъман В.А. Проблема перехода к производящему хозяйству в зарубежной историографии. М., 1987; Он же. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989; Он же. Основные очаги древнейшего производящего хозяйства в свете достижений современной науки // Вестник древней истории. 1989. № 1.

[22] Синойкизмом в Древней Греции называлось объединение нескольких поселений в один полис.

[23] Более подробно о данной концепции см.: Крадин Н.Н. Структура власти в государственных образованиях кочевников // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993; Он же. Кочевые общества в контексте стадиальной эволюции // Этнографическое обозрение. 1994. № 1; Он же. Кочевничество в цивилизационном и формационном развитии//Цивилизации. М, 1995. Вып. 3; Он же. Имперская конфедерация хунну: социальная организация суперсложного вождества// Ранние формы социальной организации. СПб., 2000.

[24] О различных теориях модернизации см.: Фурсов А.И. Развитие азиатских обществ ХVII - начала XX в.: Современные западные теории. М, 1990-1991. Вып. 1-3; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.

[25] Кроме упомянутых работ, необходимо отметить еще несколько публикаций: Fogel J.A. The Debates over the Asiatic Mode of Production in Soviet Russia, China, and Japan // The American Historical Review. 1988. Vol. 93. № 1; Rapp J.A. The Fate of Marxist democrats in Leninist parties states: China's debate on the Asiatic mode of production // Theory and society. 1987. Vol. 16. № 4; Смирнов И. История с историей // Знание - сила. 1989. № 7; Нуреев P.M. Азиатский способ производства и социализм // Вопросы экономики. 1990. № 3; Угол зрения: Отечественные востоковеды о своей стране. М., 1992; Стариков Е.Н. Общество-казарма от фараонов до наших дней. Новосибирск, 1996; Гринев А.В., Ирошников М.П. Россия и политаризм//Вопросы истории. 1998. № 8; Пивоваров Ю.С., Фурсов А.И. О нынешней ситуации и проблемах изучения российской истории // Русский исторический журнал. 1998. Т. 1. № 1.

[26] Коэффициент Празаускаса высчитывается путем деления доли того или иного этноса в соответствующем органе власти на долю этого этноса в удельном весе всего населения страны. Соответственно единица свидетельствует об адекватной представленности данного этноса в соответствующих органах власти. В случае, если КПр выше единицы, можно говорить о привилегированном положении этноса, в случае, если ниже, - о дискриминационном положении.

[27] Более подробно см. гл. 2.

[28] См. гл. 4.

[29] Подробнее о традиционном чеченском обществе можно прочитать в работах: Вартапетов А. С. Проблемы родового строя чеченцев и ингушей // Советская этнография. 1932. № 4; Гантемироеа Ф.А. Общественно-политический строй и обычное право чеченцев и ингушей (вторая половина XIX - начало XX в.). М., 1972; Боргашвили Э.А. Социально-экономические отношения в Чечено-Ингушетии в ХХVIII-XIX веках. Тбилиси, 1988; Кокурхаев К А. Общественно-политический строй и право чеченцев и ингушей (вторая половина XIX и начало XX в.). Грозный, 1989; Панеяш Э.Х. Традиции в политической культуре народов Северо-Западного Кавказа // Этнические аспекты власти. СПб., 1995.

[30] Афанасьев 1995: 71; 1997: 227, рис. 1.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.