Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Также Йохимсен различает материальную, институциональную, персональную части инфраструктуры.




Под материальной инфраструктурой он понимает:

Øсовокупность всех сооружений, оборудования и производственных средств в народном хозяйстве, которые используются для энергоснабжения, обеспечения транспортом и телекоммуникациями;

Øсооружения и т. д. по консервации природных ресурсов и транспортные пути в широком смысле (например, строительство плотин, предотвращение наводнений, осушение, орошение, предупреждение эрозии, являющейся следствием воздействия ветров, воды и температуры посредством лесных полос, очистка сточных вод и меры по охране территории от загрязнения в целях сохранения водоемов);

Øздания и сооружения государственного управления, воспитания (в том числе, образования), науки, а также здравоохранения и социального обеспечения.

Институциональная инфраструктура, по мнению Йохимсена, охватывает возникшие и узаконенные учреждения, в которых хозяйственные единицы формулируют свои экономические решения и осуществляют их в сотрудничестве с другими предпринимателями.

Персональная инфраструктура включает «духовные, предпринимательские, профессиональные и прочие способности людей в условиях рыночного хозяйства».

Р. Йохимсен дает, по нашему мнению, одно из самых широких, емких и интересных определений инфраструктуры, считая ее «суммой оборудования, учреждений, капитала и талантов, необходимых экономике».

Он заложил основы так называемой «западногерманской школы», приверженцы которой утверждают, что инфраструктура не может быть лишь материального характера и должна включать «интеллектуальные и учрежденческие элементы».

Своеобразное определение инфраструктуры дает западногерманский экономист Г. Цехлин. Он пишет: «С точки зрения самого возникновения слова мы понимаем в первом приближении под инфраструктурой фундамент, основу экономики. В этом смысле к инфраструктуре относятся все те условия и обстоятельства, от которых зависят экономические управленческие решения и вместе с тем само хозяйственное развитие».

5. Нарисуйте схему инфраструктуры проекта

 

 

6. Дайте классификацию инфраструктуры по видам, направлениям и масштабам развития.

Уровни в зависимости от масштаба рассмотрения.

В глобальном и макроэкономическом аспекте инфраструктура может быть представлена как совокупность экономических и социальных условий для общества в мире, регионах, странах и социальных группах, обеспечивающих развитие экономики, внешние связи и удовлетворение потребностей населения в целом. Ее создание и совершенствование вызвано потребностью мирового сообщества и макрорегионов в комплексном развитии коммуникаций, транспорта, связи, электроэнергетики, материально-технического снабжения, а также науки, образования, здравоохранения и т.д.

В микроэкономическом аспекте проблема инфраструктуры исследуется во внутрифункциональном значении: раскрываются отношения между отдельным объектом (отраслью, городом, районом, территориальным кластером) и комплексом элементов, необходимых для его создания и последующего развития. Так, например, транспортная инфраструктура включает в себя недвижимость, в частности сооружения, обслуживающие движение: насыпи, траншеи, мосты, железнодорожные пути, портовые сооружения, аэропорты и т.д.

С другой стороны, учитывая разный уровень экономического анализа правомерно рассмотрение понятия инфраструктуры в объектовом аспекте: инфраструктура предприятия, здания.

В последнем случае под инфраструктурой следует понимать совокупность инженерно-технических сооружений, обеспечивающих материально-вещественные условия для нормального функционирования данного объекта.

С позиции региональной экономики региональная инфраструктура в целом представляет собой комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих и обеспечивающих нормальную деятельность социально-экономической системы региона (МО). Инфраструктурная обустроенность территории, организация обслуживания непосредственно воздействуют на рисунок размещения производительных сил, расселение, подвижность населения, структуру использования ресурсов территории. В микроэкономическом аспекте проблема инфраструктуры исследуется во внутрифункциональном значении: раскрываются отношения между отдельным объектом (отраслью, городом, районом, территориальным кластером) и комплексом элементов, необходимых для его создания и последующего развития. Так, например, транспортная инфраструктура включает в себя недвижимость, в частности сооружения, обслуживающие движение: насыпи, траншеи, мосты, железнодорожные пути, портовые сооружения, аэропорты и т.д.

Объектовые виды «инфраструктур»:

· Инфраструктура рабочего места – условия работы.

· Инфраструктура здания, сооружения – условия стройки.

· Корпоративная инфраструктура – условия для развития предприятия

· Региональная инфраструктура – условия для территориального развития

· Социальная инфраструктура – социальные условия для общества

· Международная инфраструктура – внешние условия и связи общества

· Общественная инфраструктура – общие условия для населения

Виды:

q производственная инфраструктура - функционирование производства

q социальная инфраструктура - условия жизнедеятельности людей

q рыночная инфраструктура - рыночные процессы в экономике страны

q институциональная инфраструктура - управление хозяйством страны

q инновационная инфраструктура - материализацию знаний

q информационная инфраструктура - информационное сопровождение хозяйственной деятельности страны

q экологическая инфраструктура - условия для сбалансированного развития природной среды

7. Каковы основные особенности, признаки и категории инфраструктуры?

Особенности:

1. инфраструктура часто предназначена для обеспечения выполнения функций в нескольких регионах, странах, отраслях, то есть она носит международный, транснациональный, межотраслевой, междисциплинарный характер. Такими связующими элементами инфраструктуры являются: транспорт, энергетические системы, связь, информационные сети и др.. Отсюда следует, что инфраструктура выполняет интеграционную функцию между регионами, государствами, сферами деятельности, отраслями, предприятиями, социальными группами, индивидами.

2. инфраструктура не создает материальных благ. Она производит выполняет вспомогательную, обеспечивающую и стимулирующую функции для развития общества. В связи с этим требуется долевое участие в этом процессе всех социальных групп, главным образом государства и бизнеса.

Отсюда следует особая роль в развитии инфраструктуры институтов взаимодействия, координации и кооперации, в том числе международных организаций, государственных структур, органов власти регионов и муниципальных образований, неправительственных коммерческих объединений, гражданских организаций и др.

Признаки:

Øпродукты деятельности отраслей инфраструктуры (общественные блага) часто поступают не только тем, кто их оплатил (государству), но и доступны в равной степени бизнесу, населению в виде различных выгод и удобств.

Øкапиталовложения в инфраструктуру предшествуют всем другим “непосредственно производительным” инвестициям;

Øнеобходимым условием для преодоления мертвой точки отсталости является неуменьшаемый минимум основного общественного капитала, сконцентрированного в отраслях инфраструктуры.

Øинфраструктурный капитал обладает значительным объемом, то есть он выступает исключительно в неделимых, не допускающих уменьшения “глыбах”;

Øминимальный срок службы зданий, сооружений и оборудования инфраструктуры очень велик;

Øсооружения с более короткой продолжительностью жизни или неприемлемы по техническим причинам, или значительно менее эффективны;

Øбольшинство услуг инфраструктуры не могут быть предметом импорта.

В результате анализа этих обобщений мы предлагаем некоторые характеристики инфраструктуры.

Так, некоторые западные исследователи считают, что инфраструктурные объекты характеризуются:

vнеделимостью инфраструктуры, неделимостью инфраструктурных инвестиций (П. Розешнтейн-Родан, Е. Тухтфельд, А.Хиршман);

vвнешним эффектом (П. Розешнтейн-Родан, Е. Тухтфельд);

vнедостаточной рентабельностью (П. Розешнтейн-Родан, Е. Тухтфельд);

vнеподчинением рыночному механизму (П. Розешнтейн-Родан, Е. Тухтфельд);

vбольшими величинами капитала (А.Хиршман);

vстимулированием хозяйственной активности (А.Хиршман);

vневозможностью импорта инфраструктурных сооружений (А.Хиршман).

Анализируя особенности формирования инфраструктуры на различных этапах развития экономики страны, следует отметить, что каждому уровню экономического развития соответствует определенная модель инфраструктуры.

В современных условиях перехода к инновационному типу расширенного воспроизводства необходимо как достаточно выделять, так и формировать следующие подсистемы инфраструктуры, обеспечивающие:

qфункционирование производства - производственная инфраструктура;

qусловия жизнедеятельности людей - социальная инфраструктура;

qрыночные процессы в экономике страны – рыночная инфраструктура;

qуправление хозяйством страны – институциональная инфраструктура;

qматериализацию знаний – инновационная инфраструктура;

qинформационное сопровождение хозяйственной деятельности страны – информационная инфраструктура;

qусловия для сбалансированного развития природной среды – экологическая инфраструктура.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...