Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка дел к судебному разбирательству




 

Важным условием для правильного и быстрого рассмотрения гражданских дел в суде яв­ляется подготовка дел к судебному разбирательству. На основании ст. 148 ГПК РФ и Закона «О защите прав потребителей» задачи подготов­ки дел о защите прав потребителей заключаются в следующем:

1) определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или при­обрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и ор­ганизацией либо индивидуальным предпринимателем, производящи­ми товары для реализации потребителям, реализующими товары по­требителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, — с другой стороны.

а) цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые). Понятия «личные» и «бытовые» нужды могут применяться как вместе, так и самостоятельно. Товары (работы, услуги) могут приобретаться (зака­зываться) гражданином только для личных нужд (например, меди­цинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электро­бытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для исполь­зования как дома, так и на занятиях).

б) личные (бытовые) нужды не должны быть связаны с извлече­нием прибыли. В ГК РФ и Законе «О защите прав потребителей» отсутствует какое-нибудь разъяснение этого существенного признака понятия потребителя. Государственный антимонопольный комитет РФ дал свое толкование по этому вопросу, указав, что термин «при­быль» надо понимать в соответствии со ст. 2 ГК РФ как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не являет­ся потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, ус­луги), использует их в деятельности, осуществляемой самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли.

в) законодательством о защите прав потребителей не регулируют­ся отношения, возникающие из безвозмездных договоров (например, из договора безвозмездного хранения в гардеробах организаций), а также отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг (например, из договора государственного займа).

2) уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; Исковые требования могут включать в себя:

а) требования, связанные с предоставлением ненадлежащей ин­формации о товаре (работе, услуге) (ст. 12 Закона), продажей товара ненадлежащего качества (ст. 18 Закона), нарушением сроков выпол­нения работ (оказания услуг) (ст. 28 Закона), обнаружением недо­статков выполненной работы (оказанной услуги) (ст. 29 Закона) и др.;

б) возмещение убытков (реального ущерба и упущенной выгоды). Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением его прав, подлежат возмещению, по общему правилу, в полном объеме. Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК, следует понимать расхо­ды, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или Повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упу­щенная выгода). В отношении упущенной выгоды следует учитывать, что возмож­ность ее взыскания ограничена требованием закона о том, что приоб­ретение и использование товаров (работ, услуг) должны быть предна­значены не только исключительно для личных (бытовых) нужд, но и не должны быть связаны с извлечением прибыли. Например, на наш взгляд, требование о возмещении неполученных доходов будет право­мерным, когда потребитель для устранения повреждения своего иму­щества был вынужден досрочно расторгнуть с банком договор банков­ского вклада, заключенный на определенный срок (банковский депо­зит), и в связи с этим не смог получить проценты, указанные в догово­ре, а денежные средства был вынужден потратить на восстановление своего поврежденного имущества. Гражданским кодексом РФ установлена ограниченная ответствен­ность продавца за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обяза­тельств в некоторых случаях: по договору энергоснабжения (ст. 547), по договору перевозки груза или пассажира (при утрате багажа) (ст. 796), по договору хранения (ст. 902);

в) компенсацию морального вреда. В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выпол­няющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Моральный вред компенсируется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убыт­ков. В отличие от возмещения имущественного вреда, потребитель обя­зан доказывать вину продавца (изготовителя, исполнителя) в причи­нении морального вреда.

г) взыскание пени. Неустойка (пеня), предусмотренная ст. ст. 23 и 28 Федерального за­кона «О защите прав потребителей» является законной и штрафной. При рассмотрении требований потребителей о взыскании неустой­ки необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- неустойка (пеня) в размере, установленном ст. 23 Закона, взыс­кивается за каждый день просрочки, указанных в ст. 20, 21, 22 Закона сроков устранения недостатков товара и замены товара с недостатка­ми, а также за каждый день задержки выполнения требования потре­бителя о предоставлении на время ремонта либо до замены товара с недостатками аналогичного товара длительного пользования впредь до выдачи потребителю товара из ремонта или его замены либо до предоставления во временное пользование аналогичного товара без ограничения какой-либо суммой. Если потребитель, в связи с нарушением продавцом, изготовите­лем (организацией, выполняющей их функции на основании догово­ра) предусмотренных ст. ст. 20, 21, 22 Закона сроков, предъявил иное тре­бование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявле­ния потребителем нового требования, из числа предусмотренных ст. 18 Закона. При этом, следует иметь в виду, что в случае просрочки выполнения нового требования также взыскивается неустойка (пеня), предусмотренная п. 1 ст. 23 Закона. Если продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции) нарушены сроки устранения недостатков товара или сроки замены товара с недостатками, а также не выполнено либо несвоевре­менно выполнено требование потребителя о предоставлении во вре­менное пользование аналогичного товара длительного пользования, неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение;

- неустойка (пеня) в размере, предусмотренном п. 5 ст. 28 Закона, за нарушение установленных сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги), а также назначенных потребителем на ос­новании п. 1 ст. 28 Закона новых сроков, в течение которых исполни­тель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и (или) ее выполнить (оказать), взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала исполнения работы (оказания услуги) или до предъявления потребителем иных требований, перечисленных в п. 1 ст. 28 Закона. Если исполнителем были одновременно нарушены установленные сроки начала и окончания работы (оказания услуги), неустойка (пеня) взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общей цены заказа, если цена отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) не определена договором;

- при удовлетворении судом требования потребителя предусмот­ренная п. 1 ст. 23 Закона неустойка (пеня) взыскивается по день фак­тического исполнения решения;

- учитывая, что Закон РФ «О защите прав потребителей» не со­держит каких-либо изъятий из общих правил начисления и взыска­ния неустойки, суд в соответствии со ст. 333 ГК вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям наруше­ния обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное поло­жение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной,
заслуживающий уважения, интерес ответчика;

- размер неустойки не может быть снижен договором, поскольку
это условие ущемляет права потребителя и противоречит Закону «О защите прав потребителей» и ст. 332 ГК.

-убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной Законом «О за­щите прав потребителей» или договором, уплата неустойки (пени), возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

д) разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса. Особенности субъектного состава участников спорного дела обу­словлены существом правоотношений, регулируемых законодательст­вом о защите прав потребителей. В качестве истца могут выступать только физические лица, обладающие всеми признаками потребителя, установленные в преамбуле Закона «О защите прав потребителей». При этом следует учитывать, что потребителями являются не только первоначальные приобретатели (собственники) товаров (работ, услуг), но и все последующие приобретатели, а также лица, исполь­зующие эти товары (работы, услуги) (например, члены семьи приоб­ретателя). Таким образом, право требовать возмещения вреда, причи­ненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. В качестве ответчика могут выступать только организации (как коммерческие, так и некоммерческие) независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, обла­дающие всеми признаками изготовителя, исполнителя или продавца, установленными в преамбуле Закона «О защите прав потребителей». Если вред был причинен вследствие недостатков товара, то он под­лежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего (ст. 14 Закона).

е) представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле; При подготовке дела к судебному разбирательству и в процессе разбирательства дела истец и ответчик должны представить доказа­тельства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора. В первую очередь должны быть представлены и исследованы документы, устанавливающие характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, квитанция-обязательство, квитан­ция-заказ, транспортная накладная, расчет убытков, которые, по мнению истца, должны быть возмещены ответчиком, и другие доку­менты). Кроме договоров, заключенных в письменной форме, такими дока­зательствами на основании абз. 1 п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» являются товарный или кассовый чек, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, — технический паспорт или иной заменяющий его документ. Отсутствие у потребите­ля товарного или кассового чека или другого соответствующего ему документа само по себе не служит основанием для отказа в защите его прав. Договор купли-продажи в системе розничной торговли, как пра­вило, заключается в устной форме, и время заключения договора со­впадает с его исполнением. Поэтому на основании ст. Ст. 159 и 493 ГК РФ, потребитель вправе доказывать факт покупки товара с помощью сви­детельских показаний, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

По общему правилу, установленному в ст. 96 ГПК РФ, услуги эксперта оплачиваются за счет средств стороны, заявившей ходатайство о на­значении экспертизы. Однако, в п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или орга­низация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основа­нии договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара будет установлено, что недостатки возникли после передачи товара потребителю по его вине (нарушение им правил использования, хранения или транспор­тировки товара, действия третьих лиц) или вследствие непреодоли­мой силы, потребитель будет обязан возместить продавцу (изготови­телю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с нею расходы на хранение и транспортировку товара. Но если продавец отказывается удовлетворить требования покупателя о замене товара не­надлежащего качества и провести экспертизу, то, по нашему мнению, при установлении этого факта в судебном заседании суд должен исхо­дить из того, что продавец не обладает достаточными доказательства­ми отсутствия своей вины за возникновение недостатков в проданном товаре.

При рассмотрении дел о защите прав потребителей в судебном разбирательстве необходимо отметить следующие моменты.

В Законе «О защите прав потребителей» установлены несколько видов презумпции вины продавца (изготовителя, исполнителя):

- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств - как общее правило, установленное ст. 401 ГК РФ (ст. 13 Закона);

- за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потре­бителя вследствие конструктивных, производственных или иных не­достатков товара (работы, услуги) (ст. 14 Закона);

- за недостатки товаров, возникшие после их передачи потребите­лю (ст. 18 Закона);

- за нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг) (ст. 28
Закона).

Кроме того, в ст. 12 Закона установлена презумпция отсутствия у потребителей специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги) при рассмотрении требований о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной ин­формацией о товаре (работе, услуге).

Эти процессуальные льготы в значительной степени облегчают по­требителям защиту своих прав в судебном порядке. В указанных слу­чаях истец-потребитель освобожден от обязанности доказывать вину ответчика-продавца (исполнителя, изготовителя). Потребитель дол­жен лишь доказать факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения условий договора, причинения вреда имуществу потребителя, нали­чия недостатков в проданном товаре или нарушения сроков выполне­ния работ (оказания услуг). Продавец же может быть освобожден от ответственности только в том случае, если докажет, что вред потреби­телю причинен вследствие непреодолимой силы или по вине потреби­теля.

 

Рассмотрение дела в суде

 

Закон «О защите прав потребителей» закрепил стимулы для развития правозащитной деятельности общест­венных объединений потребителей. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя о защите его прав, которые не были удовлетворены продавцом (изготовителем, исполни­телем) в добровольном порядке, суд в каждом случае должен обсуж­дать вопрос о необходимости взыскания с продавца (изготовителя, ис­полнителя), нарушившего права потребителя, штрафа в размере цены иска в федеральный бюджет. Если с таким требованием в суд обраща­лись общественные объединения потребителей или органы местного самоуправления, то 50% штрафа (если он будет взыскан) перечисля­ются указанным объединениям или органам. При удовлетворении иска, предъявленного общественным объединением потребителей в интересах неопределенного круга потребителей или конкретного по­требителя, суд должен принять решение о возмещении этим объеди­нением судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, в том числе по привлечению к участию в деле экспертов.

Необходимо отметить, что в настоящее время в новой редакции Закона «О защите прав потребителей» содержатся две нормы, проти­воречащие Гражданскому кодексу РФ. Не должны применяться поло­жения ст. 18 Закона, предусматривающее возможность предъявления требований о расторжении договора в отношении технически слож­ных товаров только в случае выявления существенных недостатков, и Положение абз. 2 п. 2 ст. 35 Закона, согласно которому цена материала или вещи заказчика определяется самим потребителем, а не соглашением сторон. Данные нормы противоречат соответственно п. 1 ст. 503 и ст. 734 ГК.

В российском праве существует конкуренция норм. Исключения не составляет и законодательство о защите прав потребителей. Так, по мнению Государственного антимонопольного комитета РФ воз­можность конкретизации и детализации норм ГК РФ, а также регу­лирование отношений, не урегулированных Гражданским кодексом, нормами специального закона относится в равной степени как к случаям, когда в ГК имеется прямая ссылка на специальный закон (например, п. 3 ст. 492 ГК РФ), так и к случаям, когда такая ссылка отсут­ствует.

Применительно к регулированию отношений в сфере продажи то­варов потребителям, дискуссионным является вопрос соотношения § 1 и § 2 гл. 30 ГК РФ, регулирующих розничную куплю-продажу, с нор­мами Закона «О защите прав потребителей». Государственный анти­монопольный комитет РФ считал, что к договору розничной купли-продажи должны применяться в первую очередь нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие отношения по договору розничной купли-продажи (§ 2 гл. 30 ГК РФ), затем нормы Закона «О защите прав потреби­телей» и только в части, не урегулированной указанными нормами, — общие положения ГК РФ о договорах купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ).

Данный вывод основывается на том, что общие положения Граж­данского кодекса РФ о договорах купли-продажи применяются к от­дельным видам договора купли-продажи, в том числе к розничной купле-продаже, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договора (п. 5 ст. 454 ГК РФ). Следовательно, приоритет отдается специальным нормам Гражданского кодекса об этих видах договора купли-продажи. К отношениям по договору розничной купли-прода­жи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным Граждан­ским кодексом, применяются законы и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним. Таким образом, специфика договора розничной купли-продажи отражается не только в § 2 гл. 30 ГК РФ, но и в законода­тельстве о защите прав потребителей.

В абз. 7 п. 2 постановления № 7 Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в ред. от 30.08.04.) данный вопрос решен иначе. Так, при рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли-продажи, сначала применяются поло­жения Гражданского кодекса об этих видах договоров (ст. ст. 492—505), затем общие положения ГК РФ о договорах купли-продажи и в послед­нюю очередь положения Закона «О защите прав потребителей», в части, не урегулированной Гражданским кодексом. Однако, в результате такого толкования в отдельных случаях ухудшается положение потребителей по сравнению с тем, как оно было бы урегулировано Законом «О защите прав потребителей».

Например, ст. 476 ГК РФ ухудшает положение потребителя, возложив на него бремя доказывания факта и причин, вызвавших недостатки в товаре, в случаях, когда на товар не установлен гарантийный срок. Тогда проведение экспертизы возлагается на потребителя, что требует от него значительных материальных затрат. В конечном результате права потребителя защищаются не должным образом.

Рассмотрев систему законодательства о защите прав потребителей, следует выделить, что «потребительские отношения» помимо граж­данско-правовых норм регулируются и защищаются также нормами административного, государственного, природоохранного, уголовного и других отраслей права. Основным же нормативным актом, сосредо­точивающим в себе нормы, регулирующие лишь «потребительские от­ношения», является Закон «О защите прав потребителей». Вопрос о соотношении ГК РФ, Закона «О защите прав потребителей» и специаль­ных законов также вызывает определенную полемику, хотя ст. 1 Зако­на имеет четкие указания на этот счет.

Решая этот вопрос, Государственный антимонопольный комитет России, исходя из смысла ст. 9 Закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», полагает, что: в случаях, когда в ГК РФ есть ссылка на специальные законы, Закон «О защите прав потребителей» применяется в части, не противореча­щей нормам ГК РФ и специальным законам. В тех случаях, когда в ГК РФ данной ссылки нет, Закон «О защите прав потребителей» имеет при­оритет перед специальным законодательством.

Применительно к торговому обслуживанию до недавнего времени действовало значительное количество правил, которые принимались Правительством РФ. Проведенная правовая проработка правил про­дажи отдельных товаров (правил продажи отдельных видов продо­вольственных и непродовольственных товаров, правил продажи мехо­вых товаров, правил продажи новых автомототранспортных средств), показала, что в основном они содержали нормы общего характера, одинаковые для любого товара и незначительные по объему специфи­ческие особенности продажи отдельных видов товаров.

Учитывая, что общие положения должны распространяться на от­ношения по купле-продаже практически всех видов товаров, специа­листами ГАК РФ предлагалось разработать единый документ с вклю­чением в него разделов, предусматривающих специфику продажи продовольственных, непродовольственных, меховых товаров, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, автомототранспортных средств. 19 января 1998 г. постановлением Правительства РФ № 55 были приняты такие Правила (Правила продажи отдельных видов товаров). Данным постановлением, помимо названных выше Правил, были признаны утратившими силу Правила продажи товаров по заказам и на дому у покупателей от 20 февраля 1995 г.

В настоящий момент действуют Правила продажи товаров по об­разцам, утвержденные постановлением Правительства от 21 июля 1997 г. № 918. Отношения, урегулированные данными Правилами, об­ладают определенными особенностями, поскольку вытекают из дого­вора розничной купли-продажи товаров по образцам, предусмотрен­ного ст. 497 ГК РФ. Отличительной особенностью этого договора являет­ся то, что договор заключается на основании ознакомления покупате­ля с образцами товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.) и доставка является обязательным элементом продажи товара по образ­цам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...