Гештальт-подход и свидетель терапии 10 глава
Марек: Сейчас я сознаю, м-м, напряжение в правой руке, сейчас я сознаю лица (улыбается), которые смотрят на меня. Сейчас я сознаю тебя, Фриц. Сейчас я опять сознаю руку. Сейчас я сознаю, что устраиваюсь поудобнее. Сейчас я сознаю коробочку передо мной. Сейчас я сознаю, что жду, когда снимется напряжение (улыбается). Фриц: Видите, в этот момент он перепрыгивает в будущее. Слово "жду" означает, что он перестал сознавать происходящее. Мы попробуем ослабить его предвосхищение протекающего процесса – мы сделаем это с помощью вопроса "как". "Как" охватывает все возможные формы поведения. Как ты испытываешь ожидание? Марек: Я испытываю ожидание таким образом, что в этот момент у меня огромное напряжение вот здесь. Определенное напряжение по всему телу, и, кроме того, некая пугающая чернота охватывает мой процесс мышления. Фриц: Теперь я должен добавить, что сознаю я. Я вижу, что ты много улыбаешься. И даже когда ты говоришь о неприятном – вроде неприятного напряжения – ты продолжаешь улыбаться. Мне это кажется несоответствием. Марек (смеется): Это верно, м-м, это оружие, я полагаю. Фриц: Что ты делаешь сейчас? Марек: Интеллектуализирую? Фриц: Да, ты защищаешься. Сознаешь литы это? Марек: Да, теперь сознаю. Фриц: Так, может быть, мое замечание было для тебя неприятно? Марек: Может быть, до некоторой степени (кусает губы, улыбается). Фриц: Сознаешь ли ты сейчас свою улыбку? Марек: М-м, тебе не нравится моя улыбка? Фриц: Сознавал ли ты, что ты делал своим предложением? Марек: Я полагаю, что, возможно, это было немного враждебно. Фриц: Ты напал на меня. Марек: Я не хотел нападать на тебя, но... Фриц: Ты сознаешь, что сейчас опять защищаешься?
Марек: Да, я, наверное, очень склонен к защите по природе. Фриц: О'кей, пожалуйста, следующий. Я хочу дать только небольшие примеры, чтобы создать основу для сознавания. Мы просто набираем примеры, знакомимся с протеканием процесса сознавания и с тем, как различные люди избегают полной вовлеченности в то, что происходит. Теперь мы можем сделать следующий шаг и посмотреть, с чем вы находитесь в соприкосновении. Есть три возможности: вы можете быть в соприкосновении с миром, вы можете быть в соприкосновении с собой, или вы можете быть в соприкосновении с жизнью своей фантазии. Жизнь фантазии – средняя зона – впервые была открыта Фрейдом, под названием "комплекса", и именно эта средняя зона оказывается нездоровой частью в нас, если мы принимаем эти фантазии за нечто реальное. Нездоровый человек – это тот, кто говорит, что он – Наполеон, и действительно в это верит. Если я скажу, что хотел бы быть Наполеоном, вы не назвали бы меня сумасшедшим. Но если человек скажет, что он Наполеон, и прикажет вам маршировать в Аустерлиц или что-нибудь в этом роде, его поведение покажется вам странным. Есть зона, в которой мы полностью, совершенно сумасшедшие – это наши сны. Позже вы увидите, что эти сны, средняя зона, приобрели такое значение в нашей жизни, что мы перестаем воспринимать реальность, которая является либо реальностью мира, либо реальностью нашего подлинного я. Итак (поворачивается к Дону, который находится в горячем стуле), начни эксперимент: "Сейчас я сознаю, что..." Дон. М-м, прямо сейчас я сознаю, что твое внимание отвлеклось от меня, м-м, а теперь обратилось ко мне, что мой голос дрожит; м-м, что мой ум как бы разделяется между фантазией и сознаванием моего тела. Фриц. Ты говоришь, что ум разделяется между фантазией и телом. По мне ум (mind) и есть фантазия. (Пауза). Когда ты говоришь, что твой ум разделен, ты, наверное, имеешь в виду, что внимание разделено.
Дон. Да, совершенно точно. Если тело у меня в уме, то ум сосредоточен на теле, на него обращено мое внимание. М-м, я по-прежнему ощущаю дрожание, как будто у меня в груди – дрожащий лист. Я замечаю, что моя рука несколько суетливо движется; я указывал ею на грудь. М-м, дрожание поднимается в горло. Я сознаю, что уставился на ковер. Там движутся чьи-то ноги. Фриц: Сознаешь ли ты также, что избегаешь смотреть на меня или на кого-нибудь еще? Дон: Угу. Я не смотрел – до сих пор; люди выглядят очень напряженными, как бы в ожидании чего-то. Но очень реальными. Фриц: Попробуй теперь перемещаться между сознаванием себя и сознаванием мира. Сознавание себя символизируется словом "я", а мира – словом "ты". Я и ТЫ. Если у вас слишком много "я", вы сосредоточены на себе, изолированы и т.п. Если слишком много "ты", это может быть паранойей, агрессией, или просто бизнесом, или чем-то вроде этого. Дон (группе). Ну, я смотрел на вас. Я смотрю на вас сейчас, и чем больше я на вас смотрю, тем меньше дрожания я ощущаю внутри себя. М-м, некоторые из вас смотрят прямо на меня, а некоторые как бы выглядывают сбоку или сверху. Ширли, ты смотришь на меня то сверху, то снизу. Даун, ты смотришь со стороны, а другие... Фриц: Теперь вернись к сознаванию себя. Дон (кашляет): М-м, я ощущаю комок напряжения вот здесь. У меня пересохло во рту. Фриц: Теперь вернись снова к сознаванию мира. Дон: М-м, я как бы хочу сосредоточиться на... Фриц: Ты по-прежнему в "я". Дон: М-м, Гордон, ты выглядишь очень уверенно, но немного свирепо (улыбается). Фриц: Теперь ты увидел его. Теперь вернись снова к себе. Дон: Это делает меня уверенным, что ты (хихикает) уверен. Фриц: Теперь, как видите, ты достиг интеграции. Мир и "я" едины. Если я вижу – я не сознаю, что вижу, а просто мир оказывается здесь. А если я смотрю, – я напрягаюсь, стараюсь проникнуть куда-то, я делаю множество вещей, но только мира перед собой не имею. О'кей, спасибо. (Пауза. К горячему стулу выходит Пенни). Фриц: Тебя зовут... Пенни: Пенни, Фриц. Пенни, да, ты – Пенни. Пенни: М-м, я сознаю свое сердцебиение. У меня холодные руки. Я боюсь посмотреть, и сердце у меня по-прежнему бьется. Фриц: Сознаешь ли ты, как ты меня избегаешь? Ты посмотрела на меня и тут же стала смотреть в сторону. Чего ты избегаешь? Сознавала ли ты, что улыбалась, когда посмотрела на меня?
Пенни: М-м-м-м-хм. Фриц: Какого рода улыбку ты сознавала, когда посмотрела на меня? Пенни: Я боюсь. Я стараюсь спрятать свой страх (Сдерживает слезы, кусает губы). Фриц. Приятен ли твой страх? Удобно ли тебе с ним? Пенни: Да. Мое сердце больше не стучит. Фриц: М-м-м. Попробуй теперь в большей степени почувствовать ритм контакта или обхождения с миром и ухода. Это ритм жизни. Вы открываетесь миру и потом вы уходите в себя. Это основной ритм жизни. Зимой мы уходим в большей степени, летом мы более открыты. Ночью мы глубоко уходим в себя, днем мы больше заняты обхождением с миром. Если мне не хватает слова, я ухожу в словарь и возвращаюсь, когда нашел слово, которое мне нужно вставить в предложение. Этот ритм постоянно продолжается, эта пара – я и ты – образует единство. Если же появляется средняя зона, она проникает между вами и миром и не дает вам адекватно функционировать. В этой средней зоне особенно сильны катастрофические ожидания или комплексы и прочее, что искажает ваш взгляд на мир. Позже мы займемся этим. А сейчас я хочу дать вам ощущение контакта и ухода. Уйди в себя так глубоко, как возможно. Можешь даже уйти из этой комнаты, а потом вернись и снова посмотри на нас. И посмотри, что будет происходить, когда ты переживаешь этот ритм. Пенни. Возвращение более приятно. Фриц. Продолжай. Снова закрой глаза. Уходи и каждый раз говори, куда ты уходишь. На пляж? В размышления? В ощущения мышечных напряжений? Потом снова возвращайся и говори, что ты сознаешь. Пенни. Я ощущаю себя более расслабленным. Я как будто, м-м, больше, я ухожу в себя (Пауза). Но я не хочу оставаться. (Пауза). Мне это надоело. Фриц. Помните, о чем мы договорились? Всегда говорить "сейчас я сознаю..." Что ты сознавала, когда посмотрела на меня? Пенни (пауза). Я искала ответ. Фриц: Угу. Конечно же, это неприятно. И ты перестала сознавать. Ты начала думать и пробовать, высматривать. Иными словами, ты по-прежнему уходишь в себя, в свой компьютер. Ты не со мной. Ты все еще не в мире. Закрой глаза. Уйди в себя. (Пенни вздыхает). В последний раз, когда ты уходила, ты обнаружила, что тебе надоело. Приятно ли твое ощущение скуки?
Пенни. Неприятно. Фриц: Побудь с ним и расскажи нам, что неприятного в скуке. Пенни:. (Пауза) Я чувствую фрустрацию. Я хочу что-то сделать. Фриц: Скажи это еще раз. Пенни. Я хочу что-то сделать. (Пауза, закрывает глаза). Фриц. Теперь возвращайся. Что ты испытываешь, здесь и сейчас? Пенни (оглядывается): Краски стали яркими. Фриц: Проста? Пенни: Краски яркие. Фриц: Это хороший признак. Это то, что мы в гештальттерапии называем "мини-сатори". Она начинает просыпаться. Замечаете? Мир становится реальными, краски – яркими. Это звучит очень подлинно и спонтанно. (Пауза) Не хочешь ли ты попробовать? Как тебя зовут? Энн: Энн. Фриц: Энн. (Пауза) Энн: Я сознаю напряжение в голове. Вокруг всей головы. Я ощущаю его как покалывания и сжатие. Как будто моя голова собирается заснуть, как засыпает конечность. И она, м-м, горячая. Фриц: Теперь обратись к миру. Что ты сознаешь в окружающем? Энн (пауза, оглядывается вокруг и начинает плакать): Я сознаю, что этот мальчик смотрит очень мягко на меня и на тебя. Мне кажется, что он очень добрый и понимающий. Фриц. Вот еще одно условие гештальттерапии. Мы всегда стараемся установить контакт. Можешь ли ты сказать это ему, а не говорить о нем? Энн: Мне кажется... мне кажется, что ты очень добрый и понимающий. Фриц: Теперь снова уйди в себя. (Пауза) Сознавала ли ты, что плакала? Энн: М-м-м-м. Фриц: А почему ты об этом не сказала? Энн: Я сознаю, я сознаю, что плачу. М-м, я несколько расстроена (вздыхает). Во мне что-то, м-м, как бы надломлено, каким-то образом. Фриц: Теперь вернись к нам. На этот раз вернись ко мне. Как ты воспринимаешь меня? Энн: Я воспринимаю тебя как, м-м, очень, очень, м-м, ну, что ли, реального, определенного человека, очень близкого, м-м, ты здесь со мной. Ну, не со мной, но с каждым, кто здесь. Фриц: Теперь снова уйди в себя. Расставание – такая сладкая печаль (улыбается). Энн (пауза): Я чувствую, я сознаю, м-м, напряжение в голове. Какое-то напряжение прямо над ушами. Фриц: Можешь ли ты закрыть глаза? Энн: М-м-м-м. Фриц: И выяснить, как ты это делаешь. Что ты напрягаешь, каюты создаешь напряжение? Энн (пауза): Я чувствую, как я стягиваю, стягиваю что-то. Фриц: М-м-м. Вернись снова. Энн (оглядывается): Я чувствую, м-м, что группа как бы немного открылась. Фриц: Угу. Хорошо. (Пожимает ей руку). Итак, вот основа для расширения сознавания. Нам не нужно подогревать себя с помощью ЛСД или других искусственных средств. Если мы создаем собственное сознавание, если мы делаем это сами и не ищем искусственных средств, у нас есть все, что необходимо для развития. Давайте сделаем перерыв.
БРАК Вчера мы говорили о жизненном сценарии человека и о том, что в этот сценарий включено много других людей. Например, нам нужны другие люди для того, чтобы поддерживать самоуважение. Мы нуждаемся в других людях для удовлетворения половых потребностей. И во многих случаях наш жизненный сценарий требует вступления в брак. Трудности в браке начинаются тогда, когда один из супругов не вписывается в жизненный сценарий другого. Иными словами, когда человек любит не своего супруга, а образ того, каким тот должен был бы быть. Образ супруга редко соответствует реальному человеку, так что возникают фрустрации и трудности, в особенности если человек подвержен проклятью перфекционизма. Тогда дела действительно плохи. Это худшее, что только может быть с человеком. У перфекциониста есть палка, которой он всегда может побить себя и других, потому что его требования невыполнимы. А как только вы начинаете требовать от своего партнера невыполнимого, начинаются обвинения, жалобы и прочее в этом роде. В такой ситуации лучшее, что может быть сделано, это попробовать разыграть эти игры прямо здесь, чтобы обнаружить три основы, на которых покоятся отношения людей. Давайте начнем с того же коммуникативного подхода, который мы использовали в сознавании: "я и ты". Пусть двое выйдут сюда (Дон и Клер занимают горячие стулья) и встретят "врага" лицом к лицу (смех). Как вас зовут? Клер: Клер. Дон: Дон. Фриц: Клер, мы с Доном просим вас проделать это упражнение: уход в себя, обозначаемый словом "я", и возвращение к Дону, обозначаемое словом "ты". Туда и обратно: "я" и "ты". Ты, Дон, делай то же самое: перемещайся и смотри, в какой степени возможна простая коммуникация. Больше всего нас, конечно, интересует, какого рода коммуникации вы избегаете. Разумеется, здесь множество катастрофических ожиданий. "Если я скажу ей, что я действительно о ней думаю, она не будет меня любить, она меня бросит", – и прочее в этом духе. Клер: М-м, мне кажется трудным уйти в себя. (Пауза). Мне хочется обратиться к тебе и, м-м, уверить тебя, что я с тобой. Фриц: Вернись снова в себя. Клер: Я возвращаюсь в себя, я также хочу быть и собой (улыбается). Фриц: Сознаешь ли ты, что ты полна добрых намерений: "я хочу того, я хочу этого". Ты говоришь нам не о том, что ты сознаешь, а о том, чего ты хочешь. Иными словами, ты не в настоящем, ты говоришь не о том, что ты делаешь, а о том, что ты хочешь делать. О'кей, теперь Дон. Дон: М-м, я снова возвращаюсь в свою внутреннюю схватку, мне легко уйти в себя и, м-м, труднее вернуться к вам. И, я думаю, м-м, я... я был... я сознавал... я сейчас вспоминаю, когда я смотрел на людей здесь, я не смотрел на тебя, когда я сел сюда. Фриц: Это просто: это ясный симптом избегания. Если ты избегаешь смотреть на кого-то, это значит, что ты не открыт. Твоя очередь, Клер. Клер (пауза): Я сознаю напряжение, внутри себя. Нечто вроде трепета, биения. (Пауза). Какое-то дрожание, ожидание чего-то. Я сознаю твое спокойствие. (Улыбается). М-м, твою уверенность. Вот что за всем этим. Я сознаю неумение выразить себя. Я держу свой большой палец. Я сознаю неуверенность. Фриц: Сознаешь ли ты свой голос? Клер: Он тихий. Фриц: Можешь ли ты сказать Дону о своем голосе и о том, что ты делаешь с ним своим голосом? Клер: Ну, я надеюсь, что он не такой тихий, чтобы тебе приходилось... приходилось напрягаться, чтобы меня слышать. Фриц: Твои надежды... Что ты делаешь? Клер: Я говорю тихо. С сомнением. (Пауза) Неуверенно. Фриц: Между прочим, такой тихий голос всегда является симптомом скрытой жестокости. Это один из лучших способов мучить других людей. Клер: Я не всегда говорю тихо (улыбается). Фриц: Дон. Дон: Я сознаю, что несколько успокоился. И, м-м, я полагаю, что я спокойнее, потому что чувствую твою неуверенность, твой страх, это требует от меня быть здесь и присутствовать. М-м, внутри себя я чувствую какую-то ригидность. М-м, я полагаю, я пытаюсь сказать тебе... Фриц: Сознаешь ли ты, что постоянно говоришь: "Я полагаю", "Я пытаюсь"? Можешь ли ты сказать нам, что ты сознаешь? Дон (вздыхает): Я сознаю чувство, что я становлюсь как бы бетонным. Я как бы затвердеваю. Фриц: Как бы. Дон: Как будто я затвердеваю. Становлюсь негибким. Все становится неподвижным. (Пауза, Клер смотрит на Фрица) Фриц: Чего ты хочешь от меня? Клер (поворачивается к Дону) М-м, я чувствую... Фриц: Чего ты хочешь от меня? Клер: Ну, я собиралась заговорить с ним, и, м-м, я наверное хотела свериться с тобой. Фриц: Ты хотела проверить себя с моей помощью? Клер: Нет, этого я не чувствую. Фриц: М-м-м-м? Клер: Я как бы спрашивала, правильно ли я делаю. Фриц: Можешь ли ты сказать ему то же самое? Клер: Мне не нравится говорить ему то же самое – что я жду от него руководства. Но я понимаю, что в моем отношении это содержится. Я собиралась сказать, что почувствовала обиду, что ты стал негибким, когда почувствовал, что я боюсь, что я могу справиться с собственными чувствами, и благодаря этому чувствую себя сильной. О'кей, давайте поработаем с другой парой. Сейчас я не хочу идти глубже. Мне хочется только показать вам, как происходит коммуникация. Как вас зовут? Расс: Расс. Пенни: Пенни. (Пауза) Фриц: Итак, еще раз. Эксперимент очень прост. Я не возражаю против того, чтобы вы выполняли его несколько ригидно. Сначала вы говорите о том, что сознаете в отношении себя, потом – в отношении другого. Если это задание покажется слишком трудным, скажите об этом, и мы рассмотрим ваши трудности в отношении этого простого задания. Расс: Я сознаю, что боюсь того, что ты собираешься сказать. (Пауза) Я могу слушать. Фриц: Твоя очередь, Пенни. Пенни: Я сознаю напряжение в груди. Я сознаю, что ты смотришь на меня пристально, что ты хочешь, чтобы я взяла это на себя (смеется). Фриц: Ты сознаешь это, или ты так думаешь? Пенни: Это то, что я думаю. Расс: Я сознаю, что хочу этого. Я хочу, чтобы ты сказала мне, как обойтись с этим, и сознаю, что... Фриц: Сознаешь ли ты, что делают твои руки? Попробуй выполнить самое трудное из всех заданий: придерживайся очевидного. Очевидно, что ты сделал это движение головой. Очевидно, что ты держишь руки определенным образом. Очевидно, что ты киваешь головой. Попробуй выполнить это трудное задание – быть простым. Расс: Я сознаю, что слишком стараюсь. Я стараюсь расслабиться, и одновременно с этим стараюсь держать себя. Фриц: Как ты это делаешь? Расс: Ригидностью рук, тела. Я застываю в неподвижности. Фриц (показывает на Пенни): А что ты сознаешь там? Расс: Твои руки что-то говорят. Мягко, тихо – ты отодвигаешься от меня. Фриц: Он наконец впервые что-то видит, а? Теперь снова вернись в себя. Что произошло за это время? Ты репетируешь? Расс: Кажется, да. Фриц: Скажи ей, как ты репетируешь. Расс: Я хочу сказать то, что было бы правильным. Я хочу правильно поступить. Я никогда ни в чем не уверен, когда я с тобой, все время. Я не уверен, действительно ли я тебя слышу или я проецирую. Фриц: Твоя очередь, Пенни. Пенни: Я сознаю давление в правой руке. Я сознаю, что отклоняюсь от тебя. Я чувствую, как отодвигаюсь от тебя. Я опасаюсь, что ты меня втянешь в себя. Фриц: Твоя очередь, Расс. Расс (пауза): Я хочу втянуть тебя внутрь. Фриц: Ты это сознаешь? М-м, еще один трудный момент. Мы очень склонны к зафакиванию мозгов. Слова, слова, слова; скажи просто, как ты на это реагируешь, что ты испытываешь. Ты ощущаешь, что сидишь на стуле, что киваешь головой – говори о простом. Расс: Ладно. Я чувствую, что давлю на свою правую руку. Фриц: Вот. Этому я верю. Расс: Я удерживаю себя своей левой рукой. Фриц: Теперь мы получили немного реальности. Открой снова глаза. Что ты видишь? Что ты слышишь? Расс: Мне кажется, я никак не могу выйти вовне. Фриц.: О'кей. Спасибо. Следующая пара. (Пауза) Невероятно, что люди, которые живут вместе, по сути дела так мало общаются друг с другом – если посмотреть реально. Энн: Я сознаю, что... Фриц: Как вас зовут? Энн: Энн. Билл: Билл. Фриц: Энн; Билл. Энн: Я сознаю, что у меня стучит сердце, и что я сознаю, вроде, что сижу на этом стуле, как бы, очень твердо, глубоко на стуле, а руки у меня расположены по обе стороны. И я сознаю, что ты смотришь, очень, м-м, пристально, мне в глаза. (Пауза). Дыхание быстрое, м-м, по крайней мере я сознаю твое дыхание. Фриц: Билл. Билл: У меня колотится сердце. И я несколько опираюсь на левую руку. Дело в том, что я как бы устраиваюсь, центрируюсь. (Пауза). И я вижу тебя, Энн. Я вижу твое лицо, мягкое, но несколько напряженное. Я вижу твое правое плечо, оно несколько напряжено, и... Фриц: Сознаешь ли ты, что делают твои глаза? Билл: Они блуждают. Фриц: Чего ты избегаешь, когда смотришь на нее? Билл: Я думаю, что я сейчас стараюсь найти себя. И я не готов иметь дело с тем, что там, пока я туда не вернусь. Фриц: Хорошо. Закрой глаза и уйди в себя. Это хороший пример – он не готов справляться с внешней реальностью, ему нужно больше времени, чтобы побыть в себе, чтобы обрести там, внутри, опору. Что ты испытываешь? Билл: Я чувствую потребность действительно найти положение, прийти прямо в центр... Вернуться, м-м... Фриц: Сделай это. Когда будешь готов вернуться к нам, вернись. Билл: Прямо сейчас я ощущаю напряжение в коленях. У меня немного трясутся ноги. Фриц: Давай интегрируем эти две вещи. Скажи ей о своих внутренних переживаниях. Билл: Я ощущаю какое-то дрожание, я несколько неуверен, нервничаю. (Пауза) Сейчас это проходит. Фриц: Вы заметили, что произошло? От мыслей, от намерений – к вниманию, к использованию своих переживаний как средства для общения. Теперь он не прячет своей дрожи, он говорит о ней Энн. Как только вы начинаете в самом деле испытывать свои переживания, всякий дискомфорт исчезает. Иначе: если вы чувствуете себя неуютно, можете быть уверены, что вы нечестны в своем общении. О'кей, спасибо.
ГЕШТАЛЬТ-МОЛИТВА На этот раз я хотел бы начать, так сказать, с конца дороги. А именно – с гештальт-молитвы. Я хочу предложить вам сначала повторять ее за мной, а потом пусть несколько пар попробуют что-нибудь сделать с этими фразами. Гештальт молитва звучит примерно так: "Я – это я (I am I), Группа: Я – это я, Фриц: А ты – это ты. Группа: А ты – это ты. Фриц: Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. Группа: Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. Фриц: А ты – не для того, чтобы жить в соответствии с моими. Группа: А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими. Фриц: Я – я (I is I), Группа: Я – я, Фриц: А ты – ты Группа: А ты – ты. Фриц: Аминь (смех). Давайте теперь поработаем с несколькими парами, посмотрим, что они смогут сделать с гештальт-молитвой. (Выходят Дон и Клер) Дон: М-м, ты ждешь, чтобы я приходил домой каждый раз в три часа, а я не собираюсь этого делать (смеется). Клер: Не думаю, чтобы я этого ждала (смеется). Дон: М-м, я думаю, что ждешь. Клер: Я хочу чувствовать, что делюсь с тобой определенными вещами, а ты, как мне иногда кажется, не хочешь чем-то со мной делиться. (Пауза). Я действительно стараюсь быть собой, но, может быть, я не даю тебе в достаточной мере быть собой. (Прокашливается) И чем больше я стараюсь быть собой... этого все время кажется недостаточно. Кажется, что мне нужно быть этим гораздо больше. Я как бы никогда не могу себя поймать. Дон (пауза). М-м, если ты не вполне хорошо себя чувствуешь, будучи собой, если ты разочарована, это не моя проблема. Клер: Возможно, что я слишком беспокоюсь по поводу того, что такое ты, в дополнению к беспокойству (смеется) о себе. Дон: Если ты беспокоишься о том, где я и что я делаю... Фриц: Видите, что происходит? Я дал им задание, и сразу же весь гештальт-подход выброшен в окно. Они больше не говорят о переживаниях в настоящем, о том, что реально происходит. Вместо реальной коммуникации на том уровне, на котором они находятся, они начинают все ту же игру в зафакивание мозгов, которая со временем переходит в игру взаимных обвинений. Давайте попробуем еще раз, но на этот раз оставаясь в настоящем. Говорите друг другу о своих реакциях и своих мыслях. Самый простой способ – думать вслух. Я могу гарантировать каждому, что он станет писателем за шесть недель, если только будет записывать в точности каждое слово из своих мыслей. Это может быть чем-то вроде следующего: "Фриц сказал мне, что я стану писателем за шесть недель. Я в это не верю. Я думаю, что все это треп. Что бы мне сейчас написать? Я не знаю. Я завяз, ничего не приходит в голову. К черту Фрица." (Смех) Если вы будете точны и честны, каждое слово просто появляется в вашем думании, потому что думание – не что иное, как беззвучная речь. Чаще всего в нашем так называемом мышлении мы репетируем; мы пробуем и пропускаем это через цензуру, и позволяем появиться только тем предложениям, которые нужны для манипулирования другими людьми. Мы обычно произносим предложения, чтобы гипнотизировать других – убеждаем, уговариваем, обманываем. Мы редко говорим, чтобы выразить себя. В результате все такие встречи между людьми бесплодны. Обычно это или зафакивание мозгов, или манипуляция. Так что попробуйте еще раз, на этой основе, говорить о том, что лежит в основе ваших ожиданий. Для экономии времени говорите: "Сейчас я испытываю то-то и то-то," – и т.д. И не репетируйте. Терапевтическая ситуация – это безопасная чрезвычайная ситуация. Можно попробовать многие вещи и убедиться, что мир не развалится, если вы будете сердитыми или если вы будете честными. А затем вы выйдете в мир и, может быть, станете несколько более уверенными. Вы увидите, что люди ценят честность гораздо больше, чем вы предполагали. Конечно, многие будут обижаться и раздражаться, но это, как правило, такие люди, которых не стоит считать друзьями. Клер: Я вижу, что ты кажешься беспокойным, ты сжимаешь пальцы, как будто ищешь, что сказать. Дон: М-м, ты, м-м, я... я тоже это заметил, что я пощипываю себя, и я недоумеваю, почему я это делал – играл своими пальцами. Фриц: То, что человек делает на невербальном уровне, обычно относится к другому, к тому, кто явно или не явно имеет отношение к делу. Если он щиплет себя, это значит, что он хотел ущипнуть ее. Мы обычно делаем с собой то, что хотели бы сделать с другими. Так ущипни ее. Дон (смеется, наклоняется и щиплет Клер за лодыжку): Это слабый щипок. (Смех) Я полагаю, что в этом есть правда, потому что, м-м, я говорил тебе только что, перед тем как мы вышли сюда, что ты должна рассказать тот сон. Клер: Ты подталкивал меня. Дон: Да, подталкивал, а я теперь думаю, что не мое дело, что ты делаешь, потому что у меня тоже был сон. Клер: О-о! Фриц: Другое важнейшее невербальное выражение – маска, которую носит человек. Замечаете, что она все время гримасничает, а он все время удерживает серь^ езное, "профессорское" выражение лица? Поговорите немного друг с другом о ваших лицах. Что вы видите? Что вы замечаете? Дон: Ну, мне нравится твое лицо, но ты слишком много улыбаешься, м-м, я полагаю это отражает неудобство, ты стараешься что-то сделать людям своей улыбкой. Фриц: Он занимается толкованием мотивов ее поведения. Клер: Ну, я согласна, м-м... Фриц: А любое толкование, это, конечно, вмешательство. Вы говорите другому человеку, что он думает и что он чувствует. Вы не даете ему самому это обнаружить. Клер: Ну, я полагаю, что это совершенно правильно. Я, м-м, прячу то, что чувствую, за улыбкой. Я, м-м, не хочу обижать людей или быть, может быть, слишком честной. (Улыбается). Может быть, вот так. М-м, я нахожу, что ты выглядишь очень устойчивым и честным, может быть, несколько насмешливым. Фриц: Чем ты не хочешь его обидеть? Скажи ему: "Я не хочу тебя обидеть, показав то-то и то-то." Клер. М-м, может быть, будучи честной. (Смеется). Показывая, что я, возможно, слишком зависима, или, м-м, хочу чего-то, чего ты не хочешь дать. Фриц: Видите, когда она перестает гримасничать, она может быть очень хорошенькой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|