Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности возбуждения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации




 

Возбуждение гражданских дел в соответствии со ст. 152 ГК РФ имеет ряд особенностей, связанных, во-первых, со специфичностью подлежащего защите права; во-вторых, с отсутствием по делам такого рода исковой давности; в-третьих, со своеобразием субъекта этого права.

В соответствии с п.1 ст.2 ГК РФ предметом регулирования гражданского законодательства является следующие виды правоотношений: имущественные и личные неимущественные. Личные неимущественные правоотношения представляют собой отношения субъектов гражданского права по поводу нематериальных благ, урегулированные нормами соответствующей отрасли права.

Наряду с другими к нематериальным благам ГК относит достоинство личности, честь и доброе имя, деловую репутацию (ст. 150 ГК). Отношения, складывающиеся в обществе по поводу этих нематериальных ценностей и есть предмет спора, по делам о защите чести, достоинства или деловой репутации.

Честь, достоинство или деловая репутация выступают как объект этих отношений, т.е. то, по поводу чего они складываются.

Достоинство в его традиционном понимании – совокупность положительных качеств, уважение этих качеств в самом себе, т.е. самооценка индивидом собственных способностей, достоинств и недостатков своего общественного значения (внутренняя оценка)[1].

Честь, в свою очередь, есть достойные уважения качества личности, не запятнанная репутация, доброе имя, т.е. социальная оценка индивида обществом, окружающими людьми (внешняя оценка)[2].

Репутация же есть приобретенная кем-либо (чем-либо) общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо (чего-либо), складывающаяся на основе имеющегося объема информации об объекте. Безусловно, репутация может быть как хорошая, так и плохая, в зависимости, от пропорции положительных и отрицательных свойств объекта, подлежащего оценке.

Деловая репутация гражданина – сложившееся мнение о деловых качествах конкретного физического лица в сфере делового оборота[3].

Каждый человек имеет ту или иную самооценку, так или иначе представляет свое место, положение в обществе. У него имеется собственное представление о том, какой, на его взгляд, он пользуется репутацией. При этом, он исходит из своего понимания имеющихся у него достоинств и недостатков, и того, как эти достоинства и недостатки могут быть оценены другими людьми, обществом. Это и есть достоинство человека, т.е. его внутренняя самооценка своих качеств.

Внешняя же оценка этого человека окружающими не всегда может совпадать с внутренней оценкой человеком своих достоинств и недостатков. В обществе складывается свое понимание тех или иных благ, ценностей, их значимости, соответственно, и свое представление о достоинствах (недостатков) конкретного индивида, которое не всегда адекватно собственной оценке человека. Общество к тем или иным недостаткам индивида может относиться более благосклонно, в то время как сам человек может оценить их по-своему.

Исходя же из анализа действующего российского законодательства, для права не имеет значения то, что человек думает о себе, как оценивает себя, пока не будет установлено соответствие самооценки с тем, как его оценивает общество. Для права имеет значение та самооценка индивида, которая в той или иной степени совпадает с его общественной оценкой. Именно эта степень совпадения и подлежит защите, в том числе в судебном порядке.

Фактически получается, что социальная (внешняя) оценка индивида подлежит защите в полном объеме, внутренняя же оценка защищается только в той степени, в которой она совпадает с внешней, так как защищается она лишь постольку, поскольку именно так же оценивает качества человека общество.

В отношении юридических лиц можно говорить только о деловой репутации предприятия (организации), как своеобразной оценке обществом его деятельности, которая строится на основе имеющихся сведений о такой деятельности. Для любого юридического лица его оценка, мнение общества о его качествах, достоинствах и недостатках всегда носит внешний характер, так как способность иметь какую-либо самооценку обладают только конкретные физические лица и эта внешняя оценка деятельности юридического лица также подлежит защите в полном объеме, в том числе в судебном порядке.

Защита чести, достоинства деловой репутации граждан и юридических лиц – это, прежде всего, охрана их прав на то, чтобы сведения об их поведении, деятельности, влияющие на оценку их окружающими, соответствовали действительности.

Как известно, исковая давность – это установленный законом срок для защиты нарушенного права в суде. Он имеет целью дисциплинировать, стимулировать активность заинтересованных в собственной защите граждан и юридических лиц.

Однако такой срок установлен не для всех случаев. Так, в соответствии со ст. 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования, вытекающие из нарушенных личных неимущественных прав, кроме случаев предусмотренных законом. Это положение закона касается также права на защиту чести и достоинства. Таким образом, заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой чести и достоинства в любой период времени с момента распространения порочащих его сведений.

Иски по делам данной категории вправе предъявить граждане и юридические лица, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности, порочащие сведения.

При распространении таких сведений в отношении несовершеннолетних (не достигших 18 лет) или недееспособных иски о защите их чести и достоинства в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 52 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут предъявить их законные представители. По требованию заинтересованных лиц (например, родственников, наследников), защита чести и достоинства гражданина допускается и после его смерти (пункт 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом, закон не связывает заинтересованность в этом лиц с их родственными отношениями с умершим гражданином. Следовательно, с таким иском могут обратиться не только родственники умершего, но и его близкие, не являющиеся его родственниками. Заявители должны быть заинтересованы в том смысле, что распространение не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство умершего лица сведений порочит в известной степени и находившихся с ним в близких отношениях самих заявителей. Для возбуждения гражданского дела в порядке ст. 152 ГК РФ, достаточно предположения о том, что данные сведения о ком-либо порочат честь и достоинство заинтересованного заявителя.

Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций либо распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать). В соответствии с пунктом 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд в указанном случае вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства (подраздел IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Правом на защиту своей деловой репутации обладают и юридические лица, если они считают, что о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения. Иски в защиту деловой репутации юридического лица могут быть предъявлены его органами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им законом, уставом или положением, либо их представителями, чьи полномочия определяются руководителем организации и подтверждаются доверенностью (ч.2 ст. 43, ч.3 ст. 45 ГПК РФ).

Ответчиками по делам о защите чести, достоинства или деловой репутации являются лица, распространившие порочащие их сведения. Надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения.

Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком. При опубликовании или ином распространении не соответствующих действительности порочащих сведений без обозначения имени автора (например, в редакционной статье) надлежащим ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации, то есть организация, физическое лицо или группа физических лиц, осуществляющие производство и выпуск данного средства массовой информации (часть 9 статьи 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"). В случае если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации.

Если истец предъявляет требования к одному из надлежащих ответчиков, которыми совместно были распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, суд вправе привлечь к участию в деле соответчика лишь при невозможности рассмотрения дела без его участия (статья 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В случае, когда сведения были распространены работником в связи с осуществлением профессиональной деятельности от имени организации, в которой он работает (например, в служебной характеристике), надлежащим ответчиком в соответствии со статьей 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации является юридическое лицо, работником которого распространены такие сведения. Учитывая, что рассмотрение данного дела может повлиять на права и обязанности работника, он может вступить в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, либо может быть привлечен к участию в деле по инициативе суда или по ходатайству лиц, участвующих в деле (статья 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Однако редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан либо деловую репутацию граждан или организации, если:

1) эти сведения имеются в обязательных сообщениях;

2) они получены от информационных агентств;

3) они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

4) они являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

5) они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах не подлежащих редактированию в соответствии с законом;

6) они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другими СМИ, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства (ст. 57 Закона «О СМИ»).

В Постановлении № 3 Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» разъяснено, что содержащийся в статье 57 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" перечень случаев освобождения от ответственности за распространение недостоверных порочащих сведений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Например, не может служить основанием для освобождения от ответственности ссылка представителей средств массовой информации на то обстоятельство, что публикация представляет собой рекламный материал. В силу статьи 36 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" одной из его целей является предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной причинить вред чести, достоинству или деловой репутации граждан. Исходя из этого, если в рекламном материале содержатся не соответствующие действительности порочащие сведения, то к ответственности на основании статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть привлечены также граждане и организации, представившие данные сведения, если они не докажут, что эти сведения соответствуют действительности. На редакцию средства массовой информации при удовлетворении иска может быть возложена обязанность сообщить о решении суда и в случае, если имеются основания, исключающие ее ответственность.

При применении статьи 57 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" судам следует учитывать происшедшие с момента принятия Закона изменения в законодательстве Российской Федерации. Исходя из этого, пункт 3 части 2 указанной статьи необходимо понимать как относящийся к сведениям, содержащимся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб не только государственных органов, но и органов местного самоуправления. Аналогичным образом пункт 4 части 2 данной статьи касается дословного воспроизведения фрагментов выступлений членов выборных органов государственной власти и местного самоуправления.

С учетом изложенного, можно сделать вывод, что по делам о защите чести, достоинства или деловой репутации граждан и юридических лиц может иметь место процессуальное соучастие, чаще всего на стороне ответчика. Это объясняется тем, что в данных случаях суд не имеет возможности и права без привлечения всех участников отношений рассмотреть и разрешить спор по существу. Вытекает это, прежде всего, из того, что сопричинители вреда привлекаются к солидарной ответственности, и только по требованию потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на них ответственность в долях (ст. 1080 ГК РФ).

Помимо изложенного, особенностью судопроизводства по делам о защите чести, достоинства или деловой репутации является то обстоятельство, что по таким делам не предусматривается участие третьих лиц даже в тех случаях, когда автор статьи – работник СМИ, распространившего порочащие сведения. Это обуславливается спецификой подлежащего защите субъективного права.

 

Содержание искового заявления о защите чести, достоинства или деловой репутации

 

Предъявляемые к форме и содержанию искового заявления требования, установленные ст. 131, 132 ГПК РФ, обязательны для всех лиц, в том числе и для обращающихся за защитой в порядке ст. 152 ГК РФ.

В соответствии с п.4 и 5 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении о защите чести, достоинства и деловой репутации должны быть указаны обстоятельства, на которых истец обосновывает свои исковые требования (основания иска), и само требование истца (предмет иска), т.е. способ защиты, избранной истцом.

Согласно ст. 152 ГК РФ основное требование истца по данной категории гражданских дел как предмет иска есть требование об опровержении порочащих его честь достоинство или деловую репутацию сведений. Названный предмет иска может быть указан во вводной части искового заявления (под наименованием документа) и должен быть указан в заключительной (просительной) его части.

Основания иска условно можно подразделить на фактическое и правовое. Фактическое основание иска указывается в описательной части искового заявления, где заявитель сообщает какие сведения о нем распространены, время и место их распространения, в чем их порочащий характер, каким способом они распространены (письменно, в СМИ и т.д.), в отношении кого распространены сведения, если иск предъявляется в интересах других лиц, кем совершено это действие.

Правовое основание иска указывается в мотивировочной части искового заявления, где заявитель, обосновывает с правовой точки зрения, т.е. с позиции норм права свое обращение в суд и избранный им способ защиты чести, достоинства или деловой репутации.

Требование об опровержении порочащих сведений в порядке ст. 152 ГК как предмет иска является главным, но не единственным. Российское законодательство выделяет целый ряд требований, так или иначе связанных с защитой чести, достоинства или деловой репутации. Все они могут быть заявлены истцом совместно с требованием об опровержении. Так, истец имеет право требовать замены документа, содержащего порочащие сведения и исходящего от организации, учреждения или предприятия. В соответствии с п.3 ст. 152 и ст. ст.43-46 Закона «О СМИ» истец вправе потребовать опубликования своего ответа или опровержения в тех же СМИ, в которых сообщены порочащие сведения и др. требования.

К исковому заявлению должны быть приложены его копии по числу ответчиков и квитанция об уплате государственной пошлины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...