Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ




1. Становление философии как формы теоретического сознания: от мифа к логосу.

2. Философия как любовь к мудрости и рефлексия предельных оснований культуры.

3. Место философии среди иных форм знания и понимания мира.

4. Онтология и метафизика

5. Онтология и натурфилософия: традиция и современность

6. Философская онтология и наука.

7. Конструирование метафизики в античной философии: субстанциальная (Парменид, Платон, Аристотель) и чувственная онтологии(Эпикур, Плотин).

8. Теологизированная онтология средневековья

9. Кризис онтологизма в истории философии, тезис о "смерти метафизики"

10. Программы реабилитации метафизики и проекты "новой онтологии".

11. Соотношение бытия и реальности в различных философских концепциях.

12. Специфика категории бытия в религии, теологии, идеалистических и материалистических философских системах

13. Иллюзорные образы бытия

14. Бытие и становление.

ГЛОССАРИЙ


1. агностицизм

2. атрибут

3. бессознательное

4. бытие

5. время

6. герменевтика

7. движение

8. диалектика

9. идеализм

10. идеальное

11.интуитивизм

12. информация

13.материализм

14. материя

15.метафизика

16.методологическая функция философии

17.методология

18.механистический материализм

19.мировоззрение

20.мировоззренческая функция философии

21.мифология

22.натурфилософия

23. научная картина мира

24.объективный идеализм

25.онтология

26. основной вопрос философии

27. отражение

28.позитивизм

29.прагматизм

30. пространство

31. психофизическая проблема

32. самосознание

33.скептицизм

34.созерцательный материализм

35. сознание

36.солипсизм

37.софистика

38. субстанция

39.субъективный идеализм

40. существование

41. сущность

42.феноменология

43.философия

44.философия жизни

45. функции сознания

46.экзистенциализм

47.эклектика

48. язык

 


УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ,

рекомендованные для студентов II курса (отделение «Философия») факультета философия и культурология для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Систематическая философия. Часть I. Онтология»

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003.

2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2-х частях. – М., 1990.

3. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. – М., 1998.

4. Лешкевич Т.Г. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 192 с.

5. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. – Ростов н/Д, 1997.

6. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века (истоки и итоги). – М., 2001.

7. Основы современной философии. – СПб, 2001.

8. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000.

9. Философия. – Ростов н/Д, 1998.

10. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2000.

11. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – 14-е изд. – СПб, 2004.

12. Философия в вопросах и ответах. – М., 2004.

13. Основы философии в вопросах и ответах. – Ростов н/Д, 2004.

14. Марков Б.В. Философия: Учебное пособие. – СПб, 2003.

15. Словарь философских терминов / Науч. ред. В.Г. Кузнецов. – М., Инфра-М, 2004.

16. Философия: университетский курс / Под общей ред. С.А. Лебедева. – М., 2003.

17. Философия: Энциклопедический словарь. – М., 2004.

18. Хрестоматия по философии: учебное пособие для вузов / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2004.

ТЕСТЫ

БЫТИЕ

1. Какие три формы (три ступени) бытия выделяет Гегель в первом разделе «Учения о бытии»:

1) качество, количество, мера;

2) время, движение, материя;

3) существование, жизнь, жизнедеятельность.

2. Какие основные формы бытия анализируются в современной исследовательской литературе:

1) «бытие-в-себе», «бытие внешнее», «бытие-для-нас», «наше бытие»;

2) природа, человек, духовность, социальность;

3) качество, количество, мера, предел.

3. Бытие – это …

1) объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания;

2) философская категория, обозначающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей;

3) философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

4. Выделите четыре основные формы бытия (несколько вариантов ответа):

1) бытие социального;

2) бытие политического;

3) бытие процессов природы;

4) бытие практического;

5) бытие человека;

6) бытие духовного;

7) бытие сознания.

ДВИЖЕНИЕ

1. Движение – это …

1) существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение;

2) характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей;

3) понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий.

2. В связи с новыми данными естествознания разработанная Ф. Энгельсом пятичленная классификация была подвергнута изменениям. Наибольшую известность получила классификация форм движения, предложенная:

1) М.К. Мамардашвили;

2) Б.М. Кедровым;

3) О. Контом.

3. Сколько видов движения предлагал Аристотель:

1) 4;

2) 7;

3) 6.

4. Кто автор выражений: «Абсолютный покой есть абстрактное понятие, которое в природе не существует», «Движение есть такое же реальное свойство материи, как длина, глубина, ширина» (XVI-XVIII вв.)?

1) Д. Дидро;

2) Дж. Толанд;

3) Гольбах.

ИДЕАЛЬНОЕ

1. Идеальное – это …

1) отражение действительности в формах духовной деятельности;

2) субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженный в формах сознания и воли человека;

3) оба ответа верны.

ИНФОРМАЦИЯ

1. Одной из позиций по вопросу о предметной области информации является:

1) информация понимается как свойство саморегулирующихся систем, связанное с упорядочиванием взаимодействий;

2) информация как частный случай причинно-следственных отношений, при котором структура, характер, особенности причинного агента передаются следствию;

3) информация понимается как процесс воспроизведения особенности одного типа в структуре другого.

2. Особенности информации:

1) свойство первичной избирательности и кумулятивности;

2) избыточность, оптимальность, недостаточность;

3) непрерывность и связность, размерность, порядок и направление.

МАТЕРИЯ

1. Когда было выработано представление о материи, которая может быть количественно определена как масса:

1) эпоха поздней Античности;

2) эпоха Нового времени;

3) фундаментальная революция в естествознании конца XIX – начала ХХ веков.

2. Материя – это …

1) философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них;

2) система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества в целом;

3) необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

3. Основные структурные уровни материи:

1) субстанциональный, реляционный;

2) субмикроэлементарный, атомический, биологический, социальный;

3) эмоциональный, метасоциальный, географический.

4. Как называется неотъемлемое свойство предмета?

1) форма;

2) атрибут;

3) содержание;

4) модус.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

1. В мировоззрении выделяют два уровня :

1) теоретический и практический;

2) теоретический и интуитивный;

3) практический и интуитивный.

2. Слово «мировоззрение» как принципиальное отношение человека к миру укоренилось и проникло в язык в:

1) XVII в.;

2) XVIII в.;

3) XVI в.

3. Система человеческих знаний о мире и о месте человека в установках личности и социальной группы – это …

1) миропонимание;

2) мировосприятие;

3) мировоззрение;

4) мироощущение.

4. Система взглядов на мир и место человека в нем – это …

1) характер;

2) мировоззрение;

3) убеждение;

4) этика.

5. Когда возник термин «мировоззрение» (по утверждению М. Хайдеггера)?

1) XIX в.;

2) XVII в.;

3) XVI в.;

4) XVIII в.

6. Мировоззрение – это …

1) система представлений об отношении между человеком и окружающим его миром;

2) единство глубоких, сущностных знаний, высоких нравственных норм, направляющих человека на совершение добра;

3) философская категория, выражающая высший уровень мышления, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

7. Мировоззрение бывает:

1) обыденное, философское;

2) обыденное, религиозное, философское;

3) общественное, религиозное;

4) общественное, частное, философское.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

1. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе:

1) усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры;

2) целенаправленного преднамеренного восприятия предметов и явлений внешнего мира;

3) самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах, идеалах.

2. Кто из перечисленных ниже философов считал, что действительность мышления и языка представляет собой неразрывное единство, однако решающую роль отводил языку?

1) Г.В.Ф. Гегель;

2) Гумбольт;

3) К. Маркс.

3. Язык и мышление …

1) образуют диалектически противоречивое единство;

2) существуют независимо друг от друга.

4. Следствием подхода, основанного на признании определяющей роли языка по отношению к мышлению (Гумбольт), является:

1) общность понятийного мышления для всех народов;

2) отрицание общечеловеческого характера мышления, отрицание общего для всех живущих на Земле универсально-понятийного логического строя мышления;

3) признание существования допонятийного мышления.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

1. Научная картина мира – это …

1) целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов;

2) отрасль науки, изучающая закономерности функционирования и развития науки;

3) сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

2. Научная картина мира тесно связана с:

1) мировоззрением;

2) психологией;

3) логикой.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

1. Кто сформулировал основной вопрос философии?

1) К. Маркс;

2) Ф. Энгельс;

3) Л. Фейербах.

ОТРАЖЕНИЕ

1. Укажите неверное определение отражения:

1) взаимодействие, предполагающее, что одно тело действует на другое, а другое отвечает или реагирует на воздействие первого;

2) процесс воспроизведения особенностей одного тела в структуре другого;

3) процесс абсолютно точного копирования отражающим телом всех особенностей отражаемого тела.

2. Укажите верную характеристику опережающего отражения:

1) опережающее отражение есть свойство не только живой материи и общества, но и доорганической природы;

2) опережающее отражение возникает вследствие приспособления организма к периодически повторяющимся воздействиям внешнего мира, природным ритмам;

3) для возникновения опережающего отражения необходимо появление не менее двух компонентов из цепочки ритмически повторяющихся внешних воздействий.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

1. Философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование, с другой – процессы смены их в другом, продолжительность их существования:

1) пространство и время;

2) сущность и явлений;

3) возможность и действительность.

2. В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства: субстанциональная и реляционная. Родоначальником субстанциональной концепции был:

1) Аристотель;

2) Демокрит;

3) Гегель;

4) Эвклид.

3. Одно из основных свойств пространства:

1) однонаправленность и необратимость;

2) неисчерпаемость;

3) бесконечность и исчерпаемость;

4) бесконечность и неисчерпаемость.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Как понимается психофизиологическая проблема в узком смысле?

1) как проблема соотношения души и тела;

2) как проблема соотношения мышления и мозга;

3) как проблема соотношения психических явлений и души.

2. Концепция психофизиологического взаимодействия принадлежит:

1) Р. Декарту;

2) Лейбницу;

3) Б. Спинозе.

3. Советские исследователи, решая психофизиологическую проблему, считали, что:

1) духовные процессы (происходящие в сознании человека) тождественны телесным – кровообращению, выделению желчи и т.д.;

2) мозговые процессы протекают сами по себе, духовные сами по себе – они никак не связаны;

3) деятельность мозга должна рассматриваться как с физиологической, так и с психологической стороны.

4. Кто выдвинул концепцию психофизиологического параллелизма (душа и тело действуют независимо друг от друга, но с такой точностью, что создается впечатление их согласованности между собой)?

1) Лейбниц;

2) Декарт;

3) Ламетри.

5. В чем суть физикалистского подхода к проблеме соотношения сознания и мозга:

1) явления сознания и мозговые процессы рассматриваются в их изначальном единстве и описываются в поведенческих терминах;

2) все состояния сознания рассматриваются в качестве объективно существующих физических процессов в головном мозгу;

3) явления сознания – это функциональные состояния мозга, функциональные свойства протекающих в нем нейрофизиологических процессов.

6. Что такое психофизиологическая проблема?:

1) проблема, связанная с выяснением соотношения души и тела;

2) вопрос об отношении мышления и бытия;

3) проблема определения природы идеального.

САМОСОЗНАНИЕ

1. История изучения самосознания начинается с …

1) натурфилософов Фалеса и Анаксимандра;

2) Сократа и Платона;

3) Аристотеля.

2. Самосознание – это:

1) осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей;

2) способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми;

3) философский термин, обозначающий такую точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность собственного субъективного существования.

3. Самосознание присутствует в двух основных модусах:

1) самопознание и самооценка;

2) саморегуляция и саморазвитие;

3) самопознание и саморегуляция.

4. Что является основой формирования самосознания?

1) выделение себя из окружающей среды;

2) рефлексия;

3) отождествление себя с окружающим миром.

5. Как соотносится самосознание и рефлексия?

1) самосознание всегда предполагает рефлексию;

2) самосознание возможно без рефлексии, а рефлексия возникает на уровне теоретического мышления;

3) предметом рефлексии выступает самосознание.

6. Чем опосредовано самосознание:

1) отражением внешнего мира и других людей;

2) ничем;

3) формами общественного сознания.

СОЗНАНИЕ

1. Укажите специфические черты обыденного сознания (несколько вариантов ответа):

1) аморфность;

2) динамичность;

3) отсутствие четких границ;

4) четкая разграниченность индивидуального;

5) сложный состав;

6) простая структура.

2. Найдите верное утверждение:

1) обыденное сознание всегда является сознанием массовым, но содержание массового сознания не сводится к обыденному;

2) обыденное сознание выступает только как отрицательный элемент общественного бытия;

3) обыденное сознание не может формироваться на почве практического отношения к миру.

3. Сознание начинает рассматриваться в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга в философии:

1) Античности;

2) Средневековья;

3) Нового времени.

4. Сознание как замкнутый в себе внутренний мир понимает:

1) Р. Декарт;

2) К. Маркс;

3) Ф. Энгельс.

5. По способу своего бытия (онтологический аспект) сознание понимается как:

1) свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальным носителем сознания;

2) продукт развития биологической и социальной форм движения материи;

3) представляет собой отражение объективной действительности.

6. В сознании выделяют уровни (более одного варианта ответа):

1) общественный;

2) индивидуальный;

3) мировой.

7. Кто первым оформил понятие сознания?

1) Р. Декарт;

2) Г.В.Ф. Гегель;

3) Аристотель.

8. Кому принадлежит приоритет в оформлении понятия сознания?

1) Декарт;

2) Юнг;

3) Фрейд;

4) Спиноза.

9. Кому принадлежит утверждение: «Бытие определяет сознание»?

1) Фалесу;

2) Сократу;

3) К. Марксу.

10. В средневековой философии установилось общее представление о душе как о связующем звене между:

1) человеком и природой;

2) животным и космосом;

3) земной и божественной деятельностью.

11. Понятие сознания у Р. Декарта:

1) замкнутый в себе внутренний мир;

2) идеальный мир, открытый материальному, но не сводимый к нему;

3) продукт материи.

12. Представление понимается как:

1) воспроизведение в сознании образа предмета, непосредственно не действующего на органы чувств;

2) возникновение в сознании целостного образа непосредственно воспринимаемого предмета;

3) отражение отдельных свойств предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств.

13. Соотношение сознания и мозга:

1) материальная работа мозга обусловливает сознание;

2) сознание обусловливает материальную работу мозга;

3) сознание и мозг не взаимообусловлены.

14. Основные элементы сознания:

1) ощущение, восприятие, представление;

2) язык, воля;

3) самосознание, мировоззрение.

15. Сознание – это …

1) высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга;

2) особая форма активности субъекта;

3) всеобщее свойство универсума.

16. Мышление – это …

1) целенаправленное, обобщенное человеком отражение существенных свойств и отношений вещей;

2) процесс воспроизведения особенностей одного тела в структуре другого;

3) обеспечивает структурный образ.

17. Каковы формы общественного сознания?:

1) политическое, правовое, эстетическое, религиозное, моральное, философия, наука;

2) философия, наука, искусство, религия, право, социальный институт;

3) массовое, индивидуальное;

18. Выберите правильный вариант распределения уровней общественного сознания (от низшего к высшему):

1. общественная психология;

2. теоретическое сознание;

3. обыденное сознание;

4. массовое сознание.

1) 2431;

2) 1234;

3) 3412.

ФИЛОСОФИЯ

1. Кто первый ввел термин «философ»?

1) Фалес;

2) Пифагор;

3) Платон.

ЯЗЫК

1. Укажите неверное утверждение:

1) язык обладает качествами системности и знаковости;

2) существуют и внеязыковые компоненты человеческих способностей;

3) слово не больше, чем знак, и не обладает самостоятельным содержанием и действенной силой.

2. Сущность коммуникативной функции языка заключается в:

1) воспроизведении мыслей;

2) передаче социальной информации в пространстве и трансляции знаний во времени;

3) познавательном процессе индивида.

3. Язык выполняет функции:

1) информативную, коммуникативную, аккумулятивную;

2) мировоззренческую, аксиологическую, социальную;

3) гносеологическую, прогностическую, воспитательную.

4. Язык может существовать, обладая качествами:

1) системности и знаковости;

2) познавательности и сознательности;

3) умозрительности и модельного видения мира.

5. Язык есть:

1) явление общественное;

2) продукт творчества единичного индивида.

6. Гипотеза об именном происхождении языка распадается на:

1) три типа;

2) четыре типа;

3) два типа.

7. Какой тип знаковой структуры является наиболее древним?

1) профессионально-именной;

2) личностно-именной;

3) универсально-понятийный.

8. Кто охарактеризовал языковую реальность как единство противоположных сторон: знака и значения, языка и речи, социального и индивидуального?

1) Ф. де Соссюр;

2) Иоганн Сиельманн;

3) Жан-Франсуа Сен-Ламбер.

9. Какое направление в философии абсолютизирует самодостаточность языка и признает его единственным предметом философии?

1) неотомизм;

2) постструктурализм;

3) неопозитивизм.

10. Что такое «означающее»?

1) слово;

2) понятие;

3) отображаемый объект.

11. В чем состоит сущность репрезентативной функции языка?

1) в воспроизведении информации;

2) в передаче информации;

3) в фиксировании информации.

12. В чем состоит сущность транслятивной функции языка?

1) в согласовании деятельности индивидов, режиме отрицательной обратной связи;

2) управление человеческим поведением;

3) передача информации субъекту, не обладающему этой информацией.

13. Знак - это:

1) смысловое содержание слова;

2) целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям его элементов, но само определяющее эти значения;

3) материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (информации, знания).

14. Какие типы процесса освоения человеком достижений культуры выделяют в гипотезе об именном происхождении языка:

1) личностно-именной, профессионально-именной, универсально-понятийный;

2) индивидуально-именной, коллективно-именной;

3) именной, понятийный.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.