5 Проблемы организации местного самоуправления и социально-экономического развития Гатчинского муниципального района
Указанные факторы, выделенные по итогам комплексного исследования развития социальной и экономической сферы, основные тенденции, проблемы, диспропорции и ограничения, сложившиеся в Гатчинском муниципальном районе, и оказывающие воздействие на уровень стратегической конкурентоспособности муниципального района в долгосрочном аспекте, представлены в формате SWOT-анализа (табл. 4 и Приложение 2).
Таблица 4 - SWOT-анализ, анализ сильных и слабых сторон Гатчинского муниципального района[23]
Факторы
| Сильные стороны
| Слабые стороны
|
Природные ресурсы / экология
| Наличие общераспространенных полезных ископаемых
Благоприятные условия для сельского хозяйства
Наличие природно-рекреационных ресурсов
| Наличие ограниченных ресурсов по питьевому водоснабжению;
Ухудшающаяся экологическая ситуация, загрязнение поверхностных водных ресурсов
|
Население
| Рост населения, высокая миграционная привлекательность территории
Высокий уровень мобильности населения
| Старение населения
Значительная степень дифференциации городских и сельских территорий по показателям уровня жизни
Отставание среднего уровня заработной платы от средних показателей по области
|
Сезонное население
| Потенциальный рынок сбыта для сферы обслуживания и малых предприятий
| Сезонное увеличение пассажиропотока и транспортных потоков;
Появление несанкционированных свалок в период теплого сезона
|
Коммунальное хозяйство
| Реализуемые крупные инфраструктурные проекты по развитию автодорог
Реализуемые проекты газификации
| Значительный износ объектов инженерной инфраструктуры, отставание темпов проведения капитальных ремонтов и возведения новых инфраструктурных объектов.
Практически полная загрузка существующих мощностей инженерной инфраструктуры.
|
Транспорт
| Высокий транспортный потенциал
Высокая обеспеченность транспортными коммуникациями
Гатчина - крупный транспортный узел
Регулярное транспортное обслуживание в авто-и железнодорожном сообщении.
| Значительный износ покрытия автомобильных дорог, недостаточность проводимых ремонтов.
Нормативная транспортная доступность обеспечена для территорий, на которых проживают 70% процентов населения района (недостаточный показатель)
Растущая автомобильная нагрузка превышает возможности дорожной инфраструктуры.
Негативные тенденции сокращения числа пассажирских маршрутов.
Маршруты автобусов г. Гатчина не обеспечивают в необходимой мере связность городских районов.
Сокращающийся подвижной состав автомобильного транспорта общего пользования.
Недостаточная благоустроенность автостанций и павильонов.
|
Продолжение табл. 10
Факторы
| Сильные стороны
| Слабые стороны
|
Жилищное хозяйство
| Опережение по темпам возведения жилья в сравнении с нормативными показателями «Концепции-2020», высокий уровень спроса на участки под индивидуальное жилищное строительство (в частности, под сезонное ИЖС)
| Жилищная обеспеченность ниже среднего по области уровня, в особенности на городских территориях.
Недостаточная динамика проведения реконструкций жилья
|
Социальная сфера
| Учреждения и предприятия сервисной направленности развиты в значительной степени.
Межрайонное значение г. Гатчина как центра обслуживания граждан
Развитый частный сектор в отрасли обслуживания.
| Недостаток мест в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Недостаточно активное развитие учреждений в ряде сфер (физическая культура и спорт, культура и досуг) относительно нормативных показателей.
Недостаточная кадровая обеспеченность обслуживающих учреждений.
Не сформирован комплекс мер по привлечению молодых специалистов
|
Малое предпринима-тельство
| Развитость инфраструктуры
поддержки малых предпринимателей (в частности, в форме бизнес-инкубаторов)
Широкий рынок сбыта
| Сложности в получении финансирования под проекты развития.
|
Промышленность
| Многоотраслевая промышленность (основные центры - города Гатчина и Коммунар), свободные территории в сформированных промышленных зонах;
Развитая научно-образовательная сфера в городе Гатчина - база для формирования экономики инновационного типа.
| Ограниченные мощности инфраструктуры инженерного характера.
Недостаток кадров высокой квалификации.
|
АПК
| Агропромышленный комплекс Гатчинского муниципального района находится на одном из ведущих мест по Ленобласти.
| Имеются не используемые по назначению сельскохозяйственные угодья, сектор строительства жилья предъявляет альтернативный спрос на сельскохозяйственные земельные ресурсы
|
Муниципальное управление
| Проведение реформы муниципального управления (объединение администрации муниципального района и передача ей полномочий по МО «Город Гатчина»)
Высокая эффективность по осуществленным муниципальным целевым программам.
| Проблема общественного самоуправления - недостаточность правового обеспечения местного уровня, дефицит сотрудников высокой квалификации.
|
Окончание табл. 10
Факторы
| Сильные стороны
| Слабые стороны
|
Бюджетная политика
| Увеличение эффективности планирования бюджетов с использованием программно-целевых методов;
Использование комплексной автоматизированной системы при исполнении бюджета и при управлении бюджетным процессом.
| Невозможность планирования выпадающих доходов бюджета, потребность в финансировании по непредвиденным расходам
|
Инвестиционный климат
| Инвестиционно-привлекательная территория (согласно классификации муниципальных районов Ленобласти в рамках Инвестиционной стратегии Ленобласти до 2025 года)
| Недостаточное развитие сферы туризма и отдыха.
Недостаточность площадок под инвестиционные объекты, обеспеченных в инфраструктурном отношении.
|
К достигнутым на данный момент ключевым положительным результатам в развитии муниципального района относятся следующие: стабильные темпы роста экономического развития, в частности, развития промышленности муниципального района; успешный запуск выполнения в муниципальном районе проектов федерального уровня по развитию научного комплекса в г. Гатчине при активной роли органов МСУ; осуществлены крупные проекты, связанные с развитием в муниципальном районе транспортной инфраструктуры; начата реализация значимых проектов в сфере социального развития - строительство регионального перинатального центра, увеличение числа учреждений, в том числе коммерческих, обслуживающих население по образовательным, спортивным программам; высокая активность в жилищно-строительной сфере; обеспечен опережающий рост населения в муниципальном районе; реорганизованы органы местного самоуправления (объединены администрация Гатчинского муниципального района и администрация МО «Город Гатчина»).
В то же время следует указать на наличие ряда ключевых проблем: сохраняются отстающие темпы развития в обеспечении муниципального района инженерной и транспортной инфраструктурой; коммунальная инфраструктура характеризуется высокой степенью износа, в особенности на сельских территориях; свободные инвестиционные площадки недостаточно обеспечены инженерными коммуникациями; сохраняются проблемы с материально-техническим обеспечением сельских территорий, обеспечением данных территорий необходимыми кадрами; имеется диспропорция в экономическом развитии городских и сельских территорий; недостаточное число рабочих мест, в особенности в сельских поселениях. В 2016 году в районе удалось создать порядка 3800 новых рабочих мест. Сегодня меньше людей каждое утро вынуждены ехать на работу в Санкт-Петербург. Несмотря на низкий уровень безработицы, нам нужно ежегодно создавать еще большее количество рабочих мест, так как более 30 тысяч человек находят себе работу в соседних субъектах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: