Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Y- показатель заболеваемости отчетного года,




Yср - средний показатель заболеваемости за предшествующий период,

m - собственная ошибка показателя заболеваемости за отчетный год

mср. – средняя собственная ошибка показателя заболеваемости за предшествующий период.

Различия в сравниваемых показателях заболеваемости можно считать достоверными, если расчетный критерий Стьюдента (t) больше или равен 1,96 при заданном уровне точности (Р) больше или равным 95%.

 

Cведения о численности населения, необходимые для расчета показателей рождаемости, заболеваемости и смертности, можно получить в учреждениях Госкомстата, паспортных столах, ЗАГСах.

Основные отчетные формы (первичные документы):

  • Ф..№ 12 – Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения за 20____ год.
  • Ф. № 31 – Отчет о медицинской помощи детям за 20____ год.
  • Ф. № 32 – Отчет о медицинской помощи беременным, роженицам и

родильницам за 20____ год.

  • Ф. №13 – Отчет об абортах за 20____ год.
  • Ф. № 35 – Отчет о больных злокачественными новообразованиями за 20____ год.
  • ф. № 5 – Отчет о профилактических прививках за 20__год.
  • Ф..№ 6 – Отчет о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний за 20___год.
  • Ф. № 7 – Отчет о заболеваниях злокачественными новообразованиями

за 20____ год.

  • Ф. № 16-ВН – Отчет о временной нетрудоспособности за____ квартал 20____ год.
  • Ф. № 34 – Отчет о больных венерическими, грибковыми, кожными болезнями

и трихоманиазом за 20____ год.

  • Ф. № 36 – Отчет о контингентах психических больных за 20____ год.
  • Ф. № 17 – Отчет о медицинских кадрах за 20____ год.
  • Ф. № 85 – Отчет об инфекционной заболеваемости за 20____ год.

 

4.Выполните в рабочей тетради задания после изучения теоретического материала по источникам информации (основная и дополнительная литература).

 

Задача 1.

1) В городе К. с численностью населения 230000 человек в 2004 году зарегистрировано 450 случаев дизентерии, а в 2003 году 356 случаев, при наличии такого же количества населения. Рассчитайте показатели заболеваемости и сравните их, используя для этого критерий Стьюдента. Графически изобразите полученный результат. Напишите вывод.

 

2) В городе К. с численностью населения 250000 человек в 2004 году зарегистрировано 840 случаев Вирусного гепатита В, а в 2003 году 530 случаев, при наличии такого же количества населения. Постройте таблицу по представленной задаче. Рассчитайте показатели заболеваемости и сравните их, используя для этого уровни доверия и доверительные интервалы. Графически изобразите полученный результат. Напишите вывод.

 

Расчет уровней довеоия и доверительных интервалов:

Pyi=Yi±m×tp; ΔPy-i=Y-i±m×tp;

 

ΔPy-i - верхний и нижний доверительный уровень среднего показателя заболеваемости предшествовавших лет;

ΔPyi - верхний и нижний доверительный уровень среднего показателя заболеваемости отчётного года;

tp - коэффициент Стьюдента;

 

Основная литература:

1. Зуева Л.П.. Эпидемиология: учебник / Л. П. Зуева, Р. Х. Яфаев. - СПб.: Фолиант, 2005. - 752 с.

2. Мельниченко П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология: учебник для студ. мед. вузов / П. И. Мельниченко, П. И. Огарков, Ю. В. Лизунов. - М.: Медицина, 2005. - 400 с.

Мельниченко, П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - 400 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225048498.html.

3. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. - 800 с.

Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 800 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970400386.html

4. Шкарин В.В. Дезинфектология: рук-во для студ. медвузов и врачей / В. В. Шкарин, М. Ш. Шафеев. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003. - 368 с.

5. Власов В.В. Эпидемиология: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005. - 462 с.

Власов, В. В. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970402656.html

Дополнительная литература:

1. Беляков В.Д. Эпидемиология: учебник для студ. сан.-гиг. фак. мед. ин-тов / В. Д. Беляков, Р. Х. Яфаев. - М.: Медицина, 1989. - 416 с.

2. Зуева Л.П.. Эпидемиологическая диагностика [Текст]: к изучению дисциплины / Л. П. Зуева, С. Р. Еремин, Б. И. Асланов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Фолиант, 2009. - 312 с.

3. Ющук Н.Д. Эпидемиология [Текст]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с.

Ющук Н.Д. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225047769.html

4. Эпидемиология: Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов, М. А. Жогова [и др.]. - М.: Медицина, 1997. - 272 с.

5. Ющук Н.Д. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - М.: Медицина, 2005. - 196 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225040624.html

6. Мероприятия, направленные на профилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку [Электронный ресурс]: [материалы общероссийского 6-дневного семинара и другие материалы по этой теме] / Ю. В. Лобзин [и др.]; Федерал. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, СПб. мед. акад. последипломного образования. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: СПбМАПО, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

7. Шляхтенко, Л. И. Эпидемиологическая диагностика хронических вирусных гепатитов: руководство для врачей эпидемиологов, инфекционистов, гепатологов и руководителей здравоохранения / Л. И. Шляхтенко. - СПб.: НИИЭМ им. Пастера, 2001. - 183 с.

8. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Ю. Бражников [и др.]; под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413654.html.т

9. Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний: учебное пособие рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России] / Башкирский гос. мед. ун-т; сост. Г. Е. Ефимов [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2010. - 153 с.:

Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний [Электронный ресурс]: учебное пособие / ГОУ ВПО БГМУ; сост.: Г. Е. Ефимов, Т. В. Кайданек. – Уфа: ГОУ ВПО "Башгосмедуниверситет" Росздрава, 2010. - 157 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

10. Эпидемиологическая хрестоматия [Текст]: учебное пособие, рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России для студ., обучающихся по спец.: 060104 65 - Медико-профилактическое дело, 060101 65 - Лечебное дело, 060103 65 - Педиатрия / МЗ и социального развития РФ, ГБОУ ВПО Первый Московский гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова; под ред. Н. И. Брико, В. И. Покровского. - М.: МИА, 2011. - 398 с.

11. Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник для студентов леч. фак. мед. вузов / В. И. Покровский, С. Г. Пак, Н. И. Брико, Б. К. Данилкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 816 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970416525.html

 

Тема практического занятия 2: Эпидемиологическая диагностика. Анализ уровня и структуры инфекционной заболеваемости. Анализ многолетней динамики заболеваемости. Оперативный анализ заболеваемости.

 

1.Актуальность темы: Эпидемиологическая диагностика как инструмент познания закономерностей развития эпидемического процесса на основе анализа его проявлений – важнейший раздел эпидемиологии – позволяет выявить причины, условия возникновения и развития в пространстве и времени. Эпидемиологический анализ, как раздел эпидемиологической диагностики, предусматривает «установление закономерностей эпидемического процесса в данных конкретных условиях и изучение эффективности проводимых мер»

2. Учебные цели: Научится применять методы эпидемиологического анализа для установления закономерностей развития заболеваемости. Определять тенденции развития заболеваемости, периодичности; циклов ее колебаний; прогнозировать заболеваемость; овладеть практическими навыками оперативного слежения за инфекционной заболеваемостью и оценки эпидемического состояния обслуживаемой территории.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

· категории причин, участвующих в формировании фактической многолетней динамики заболеваемости; формирующих многолетнюю тенденцию заболеваемости - рост, снижение, стабилизацию, методы расчетов тенденции, прогнозируемого показателя заболеваемости на следующий год;

· категории причин, формирующих регулярные (периодические) колебания интенсивности эпидемического процесса, т.е. цикличность, приемы определения; периодичности циклов; вызывающих нерегулярные колебания интенсивности эпидемического процесса, приемы их определения;

· основные показатели для анализа многолетней динамики заболеваемости;

· приемы выделения в многолетней динамике периодов с низким и высоким уровнями заболеваемости;

· содержание оперативного эпидемиологического анализа;

· понятие о контрольном уровне заболеваемости;

· принципы отбора исходных материалов, необходимых для определения контрольного уровня заболеваемости;

· методы определения контрольного уровня суточной заболеваемости;

· заболеваемость (Инцидентность), как статистическую величину. Количественную оценку заболеваемости;

· показатели превалентности (распространённости, болезненности). Формулы расчёта. Взаимосвязь этих показателей. Область применения. Эпидемиологический смысл;

· достоверность различия показателей заболеваемости. Критерий Стьюдента. Эпидемиологический смысл. Метод расчёта;

· показатели структуры. Методы расчёта. Применение в эпидемиологии;

· способы графического отражения эпидемиологических данных; графическое изображение интенсивных и экстенсивных показателей;

· различные виды классификации инфекционных заболеваний, в том числе МКБ-Х, эпидемиологические классификации;

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

  • составлять программу для изучения инфекционной заболеваемости;
  • проводить группировку и статистическую сводку информации;
  • определять эпидемиологическую значимость; экономическую значимость;

· рассчитывать тенденцию изменения интенсивности эпидемического процесса;

· определять периодические или циклические колебания заболеваемости в

многолетней динамике; прогнозируемый показатель заболеваемости на следующий год;

· оценивать эпидемическую тенденцию, цикличность и показатель анализируемого года с прогнозируемой заболеваемостью;

· давать количественную и качественную характеристику нерегулярных колебаний;

· графически выражать данные заболеваемости в многолетней динамике и показателей прямолинейного тренда;

· выбиратьисходную информацию о заболеваемости и по этой информации составлять аналитические таблицы о помесячной заболеваемости;

· определять помесячные и дневные контрольные уровни спорадической заболеваемости конкретной инфекцией для всего населения, отдельных возрастных, социально-профессиональных и других групп;

· строить план-график Вальда, и откладывать на графике нарастающий итог заболеваний по дням;

· оценивать эпидемическое состояние в районе обслуживания по данным плана-графика слежения за инфекционной заболеваемостью и разрабатывать адекватные организационно-управленческие решения для стабилизации возникшей ситуации.

  • анализировать полученные результаты с оценкой их статистической достоверности;
  • графически выражать полученные результаты с оценкой их статистической достоверности;
  • формулировать выводы, в дальнейшем используя их в разработке конкретных профилактических и противоэпидемических действий в профессиональной деятельности;

Продолжительность самостоятельной работы 9 час. (3 дня).

3. Материалы (вопросы) для самоподготовки к освоению данной темы:

Получите индивидуальные задания у преподавателя для проведения анализа уровня и структуры и анализа многолетней динамики заболеваемости.

При выполнении индивидуального задания ответьте на поставленные вопросы

1.Построение таблиц и графиков.

2.Оценка проявлений и выраженности эпидемической тенденции.

3.Оценка проявлений цикличности.

4.Оценка показателей заболеваемости в разных фазах цикла.

5.Оценка нерегулярных колебаний заболеваемости в многолетней динамике

заболеваемости.

6.Оценка показателя заболеваемости анализируемого года и

прогнозирование

7.Оценка и формулирование гипотез о факторах риска.

8.Определение понятия оперативный эпидемиологический анализ и основные его разделы.

9.Значение и место информации о результатах лабораторных исследований в оперативном эпидемиологическом анализе.

10.Содержание оперативного анализа заболеваемости и техника его реализации;

11.Единство оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости с анализом результатов санитарного надзора и оценкой биологических свойств популяции паразита и хозяина;

12.Понятие о контрольном (нормативном) уровне заболеваемости и факторах, формирующих этот уровень.

13.Принципы отбора исходных материалов, необходимых для определения контрольного уровня заболеваемости.

14. Методы определения контрольного уровня суточной заболеваемости.

15.Критерии оценки эпидемиологической значимости, социальной значимости.

16.Виды экономического ущерба. Критерии оценки экономической значимости;

17.Какие учётно-отчётные документы используются для сбора данных об инфекционной заболеваемости?

18.Какие демографические данные необходимы для проведения анализа?

19.Какие статистические показатели применяются для проведения анализа инфекционной и неинфекционной заболеваемости?

20.Укажите, какие показатели (заболеваемость, поражённость, болезненность) используются при анализе инфекционных и паразитарных болезней – эшерихиозы, малярия, аскаридоз, туберкулёз.

21.Назовите показатели, используемые для характеристики структуры и уровня заболеваемости, и укажите способы их графического изображения.

Место эпидемиологического анализа в системе эпидемического надзора

Оперативный эпидемиологический анализ является частью системы эпидемиологического надзора. Сформировавшейся в последние годы. По определению В.Д. Белякова «Эпидемиологический надзор – динамическая оценка состояния и тенденций развтия эпидемического процесса в пространстве и времени, обеспечивающая своевременное вмешательство в его ход с целью предупреждения заболеваний, снижения заболеваемости и ликвидации отдельных инфекций и проводимая совокупностью сил и средств, организованных с систему на основе теоретических, методических и организационных принципов современной эпидемиологии».

Основные разделы оперативного эпидемиологического анализа представлены на рис.1..


                   
 
 
   
Обоснование и проверка Гипотез о конкретных факторах риска заражения и заболевания
 
   
 
   
Своевременное установление причин заболеваемости и выявление условий, способствующих возникновению эпидемической вспышки
 
   
Рис.2. Содержание оперативного эпидемиологического анализа (схема).


 


Анализ многолетней динамики заболеваемости проводится, по возможности, за более длительный промежуток времени (не менее 10 лет). По интенсивным показателям заболеваемости (на 100 000 населения) за анализируемый период строятся таблицы динамических рядов (таб. 1.1) и графики многолетней заболеваемости.

Таблица 1.

Многолетняя заболеваемость гепатитом А за период с 20... по 20... гг. в интенсивных показателях (на 100 000 населения)

Годы Показатели заболеваемости Средне- многолетний показатель
абс. число °/оооо
       

 

Для выявления основной тенденции динамики заболеваемости используются общепринятые методы выравнивания динамических рядов:

1. по прямой — метод наименьших квадратов с расчетом трендовой линии по параболе первого порядка, или

2. по параболе второго порядка и др. в зависимости от вида тенденции. Графическое изображение многолетней динамики заболеваемости

позволяет в наглядной форме обнаружить последовательность изменений,

выявить периоды роста, снижения, стабилизации заболеваемости, наличие ее цикличности. Это необходимо для дальнейших расчетов при анализе годовой динамики заболеваемости по нескольким динамическим рядам, построенным

соответственно этим выявленным периодам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...