Античное наследие в учении о бытии в средневековой философии.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Ростов-на-Дону СОДЕРЖАНИЕ Стр.
1 Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования…………………3 2 Пояснительная записка……………………………………………………….4 3 Учебно-тематический план семинарских занятий и самостоятельной работы……………………………………………….…5 4 Планы семинарских занятий ………………………………….………….…..6 5 Самостоятельная работа……………………………………………………...27 6 Тематика рефератов…………………………………………………………..32 7 Экзаменационные вопросы…………………………………………………..33 8 Вопросы к государственному итоговому экзамену (комментарии)….........34 9 Темы курсовых и дипломных работ……………………………………........36 10 Глоссарий…………………………………………………………………......37 11 Учебники и учебные пособия…………………………………………...…...38 12 Тесты………………………………………………………………..……….....39 ВЫПИСКА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки дипломированного специалиста Философия
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В курсе «Систематическая философия. Часть I. Онтология» (для студентов отделения «Философия» факультета философии и культурологии – 2 курс, 3 семестр, 64 часа) излагаются онтологические проблемы философии, в том числе современное видение данных проблем.
Актуальность курса: состоит в систематическом изучении теоретических основ философии, онтологическая проблематика которых играет важную роль, а также выполнением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ по специальности «Философия». Цель курса: ознакомление студентов с онтологической проблематикой философии, в том числе с современным видением данных проблем, изучение студентами основных онтологических категорий и понятий, получение знаний, соответствующих современному уровню развития данной дисциплины и государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ по специальности «Философия». Задачи курса: - показать роль философии в жизни человека и общества; - рассмотреть проблемы бытия, материи и субстанции; - изучить такие атрибуты универсума как движение, пространство, время, отражение; - выработать представление о философском понимании сознания; - изучить основные онтологические категории и понятия. Формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. Формы контроля: семинарские занятия, индивидуальное собеседование, тестирование, коллоквиум, итоговая конференция по темам рефератов, итоговый контроль: экзамен. Навыки студентов по окончанию курса:знание основных онтологических категорий и понятий, умение ориентироваться в историко-философской проблематике онтологии, представление о решении онтологических проблем современном современной философии, выработка философских мировоззренческих ориентиров. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСА «СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ЧАСТЬ III. ОНТОЛОГИЯ»
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 2 Проблема бытия, субстанции, материи Занятие 2.1 Философское учение о бытии 1. Жизненные корни и философский смысл проблем бытия. 2. Становление понятия бытия в западноевропейской философии: а) бытие, ничто и сущее в учении Парменида; б) сущее, сущность и суть бытия в учении Аристотеля; в) дальнейшее развитие понятия бытия в истории философии. 3. Основные формы бытия. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса рекомендуется обратиться к следующим работам: Мотрошилова Н.В. Бытие // Вопросы философии. – 1989. - № 4; Бытие // Введение в философию. – М., 1990. - Ч. 2. – С. 15-45. Второй вопрос следует готовить, обратив особенное внимание на работы Доброхотова А.Л.: Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986; Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. – М., 1980. В третьем вопросе следует рассматривать такие формы бытия: бытие вещей, тел, процессов (бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого, бытие вещей и процессов, произведенных человеком); бытие человека (бытие человека в мире вещей, специфически человеческое бытие); бытие духовного или идеального (индивидуализированное духовное, объективированное (внеиндивидуальное) духовное); бытие социального (индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории), бытие общества). Следует отметить, что существуют и другие классификации форм бытия.
Литература 1. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. 1. – М., 1989. – С. 278-279, 295-298. 2. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4-х т. – Т. 1. – М., 1976. – С. 119-121, 155-157, 191-192, 219-220, 234-235, 249-251, 300-301, 311-315. 3. Аристотель. Категории // Аристотель. Соч. в 4-х т. – Т. 2. – М., 1978. – С. 55-62. 4. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. – С. 44-51. 5. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986. – С. 6-14, 84-97, 126-129, 149-177, 230-238. 6. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. – М., 1980. – С. 11-15, 22-62. 7. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. – 1997. - № 7. 8. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. – Ростов н/Д, 1997. – Разд. II. – Тема 8, 9. Или Лешкевич Т.Г. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 78-82. 9. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. – М., 1998. – С. 21-40, 43-67, 79-93, 143-162. 10. Чанышев А.Н. Аристотель. – М., 1981. – С. 29-42. 11. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. – М., 1991. – С. 34-72. 12. Мотрошилова Н.В. Бытие // Вопросы философии. – 1989. - № 4. или Бытие // Введение в философию. – М., 1990. - Ч. 2. – С. 15-45. 13. Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М.: Мысль, 2000. (статьи по выбору). Темы докладов и рефератов Традиции в трактовке бытия. 1) Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М., 2003. – Гл. II. – С. 46-62. 2) Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1986. 3) Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. – М., 1998. – Тема 13-14. – С. 159-180. 4) Тугаринов В.П. Избранные философские труды. – Л., 1988. Диалектика бытия в учении Платона. 1) Платон. Парменид. Софист. Тимей // Платон. Соч.: В 3-х т. – М., 1970. – Т. 2, Т. 3. – М., 1971. 2) Асмус В.Ф. Платон. – М., 1975. – С. 27-52. 3) Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. – С. 175-180, 187-191. 4) Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. – М., 1982. – С. 244-250. 5) Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986. – С. 43-83. Позднеантичные концепции бытия. 1) Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. – С. 325-342. 2) Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986. – С. 130-148.
3) Лосев А.Ф. История античной эстетики. – Т. 6. – М., 1980. – С. 176-180, 246-247, 283-290, 309-315, 411-416, 457-458, 715. Античное наследие в учении о бытии в средневековой философии. 1) Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986. – С. 149-160. 2) Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М., 1979. – С. 284-291. 3) Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. – М., 1988. – Гл. 8. На рубеже двух эпох. – С. 389-405. 4) Мир философии. – Кн. 1. – М., 1991. – С. 193-196 (Августин).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|