Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка исходного материала




В качестве исходного материала используются помесячные количества спорадических заболеваний конкретной инфекцией по первичным (предварительным) диагнозам за 5-6 и более предшествовавших лет, адекватных по фазе многолетних циклов. Сначала из журнала учета инфекционных заболеваний выписывается помесячно количество заболеваний, зарегестрированных по первичным диагнозам. Из каждого помесячного количества заболеваний исключаются вторичные случаи. Возникшие в очагах эпидемических вспышек. По разработанному и сгруппированному таким образом материалу составляется аналитическая таблица №1.

- Вычисление верхней границы колеблемости среднего месячного числа каждого месяца (М) с достоверностью 95%.

Верхняя граница доверительного интервала среднемесячного числа больных (М) определяется делением среднего числа заболеваний (y) за месяц по многолетним данным на коэффициент, предложенный для расчета верхних доверительных границ с уровнем достоверности 95% (табл. 2).

М=

, где y – среднее число спорадических заболеваний в исследуемом месяце по многолетним наблюдениям; – коэффициент для расчета верхней доверительной границы среднемесячного числа заболеваний с уровнем достоверности 95%.

Вычисление начинается с определения суммы спорадических заболеваний (ΣК) в одноименных месяцах за нализируемые годы и определения среднемесячного числа больных. Результаты вносят в соответствующие строки аналитической таблицы №1. Далее для каждого суммарного числа спорадических заболеваний находят коэффициент «». Для этого используют таблицу №2.

Пример решения

Суммарное число спорадических заболеваний по данным первичной регистрации в январе за 5 лет составило 230. По справочной таблице №2 к этому числу наиболее близко значение ΣК, равное 250, поэтому коэффициент числа «» для января составляет 0,90. Используя эти числа, определяется

Задание 1.

По образцу расчетов для января вычислить верхнюю границу среднего месячного числа спорадических заболеваний для каждого месяца. результаты сверить с эталоном ответа у преподавателей и записать в соответствующие строки табл. 1.

5.4.3. Определение месячных контрольных уровней заболеваемости (Ку) с достоверностью 95%.

В случае М ≤ 25 по таблице 3 приложения в пределах графы «М» необходимо найти строку, соответствующую количественному значению фактического «М», и из графы «Ку» с вероятностью 0,950 выписать в табл. 1 цифровое значение «Ку» решаемой задачи.

Если М ≥ 25, «Ку» определяется по формуле, предложенной Селидовкиным Д.А., Леонтьевой Л.Г., Романовским Г.В. /1974/ для слежения за инфекционной заболеваемостью:

Ку = (М – 0,5) + (1.645 * √М),

где 0,5 и 1,645 – постоянные величины, вычисленные для данного метода.

Пример решения.

В январе исследуемого периода М = 51,1, т.е. больше 25, поэтому Ку = (51,1 – 0.5) + (1,645 * √51,1) = 50,6 + 11.76 = 62,4. Полученный результат записан в табл. 1 в графе «январь» соответствующей строкой.

Задание 2.

Определить координаты начала и окончания контрольных линий К1, К2 каждого месяца с февраля по декабрь путем решения линейных уравнений с использованием исходных данных табл.1.Результаты сверить с эталоном ответа у преподавателя и записать в табл.4.

Методика построения плана-графика

План-график слежения за информационной заболеваемостью рекомендуется строить на миллиметровой бумаге форматом не менее 30 х 40 см. На оси абцисс откладывается число дней в конкретном месяце с избранным масштабом 910 мм за день), на оси ординат- возрастающая сумма числа заболеваемости по дням (ΣК) с выбранным масштабом (одно заболевание=5 или 8-10 мм) в зависимости от формата графического изображения и максимаоьного средне-многолетнего числа заболеваний в данном месяце. Ось ординат изображается выше и ниже горизонтальной оси от нуля, т.к. первая координата точки линии Кт, как правило, находится ниже линии абцисс. На план-график каждого месяца наносятся 4 точки, координаты которых определены при решении уравнения и записаны в табл.4. Эти точки соединяются прямыми линиями.

Задание 3.

Построить план-графики слежения за заболеваемостью вирусным гепатитом А с февраля по декабрь на каждый месяц.

Слежение за инфекционной заболеваемостью по дням с помощью плана-графика Вальда.

Для слежения используется построенный для соответствующего месяца план-график. В сетку регистрации числа заболеваний по дням (строка К) записывается итоговое число зарегестрированных за день заболеваний по предварительным диагнозам. Ежедневно определяется нарастающее число заболеваний (ΣК) и его координаты наносятся на план-график в виде точки. После соединения координат предыдущего и текущего дней, получают графическое изображение динамики эпидемического процесса за предыдущие дни с начала месяца и состояния заболеваемости на текущий день относительно линий контрольных уровней. Превышение кривой слежения уровня линий К1 оценивается как начало эпидемической вспышки.

Таким образом, применение план-графика при использовании для его построения достоверных и адекватных исходных материалов спорадической заболеваемости позволяет своевременно установить начало эпидемической вспышки на обслуживаемой территории. В случае обнаружения вспышки уточняется время риска. Для установления ее причин углубляется эпидемиологическая диагностика. При этом проводится анализ для определения места, времени, контингента и факторов риска.

Пользуясь данными таблицы 1, проведите сравнительную оценку всей инфекционной заболеваемости, заболеваемости гриппом и ОРЗ в отчётном году со средними показателями предшествовавших лет по критерию Стьюдента (t – коэффициенту достоверности различия показателей). Сформулируйте вывод. Выдвинете гипотезы, с чем может быть связано столь интенсивное изменение уровня всей заболеваемости. Аргументируйте ход дальнейшего исследования. Что, по Вашему мнению, необходимо проанализировать (группы, нозологические формы болезней и т.д.).

 

Для выполнения задания необходимо использовать следующие формулы:

 

t=(yi - yi-)/ √myi2 +myi-2 ; myi=√yi×(105 - yi)/N; myi-= √ yi-×(105 - yi-)/N-;

 

yi - показатель заболеваемости отчётного года;

yi- - средний показатель заболеваемости предшествовавших лет;

myi - ошибка показателя отчётного года;

myi- - ошибка показателя предшествовавших лет;

N - численность населения за отчётный год;

N- - средняя численность населения предшествовавших лет;

Таблица 1

Инфекционная заболеваемость в городе У. в отчётном 2010 г. gо сравнению со среднегодовой заболеваемостью в предыдущие 5 лет (2005-2009гг.).

Группа заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости за (2005-2009) Заболеваемость отчётного года (2010г.)
  Абсолютное число случаев Заболеваемость на 100 тыс. (%000) Абсолютное число случаев Заболеваемость на 100 тыс. (%000)
Инфекционные заболевания   1907,3   1563,2
Грипп и ОРЗ   29077,13   34515,28
Всего инфекционных заболеваний по форме №85   20984,39   36068,41

 

2. Изучение уровня и структуры инфекционной заболеваемости в различных группах инфекционной патологии.

Используя сведения таблицы №2, обоснуйте и проведите группировку заболеваний для таблицы №4. оцените достоверность изменения показателей заболеваемости отчётного года со средними показателями предшествовавших лет по группам инфекций (используя критерий Стьюдента или уровни доверия и дополнительные интервалы). Проанализируйте полученную структуру инфекционной заболеваемости по группам инфекций (См. табл. 4).

Проанализируйте отдельно уровень и структуру заболеваемости населения зоонозными инфекциями (используя табл. №2 заполните табл. №5). Подумайте и предположите, с чем может быть связано такой характер изменения структуры заболеваемости. Графически изобразите полученные результаты уровня заболеваемости и структуры по группам инфекций (табл. 4.5.).

Таблица 2

Число случаев инфекционных заболеваний в городе У. в различные периоды наблюдения.

 

№ п/п Нозологические формы болезней Абсолютное число случаев за 2005-2009. (среднее значение) Абсолютное число случаев за 2010 г.
  Брюшной тиф    
  Паратиф A,B,C,    
  Бактериальные дизентерии    
  Пищевые токсикоинфекции, вызванные установленным возбудителем    
  Пищевые токсикоинфекции, вызванные неустановленным возбудителем    
  Другие ОКЗ, вызванные установленным возбудителем    
  Другие ОКЗ, вызванные не установленным возбудителем    
  Дифтерия    
  Коклюш    
  Скарлатина    
  Менингококковая инфекция    
  Ветряная оспа    
  Корь    
  Краснуха    
  Клещевой весенний энцефалит    
  Геморраргическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС)    
  Вирусные гепатиты: Вирусный гепатит B Вирусный гепатит A Вирусный гепатит C Микст гепатиты (ГВ+ГС, ГВ+ГД+ГС) Вирусные гепатиты неустановленной этиологии (ГНЭ)    
  Бруцеллёз    
  Паротит эпидемический    
  Малярия    
  Легеонеллёз    
  Сибирская язва    
  ОРЗ    
  Грипп    
  ВИЧ-инфекция    

 

 

Таблица 3

Численность населения города У. в 2005-2010гг.

 

Периоды Численность населения
Среднегодовая численность населения в период 2005-2010 гг.  
Отчётный год 2011  

 

Таблица 4

Заболеваемость в различных группах инфекционных заболеваний в период 2005-2010 гг. (исключая грипп и ОРЗ).

Группа инфекционных заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости в период (2005-2010 гг.) Показатели заболеваемости отчётного года (2011 г.)
Абсолютное число случаев На 100 тыс. (y-i) % Абсолютное число случаев На 100 тыс. (y-i) %
1Кишечные инфекции   2Инфекции дыхательных путей   3Кровяные инфекции   4Инфекции с гемаконтактным механизмом передачи   5Инфекции наружных кожных покровов            
Всего            

 

Таблица 5

Заболеваемость населения города У. зоонозными инфекциями в 2005-2010 гг.

 

Группа инфекционных заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости в период (2005-2010 гг.) Показатели заболеваемости отчётного года (2011 г.)
Абсолютное число случаев На 100 тыс. (y-i) % Абсолютное число случаев На 100 тыс. (y-i) %
Сибирская язва   ГЛПС   Бруцеллёз   Клещевой энцефалит   Всего            

 

4.Выполните в рабочей тетради задания после изучения теоретического материала по источникам информации (основная и дополнительная литература).

 

1. Определение эпидемиологической значимости. Проведите эпидемиологический анализ группы инфекций с гематоконтактным механизмом передачи, используя табл. №6. определите наиболее эпидемиологически значимые группы или формы инфекционных заболеваний, используя методы оценки достоверности различий сравниваемых показателей (t – критерий, уровни доверия и доверительные интервалы). Изобразите графически интенсивные показатели с уровнями доверия и доверительными интервалами. Сделайте вывод по полученным результатам.

Для выполнения задания необходимы следующие формулы:

 

ΔPyi=Yi±m×tp; ΔPy-i=Y-i±m×tp;

 

ΔPy-i - верхний и нижний доверительный уровень среднего показателя заболеваемости предшествовавших лет;

ΔPyi - верхний и нижний доверительный уровень среднего показателя заболеваемости отчётного года;

tp - коэффициент Стьюдента;

Таблица 6.

Структура и заболеваемость в группе инфекций с гемоконтактным механизмом передачи в период 2005-2010 гг.

Группа инфекционных заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости в период (2005-2010 гг.) Показатели заболеваемости отчётного года (2011 г.)
Абсолютное число случаев На 100 тыс. (y-i) % Абсолютное число случаев На 100 тыс. (y-i) %
Вирусный гепатит В (ГВ)   Вирусный гепатит С (ГС)   Вирусные гепатиты микст (ГП+ГС, ГВ+ГД+ГС)   ВИЧ-инфекция   Всего                              

 

2 .Определение социальной значимости различных нозологических форм инфекционных заболеваний.

 

Социальная значимость болезни рассчитывается на основе таблиц стандартных величин социального ущерба, наносимого, одним случаем болезни, следует умножить на показатель заболеваемости, рассчитанный на 100 тыс. населения. Полученный ряд значений социального ущерба ранжируют и определяют нозологические формы с наибольшей социальной значимостью. Пользуясь данными табл. 6 и 7, проведите расчёты социальной значимости отдельных нозологических форм группы инфекций с гемоконтактным механизмом передачи (табл. 8). Сформулируйте вывод. Объясните, почему уровень социального ущерба в группе инфекций столь различен.

 

Таблица 7.

Стандартные величины социального и экономического ущерба, наносимого, одним случаем инфекционной болезни (Данные Центрального НИИ эпидемиологии МЗ РФ, 2011 г.)

 

Нозологические формы Социальный ущерб (в относительных величинах) Экономический ущерб от 1 случая, тыс. руб. (в ценах 2000 г.)
Брюшной тиф и паратифы 47,85 27,41
Пищевые токсикоинфекции 42,31  
Бактериальная дизентерия 11,74 5,26
ОКИ, установленной этиологии н.д* 2,84
ОКИ, неустановленной этиологии н.д* 2,69
Вирусный гепатит А 12,68 14,21
Вирусный гепатит В 147,15 22,48
Вирусный гепатит С (ГС) аа 154,6 17,84
<<Носители>> вируса ГВ 8,16 2,24
<<Носители>> вируса ГС н.д* 1,79
Скарлатина 6,87  
Дифтерия 131,62 16,60
Корь 14,60 3,02
Коклюш 8,16 3,27
Краснуха 7,17 1,58
Эпидемический паротит 7,23 1,50
Сибирская язва 67,77  
Клещевой энцефалит 32,4 11,81
Грипп 8,48 1,27
ОРВИ 8.48 1,15
Бруцеллёз н.д* 20,87
ГЛПС 15,20 15,29
ВИЧ-инфекция 198,9 58,46

н.д* - нет данных

Таблица 8.

Социальная значимость группы инфекций с гемоконтактным механизмом передачи в городе У. в период 2005-2010 гг.

 

Нозологические формы Величина социального ущерба в период 2005-2010 гг. Ранг Величина социального ущерба в 2011 г. Ранг
Вирусный гепатит В (ГВ)        
Вирусный гепатит С (ГС)        
ВИЧ-инфекция        
         

 

3.Определение экономической значимости. Экономическая значимость болезни определяется прямым и косвенным ущербом, наносимым государству от всей совокупности заболевших. Экономическая значимость рассчитывается путём умножения величины ущерба от одного случая заболевания на абсолютное число заболеваний.

Пользуясь данными таблиц № 6,7, рассчитайте экономический ущерб отдельных нозологических форм группы инфекций с гемоконтактным механизмом передачи и заполните в тетради (Табл. 9). Сформулируйте вывод.

 

Таблица 9.

Экономический ущерб от группы инфекций с гемоконтактным механизмом передачи в городе У. в период 2005-2010 гг.

 

Нозологические формы Величина экономического ущерба в период 2005-2010 гг. Величина экономического ущерба в 2011 гг.
Вирусный гепатит В (ГВ)    
Вирусный гепатит С (ГС)    
ВИЧ-инфекция    

 

Основная литература:

1. Зуева Л.П.. Эпидемиология: учебник / Л. П. Зуева, Р. Х. Яфаев. - СПб.: Фолиант, 2005. - 752 с.

2. Мельниченко П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология: учебник для студ. мед. вузов / П. И. Мельниченко, П. И. Огарков, Ю. В. Лизунов. - М.: Медицина, 2005. - 400 с.

Мельниченко, П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - 400 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225048498.html.

3. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. - 800 с.

Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 800 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970400386.html

4. Шкарин В.В. Дезинфектология: рук-во для студ. медвузов и врачей / В. В. Шкарин, М. Ш. Шафеев. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003. - 368 с.

5. Власов В.В. Эпидемиология: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005. - 462 с.

Власов, В. В. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970402656.html

 

Дополнительная литература:

1. Беляков В.Д. Эпидемиология: учебник для студ. сан.-гиг. фак. мед. ин-тов / В. Д. Беляков, Р. Х. Яфаев. - М.: Медицина, 1989. - 416 с.

2. Зуева Л.П.. Эпидемиологическая диагностика [Текст]: к изучению дисциплины / Л. П. Зуева, С. Р. Еремин, Б. И. Асланов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Фолиант, 2009. - 312 с.

3. Ющук Н.Д. Эпидемиология [Текст]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с.

Ющук Н.Д. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225047769.html

4. Эпидемиология: Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов, М. А. Жогова [и др.]. - М.: Медицина, 1997. - 272 с.

5. Ющук Н.Д. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - М.: Медицина, 2005. - 196 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225040624.html

6. Мероприятия, направленные на профилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку [Электронный ресурс]: [материалы общероссийского 6-дневного семинара и другие материалы по этой теме] / Ю. В. Лобзин [и др.]; Федерал. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, СПб. мед. акад. последипломного образования. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: СПбМАПО, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

7. Шляхтенко, Л. И. Эпидемиологическая диагностика хронических вирусных гепатитов: руководство для врачей эпидемиологов, инфекционистов, гепатологов и руководителей здравоохранения / Л. И. Шляхтенко. - СПб.: НИИЭМ им. Пастера, 2001. - 183 с.

8. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Ю. Бражников [и др.]; под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413654.html.т

9. Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний: учебное пособие рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России] / Башкирский гос. мед. ун-т; сост. Г. Е. Ефимов [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2010. - 153 с.:

Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний [Электронный ресурс]: учебное пособие / ГОУ ВПО БГМУ; сост.: Г. Е. Ефимов, Т. В. Кайданек. – Уфа: ГОУ ВПО "Башгосмедуниверситет" Росздрава, 2010. - 157 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

10. Эпидемиологическая хрестоматия [Текст]: учебное пособие, рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России для студ., обучающихся по спец.: 060104 65 - Медико-профилактическое дело, 060101 65 - Лечебное дело, 060103 65 - Педиатрия / МЗ и социального развития РФ, ГБОУ ВПО Первый Московский гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова; под ред. Н. И. Брико, В. И. Покровского. - М.: МИА, 2011. - 398 с.

11. Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник для студентов леч. фак. мед. вузов / В. И. Покровский, С. Г. Пак, Н. И. Брико, Б. К. Данилкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 816 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970416525.html

Тема практического занятия 3: Понятие об инфекционных болезнях. Тенденции в эволюции инфекционных болезней. Учение об эпидемическом процессе. Причины, механизмы развития и проявления. Роль социальных и природных условий в развитии эпидемического процесса. Концепция эпидемического процесса как социально-экологической системы Б.Л.Черкасского.

1.Актуальность темы: Усвоение данной темы позволяет получить фундаментальные знания и понятия по эпидемиологии, которые в практической деятельности врача эпидемиолога необходимы для объективной трактовки имеющейся эпидемической ситуации, что, в конечном счете, позволит выбрать верное решение для проведения комплексных профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения эпидемиологической безопасности населения.

2.Учебная цель: Освоение основных положений учения об эпидемическом процессе.

Для формирования умений студент должен знать:

· Определение эпидемического процесса;

· Признаки паразитарных систем, характеризующие специфику эпидемического процесса при различных нозологических формах инфекционных болезней;

· Основополагающую и регулирующую роль социальных и природных условий в развитии эпидемического процесса;

· Содержание теории механизма передачи;

· Содержание и основные положения теории саморегуляции паразитарных систем и ее значение для оценки механизмов развития эпидемического процесса;

· Содержание теории природной очаговости и ее значение для оценки механизмов развития эпидемического процесса;

· Обоснование существующих классификаций инфекционных (паразитарных) заболеваний;

· Основные проявления эпидемического процесса (спорадическая, эпидемическая, вспышечная, экзотическая, эндемическая) заболеваемость.

В результате освоения темы студент должен уметь:

· Обосновывать значение биологических, природных и социальных условий в развитии эпидемического процесса;

· Объяснить, почему развивается эпидемический процесс;

· Объяснить, как функционирует (-ют) причина (-ы) при действии различных условий в формировании эпидемического процесса;

· Использовать основные положения теории механизма передачи для объяснения механизмов формирования эпидемического процесса;

· Использовать основные положения теории саморегуляции паразитарных систем для объяснения механизмов формирования эпидемического процесса;

· Использовать основные положения теории природной очаговости для объяснения механизмов формирования эпидемического процесса;

· Использовать социально-экологическую концепцию Б.Л.Черкасского для объяснения механизмов формирования эпидемического процесса;

· Использовать классификации инфекционных заболеваний для формирования групп болезней;

· Использовать понятия (спорадическая, эпидемическая, вспышечная, экзотическая, эндемическая) заболеваемость для интерпретации проявлений эпидемического процесса;

Продолжительность самостоятельной работы 3 часа.

 

3 .Материалы для самоподготовки к освоению данной темы.

Вопросы для самоподготовки:

· Дайте определение инфекционного процесса;

· Современные тенденции в изменении инфекционных болезней и их причины;

· Дайте определение эпидемического процесса;

· Охарактеризуйте основные движущие силы эпидемического процесса (факторы эпидемического процесса);

· Сделайте заключение о причинности развития эпидемического процесса (взаимодействие факторов эпидемического процесса);

· Определение механизма передачи. Фазы механизма передачи. Типы механизмов передачи. Закон соответствия;

· Классификация инфекционных болезней по типам механизмов передачи инфекционного агента;

· Определение путей и факторов передачи инфекционного начала;

· Теория саморегуляции паразитарных систем. Основные положения и их сущность. Значение теории для глубокого понимания механизмов формирования эпидемического процесса;

· Практическая ценность микробиологического слежения за тенденцией развития эпидемического процесса;

· Звенья эпидемического процесса (Элементарная ячейка эпидемического процесса);

· Природная очаговость отдельных инфекционных болезней человека. Теория природной очаговости (Е.Н. Павловский). Значение теории для эпидемиологии;

· Проявления эпидемического процесса и их интерпретация. Количественный подход к определению проявлений эпидемического процесса. Понятие нозоареала;

· Объясните, какими условиями определяются специфика и масштабы эпидемического процесса;

· Значение изменений инфекционных болезней для изучения эпидемического процесса с точки зрения врача-практика.

 

4.Выполните в рабочей тетради задания после изучения теоретического материала по источникам информации (основная и дополнительная литература).

 

Задание 1. Продолжите представленное заключение: По конечному фактору реализации фекально-орального механизма передачи возбудителя кишечных инфекций выделяют следующие пути …………………

Задание 2. Перечислите, какие факторы могут определять восприимчивость организма к инфекционному заболеванию? Объясните, почему Вы так считаете?

Задание 3. Резервуар возбудителя инфекции – Это ………..

Задание 4. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней.-«ГЕОТАР-Медиа» 2005.-794с.

См. Стр 24. Задача №2., Задача №3, Задача №4а, Задача №6.

 

Основная литература:

1. Зуева Л.П.. Эпидемиология: учебник / Л. П. Зуева, Р. Х. Яфаев. - СПб.: Фолиант, 2005. - 752 с.

2. Мельниченко П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология: учебник для студ. мед. вузов / П. И. Мельниченко, П. И. Огарков, Ю. В. Лизунов. - М.: Медицина, 2005. - 400 с.

Мельниченко, П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - 400 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225048498.html.

3. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. - 800 с.

Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 800 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970400386.html

4. Шкарин В.В. Дезинфектология: рук-во для студ. медвузов и врачей / В. В. Шкарин, М. Ш. Шафеев. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003. - 368 с.

5. Власов В.В. Эпидемиология: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005. - 462 с.

Власов, В. В. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970402656.html

Дополнительная литература:

1. Беляков В.Д. Эпидемиология: учебник для студ. сан.-гиг. фак. мед. ин-тов / В. Д. Беляков, Р. Х. Яфаев. - М.: Медицина, 1989. - 416 с.

2. Зуева Л.П.. Эпидемиологическая диагностика [Текст]: к изучению дисциплины / Л. П. Зуева, С. Р. Еремин, Б. И. Асланов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Фолиант, 2009. - 312 с.

3. Ющук Н.Д. Эпидемиология [Текст]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с.

Ющук Н.Д. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225047769.html

4. Эпидемиология: Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов, М. А. Жогова [и др.]. - М.: Медицина, 1997. - 272 с.

5. Ющук Н.Д. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - М.: Медицина, 2005. - 196 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225040624.html

6. Мероприятия, направленные на профилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку [Электронный ресурс]: [материалы общероссийского 6-дневного семинара и другие материалы по этой теме] / Ю. В. Лобзин [и др.]; Федерал. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, СПб. мед. акад. последипломного образования. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: СПбМАПО, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

7. Шляхтенко, Л. И. Эпидемиологическая диагностика хронических вирусных гепатитов: руководство для врачей эпидемиологов, инфекционистов, гепатологов и руководителей здравоохранения / Л. И. Шляхтенко. - СПб.: НИИЭМ им. Пастера, 2001. - 183 с.

8. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Ю. Бражников [и др.]; под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413654.html.т

9. Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний: учебное пособие рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России] / Башкирский гос. мед. ун-т; сост. Г. Е. Ефимов [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2010. - 153 с.:

Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний [Электронный ресурс]: учебное пособие / ГОУ ВПО БГМУ; сост.: Г. Е. Ефимов, Т. В. Кайданек. – Уфа: ГОУ ВПО "Башгосмедуниверситет" Росздрава, 2010. - 157 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

10. Эпидемиологическая хрестоматия [Текст]: учебное пособие, рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России для студ., обучающихся по спец.: 060104 65 - Медико-профилактическое дело, 060101 65 - Лечебное дело, 060103 65 - Педиатрия / МЗ и социального развития РФ, ГБОУ ВПО Первый Московский гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова; под ред. Н. И. Брико, В. И. Покровского. - М.: МИА, 2011. - 398 с.

11. Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник для студентов леч. фак. мед. вузов / В. И. Покровский, С. Г. Пак, Н. И. Брико, Б. К. Данилкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 816 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970416525.html

 

Тема практического занятия 4: Современные представления об элементарной основе эпидемического процесса. Источники инфекции их эпидемиологическая значимость. Механизм передачи и восприимчивое население – предпосылки для поддержания непрерывности эпидемического процесса.

 

1.Актуальность темы: В системе противоэпидемического обеспечения населения важное место принадлежит мероприятиям, направленным на звенья эпидемического процесса. Проведение таких мероприятий невозможно без глубокого понимания сущности элементарной основы эпидемического процесса, в том числе эпидемиологической оценки значимости различных категорий источников инфекции, и способов их выявления.

2.Учебная цель: Научится интегрировать информацию об элементарной основе эпидемического процесса. Использовать знания о источниках инфекции, определять их место и роль в реализации эпидемического процесса при различных эпидемиологических ситуациях.

 

Для формирования умений студент должен знать:

· Группы болезней согласно классификации по источникам инфекции;

· Периоды инфекционного процесса, патофизиологические механизмы формирования;

· Заразность в различные периоды заболевания при различных инфекционных заболеваниях;

· Категории источников инфекции при антропонозных заболеваниях (по форме проявления болезни, по течению болезни, по тяжести проявления болезни);

· Резервуар и источники возбудителей при зоонозных и сапронозных инфекциях;

· Типы распространения инфекций от различных источников инфекции;

· Методы выявления источников инфекции. Преимущества и недостатки тех или иных методов;

· Механизмы, пути и факторы передачи инфекционных заболеваний;

· Восприимчивый организм. Механизмы восприимчивости людей к инфекции;

В результате освоения темы студент должен уметь:

· Пользоваться классификацией инфекционных заболеваний по источникам инфекции;

    • Выявлять источников инфекции при различных заболеваниях;
    • Определять эпидемиологическую значимость различных источников инфекции при антропонозных заболеваниях;
    • Диагностировать различные инфекционные состояния;
    • Заполнять медицинскую документацию при подозрении на инфекционное заболевание;
    • Определять механизм передачи при различных инфекционных заболеваниях;
    • Определять факторы и пути передачи при различных инфекционных заболеваниях, выделять среди них наиболее эпидемиологически значимые в конкретной эпидемиологической обстановке;
    • Определять степень восприимчивости населения (индивидуальная восприимчивость).

Продолжительность самостоятельной работы 3 час.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...