Материалы для самоподготовки к освоению данной темы.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Вопросы для самоподготовки: · Сформулируйте определение источника инфекции; · Источник инфекции человек. Категории источников инфекции их эпидемиологическая значимость. · Эпидемиологическая значимость скрытых источников инфекции (носители, инфицированные, больные острые и хронические с бессимптомным течением заболевания). · Эпидемиологическая значимость явных источников инфекции (больные острые и хронические с манифестным течением заболевания). · Методы выявления источников инфекции (активные и пассивные). Универсальность активных методов выявления (профилактические осмотры). · Источники инфекции – животные. Эпидемиологическое значение. Болезни, при которых источниками инфекции могут быть животные (ГЛПС, ящур, туляремия, чума, сап и др.). · Источник инфекции - внешняя среда. Эпидемиологическое значение. · Классификация инфекционных болезней по источникам инфекции. · Приведите примеры, при каких заболеваниях источником инфекции может быть человек. · Приведите примеры, при каких заболеваниях источником инфекции могут быть животные. · Приведите примеры, при каких заболеваниях источником инфекции может быть окружающая среда. · Какие мероприятия Вы бы провели для раннего, активного выявления различных категорий источников инфекции при антропонозных заболеваниях. · Перечислите, какие мероприятия необходимо провести для раннего, активного выявления различных категорий источников инфекции при зоонозных инфекциях.
4.Выполните в рабочей тетради задания после изучения теоретического материала по источникам информации (основная и дополнительная литература).
· 1. В детском саду №106 в городе У. зарегистрировано 5 случаев скарлатины. Детский сад посещает 240 детей. Всего в городе 26000 детей. Рассчитайте показатель заболеваемости скарлатиной в детском саду. Предположите, кто мог быть источником инфекции скарлатины? С какими нозологическими формами нужно выявлять детей, чтобы выявить источников инфекции и объяснить данную неблагоприятную обстановку в детском саду? Какую работу необходимо провести с персоналом детского сада? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.
· 2. Опишите, как Вы понимаете - бессимптомные формы эпидемического процесса вирусного гепатита В. Ответ представьте письменно в рабочей тетради. · 3. В семье из 5 человек заболел вирусным гепатитом В сын – 13 лет учится в школе 8 класс. Госпитализирован на 10 день болезни (10 января). Мама мальчика выписана из больницы, где она находилась по поводу этого заболевания 5 ноября. Кого Вы считаете источником инфекции? Могла ли мама заразить ребенка, предположите, как это могло произойти? Заразен ли мальчик на 10 день болезни, как долго может сохраниться заразность? Предположите, кто мог стать источником инфекции для мамы? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.
Основная литература: 1. Зуева Л.П.. Эпидемиология: учебник / Л. П. Зуева, Р. Х. Яфаев. - СПб.: Фолиант, 2005. - 752 с. 2. Мельниченко П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология: учебник для студ. мед. вузов / П. И. Мельниченко, П. И. Огарков, Ю. В. Лизунов. - М.: Медицина, 2005. - 400 с. Мельниченко, П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - 400 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225048498.html. 3. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. - 800 с. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 800 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970400386.html
4. Шкарин В.В. Дезинфектология: рук-во для студ. медвузов и врачей / В. В. Шкарин, М. Ш. Шафеев. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003. - 368 с. 5. Власов В.В. Эпидемиология: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005. - 462 с. Власов, В. В. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970402656.html
Дополнительная литература: 1. Беляков В.Д. Эпидемиология: учебник для студ. сан.-гиг. фак. мед. ин-тов / В. Д. Беляков, Р. Х. Яфаев. - М.: Медицина, 1989. - 416 с. 2. Зуева Л.П.. Эпидемиологическая диагностика [Текст]: к изучению дисциплины / Л. П. Зуева, С. Р. Еремин, Б. И. Асланов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Фолиант, 2009. - 312 с. 3. Ющук Н.Д. Эпидемиология [Текст]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с. Ющук Н.Д. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225047769.html 4. Эпидемиология: Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов, М. А. Жогова [и др.]. - М.: Медицина, 1997. - 272 с. 5. Ющук Н.Д. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - М.: Медицина, 2005. - 196 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225040624.html 6. Мероприятия, направленные на профилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку [Электронный ресурс]: [материалы общероссийского 6-дневного семинара и другие материалы по этой теме] / Ю. В. Лобзин [и др.]; Федерал. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, СПб. мед. акад. последипломного образования. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: СПбМАПО, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). 7. Шляхтенко, Л. И. Эпидемиологическая диагностика хронических вирусных гепатитов: руководство для врачей эпидемиологов, инфекционистов, гепатологов и руководителей здравоохранения / Л. И. Шляхтенко. - СПб.: НИИЭМ им. Пастера, 2001. - 183 с. 8. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Ю. Бражников [и др.]; под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413654.html.т
9. Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний: учебное пособие рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России] / Башкирский гос. мед. ун-т; сост. Г. Е. Ефимов [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2010. - 153 с.: Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний [Электронный ресурс]: учебное пособие / ГОУ ВПО БГМУ; сост.: Г. Е. Ефимов, Т. В. Кайданек. – Уфа: ГОУ ВПО "Башгосмедуниверситет" Росздрава, 2010. - 157 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/. 10. Эпидемиологическая хрестоматия [Текст]: учебное пособие, рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России для студ., обучающихся по спец.: 060104 65 - Медико-профилактическое дело, 060101 65 - Лечебное дело, 060103 65 - Педиатрия / МЗ и социального развития РФ, ГБОУ ВПО Первый Московский гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова; под ред. Н. И. Брико, В. И. Покровского. - М.: МИА, 2011. - 398 с. 11. Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник для студентов леч. фак. мед. вузов / В. И. Покровский, С. Г. Пак, Н. И. Брико, Б. К. Данилкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 816 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970416525.html
Тема практического занятия 5: Профилактические и противоэпидемические мероприятия. Принципы проведения противоэпидемических мероприятий. Понятие эпидемического очага. Комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний. Цель и задачи обследования эпидемического очага. 1.Актуальность темы: Система обеспечения эпидемиологического благополучия населения базируется на комплексе профилактических и противоэпидемических мероприятий. Противоэпидемическое обеспечение населения является одним из основных направлений деятельности как лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), и государственной санитарно-эпидемиологической службы.
2.Цель и задачи обследования эпидемического очага. Система обеспечения эпидемиологического благополучия населения базируется на комплексе профилактических и противоэпидемических мероприятий. Противоэпидемическое обеспечение населения является одним из основных направлений деятельности как лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), и государственной санитарно-эпидемиологической службы. Научится организовывать и проводить комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний. Для формирования умений студент должен знать: · Определение понятия профилактики. · Медицинские аспекты профилактики инфекционных заболеваний. · Виды, цель и задачи профилактических осмотров. · Систему Федеральной службы по надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организации и учреждения. · Роль АПУ в борьбе с инфекционными болезнями. · Роль и задачи КИЗ. · Систему регистрации инфекционных больных. · Режимно-ограничительные мероприятия их виды, цель и задачи. · Правовые аспекты противоэпидемической деятельности. · Элементарную основу эпидемического процесса. · Определение понятия противоэпидемические мероприятия. · Определение эпидемического очага. · Определение источника инфекции. · Цель и задачи обследования эпидемического очага. · Алгоритм обследования эпидемического очага. · Комплекс мероприятий, направленных на различные звенья эпидемического процесса. · Содержание эпидемиологического диагноза по результатам обследования эпидемического очага. В результате освоения темы студент должен уметь: · Использовать информацию о результатах предварительных, периодических и целевых профилактических осмотрах для оценки эпидемиологического состояния населения. · Проводить эпидемиологическое обследование эпидемического очага. · Соблюдать этические и деонтологические аспекты при эпидемиологическом обследовании очага инфекционного заболевания. · Определять временные и пространственные границы эпидемического очага. · Составлять заключение об источниках инфекции, факторах и путях передачи возбудителя. · Составлять план и проводить комплексные противоэпидемические мероприятия в очаге. · Оценивать своевременность, полноту и качество противоэпидемических мероприятий, направленных на звенья эпидемического процесса.
Продолжительность самостоятельной работы 4 часа
3.Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: 1. СП 3.1.084-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных». 2. ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» №157 17.09.98 г. (с изменениями на 18 июля 2011 года) 3. С.П.3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». 4. "МУ 3.1.2943-11. Профилактика инфекционных болезней. Организация и проведение серологического мониторинга состояния коллективного иммунитета к инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики (дифтерия, столбняк, коклюш, корь, краснуха, эпидемический паротит, полиомиелит, гепатит B). Методические указания" Вопросы для самоподготовки:
4.Выполните в рабочей тетради задания после изучения теоретического материала по источникам информации (основная и дополнительная литература).
· (1) В группе техникума в период с 12-17 апреля зарегистрировано 6 случаев псевдотуберкулеза. Эпидемиологическим обследованием установлено, что все заболевшие вместе с группой в первых числах апреля работали в овощехранилище и употребляли в пищу сырую морковь. Учащиеся заметили в овощехранилище большое количество грызунов. К какой группе инфекционных заболеваний относится псевдотуберкулез? Какие противоэпидемические мероприятия следует провести в целях воздействия на различные звенья эпидемического процесса. · (2) Педиатр поставил диагноз вирусного гепатита А в первый день желтухи девочке 3-х лет, которая посещает детский сад. Девочка госпитализирована. Семья: мать – экономист завода, дочь 6 лет, посещает детский сад, 2 месяца назад ей введен нормальный иммуноглобулин по контакту в группе с больным ВГА, брат – 10 лет, 10 дней назад уехал в оздоровительный лагерь. Выясните причину заболевания. Проведите противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге. · Задание. Решите письменно в рабочей тетради Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней.-«ГЕОТАР-Медиа» 2005.-794с. См. Стр 31. Задача №7.
Основная литература: 1. Зуева Л.П.. Эпидемиология: учебник / Л. П. Зуева, Р. Х. Яфаев. - СПб.: Фолиант, 2005. - 752 с. 2. Мельниченко П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология: учебник для студ. мед. вузов / П. И. Мельниченко, П. И. Огарков, Ю. В. Лизунов. - М.: Медицина, 2005. - 400 с. Мельниченко, П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - 400 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225048498.html. 3. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. - 800 с. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 800 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970400386.html 4. Шкарин В.В. Дезинфектология: рук-во для студ. медвузов и врачей / В. В. Шкарин, М. Ш. Шафеев. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003. - 368 с. 5. Власов В.В. Эпидемиология: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005. - 462 с. Власов, В. В. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970402656.html Дополнительная литература: 1. Беляков В.Д. Эпидемиология: учебник для студ. сан.-гиг. фак. мед. ин-тов / В. Д. Беляков, Р. Х. Яфаев. - М.: Медицина, 1989. - 416 с. 2. Зуева Л.П.. Эпидемиологическая диагностика [Текст]: к изучению дисциплины / Л. П. Зуева, С. Р. Еремин, Б. И. Асланов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Фолиант, 2009. - 312 с. 3. Ющук Н.Д. Эпидемиология [Текст]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с. Ющук Н.Д. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225047769.html 4. Эпидемиология: Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов, М. А. Жогова [и др.]. - М.: Медицина, 1997. - 272 с. 5. Ющук Н.Д. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - М.: Медицина, 2005. - 196 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225040624.html 6. Мероприятия, направленные на профилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку [Электронный ресурс]: [материалы общероссийского 6-дневного семинара и другие материалы по этой теме] / Ю. В. Лобзин [и др.]; Федерал. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, СПб. мед. акад. последипломного образования. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: СПбМАПО, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). 7. Шляхтенко, Л. И. Эпидемиологическая диагностика хронических вирусных гепатитов: руководство для врачей эпидемиологов, инфекционистов, гепатологов и руководителей здравоохранения / Л. И. Шляхтенко. - СПб.: НИИЭМ им. Пастера, 2001. - 183 с. 8. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Ю. Бражников [и др.]; под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413654.html.т 9. Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний: учебное пособие рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России] / Башкирский гос. мед. ун-т; сост. Г. Е. Ефимов [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2010. - 153 с.: Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний [Электронный ресурс]: учебное пособие / ГОУ ВПО БГМУ; сост.: Г. Е. Ефимов, Т. В. Кайданек. – Уфа: ГОУ ВПО "Башгосмедуниверситет" Росздрава, 2010. - 157 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/. 10. Эпидемиологическая хрестоматия [Текст]: учебное пособие, рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России для студ., обучающихся по спец.: 060104 65 - Медико-профилактическое дело, 060101 65 - Лечебное дело, 060103 65 - Педиатрия / МЗ и социального развития РФ, ГБОУ ВПО Первый Московский гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова; под ред. Н. И. Брико, В. И. Покровского. - М.: МИА, 2011. - 398 с. 11. Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник для студентов леч. фак. мед. вузов / В. И. Покровский, С. Г. Пак, Н. И. Брико, Б. К. Данилкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 816 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970416525.html Тема практического занятия 6: Дезинфекция. Цель проведения дезинфекционных мероприятий. Виды дезинфекции. Методы дезинфекции. Требования к дезинфекционным средствам и их виды. Способы и формы применения. Стерилизация. Цель, методы. Предстерилизационная очистка. Требования к проведению. Контроль качества стерилизации и предстерилизационной очистки. Дератизация. Дезинсекция. Цель и методы. Требования к химическим дезинсектантам. Контроль качества. 1.Актуальность темы: В стационарах различного профиля, детских учреждений, пищевых предприятиях организации и проведению дезинфекции отводится значительная роль. В ЛПУ она направлена на разрыв путей передачи возбудителей внутрибольничных инфекций (ВБИ) бактериальной (патогенные и условно-патогенные стафилококки, кишечная палочка и др.), вирусной природы (гепатиты В, С, ВИЧ-инфекция, герпес и др.), патогенных грибов (микроспория, трихофития, фавус) и простейших (трихомониозы). 2.Цель занятия: Освоение теоретических и методических основ дезинфекции, методов применения и использования препаратов, организации дезинфекционных мероприятий на объектах различной эпидемиологической значимости. Для формирования умений необходимо знать: · Значение дезинфекции и стерилизации в системе противоэпидемических мероприятий при различных инфекциях. · Особенности дезинфекции при различных группах инфекций (капельных, кишечных, особо опасных). В конкретной эпидемической обстановке. · Средства, способы, контроль качества дезинфекционного режима в лечебно-профилактическом, детских учреждениях, пищевых предприятиях. В результате освоения темы студент должен уметь: · Обосновывать мероприятия по дезинфекции, стерилизации и дезинсекции в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции, конкретной эпидемической ситуации и потенциальной эффективности мероприятий. · Выбирать эффективные средства для обработки конкретного объекта из имеющегося в настоящее время ассортимента дезинфекционных средств, разрешенных к применению в установленном законом порядке на территории РФ. · Использовать конкретные препараты и технические средства для проведения дезинфекции, стерилизации, дезинсекции в соответствии с методическими указаниями по применению. · Проводить контроль качества проведенных мероприятий по дезинфекции, стерилизации, дезинсекции. Продолжительность самостоятельной работы 6 час (2 дня). 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы Вопросы для самоподготовки: ü Определение понятия дезинфекция. ü Очаговая дезинфекция, виды. Профилактическая дезинфекция. Обстоятельства и сроки проведения, исполнители. ü Методы дезинфекции. ü Общие требования к дезинфицирующих средствах, формы выпуска. ü Основные группы химических веществ, используемые в качестве дезинфицирующих средств. Общая характеристика групп. Особенности приготовления рабочих растворов. Активированные растворы. Стабильность препаратов и рабочих растворов. Область применения, способы и формы, достоинства и недостатки этих средств. ü Контроль качества дезинфекции. ü Особенности дезинфекции в ЛПУ. Категорийность помещений в стационарах. Основные этапы обработки изделий медицинского назначения. ü Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения. Контроль предстерилизационной очистки. ü Определение понятия стерилизация. Основные методы. ü Физические (паровой, воздушный, ионизирующее излучение) и химические (растворы химических веществ, газовый) методы стерилизации. ü Организация и структура, содержание деятельности централизованного стерилизационного отделения (ЦСО) ü Контроль качества стерилизации ИМН. ü Определение понятия дезинсекция. Виды. ü Основные методы дезинсекции. Способы применения. ü Группировка дезинсекционных средств в зависимости от механизма действия на членистоногих и по химическому составу. ü Особенности дезинсекции в отношении различных групп переносчиков. (летающие членистоногие, блохи, вши, клещи, тараканы). ü Правила работы с дезинфекционными средствами. ü Типы дезинфекционных камер, принципы устройства и режимы работы, показа- ния к применению. ü Контроль камерной дезинфекции. 4.Выполните в рабочей тетради задания после изучения теоретического материала по источникам информации (основная и дополнительная литература). Задача 1 Больной дизентерией от госпитализации отказался, оставлен на лечение дома. Квартира изолирована, со всеми удобствами. Какие препараты следует использовать для текущей дезинфекции в квартире больного? Кто ее проводит? Методика обеззараживания отдельных объектов. Задача 2 1-2 августа в спортивном палаточном лагере зарегистрировано 2 случая заболевания ГЛПС. В результате эпидемиологического обследования установлено, что заражение могло произойти в лагерных палатках вследствие миграции полевок из окружающей территории. 5 августа проведена дератизация. Однако с 20 по 28 августа было выявлено еще 3 случая заболеваний ГЛПС спортсменов, размещенных в различных палатках. Не ислючается реализация трансмиссивного механизма передачи инфекции, оставшимися после дератизации эктопаразитами полевок (гамазиды) и аэрозольного механизма инфицирования пылью. Какие дополнительные противоэпидемические мероприятия следует провести в целях разрыва механизма передачи инфекции и какими средствами? Основная литература: 1. Зуева Л.П.. Эпидемиология: учебник / Л. П. Зуева, Р. Х. Яфаев. - СПб.: Фолиант, 2005. - 752 с. 2. Мельниченко П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология: учебник для студ. мед. вузов / П. И. Мельниченко, П. И. Огарков, Ю. В. Лизунов. - М.: Медицина, 2005. - 400 с. Мельниченко, П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - 400 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225048498.html. 3. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. - 800 с. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 800 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970400386.html 4. Шкарин В.В. Дезинфектология: рук-во для студ. медвузов и врачей / В. В. Шкарин, М. Ш. Шафеев. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003. - 368 с. 5. Власов В.В. Эпидемиология: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005. - 462 с. Власов, В. В. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970402656.html
Дополнительная литература: 1. Беляков В.Д. Эпидемиология: учебник для студ. сан.-гиг. фак. мед. ин-тов / В. Д. Беляков, Р. Х. Яфаев. - М.: Медицина, 1989. - 416 с. 2. Зуева Л.П.. Эпидемиологическая диагностика [Текст]: к изучению дисциплины / Л. П. Зуева, С. Р. Еремин, Б. И. Асланов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Фолиант, 2009. - 312 с. 3. Ющук Н.Д. Эпидемиология [Текст]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с. Ющук Н.Д. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225047769.html 4. Эпидемиология: Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов, М. А. Жогова [и др.]. - М.: Медицина, 1997. - 272 с. 5. Ющук Н.Д. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - М.: Медицина, 2005. - 196 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225040624.html 6. Мероприятия, направленные на профилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку [Электронный ресурс]: [материалы общероссийского 6-дневного семинара и другие материалы по этой теме] / Ю. В. Лобзин [и др.]; Федерал. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, СПб. мед. акад. последипломного образования. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: СПбМАПО, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). 7. Шляхтенко, Л. И. Эпидемиологическая диагностика хронических вирусных гепатитов: руководство для врачей эпидемиологов, инфекционистов, гепатологов и руководителей здравоохранения / Л. И. Шляхтенко. - СПб.: НИИЭМ им. Пастера, 2001. - 183 с. 8. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Ю. Бражников [и др.]; под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413654.html.т 9. Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний: учебное пособие рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России] / Башкирский гос. мед. ун-т; сост. Г. Е. Ефимов [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2010. - 153 с.: Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний [Электронный ресурс]: учебное пособие / ГОУ ВПО БГМУ; сост.: Г. Е. Ефимов, Т. В. Кайданек. – Уфа: ГОУ ВПО "Башгосмедуниверситет" Росздрава, 2010. - 157 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/. 10. Эпидемиологическая хрестоматия [Текст]: учебное пособие, рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России для студ., обучающихся по спец.: 060104 65 - Медико-профилактическое дело, 060101 65 - Лечебное дело, 060103 65 - Педиатрия / МЗ и социального развития РФ, ГБОУ ВПО Первый Московский гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова; под ред. Н. И. Брико, В. И. Покровского. - М.: МИА, 2011. - 398 с. 11. Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник для студентов леч. фак. мед. вузов / В. И. Покровский, С. Г. Пак, Н. И. Брико, Б. К. Данилкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 816 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970416525.html 12. Основные нормативно-директивные документы по дезинфекции и стерилизации: ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999г. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
Приказ № 254от 3.09.91 «О развитии дезинфикционнго дела в стране». Тема практического занятия 7: Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний организация прививочного дела.
Актуальность темы: Человечество стало вакцинозависимым. Современная система иммунопрофилактики является решающим фактором снижения детской смертности, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни всех возрастных групп населения. Вакцинация является самой массовой формой медицинского вмешательства и касается практически каждого человека на земле. Для успешной организации, проведения вакцинопрофилактики и достижения высокой эпидемиологической эффективности управления эпидемическим процессом требуются глубокие знания и умения врача эпидемиолога. 2.Учебные цели: Научится организовывать, и оценивать результаты комплекса мероприятий по вакцинопрофилактике.
В результате освоения темы студент должен уметь: · Контролировать проведение профилактических прививок плановых и по эпидемическим показаниям. · Использовать нормативно-правовую базу для организации иммунопрофилактики (программа РПИ, «Вакцинопрофилактика», закон РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека»). · Использовать национальный календарь профилактических прививок как инструктивно-методический документ, регламентирующий сроки, последовательность, показания и схему применения вакцин. · Контролировать хранение и транспортировку ИБП. · Осуществлять надзор за качеством иммунобиологических препаратов. «Холодовая цепь». · Проводить эпидемиологические исследования для оценки качества и эффективности вакцин. · Правильно отбирать контингенты лиц для иммунопрофилактики. · Определять уровень охвата прививками. · Выбирать метод контроля иммунного статуса населения · Проводить серологический мониторинг для объективной оценки качества иммунопрофилактики. · Проводить оценку и учет поствакцинальных реакций и поствакцинальных осложнений. · Проводить профилактику развития поствакцинальных реакций и осложнений. · Вести учетно-отчетную документацию по иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. Для формирования умений студент должен знать: · Место иммунопрофилактики в системе профилактических и противоэпидемических мероприятий ее значение при различных группах инфекционных заболеваний. · Работы Э.Дженера, Л.Пастера, Г.Рамона. Роль отечественных ученых И.И.Мечникова, Л.С.Ценковского, Н.Ф.Гамалеи, А.А.Смородинцева, П.Ф.Здродовского, М.П.Чумакова в развитии учения об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. · РПИ, Федеральную программу «Вакцинопрофилактика», закон РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека». · Перспективы конструирования новых вакцин и иммунобиологических препаратов нового поколения. · Основные свойства вакцин. Иммуногенность, антигенность специфичность вакцин. · Методы контроля иммунного статуса населения. · Критерии оценки эффективности массовой иммунизации. · Национальный календарь профилактических прививок. Календарь прививок по эпидемическим показаниям. · Показания и противопоказания к вакцинации. Методы щадящей иммунизации. · Экстренная иммунопрофилактика и ее назначение. · Виды и характеристика иммунобиологических препаратов. · Методы оценки поствакцинальных реакций и осложнений. · Порядок расследования причин поствакцинальных осложнений. · Учетно-отчетную документацию по разделу иммунопрофилактики. · Правовые основы иммунопрофилактики. Продолжительность самостоятельной работы 8 час. (2 дня). 3.Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Контроль выполнения плана профилактических прививок осуществляется ФБУЗ ЦГиЭ. Кроме того ФБУЗ ЦГиЭ, совместно с ЛПУ осуществляет оценку качества проведения иммунопрофилактики на территории. К показателям качества проведения иммунопрофилактики относятся: · Анализ выполнения плана профилактических прививок (Форма №5 «Сведения о профилактических прививках») (См. приложение к методичке №3). · Оценка проведения иммунопрофилактики по документам (документированная привитость) определяется по результатам расчетов показателей охвата прививками и своевременности прививок. - Охват прививками (Ох) Ох (%) = (А х 100): Б, где А – число детей определенного возраста, получивших прививку; Б – Общее число детей данного возраста, состоящих на учете в ЛПУ. - Своевременность прививок (Сп) Сп = (А х 100): Б, где А- число детей, получивших соответствующую прививку по достижению ими декретированного возраста; Б – число детей декретированного возраста, состоящих на учете в ЛПУ.
· Оценка фактической привитости (по результатам серологического мониторинга) определяется по показателю защищенности (З). - Показатель защищенности (З) З (%) = (А х 100): Б, где А – число лиц, в сыворотке которых антитела обнаруживаются в защитных титрах; Б – число обследованных лиц. · Определение истинной иммунной прослойки населения (ИИП) - Истинная иммунная прослойка ИИП (%) = Ох + П – Сн, где Ох – охват детей определенного возраста соответствующими прививками (вакцинация или ревакцинация) (%); П – переболевшие данным инфекционным заболеванием (% от общего от общего числа лиц данной группы); Сн - доля (%) детей, серо-негативных (нулевые титры или титры ниже защитных). Выполните задания дома при подготовке к занятию (письменно в рабочей тетради).
· (1) Представьте схематично формирование иммунного ответа на вакцину:
· (2) Заполните в тетради представленную схему, укажите, что содержат различные типы вакцин и приведите примеры против каких заболеваний, есть такие вакцины: Характеристика вакцин
|