Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ревизия состояния учетной политики




Учетная политика – это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и предоставления финансовой отчетности, которая закреплена соответствующим внутренним нормативным актом на неопределенный период.

Приказ об учетной политике – это внутренний нормативный документ по организации и порядку ведения учета на предприятии.

Учетная политика предприятия разрабатывается главным бухгалтером предприятия и утверждается его руководителем.

Цель ревизии учетной политики – установление ее соответствия действующим и законодательным актам, а также характеру и масштабу деятельности предприятия.

Задачи ревизии:

1. Установить наличие приказа о принятии учетной политики.

2. Определить соответствие принятой учетной политики требованиям законодательства и П(с)БУ.

3. Изучить соблюдение требований при разработке приказа об учетной политике, установленных нормативными документами.

4. Изучить полноту раскрытия способов ведения бухгалтерского учета, выбранных при формировании учетной политики.

5. Проверка наличия должностных инструкций, наличия и эффективности утвержденной системы документооборота; выбор форм ведения бухгалтерского учета, установленный порядок проведения инвентаризации имущества, утвержденный рабочий план счетов бухгалтерского учета.

6. Проанализировать и оценить общие и конкретные элементы учетной политики.

Документом, в котором фиксируются положения учетной политики, явдяется приказ руководителя, который составляется на каждый год.

При проведении ревизии состояния учетной политики ревизор должен выяснить следующее:

1) соответствует ли порядок оформления приказа об учетной политике, имеются ли необходимые внутренние документы, положения, инструкции, которые утверждаются одновременно с учетной политикой;

2) насколько эффективен учет на предприятии, как решены вопросы на сложных участках учетной политики;

3) является ли учет действующим, оперативным, используются ли учетные данные для непосредственной и быстрой помощи руководству в принятии решений. Своевременно ли предоставляются необходимые справки, материалы для анализа, обоснованные рекомендации, расчеты и др;

4) как организована учетная работа на предприятии: установлен ли график, который предусматривает период выполнения этого комплекса учетных работ не только работниками бухгалтерии, но и учетно-обязательными лицами. Правильно ли распределены обязанности между всеми учетными работниками в соответствии с должностями и квалификацией, разработаны ли для них должностные инструкции, которые определяют их обязанности и ответственность за доверенный участок работы. Проводится ли систематический инструктаж по порядку заполнения и ведения учета;

5) какие формы документации применяются на предприятии, как используются типовые формы первичного учета;

6) обеспечены ли на предприятии единство и сравнение учетных и плановых показателей.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы цели ревизии состояния учета?

2. Перечислить задачи ревизии состояния учета.

3. Назвать источники и нормативные документы, применяемые при ревизии состояния учета.

4. Задачи и источники ревизии состояния отчетности.

5. Что является объектами ревизии состояния учета и отчетности?

6. Какие приемы и методы применяются во время проведения ревизии состояния отчетности?

7. Направления контроля ревизии состояния отчетности.

8. Объясните, что значит установление реального отражения в балансе активов и пассивов.

9. Цели и задачи ревизии состояния учетной политики.

10. На какие вопросы должен получить ответы ревизор при проведении ревизии состояния учетной политики?

11. Что является основной базой для анализа финансового состояния предприятия?

12. Кем осуществляется внутрихозяйственный контроль?

13. Основные задачи внутрихозяйственного контроля.

14. Какие недостатки могут быть выявлены в ходе ревизии состояния внутрихозяйственного контроля?

 

Семинарское занятие №3

Тема 11. Оценка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля.

Цель занятия: закрепить теоретические знания по оценке состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля: проверка правильности документального оформления финансово-хозяйственных операций, полноты и своевременности их отражения, проверка реальности баланса, достоверности синтетического и аналитического учета.

Время проведения - 2 часа.

 

Задание

1. Закрепление теоретического материала по следующим вопросам:

Ревизия состояния учета и отчетности хозяйствующих субъектов.

Ревизия состояния учетной политики хозяйствующих субъектов.

Ревизия финансового состояния предприятия.

Ревизия состояния внутрихозяйственного контроля.

2. Рассмотрение ситуаций.

3. Контроль знаний по тестам.

4. Углубленное изучение темы с помощью написания и обсуждения рефератов по темам:

4.1 Проверка финансовых результатов предпринимательской деятельности.

4.2. Проверка реальности баланса и других форм отчетности.

4.3. Проверка использования прибыли и реформации баланса.

5. Задание для самостоятельной работы.

5.1.Особенности проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности в условиях АРМ.

 

Тесты

1. Предметом ревизии состояния учета является:

а) установление эффективности системы бухгалтерского учета;

b) устав и другие учредительные документы;

c) приказ об учетной политике;

d) свой вариант.

 

2. Объектами ревизии состояния учета являются:

а). приказ об учетной политике;

б). отражение хозяйственных операций в учетных регистрах;

в). порядок подготовки бухгалтерской отчетности;

г). а, б, в.

 

3. К источникам ревизии состояния учета относятся:

а). отчеты материально-ответственных лиц;

б). бизнес-план;

в). а, б;

г). нет верного ответа.

 

4. К заданиям ревизии состояния отчетности относится:

а). изучить взаимоувязанность показателей отчетности;

б). проверить соответствие синтетического и аналитического отчета;

в). проверить правильность составления первичных документов;

г). все, что изложено выше.

 

5. Объектами ревизии состояния отчетности являются:

а). главная книга, регистры бухгалтерского учета;

б). бухгалтерская отчетность;

в). а, б;

г). свой вариант.

6. При проведении ревизии состояния отчетности изучают вопросы:

а). имеются ли документы о регистрации предприятия как плательщика налога;

б). составлен ли план проведения данной ревизии;

в). достоверна ли бухгалтерская, статистическая и налоговая отчетность;

г). а, в.

 

7. Во время проверки финансовой отчетности применяются приемы:

а). документального контроля;

б). фактического контроля;

в). а, б;

г). проверяется обычным способом.

 

8. Приказ об учетной политике – это:

а). внутренний нормативный документ об организации и о порядке ведения учета на предприятии;

б). документ вышестоящей организации рекомендаций по ведению бухгалтерского учета;

в). это совокупность принципов, методов, методов и процедур, предназначенных для ведения учета составления отчетности;

г). а, в.

 

9. При проведении ревизии состояния учетной политики ревизор должен выяснить:

а). является ли учет действующим, оперативным;

б). имеются ли необходимые внутренние документы, положения, инструкции, которые утверждаются одновременно с учетной политикой;

в). как используются типовые формы первичного учета, имеется ли график документооборота;

г). а, б;

д). а, б, в

 

10. К заданиям ревизии состояния учетной политики относится:

а). установление наличия приказа о принятой учетной политике;

б). изучение соблюдения при разработке учетной политики требований, установленных нормативными документами;

в). а, б;

г). нет верного ответа.

 

Ответы на тесты

№ теста                    
Ответ а г В а в г а г г в

 

 


Тематика рефератов

 

1. Государственный контроль в условиях рыночной экономики.

2. Критическая оценка теории и практики государственного финансово-хозяйственного контроля за период с начала XX века до нашего времени.

3. Организация контроля на предприятиях различных форм организации и собственности.

4. Систематизация и обобщение материалов ревизии.

5. Реализация материалов ревизии и контроль выполнения решений по результатам проверки.

6. Методы и средства документального контроля.

7. Методы и средства фактического контроля.

8. Виды и формы контроля.

9. Контроль операций на счетах в банках.

10. Особенности контроля денежных средств в кассах предприятий разных отраслей народного хозяйства.

11. Проверка расчетов с подотчетными лицами.

12. Ревизия расчетов с бюджетом.

13. Контроль расчетов с покупателями при различных формах расчетов.

14. Контроль основных средств и нематериальных активов в условиях АРМ.

15. Проверка расходов на ремонт основных средств.

16. Проверка состояния сохранения материальных ценностей.

17. Проверка операций по поступлению и использованию материальных ценностей.

18. Особенности проверки малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

19. Методы и средства контроля объемов производства и реализации продукции, работ (услуг).

20. Проверка правильности определения себестоимости выпущенной продукции, проделанных работ (услуг).

21. Контроль расчетов с работниками по оплате труда, социальному страхованию.

22. Проверка правильности определения себестоимости реализованной продукции.

23. Проверка уставного капитала предприятия при различных формах собственности.

24. Проверка финансового состояния предприятия.

25. Проверка финансовых результатов предпринимательской деятельности.

26. Проверка использования прибыли и реформации баланса.

27. Проверка реальности баланса и других форм отчетности.

28. Проверка состояния бухгалтерского учета.

29. Контроль расчетов с акционерами и учредителями предприятия.

30. Особенности проверки состояния бухгалтерского учета в условиях АРМ.

Литература

1. Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», № 996-ХГ/от 16.07.99 г.

2. 3акон Украины «Про внесення змін до закону України «Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні» 1993р.

3. Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость от 03.04.97г. № 168/97-ВР, с изменениями и дополнениями.

4. 3акон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22 мая 1997г. № 283/97-ВР, с последующими изменениями и дополнениями.

5. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 24.12. 2004г.

6. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 16.10.2003г. № 469-IV

7. 3акон Украины от 22.05.2003г. № 889 - IV «О налогообложении доходов физических лиц».

8. Закон Украины от 21.12.2002г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

9. 3акон Украины «Об оплате труда» от 15.11.96г. № 504/96-ВР.

10. Инструкция о применении плана счетов бухгалтерского учета и активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99г. № 291.

11. Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, Утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98г. № 59 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 10.06.99г. № 146).

12. Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 29.03.01г. № 135, с изменениями.

13. Письмо ГНАУ «О бухгалтерской и налоговой амортизации» от 26.02.2001г. № 2338/7/15-1117.

14. Письмо ГНАУ «О расходах, не подлежащих амортизации» от 01.02.2001г. № 495/6/15-1П6.

15. Письмо ГНАУ «Об отражении в налоговом учете расходов на приобретение малоценных предметов» от 12.01.2001г.

№ 286/7/15-1117.

16. Письмо Минтруда и социальной политики Украины «О заключении трудового договора» от 09.10.2001г. № 06/2-4/133.

17. План счетов бухгалтерского актива, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Министерства Украины от 30.11.99г. № 291.

18. Положение о введении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 19.02.2001г. № 72.

19. П(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» от 31.03.99г. № 87.

20. П(С)БУ 2 «Баланс» от 31.03.99г. № 87.

21. П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах» от 31.03.99г.

№ 87.

22. П(С)БУ 4 «Отчет о движении денежных средств» от 31.03.99г. № 87.

23. П(С)БУ 5 «Отчет о собственном капитале» от 31.03.99г., № 87.

24. П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах» от 28.05.99г., №137.

25. П(С)БУ 7 «Основные средства» от 27.04.2000г., № 92.

26. П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» от 18.10.99г., № 242.

27. П(С)БУ 9 «Запасы» от 20.10.99г., № 246.

28. П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность» от 08.10.99г., № 237.

29. П(С)БУ 11 «Обязательства» от 31.01.2000г., № 20.

30. П(С)БУ 12 «Финансовые инвестиции» от 26.04.2000г., № 91.

31. П(С)БУ 13 «Финансовые инструменты».30.11.2001., №559

32. П(С)БУ 14 «Аренда» от 28.07.2000г., № 181.

33. П(С)БУ 15 «Доходы» от 29.11.99г., № 290.

34. П(С)БУ 16 «Расходы» от 31.12.99г., № 318.

35. П(С)БУ 17 «Налог на прибыль» от 28.12.2000г., № 353

36. П(С)БУ 18 «Строительные контракты». 28.04.2001., №205

37. П(С)БУ 19 «Объединение предприятий» от 07.07.99г., № 163.

38. П(С)БУ 20 «Консолидированная финансовая отчетность» от 30.07.99г., № 176.

39. Диконь Л.В. «Контроль и ревизия» Киев: Центр учебной литературы 2004г.

40. Каленьський М.М. «Контрольно-ревізійна служба суб’єкт державно-фінансового контролю підприємницької діяльності» Київ: ін-т рег. доел. НАНУ України 2001р.

41. БутынецФ.Ф. «Аудит и ревизия предпринимательской деятельности», Житомир: «Рута»., 2001г.

42. Бутынец Ф.Ф. «Контроль и ревизия», Ж Житомир: «Рута»., 2000г.

43. УсачБ.Ф. «Контроль и ревизия», - К., 2000г.

44. Кононенко О. «Инвентаризация» - X.: Фактор, 2001г.

45. Котик Н. «Амортизация: налоговый и бухгалтерский учет» - X.: Фактор,2001г.

46. 0нищенко Т. «Оплата труда: налоговый и бухгалтерский учет», X.: Фактор, 2001г.

47. Павленко Н. «Организация труда и заработная плата» (практическое пособие), (Издание 2-е и дополненное), Харьков, «Фактор», 2002г.

48. Примакова Е. «Трудовое законодательство», Библиотека. - Х: «Фактор», 2001г.

49. Примакова Е. «Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет». - X: «Фактор», 2001.

50. Газета «Баланс» (еженедельная) - 2000,2001, 2002, 2003, 2004гг.

51. Газета «Все о бухгалтерском учете» - 2000, 2001, 2002, 2003, 2004гг.

52. Журнал «Налоги и бухгалтерский учет» - 2000, 2001, 2002, 2003, 2004гг.

53. Журнал «Бухучет и аудит» - 2000, 2001,2002,2003,2004гг.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Хозяйственный контроль в Украине, состояние, содержание, перспективы

1.1. Контроль. Понятие контроля, его сущность, назначение, функции.

1.2. Виды и формы контроля в Украине, его классификация.

1.3. Финансово-экономический контроль, понятие, содержание, состояние, цели, перспективы.

1.4. Предмет и объекты финансово-хозяйственного контроля.

1.5. Методы и приемы финансово-хозяйственного контроля.

1.6. Методические приемы, применяемые при осуществлении контроля финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Их классификация.

 

Тема 2. Организация и планирование контрольно-ревизионной

работы........................................................................................................................

2.1. Основы организации и планирования контрольно-ревизионной работы.

2.2. Порядок составления, утверждения и выполнения плана ревизий и проверок. Виды планов.

2.3. Ревизия – составная часть хозяйственного контроля. Классификация ревизий.

2.4. Подготовка и основные этапы проведения ревизий.

2.5. Функции государственной контрольно-ревизионной службы. Права, обязанности и ответственность ревизора.

2.6. Основные обобщающие документы ревизионной деятельности.

2.7. Требования, предъявляемые к составлению ревизорских документов. Порядок составления основного акта ревизии.

2.8. Получения пояснений, форма их составления, цель, проверка утверждающих фактов.

2.9. Использование компьютерной техники в контрольно-ревизионной деятельности.

 

Тема 3. Контроль и ревизия денежных средств и банковских

операций....................................................................................................................

3.1. Задачи, источники информации, нормативные акты ревизии денежных средств и банковских операций.

3.2. Ревизия кассовых операций.

3.3. Ревизия движения денежных средств на текущем, валютном и других счетах в банке.

 

 

Тема 4. Контроль и ревизия расчётных операций........................................

4.1. Задачи, источники информации, нормативные акты и направления контроля.

4.2. Контроль расчетов с подотчетными лицами.

4.3. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками.

4.4. Выявления и определения ревизией размера материального ущерба.

4.5. Ревизия расчетов по возмещению материального ущерба.

4.6. Ревизия расчетов по претензиям.

 

Тема 5. Контроль и ревизия основных средств и нематериальных активов

5.1. Задачи, источники информации, нормативные акты и направления контроля.

5.2. Ревизия поступления основных средств: своевременное и полнота оприходования, правильность определения первоначальной стоимости.

5.3. Ревизия использования основных средств.

5.4. Ревизия выбытия основных средств: реализация, безвозмездная передача, списание.

5.5. Проверка правильности понятия износа и амортизации.

5.6. Проверка правильности ведения затрат на капитальное строительство.

 

Тема 6. Контроль и ревизия материальных запасов....................................

6.1. Задачи, источники информации, нормативные акты и направления контроля.

6.2. Проверка наличия и сохранности материальных ценностей.

6.3. Ревизия поступления ТМУ: своевременность и полнота оприходования.

6.4. Проверка обоснованности и законности списания потерь ТМУ.

6.5. Ревизия операций с малоценными и быстроизнашивающимися предметами.

6.6. Ревизия выбытия ТМУ: реализация на сторону, внутреннее перемещение.

 

 

Тема 7. Контроль и ревизия использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда

7.1. Задачи, источники информации, нормативные акты и направления контроля.

7.2. Проверка документов по организации труда, положения об оплате труда работников предприятия.

7.3. Ревизия расчетов с рабочими и служащими: реальность, задолженность, достоверность депонированных сумм.

 

 

Тема 8. Контроль и ревизия себестоимости продукции и её

реализация................................................................................................................

8.1. Задачи, источники информации, нормативные акты и направления контроля.

8.2. Контроль и ревизия расходов производства по экономическим элементам, калькуляционным статьям.

8.3. Методика проведения ревизии расходов по калькуляционным статьям.

8.4. Ревизия себестоимости продукции.

8.5. Ревизия готовой продукции и ее реализации.

8.6. Контроль и ревизия готовой продукции на экспорт.

 

 

Тема 9. Контроль и ревизия собственного капитала...................................

9.1. Задачи, источники информации, нормативные акты и направления контроля.

9.2. Проверка законности и обоснованности формирования и использования уставного и резервного капитала.

9.3. Проверка формирования и использования нераспределенной прибыли.

 

 

Тема 10. Контроль и ревизия обстоятельств..................................................

10.1. Задачи, источники информации, нормативные акты и направления контроля.

10.2. Приемы и способы изучения операций по долгосрочным обязательствам.

10.3. Ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками.

10.4. Контроль и ревизия расчетов по оплате труда.

10.5. Ревизия расчетов по налогам и платежам.

10.6. Ревизия расчетов по долгосрочным и краткосрочным ссудам.

 

Тема 11. Оценка состояния учёта, отчётности и внутреннего хозяйственного контроля

11.1. Ревизия финансового состояния предприятия.

11.2. Ревизия состояния внутрихозяйственного контроля.

11.3. Проверка соблюдения соответствия положений стандартов бухгалтерского учета.

11.4. Ревизия состояния учета.

11.5. Ревизия состояния отчетности.

11.6. Ревизия состояния учетной политики

 

Тематика рефератов

Литература

Содержание

 

Учебное издание

 

 

Е.Ф. Горбатова, В.А. Демарецкая, Ж.А. Богданова

 

Контроль и ревизия

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины

 

Под общей редакцией Узунова В.Н., доктора экономических наук, профессора.

 

 

Редактор – Солянникова Г.Г.

Корректор – Гавриловская С.Г.

Верстка –Павлов С.А.

 

Подписано к печати – 20.05.2005г.

Формат 84x108

Объем – 12,4 усл. печ. л.

Тираж 1000 экз.

 

 

Печать УЭУ

г. Симферополь, ул. Крымской Правды, 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...