Машины для транспортирования строительных грузов
5.1. Виды строительного транспорта Транспортирование грузов в процессе строительного производства и при его подготовке осуществляется всеми видами транспорта. Транспортные средства, обеспечивающие доставку строительных грузов, могут быть наземные, водные и воздушные (табл. 5.1). Таблица 5.1 Транспортные средства для доставки строительных грузов
Железнодорожный транспорт в строительстве выполняет внешние, внутрикарьерные, технологические перевозки и является органической частью технологического процесса в железнодорожном строительстве. Классификация подвижного состава железнодорожного транспорта приведена в табл. 5.2. Таблица 5.2. Классификация подвижного состава железнодорожного транспорта
Автомобильный транспорт – наиболее мобильный из всех видов транспорта. С его помощью осуществляется повседневная связь между строительно-монтажными организациями и другими участниками строительства. Автомобильный транспорт целесообразно использовать при доставке грузов до 200 км, а при строительстве в труднодоступных районах и при бόльших расстояниях. Подвижной состав автомобильноготранспорта для перевозок строительных грузов классифицируется по типу кузова, роду двигателя, проходимости и грузоподъемности (табл. 5.3).
Таблица 5.3 Классификация подвижного состава автомобильного транспорта
К водному транспортудля доставки грузов относятся морские и речные суда. Морские суда могут быть транспортными, служебно-вспомогательными и техническими. Речные суда, выпускаемые для внутренних водных путей и для смешанного плавания «река–море», могут быть самоходными, несамоходными и буксирами. Воздушный транспорт используется для доставки строительных грузов в места, недоступные для других видов транспорта. К воздушному грузовому транспорту относятся самолеты, вертолеты и дирижабли. Наибольшее распространение в строительстве получили вертолеты. Трубопроводный транспорт используется преимущественно при производстве строительных материалов и изделий.
5.2. Специализированный автомобильный транспорт Специализированные транспортные средства предназначены для перевозки одного или нескольких однородных грузов, отличающихся специфическими условиями их транспортировки. Наибольшее распространение в строительстве получили: автомобили-самосвалы; автомобильные тягачи седельного типа; прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям, седельным тягачам и тракторам; автомобили- самопогрузчики с бортовыми кранами-манипуляторами.
Специализированные автотранспортные средства применяют в строительстве в соответствии с их назначением и видом груза. Основные виды специализированных автотранспортных средств приведены в табл. 5.4. Таблица 5.4 Основные виды специализированных автотранспортных средств
Марка (индекс) грузового автомобиля состоит из буквенной и цифровой частей (табл. 5.5). Буквенные обозначения чаще всего указывают логотип завода-изготовителя (ГАЗ, КамАЗ, МАЗ и т.д.). Первые две цифры в цифровой части индекса обозначают класс автомобиля (по его полной массе), вторые две цифры (третья и четвертая) – номер модели. Модификации модели имеют дополнительную пятую цифру. Таблица 5.5 Индексация грузовых автомобилей (первые две цифры индекса)
Автомобильные прицепы и полуприцепы имеют индексы, в основу которых заложены признаки их эксплуатационного назначения. Базовую модель полуприцепа, прицепа обозначают индексом, состоящим из шести или семи знаков: двух или трех букв и четырех цифр. Буквенная часть индексов полуприцепов и прицепов приведена в табл. 5.6. Таблица 5.6 Буквенные индексы автомобильных прицепов и полуприцепов
Для всех типов специализированных прицепов и полуприцепов универсального назначения добавляется буква «У» (УП; УПП; УК; УПК и т.д.). За буквенными обозначениями следует цифровой индекс, содержащий характеристику основных параметров транспортного средства. Две первые цифры обозначают грузоподъемность средства, т. Две следующие цифры: – для средств, перевозящих сыпучие и полужидкие материалы – объем емкости (платформы), м3; – для остальных средств – длину грузовой площадки (длину перевозимой конструкции), м. Например, индекс УПП-1207 расшифровывается так: универсальный полуприцеп-панелевоз грузоподъемностью 12 т с погрузочной площадкой длиной 7 м; индекс АС-0704 означает: автомобильный прицеп самосвальный грузоподъемностью 7 т и объемом кузова 4 м3. Буквы А, Б, В и т.д., следующие за цифрами, означают номер модернизации транспортного средства.
Трейлеры (тяжеловозы) – прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки строительных машин и технологического оборудования. Их классифицируют по разным признакам (табл. 5.7).
Таблица 5.7 Классификация тяжеловозов (трейлеров)
Автомобили, оборудованные кранами-манипуляторми, применяют для доставки контейнеров, пакетированных строительных грузов и грузов на поддонах. Оборудование крана-манипулятора состоит из шарнирно-сочлененной телескопической стрелы, установленной на поворотной колонке с углом поворота до 200°. Крановые устройства устанавливают на платформе автомобиля, на раме седельного тягача и на платформе полуприцепа. 5.3. Производительность транспортного средства Производительность грузовых автотранспортных средств характеризуется количеством перевезенного груза в тоннах или выполненной транспортной работой в тонно-километрах за единицу времени. Она зависит вида и массы перевозимого груза, скорости движения автомобиля и условий его работы. Техническая производительность автотранспортного средства, т/ч, Пт = 60G Кг / Тца, (5.1) где G – грузоподъемность, т; Кг – коэффициент использования по грузоподъемности; Тца – время рейса (цикла транспортного средства), мин. Время цикла (рейса) определяется по формуле Тца = t1 + t2 + t3 + t4 +t5 +t6, (5.2) где t1 – время маневров при постановке транспортного средства под погрузку; t2 – время погрузки; t3 – время хода груженого транспортного средства; t4 – время разгрузки доставленного груза; t5 – время маневров при разгрузке; t6 – время хода порожнего транспортного средства к месту погрузки. В предварительных расчетах можно принимать t3 = t6, а также t1 = t5 ≈10…15 мин. Скорость движения груженых транспортных средств определяется требованиями сохранности перевозимого груза. По дорогам I и II категорий расчетную скорость при перевозке сборных элементов прицепами и полуприцепами можно принимать 15…20 км/ч; III категории – 12 км/ч; IV и V – 9 км/ч. Время на погрузку и разгрузку автотранспортных средств определяют по нормам ЕНиР: Е-1. Внутрипостроечные транспортные работы (сыпучие и пакетированные грузы); Е-25. Такелажные работы (сборные конструкции). В табл. 5.8 приведены нормы затрат труда, чел.-ч/шт., на некоторые виды сборных бетонных и железобетонных элементов. Время на погрузку и разгрузку машин, мин., определяется из выражений:
t2 = 60 Hп N / 2; (5.3) t4 = 60 Hр N / 2, (5.4) где t2 – время погрузки машины на складе, мин; t4 – время разгрузки машины на объекте, мин; Hп; Нр – норма времени соответственно погрузки и разгрузки на один элемент, чел.-ч; N – количество доставленных элементов за один рейс, шт; 2 – количество такелажников в звене, чел. Величина коэффициента использования грузоподъемности транспортного средства Кг = mi N / G, (5.5) где mi – масса одного элемента, т; N – количество элементов на один рейс; G – грузоподъемность транспортного средства. Сменная производительность машины определяется по формуле Псм = Пт Ťсм Кв (5.6) где Пт – техническая производительность, т/ч; Ťсм – чистое время работы в смену, ч (Ťсм = 7,5 ч; 0,5 ч отводится для выезда машины и возвращение в парк); Кв – коэффициент использования сменного времени (принимается равным 0,8…0,9 в зависимости от характера трассы и дальности транспортирования груза). Таблица 5.8 Нормы затрат труда на погрузку и выгрузку сборных железобетонных элементов
Потребность в автотранспортных средствах для перевозки технологического комплекта одного вида конструкций (колонн, балок, ферм, плит и т.д.) составит Na = V / (Псм Тгр А), (5.7) где V – грузопоток (объем поставки) рассматриваемого вида конструкций, т; Тгр – расчетный период переработки грузопотока, сутки; А – сменность работы по перевозке конструкций.
5.4. Контрольные вопросы к разделу 5 1. Какие виды транспорта используются в строительстве? Приведите краткую характеристику каждого из них, особенности их использования. 2. Приведите классификацию подвижного состава железнодорожного транспорта. Как используются различные виды подвижного состава в железнодорожном строительстве? 3. Укажите область применения в строительстве автомобильного транспорта, дайте классификацию подвижного состава автомобильного транспорта. 4. Какие виды грузов перемещают по трубам? Для чего (для каких видов работ) в строительстве применяют вертолеты? 5. Как устроен грузовой автомобиль общего назначения? Чем отличаются прицепы от полуприцепов? Что такое автопоезд? 6. Как классифицируют автотранспортные средства? Расскажите об индексации автомобилей, прицепов и полуприцепов в строительстве. 7. Какие транспортные средства относятся к специализированным? Приведите краткую характеристику каждого из них (назначение, устройство, техническую характеристику). 8. Как определяют производительность транспортного средства? Как рассчитывают количество транспортных средств для доставки строительных грузов?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|