Также Йохимсен различает материальную, институциональную, персональную части инфраструктуры.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Под материальной инфраструктурой он понимает: Øсовокупность всех сооружений, оборудования и производственных средств в народном хозяйстве, которые используются для энергоснабжения, обеспечения транспортом и телекоммуникациями; Øсооружения и т. д. по консервации природных ресурсов и транспортные пути в широком смысле (например, строительство плотин, предотвращение наводнений, осушение, орошение, предупреждение эрозии, являющейся следствием воздействия ветров, воды и температуры посредством лесных полос, очистка сточных вод и меры по охране территории от загрязнения в целях сохранения водоемов); Øздания и сооружения государственного управления, воспитания (в том числе, образования), науки, а также здравоохранения и социального обеспечения. Институциональная инфраструктура, по мнению Йохимсена, охватывает возникшие и узаконенные учреждения, в которых хозяйственные единицы формулируют свои экономические решения и осуществляют их в сотрудничестве с другими предпринимателями. Персональная инфраструктура включает «духовные, предпринимательские, профессиональные и прочие способности людей в условиях рыночного хозяйства». Р. Йохимсен дает, по нашему мнению, одно из самых широких, емких и интересных определений инфраструктуры, считая ее «суммой оборудования, учреждений, капитала и талантов, необходимых экономике». Он заложил основы так называемой «западногерманской школы», приверженцы которой утверждают, что инфраструктура не может быть лишь материального характера и должна включать «интеллектуальные и учрежденческие элементы». Своеобразное определение инфраструктуры дает западногерманский экономист Г. Цехлин. Он пишет: «С точки зрения самого возникновения слова мы понимаем в первом приближении под инфраструктурой фундамент, основу экономики. В этом смысле к инфраструктуре относятся все те условия и обстоятельства, от которых зависят экономические управленческие решения и вместе с тем само хозяйственное развитие».
5. Нарисуйте схему инфраструктуры проекта
6. Дайте классификацию инфраструктуры по видам, направлениям и масштабам развития. Уровни в зависимости от масштаба рассмотрения. В глобальном и макроэкономическом аспекте инфраструктура может быть представлена как совокупность экономических и социальных условий для общества в мире, регионах, странах и социальных группах, обеспечивающих развитие экономики, внешние связи и удовлетворение потребностей населения в целом. Ее создание и совершенствование вызвано потребностью мирового сообщества и макрорегионов в комплексном развитии коммуникаций, транспорта, связи, электроэнергетики, материально-технического снабжения, а также науки, образования, здравоохранения и т.д. В микроэкономическом аспекте проблема инфраструктуры исследуется во внутрифункциональном значении: раскрываются отношения между отдельным объектом (отраслью, городом, районом, территориальным кластером) и комплексом элементов, необходимых для его создания и последующего развития. Так, например, транспортная инфраструктура включает в себя недвижимость, в частности сооружения, обслуживающие движение: насыпи, траншеи, мосты, железнодорожные пути, портовые сооружения, аэропорты и т.д. С другой стороны, учитывая разный уровень экономического анализа правомерно рассмотрение понятия инфраструктуры в объектовом аспекте: инфраструктура предприятия, здания. В последнем случае под инфраструктурой следует понимать совокупность инженерно-технических сооружений, обеспечивающих материально-вещественные условия для нормального функционирования данного объекта.
С позиции региональной экономики региональная инфраструктура в целом представляет собой комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих и обеспечивающих нормальную деятельность социально-экономической системы региона (МО). Инфраструктурная обустроенность территории, организация обслуживания непосредственно воздействуют на рисунок размещения производительных сил, расселение, подвижность населения, структуру использования ресурсов территории. В микроэкономическом аспекте проблема инфраструктуры исследуется во внутрифункциональном значении: раскрываются отношения между отдельным объектом (отраслью, городом, районом, территориальным кластером) и комплексом элементов, необходимых для его создания и последующего развития. Так, например, транспортная инфраструктура включает в себя недвижимость, в частности сооружения, обслуживающие движение: насыпи, траншеи, мосты, железнодорожные пути, портовые сооружения, аэропорты и т.д. Объектовые виды «инфраструктур»: · Инфраструктура рабочего места – условия работы. · Инфраструктура здания, сооружения – условия стройки. · Корпоративная инфраструктура – условия для развития предприятия · Региональная инфраструктура – условия для территориального развития · Социальная инфраструктура – социальные условия для общества · Международная инфраструктура – внешние условия и связи общества · Общественная инфраструктура – общие условия для населения Виды: q производственная инфраструктура - функционирование производства q социальная инфраструктура - условия жизнедеятельности людей q рыночная инфраструктура - рыночные процессы в экономике страны q институциональная инфраструктура - управление хозяйством страны q инновационная инфраструктура - материализацию знаний q информационная инфраструктура - информационное сопровождение хозяйственной деятельности страны q экологическая инфраструктура - условия для сбалансированного развития природной среды 7. Каковы основные особенности, признаки и категории инфраструктуры? Особенности: 1. инфраструктура часто предназначена для обеспечения выполнения функций в нескольких регионах, странах, отраслях, то есть она носит международный, транснациональный, межотраслевой, междисциплинарный характер. Такими связующими элементами инфраструктуры являются: транспорт, энергетические системы, связь, информационные сети и др.. Отсюда следует, что инфраструктура выполняет интеграционную функцию между регионами, государствами, сферами деятельности, отраслями, предприятиями, социальными группами, индивидами.
2. инфраструктура не создает материальных благ. Она производит выполняет вспомогательную, обеспечивающую и стимулирующую функции для развития общества. В связи с этим требуется долевое участие в этом процессе всех социальных групп, главным образом государства и бизнеса. Отсюда следует особая роль в развитии инфраструктуры институтов взаимодействия, координации и кооперации, в том числе международных организаций, государственных структур, органов власти регионов и муниципальных образований, неправительственных коммерческих объединений, гражданских организаций и др. Признаки: Øпродукты деятельности отраслей инфраструктуры (общественные блага) часто поступают не только тем, кто их оплатил (государству), но и доступны в равной степени бизнесу, населению в виде различных выгод и удобств. Øкапиталовложения в инфраструктуру предшествуют всем другим “непосредственно производительным” инвестициям; Øнеобходимым условием для преодоления мертвой точки отсталости является неуменьшаемый минимум основного общественного капитала, сконцентрированного в отраслях инфраструктуры. Øинфраструктурный капитал обладает значительным объемом, то есть он выступает исключительно в неделимых, не допускающих уменьшения “глыбах”; Øминимальный срок службы зданий, сооружений и оборудования инфраструктуры очень велик; Øсооружения с более короткой продолжительностью жизни или неприемлемы по техническим причинам, или значительно менее эффективны; Øбольшинство услуг инфраструктуры не могут быть предметом импорта.
В результате анализа этих обобщений мы предлагаем некоторые характеристики инфраструктуры. Так, некоторые западные исследователи считают, что инфраструктурные объекты характеризуются: vнеделимостью инфраструктуры, неделимостью инфраструктурных инвестиций (П. Розешнтейн-Родан, Е. Тухтфельд, А.Хиршман); vвнешним эффектом (П. Розешнтейн-Родан, Е. Тухтфельд); vнедостаточной рентабельностью (П. Розешнтейн-Родан, Е. Тухтфельд); vнеподчинением рыночному механизму (П. Розешнтейн-Родан, Е. Тухтфельд); vбольшими величинами капитала (А.Хиршман); vстимулированием хозяйственной активности (А.Хиршман); vневозможностью импорта инфраструктурных сооружений (А.Хиршман). Анализируя особенности формирования инфраструктуры на различных этапах развития экономики страны, следует отметить, что каждому уровню экономического развития соответствует определенная модель инфраструктуры. В современных условиях перехода к инновационному типу расширенного воспроизводства необходимо как достаточно выделять, так и формировать следующие подсистемы инфраструктуры, обеспечивающие: qфункционирование производства - производственная инфраструктура; qусловия жизнедеятельности людей - социальная инфраструктура; qрыночные процессы в экономике страны – рыночная инфраструктура; qуправление хозяйством страны – институциональная инфраструктура; qматериализацию знаний – инновационная инфраструктура; qинформационное сопровождение хозяйственной деятельности страны – информационная инфраструктура; qусловия для сбалансированного развития природной среды – экологическая инфраструктура.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|