Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ноосферные идеи в космизме и в современной науке




Ноосферное учение В. И. Вернадского возникло и развивалось в интеллектуальной среде, имя которой - русский космизм. В современной философии науки обращение к космизму связано с теми проблемами, которые возникают в ситуации глобального цивилизационного кризиса - это экологические, эволюционные, проблема выживания. Традиционная научность, опирающаяся на "чистый разум", не включает в себя ни ценностей, ни нравственно-этической составляющей. Осмысление того, что наука не является знанием о мире самом по себе, способствовало возникновению новых моделей научного знания, среди которых уже рассмотренная технонаука. Для русских философов более характерен другой путь к человеческому измерению реальности. Начиная с 70-х годов, в отечественной философской литературе трансформация технологической цивилизации связывается с поворотом к духовности с учетом коэволюции человека и природы. Термин "общественное сознание" трансформировался в термин "духовная жизнь", понятию "техносфера" противопоставляется "ноосфера".

В свое время П. Флоренский замечал по поводу русской философии, что "философия, как дело кабинета, дело "ума", не привелось у нас, как не было ее в античной обстановке. Наши философы стремились быть не столько умными, как мудрыми, не столько мыслителями, как мудрецами" [68]. Так и сегодня в отечественной философии существует тенденция искать точки роста новой научности и выход из культурного кризиса, обращаясь не к технологическому логосу, а к экзистенциальному, "умудренному" разуму.

Вырос интерес к русскому космизму, и это обусловлено прежде всего тем, что в силу кризисности момента, усложнения экологической ситуации возникает вопрос о соотношении космизма и экологизма, мы ищем те идеи, те наработки прошлого, которые могут быть полезны сегодня для разрешения ситуации глобального цивилизационного кризиса. Кроме того, есть глубокая потребность, которая не реализована естествознанием, в целостном рассмотрении природы. То есть, русский космизм имеет внутри себя идеи, которые важны сегодня: идея целостности, идея сопричастности человека космическим явлениям и событиям, идея духовности. В русском космизме выделяются три ветви: религиозно-философская, представленная такими философами как В. Соловьев, Н. Бердяев, Н. Федоров, С. Булгаков, П. Флоренский. Естественнонаучное направление космизма включает в себя таких видных ученых начала XX века как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, Н. Г. Холодный. Поэтически- художественную ветвь русского космизма представляют А. И. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин, М. Волошин, В. Брюсов, в некотором смысле, и Б. Пастернак, и М. Цветаева. Далее будет рассмотрен только естественно-научный космизизм.

Русский космизм появился как реакция на бездуховность западных форм цивилизации, как реакция на сциентизированную культуру, т.е. культуру, в основе которой наука. Исходной интуицией этого мировоззрения стала идея, что в мироздании, в истории и в душе человека есть внутренняя глубина, которая не укладывается ни в какие рациональные схемы.

Космизм возникает, чтобы сориентировать поведение человека в мире, но мир представителями русского космизма понимается не механистически. В. И. Вернадский говорил о существовании двух картин мира - физической (механистической) и натуралистической, натуралистическое представление рассматривал как более близкое и реальное. Природа натуралистов, писал В. И. Вернадский, не аморфна и не бесформенна, как это веками считалось, и имеет определенное, очень точно ограниченное строение. Это строение очень своеобразно. Это не есть механизм и не есть что-нибудь неподвижное. Это динамическое, вечно изменчивое, подвижное, в каждый момент меняющееся и никогда не возвращающееся к прежнему образу равновесие" [69]. Космос натуралиста - это природа, понятая эволюционно.

В. И. Вернадский понимал, что в природе есть нечто такое, что не может быть сведено ни к материи, ни к энергии. Он искал слово, которым можно было бы обозначить этот феномен. Рассмотрев понятия "сознание", "душа", "воля", "интеллехия", он останавливается на "непроизвольной воле" человека. Это и есть то третье, которое действует за материей и энергией в Космосе натуралиста. В представлении космистов существует изоморфизм мира и человека, но не пространственный, не морфологический изоморфизм (не по форме), а изоморфизм по способу существования, изоморфизм соритмичности: человек - с душой, а мир - с непроизвольной волей, то есть мир оказывается спонтанным. В русле такого понимания русские космисты выявляют пространство, соразмерное душе человека. В. И. Вернадский вводит это пространство как ноосферу, а П. Флоренский - как пневматосферу.

Русский космизм очень близок эволюционизму. Идея сопричастности человека к космосу воплотилась еще в античной философии, но, в отличие от других форм космизма, именно в русском космизме человек - потенциально космичен. Человеку еще надлежит стать космичным, его становление как космического существа, как причастного целому, есть его - человека, собственная эволюция, рождение человеческой души. У космистов духовность и космичность - это очень близкие понятия. Космизм - это мировоззрение личности, не просто разумного, природного существа, но именно личности - человека, сознающего свои пределы, включая смертность, но в то же время, свою значимость и бессмертие как самосознания космоса.

Не имея определенного места в природе, человек проявляет себя как существо свободное, и поэтому ему нужно всякий раз заново определять себя в качестве части природы. Вот почему рождение человеческой души рассматривается как космическое явление: как бы проигрывается заново вселенская драма на уровне отдельного человека. Космизм связывает расчлененные западноевропейским сознанием историю природы и историю культуры в единое космическое Со-Бытие. Ноосферу В. И. Вернадский рассматривал как естественный процесс, а не искусственный, который подготавливался сотнями миллионов лет эволюции, создавшей Homo sapiens. Такие процессы не могут быть преходящими, не могут остановиться. "Человек должен понять, как только научная, а не философская или религиозная концепция мира его охватит, что он есть не случайное, независимое от окружающего (биосферы или ноосферы) свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет" [70].

Формирование ноосферы понимается в космизме как естественный процесс, но в то же время, и культурный, связанный с проявлением личностного начала на уровне индивида и в обществе в целом. Биосфера сама себя трансформирует, используя человеческое сознание, но личность создает ноосферу не только как сферу проявления мысли, но и как область человеческой культуры. В. И. Вернадский отмечал, что XX век - это время интенсивной перестройки нашего научного миросозерцания, глубокого изменения картины мира, означающего глубокий поворот в нас самих и окружающего, в искании смысла бытия.

Эти процессы, связанные с развитием физики, химии, биологии, астрономии, не только изменяют наши представления о материи, об энергии, о пространстве и времени, но означают перелом, скачок и в другой области, а именно, в понимании положения человека в научно создаваемом строе мира. Человек с необходимостью включен в картину исследуемой реальности, в природу. Объектная аргументация научного знания с этой позиции невозможна. В этом проявлялась ограниченность классического подхода, классической науки: "Гордо независимый идеал классической науки, в котором любой объект выступал как данный сам по себе, вне точки зрения наблюдателя, субъекта познания, трансформируется в неклассический, в рамках которого человек, субъект познания, помещается внутрь природы. В научно выраженной истине всегда есть отражение, может быть, чрезвычайно большое, духовной личности человека, его разума" [71].

Ноосфера трактуется В. И. Вернадским как царство разума и, одновременно, новое геологическое явление на планете, это биосфера, преобразованная научной мыслью. Ноосферную концепцию сегодня порой расценивают как утопическое мировоззрение, где желаемое выдается за действительное. По существу сторонники таких оценок ноосферы ставят под сомнение наличие "царства разума" и рациональность бытия современного человека, оказавшегося на грани гибели и поставившего под угрозу биосферу в целом. Для космистов рост науки и силы человечества в окружающей природе - это, прежде всего, эволюционное явление, естественный процесс. "Нигде не видим мы, - утверждает В. И. Вернадский, - какого-нибудь ослабления научного движения, несмотря на войны, истребления, гибель людей от убийств и болезней. Все эти потери быстро возмещаются мощным подъемом реально осуществляемых достижений науки и ею охваченной организованностью государственной власти и техники. Кажется даже, что в этом круговороте людского несчастья она (ноосфера) еще больше растет и заключает в себе самой средства для прекращения попыток укрепить варварство" [72]. В. И. Вернадский писал это во время Великой Отечественной войны и, тем не менее, он делает вывод о том, что рост научного знания является основной биологической силой, создающей ноосферу. Говоря современным языком, ноосферный подход В. И. Вернадского - это описание процессов самоорганизации, объединенных единой глобальной динамикой. Природа натуралистов, понимаемая как динамическое равновесие, ноосфера как естественный процесс, осуществляемый с участием сознания, "слияние" философских и научных вопросов, познание как проявление духовной личности человека. Во всем этом отчетливо выражены характерные параметры современной эволюционно-синергетической парадигмы естествознания.

Космизм как мировидение выражает две основные идеи - универсальность развития всего сущего от космогенеза до социогенеза и целостность и гармоничность мироустройства, в котором с необходимостью присутствует человек. Не только у В. И. Вернадского, но и других космистов, жизнь и человечество рассматриваются не как случайные и локальные явления, а как космическое и закономерное в естественном эволюционном процессе. А. Л. Чижевский, исходя из убежденности в тесной взаимосвязи космоса и живого, еще в 1915 году сформулировал идею о космических факторах эволюции биосферы и, в частности, человечества. Процесс развития органического мира, согласно А. Л. Чижевскому, не является самостоятельным, а представляет собой результат действия земных и космических факторов. Подметив глобальные закономерности взаимодействия биосферы с периодической "солнцедеятельностью", ученый углубился в сущность биохимических процессов. Он установил реактивность микроорганизмов на солнечные возмущения, исследовал связь эпидемий с периодической деятельностью Солнца, открыл динамическую микроструктуру крови. Этими и другими открытиями доказал системность природных взаимодействий, целостность эволюции. Ученый выделял энергетическое начало среди всех видов взаимодействий, подчеркивая определяющее воздействие энергетики космоса на энергетику земных процессов. Разработанная А. Л. Чижевским концепция космических факторов биологических и социальных процессов является важнейшей составляющей современного научного мировоззрения.

Видным представителем русского космизма является К. Э. Циолковский. В его творчестве также выражены две основные идеи космизма - космос и человек представляют собой гармоничное единство и процесс. Целостное мировидение - это убеждение, которое подсказано самой природой, но природой, понимаемой эволюционно. К. Э. Циолковский прямо говорит об этом: "Монизм в науке обусловлен строением космоса, космос же - это и есть эволюция" [73]. Ученый имеет в виду активно эволюционную роль человечества, собственная эволюция которого пойдет не только путем цефализации, но будет прогрессировать в отношениях с окружающим миром.

Отличительной чертой русского космизма, как умонастроения, выражающего определенную онтологию, является "склеивание" бытийной и нравственной составляющих. Этическая тематика связана с эволюционной идеей и экологической. В механистической картине мира, где материя "спешит без конца и без смысла", а порождение и существование человека никак не связано с миром, в котором он живет, в итоге сформировалось отчужденное, потребительское отношение к природе. В картине мира, утверждаемой космистами, напротив, формируется мировоззрение, содержащее не только экономические, технологические ценности, но ценности этического плана. Таковыми, с точки зрения К. Э. Циолковского, являются: обеспечение прогресса космической эволюции, совершенствование космической жизни, мироздания.

К. Э. Циолкловский говорит о том, что космос сам рождает в себе силу, которая им управляет. Человечество должно пройти путь самосовершенствования через страдания ради этой высшей цели. Мысль К. Э. Циолковского о том, что роль Земли и подобных немногих планет хотя и страдальческая, но почетная, поскольку "земному усовершенствованному потоку жизни предназначено пополнить убыль регрессирующих пород космоса" [74] перекликается с идеей Тейяра де Шардена об ответственности человека за эволюцию.

Только с осознанием ответственности появляется этическая тематика. Для русских космистов, понимающих мироздание как целостность, в которой все составляющие связаны и имеют эволюционный смысл, человечество не может противостоять природе, быть локализованной сущностью. "Космическая сила... в человеке начинает сознавать себя, - считал и Н. Ф. Федоров, - и... это сознание обязывает человека..." [75]. Особенно явно и глубоко формируется представление о человеке, ответственном перед природой, в теории ноосферы В. И. Вернадского. В ходе эволюции живое, биосфера становятся, как показал В. И. Вернадский, реальной геологической силой. Еще более мощным фактором эволюции стала человеческая цивилизация, которая характеризуется определенным типом деятельности, определенным способом взаимодействия с природой. В этой связи понятие "ноосфера" фиксирует не только само появление разума как качественно новый этап эволюции, но способ организации и функционирования общества как носителя разума. Тогда ноосфера - это тоже эволюция, процесс коэволюции Человека и Природы, направляемый, определяемый деятельностью человека.

В лоне русского космизма сформировались такие взгляды на природу науки, которые указывают на его связь с идеалами современной науки. В частности, учение В. И. Вернадского о био- ноосфере Н. Н. Моисеев назвал естественнонаучным фундаментом глобалистики. В своих работах В. И. Вернадский осуществил принцип, который отличает научное мышление конца XX века - научное объяснение не может быть получено, если исследуемое явление не рассматривается с более широкой, синтетической точки зрения, как часть генетически и структурно связанная с определенной областью космоса. Естествознание рассматривалось им как единая исторически развивающаяся система знаний, включающая знания о природе, космосе, человеке.

В современной науке концепция ноосферы в основном рассматривается в контексте обсуждения экологических проблем, в частности, в связи с программой устойчивого развития общества. Стратегии выживания человечества соотносят с этапами становления ноосферы. Выделяют стадии информационного, экологического, космического общества как фазы ноосферогенеза. Формирование единого информационного и единого экологического пространства уже стало реальностью, и на этом основании в обществе реализуются новые социальные взаимодействия, а в системе знаний интерес к феномену информации и экологии трудно переоценить. Расхожим стало выражение "кто владеет информацией, тот владеет всем". Разрабатываются новые ноосферные технологии, отличительной особенностью которых является реализация принципа коэволюции человека и его среды.

Что касается третьей ступени становления ноосферы, связанной с космизацией сознания и общественной жизни, то эта стадия предполагает не только освоение человечеством космического пространства, но и космопланетарное развитие человека и его сознания. В умозрительных системах знания попытки понять феномен человека как имеющий космическую природу, скорее правило, которое характеризует как восточное мировидение, так и западную философию. Наука в ее классическом варианте изучала мир, в котором нет ни человека, ни сознания. Ноосферная концепция В. И. Вернадского, теория космических ритмов и гелиобиология А. Л. Чижевского были первыми шагами на пути становления ноосферной науки. Сегодня современная научная картина мира включает ноокосмологию - концепцию, являющуюся синтезом гуманитарного и естественнонаучного подходов в космологических построениях. Космология - это знание о Вселенной как целом. Начало ноокосмологии дал русский космизм, развивая концептуальные основания модели мира, в которой человек и космос эволюционно взаимосвязаны и образуют целостность. Ноокосмологию определяют как картину мира, в которой сфера разума распространяется из земной оболочки в пространство Вселенной [76]. Важным понятием ноокосмологии является понятие космического разума, его характеристиками являются информационная природа, эволюционный характер, синергетический тип развития, взаимосвязь микро-, макро- и мегауровней, связь с физической субстанцией, этическая размерность.

В теософской и мистической литературе обращение к космическому сознанию не редкость. В ноокосмологии как составляющей научного мировоззрения понятие космического разума, прежде всего, связано с понятием ноосферы, а также с синергетической и информационной трактовками разума. В эволюционно-синергетической парадигме такие явления как самоорганизация диссипативных систем, автопоэзис, нелинейность и направленность эволюции легли в основу концепций, в которых фигурирует понятие глобальный мозг (П. Рассел), метаболический разум, космическое сознание (Э. Янч). Процессы, происходящие во Вселенной и на Земле, регулируемы не только "снизу", но и "сверху", сознание как фактор эволюции имеет глобальный характер, что подробно показано во второй части книги.

Информационная природа космического разума представлена в семантической модели Вселенной В. В. Налимова. Он предложил математическую интерпретацию спонтанного рождения смыслов. В этой модели реальность динамична и формируется с участием сознания. "Смысловой континуум, гипотетический по своей природе, обретает актуальность, когда человек, активный наблюдатель, задает на нем некую систему предпочтения, обращаясь к вероятностной мере (плотности вероятностей). Так происходит квантование - создание текста" [77]. Сознание не капсулировано только в мозгу, но обладает трансцендентальной природой, связано с космическим сознанием. Иначе трудно объяснить такой факт в природе человека, как отсутствие в нашем мозгу уникальных типов клеток и белков. Физиологические свойства и общая организация мозга у человека и других млекопитающих также практически одинаковы. Следовательно, процессы, обеспечивающие человеческое мышление, выходят за пределы нейронауки. Философы помещают эти процессы в социокультурное пространство. Однако уровень социальной коммуникации можно рассматривать как этап в организации информационных процессов, распространенных по всей Вселенной. "Мироздание - это тоже творящее Существо, обладающее Сверхсознанием, могущим воспринимать и осмысливать все происходящее, где бы и как бы оно не совершалось... Встав на такую позицию, мы расширяем основу бытия Вселенной, признав, что она обладает скорее семантической структурой" [78]. В. В. Налимов видел аналогию между спонтанным нарождением новых текстов и спонтанными флуктуациями физического вакуума. В современной космологии все чаще и убедительней высказывается мнение, что изучение Вселенной и изучение сознания неразрывно связаны друг с другом. Так, один из создателей теории инфляционной Вселенной А. Д. Линде считает вполне уместным предположить, что единый подход в описании Вселенной требует не только учитывать слабые, сильные, электромагнитные и гравитационные взаимодействия, но и внутренний мир человека. Информация, по В. И. Вернадскому, это новая форма биохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры, или культурной биохимической энергией. Она является той формой биохимической энергии, которая создает в настоящее время биосферу.

В литературе все более утверждается точка зрения, что информация имеет самостоятельный субстанциональный статус и относится к миру в целом, а является не только характеристикой человеческого разума. Такой подход получил физическую интерпретацию в гипотезе о спин-торсионных взаимодействиях. Источником торсионных полей служат вращения частиц или их собственные угловые моменты - спины. Торсионные поля являются гипотетическими объектами, которые характеризуются как феномены в равной степени материальные и идеальные. В этом плане они являются физической интерпретацией единого психофизического устройства мира.

Идея космического разума в контексте научных поисков высказывается не только в естествознании, но и в психологии. Здесь наиболее интересна идея К. Юнга о коллективном бессознательном, которое является не только родовой памятью, но и дорефлексивным способом постижения мира. Архетипы - формы, в которых существует бессознательное, в них закреплены способы представления и восприятия. По мнению К. Юнга, архетипы в равной мере представляют собой как чувство, так и мысль. Архетипы передаются не только в поле культуры посредством традиции, но и помощью наследственности. Они даже имеют нечто подобное самостоятельной жизни, т.е. могут развиваться сами по себе вне человека.

Сотрудничество К. Юнга с В. Паули, известным физиком, привело обоих к убеждению, что изучение физиками глубин материи, а психологами - глубин психического, может быть лишь различными подходами к изучению скрытой реальности. Архетипы способны проявляться и физически, и ментально, так же, как ноосфера, торсионные поля, архетипы являются гипотетическими объектами, принадлежащими двум мирам - материальному и идеальному.

С первого взгляда связь между психологией и физикой элементарных частиц кажется невероятной для нашего образа мышления. Однако К. Юнг и В. Паули считали, что связь между сферой подсознания и строением неорганической материи существует. Исходя из этого предположения, удается рационально объяснить явление синхронистичности - смысловые совпадения событий, когда один и тот же трансцендентальный смысл проявляется одновременно в человеческой психике и во внешнем событии. Примером могут служить сходные мысли, появляющиеся независимо друг от друга в разных точках мира в одно и тоже время, или сон, предчувствие, имеющее соответствие во внешней реальности [79]. К. Юнг полагал, что в ситуациях, когда сознание бессильно, приходит в движение слой бессознательного в психике и прорывается в виде архетипических образов - символов, в частности, птица - древнеегипетский символ души. Синхронистичность предполагает наличие смысла, который apriori связан с человеческим сознанием и явно существует вне человека. Архетип осуществляет свою функцию, исходя из тождества микро- и макрокосма. Мир, по Юнгу, не вместилище, не механизм, а психофизическое единство, и человек - не просто телесное существо, наделенное сознанием, но тоже телесно-духовное единство.

Явление синхронистичности не получает рационального объяснения в рамках механистического мировидения. В мире нелинейных явлений, кооперативных процессов самоорганизации существует несколько способов взаимосвязи, и требуются описания, находящиеся во взаимодополнительной связи друг к другу. Ученик известного космолога Д. Бома Ф. Пинг утверждает, что "за явлениями материального мира находится некий порождающий и формирующий порядок, именуемый объективным разумом [80]. Этот непроявленный мир представляет собой структуры и симметрии, обладающие интегративным действием. Скрытая от редукционистского мировидения современной науки область трансцендентной реальности является средоточием наиболее фундаментальных ритмов (синхронизмов) природы.

Главную роль в синхронистических явлениях играет эмоциональность. Познавательная деятельность осуществляется не только в разумно-когнитивной сфере, но и эмоционально-психической. Вечные истины, как отмечает, К. Юнг, не могут передаваться механистически, но в каждую эпоху они должны вновь рождаться из человеческой души. Через их осознание происходит становление самого человека. Ноосферное знание - это знание, ориентированное на человека, поэтому общей его характеристикой, отмечаемой во всех рассмотренных формах ноосферного знания, является единение бытийной и нравственной составляющих. Ноосферное знание - это элемент холистического мировидения, оно опирается на новую картину мира, обозначаемую как системная, теоретическим базисом которой является эволюционно-синергетическая парадигма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...