Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы акмеологических исследований 6 глава




– умение сочетать высокую мобилизованность и концентрацию усилий в труде с учетом имеющихся возможностей, предупреждать перегрузки;

– способность поддерживать удовлетворенность трудом, позитивное отношение к себе как профессионалу;

– использование каждой новой возможности для профессионального совершенствования, высокая чувствительность к новым возможностям, ответственность личности за неиспользованный шанс;

– способность к выработке индивидуального профессионального оптимума;

- осведомленность о мире профессий и необходимых качествах личности;

- осознание многовершинности своего профессионального развития, возможности достижения успеха на разных уровнях и в различных формах деятельности и общения;

- близость к профессиональному типу личности и сочетанию профессионально важных качеств, наиболее адекватному для данной трудовой деятельности;

- отсутствие личностных деформаций;

- владение приемами построения индивидуальной программы движения к вершинам профессионализма, составления акмеограммы.

Критерием наличия способности достигать индивидуально значимые акме в развитии личности профессионала является умение человека обеспечить наличие прогрессивного, восходящего вектора в своем развитии, преобладание его над регрессивным вектором.

Высокие уровни сформированности у человека труда профессиональной деятельности, профессионального общения, личности профессионала создают основу для развития разных сфер и видов профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность – это способность человека решать определенный круг профессиональных задач. Профессионализм складывается из многих видов профессиональной компетентности. Внутри компетентности иногда выделяют компетенции как способности к чему-либо, зависимые как от знаний, умений, так и от степени убежденности и потребности пользоваться этой способностью (Ю.Скжипчак)*.

* См.: Профессиональные компетенции учителей взрослых людей: Материалы конференции. М., 2000

 

Могут быть выделены группы профессиональной компетентности (компетентность в профессиональной деятельности, компетентность в профессиональном общении и компетентность в реализации личности профессионала) и виды профессиональной компетентности внутри каждой из групп.

Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды:

- специальная (знание своего дела);

– технологическая;

– субъектная;

– профессиологическая (осведомленность в мире профессий);

– правовая;

– экономическая и т. д.

Компетентность в профессиональном общении и ее виды:

– коммуникативная, общенческая (способность к сотрудничеству);

– социально-перцептивная (способность к восприятию другого человека);

– дифференциально-психологическая;

– диагностическая (способность к изучению другого человека);

– этическая;

– эмпатийная;

– межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам);

– конфликтная и др.

Компетентность в развитии личности профессионала и ее виды:

– психологическая (умение изучать другого человека);

– индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя);

– культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности),

– рефлексивная и др.

Профессиональные "акме" возникают вначале в границах профессионализма и компетентности, сложившихся в профессии в данное историческое время. Позднее могут достигаться более высокие уровни профессионального акме, означающие профессиональное творчество, выход за пределы опыта профессии, обогащение ее новыми задачами, способами и результатами.

В ходе профессионализации человек может достигать разнообразных профессиональных "акме". Важным средством оценивания и стимулирования профессиональных акме являются профессиограмма и акмеограмма. При этом профессиональные достижения, проявляющиеся в профессиональном мастерстве и творчестве, удобно анализировать и оценивать с помощью профессиограммы, а профессиональные достижения, означающие творчество человека по отношению к самому себе - с помощью акмеограммы.

Профессиограмма – это документ, в котором зафиксированы требования к профессиональной деятельности и к личности специалиста, необходимые для достижения человеком общественно заданного результата, социально приемлемого качества продукта труда. В профессиограмме раскрываются необходимые профессиональные задачи, средства, приемы и технологии, результат труда, а также желательные качества личности работника.

Акмеограмма – это документ, в котором отражены требования к деятельности и к личности успешного специалиста. В ней отмечаются виды профессиональной деятельности и качества личности, приводящие не просто к получению человеком социально требуемого результата, но и обеспечивающие поступательное развитие и профессиональное совершенствование самого специалиста, его продвижение к высоким уровням профессионализма.

Акмеограмма может включать: цели (конечные и промежуточные); выбор модели развития; определение акмеологических технологий; возможные индивидуальные показатели профессионализма, планируемые как результаты развития.

 

Условия достижения профессионального "акме"

 

Внутренними условиями достижения профессионального акме являются: мотивация достижения; активность человека, соответствующая наибольшей продуктивности его трудового поведения; "сильное" профессиональное целеполагание и построение своего профессионального пути по восходящей его траектории; стремление человека к достижению своего максимального уровня; высокий уровень притязаний, мотивация самореализации; способность мобилизовать имеющиеся в данный момент профессиональные возможности, сконцентрироваться на цели, способность к восстановлению после больших психологических затрат, стремление к сохранению и приумножению своих достижений.

Внешними условиями появления "акме" в профессиональном развитии является благоприятная и акмеологически насыщенная профессиональная среда, побуждающая человека к раскрытию его подлинных профессиональных возможностей, а также наличие "акме" – событий, могущих стать толчком к кульминациям, "пикам" в профессиональном развитии.

Резюме

"Акме" в профессиональном развитии – это наивысшие уровни профессиональных достижений, возможные для человека на данной ступени его профессионального развития. "Акме" в профессиональном развитии выражаются в сформированности человека как субъекта профессиональной деятельности, профессионального общения, в зрелости его как личности профессионала, что, в свою очередь, означает возрастание разных видов профессиональной компетентности. Разные варианты профессиональных "акме" проявляются в заметном развитии различных видов профессиональной компетентности.

Список литературы

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды. М.: Педагогика. Т.1.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998.

Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., Логос, 1996.

 

"Акме" в личностном развитии человека

Ключевые слова: постиндустриальное общество, личность, акмическая личность, "Я", экзистенциональный, миссия, акме.

- постиндустриальное общество – стадия общественного развития, приходящая на смену индустриальному обществу. Главная характеристика – тенденция этого общества – науко-емкость. Массовое внедрение наукоемких технологий (ноу-хау) во все сферы жизни общества приводит к революционным изменениям в требованиях к личности как субъекту жизни. На первый план выходят: уровень образованности, духовная и гражданская культура; профессионализм как форма реализации жизненного замысла личности. Акмеологическая значимость постиндустриализма заключается в том, что онтологическая реальность этого общества ставит вопрос о расширенном воспроизводстве человеческих, гуманистических, т. е. акмеологических основ общественной жизни;

личность – социальная способность индивида жить через свое "Я", выступать самоопределившимся, активным и авторским субъектом. Чем выше уровень социального и духовного развития личности, тем более ярко и рельефно сформировано и выражено ее ядро - "Я". Зрелость "Я" проявляется как способность личности жить через свой социальный и психологический выбор и ответственность за него;

акмическая личность – личность, ведущей потребностью и доминирующей жизненной ценностью которой выступает стремление "быть личностью". Данное потребностное стремление у акмической личности воплощено в способности "быть личностью". И потребность, и способность "быть личностью" у акмической личности имеют духовную и гражданскую направленность;

"Я"– центральная, "ядерная", "соборная" характеристика личности, интегральное выражение самопознания и самосознания. В абсолютном смысле "Я" – это и есть личность. Все личностное совпадает с "Я – выражением". Все, что человек не идентифицирует (не отождествляет) со своим "Я" (личностный смысл), не является для него психологически личностным;

– экзистенциональный (от лат. exsistentia – существование) – относящийся к существованию. Основной принцип существования – быть в мире. "Быть" – значит то же, что "быть при", "жить при", "быть приобщенным к", "быть посвященным в". Причем "быть при" – это всегда мое существование: "мое владение" и "моя ноша". Экзистенциальность в подлинном смысле - это стремление принять вызов времени (жизни, судьбы), устремленность вперед через свой выбор и свою ответственность, т. е. через свой жизненный путь. В этом и заключается психолого-акмеологическое содержание данного понятия;

- миссия – стратегическая смысловая цель личности, реализуемая через жизненный и профессиональный путь;

Постиндустриальный вызов, перед которым стоит Россия (вместе с остальным миром), подразумевает преобразование производства и всех форм жизнедеятельности на основе наукоемких технологий (ноу-хау). По-новому в этих условиях встает вопрос и о субъекте деятельности, субъекте труда. Субъект этот должен быть "наукоемким". И дело не только в уровне образования, качестве подготовки. Вопрос – о пожизненной эффективности специалиста, о его способности быть адекватным постоянно развивающейся профессии, ее научному (технико-технологическому) оснащению. Такой субъект может быть только личностным, авторским. В этом его главное, базовое отличие от работника индустриального общества, где доминирует субъект в статусе общественного индивида – носителя и выразителя нормативной детерминации. В этом (не всегда выделяемом моменте) и заключается историческая (антропологическая) знаковость постиндустриализма. Впервые современное массовое производство (в предельно широком понимании) востребовало (тенденция эта проявляется все более и более четко) субъекта труда в статусе не "исполнительской", а именно творческой личности. И само выступает основанием развития такой личности. Именно личностная зрелость предопределяет профессиональную высоту постиндустриального субъекта.

Личностная зрелость (если предельно коротко выразить ее суть) выступает как переход к самодетерминации и проявляется в способности индивида жить через свое "Я", т. е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Эта черта является главной и в характеристике творческого, авторского субъекта профессиональной деятельности. Отсюда необходим новый взгляд и на содержание профессионализма.

Высокий профессионализм – это не просто знания, навыки и умения (умелость), но всегда и страстность, жизненный порыв личности. Профессионал в современном значении слова – это прежде всего стремление личности предъявить миру свое "Я" (составляющие его смыслы) через "деловое поле" той или иной социальной деятельности, зафиксироваться (определиться) в ее результатах. Именно этот момент является ключевым в подлинном профессионализме.

Возможно, что многих насторожит сама мысль связать профессионализм с такой личностной характеристикой, как "Я". Чаще его связывают с государственным и общественным интересом, с таким социальным образованием, как "мы". Но здесь нет противоречия. Психологически "Я" – центр самопознания (самосознания) и саморегуляции. В основе содержания системы Я (Я-конструктов) лежит социальная память и механизм идентификации. В итоге – открытие личностного смысла в явлениях окружающей действительности и психологическое слияние с ними (персонификация). То, что человек пережил как "свое", входит в содержание его "Я". И чем более развита личность (как тип социальности и индивидуальность), тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее соборное ядро -"Я". Именно это позволяет сделать вывод, что "Я" – это социальное качество индивида с психологическим статусом "Мы". Главным отсюда в нашем аспекте анализа выступает ответ на вопрос: входит ли в систему смыслов, составляющих содержание "Я" конкретной личности (ее базовых жизненных ценностей), чувство Отечества, народа, человека? Способна ли она откликаться на их проблемы, ожидания, надежды? Откликаться сердцем (социальным сопереживанием) и прежде всего предметным делом.

В мировосприятии, в концепции жизни субъекта обозначенного типа происходит как бы слияние личностного и профессионального: жизненного пути и профессионального пути в единый путь – цель. Происходят качественные изменения и во взаимоотношениях работника и деятельности, работника и предмета труда. Как мы уже отметили, личность "несет" в себе потенциал не только субъекта деятельности, но и субъекта жизни (жизненного пути). Работник "исполнительного" (функционального) типа реализует в деятельности необходимое, но ограниченное в пространстве и времени "субъект-объектное отношение". Работник творческого (авторского) типа реализует в деятельности еще и открытое в бесконечность смысловое (смысложизненное) отношение "человек – мир". Происходит не только функциональный процесс деятельности, но и акт экзистенциальный – самореализация работника как личности. Этот акт и переживается как акме – чувство самоактуализации (чувство жизни). Происходит акмеологический синтез личностного и профессионального. Профессиональные цели и смыслы деятельности коррелируются с целями и смыслами жизненного пути личности. Происходит, с одной стороны, расширение и углубление смыслового поля деятельности, а с другой – рождаются новые смыслы жизненного пути, которые интегрируются в личностные структуры, обогащают ее базовые ценности, "смысловую вертикаль"*. Деятельность (со своей логикой) включается в драматургию жизненного пути личности. Ее цель и задачи, не теряя своей функциональной определенности, одухотворяются жизненным замыслом личности. Ведущие мотивы деятельности обретают характер миссии. Субъект не просто работает ("для себя", "для других", "для тех, кто после нас"). Он еще и творит – для Вечности. И в этом проявляется подлинно творческое измерение деятельности как формы жизни.

* Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 1. С. 137–147; Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М., 1999. С. 284-298.

 

"Акме" в этих условиях не просто жестко фиксированная "объектная" точка отдельного достижения, а процесс жизнетворчества, самореализация и качественный рост человека как личности в профессиональном пространстве. "Акме" выступает здесь как дело самого человека – реализация стратегии жизни и жизненного замысла через участие в делах социума, в творении Мира.

"Человек и мир... – писал С.Л. Рубинштейн, – вершина философской проблематики. Нет верного отношения к человеку без верного отношения к миру, нет верного отношения к миру без верного отношения к человеку"*. И важно отметить, что развитие Мира, Деятельности и Личности только тогда достигают социальной, экологической и духовной сбалансированности, когда в них (в их взаимоотношениях) фиксируются и сознательно развиваются основные акмеологические закономерности человеческой жизни**.

* См.: Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М., 1997.

** См.: Бодалев А.А., Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. № 2. С. 11-23.

Резюме

Новый этап общественного развития – постиндустриальный и, прежде всего, наукоемкая экономика впервые ставят вопрос (социальная потребность) об опережающем и именно личностном развитии массового человека, а не только элиты.

Только личность, живущая в режиме акме (профессиональной и жизненной самореализации), выступает носителем и выразителем универсальных ресурсов развития цивилизации (и каждого отдельного социума). В роли универсальных ресурсов развития выступают: ВРЕМЯ (прежде всего, время человеческой жизни); ИНФОРМАЦИЯ (в том числе как новая форма капитала – ноу-хау, банки данных; основание образованности и духовности); КРЕАТИВНОСТЬ (творческие способности человека, профессионализм).

Все это и ставит так остро вопрос об самоопределяющейся, самоорганизующейся акмической личности как субъекте социального развития и его ведущем критерии.

Список литературы

Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 1.

Бодалев АА., Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. № 2.

Братусъ Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятель-ностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М., 1999.

Деркач А.А. Развитие ценностной сферы профессионала. М., 2001.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

 

"Акме" в контексте индивидуального развития человека

Ключевые слова: индивидуальность, интегральная индивидуальность, индивидуальный стиль деятельности, стиль профессиональной деятельности.

- индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры; человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость;

- интегральная индивидуальность – особый характер связи между всеми свойствами человека как его целостная характеристика;

- индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности;

стили профессиональной деятельности – интегральные иерархические биполярные динамичные системы психологических средств осуществления деятельности, детерминированные индивидуальностью субъектов и организацией среды (компонентов деятельности и интерперсонального пространства взаимодействующих субъектов).

 

Индивидуальность в системе качеств человека и акме

 

Акмеология – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, при достижении им наиболее высокого уровня этого развития; наука, изучающая постижение человеком смысла своего существования, достижения личностью профессионализма в деятельности, продуктивного проявления в жизни всех сущностных сил индивида*. Соответственно под акме понимается состояние высокой эффективности субъекта как профессионала, человек в фазе его наивысшей духовной зрелости, подчиняющей себе и организующей его физические и психические функции. Понятно, что акме определяется сложными причинно-следственными отношениями физического, психического и духовного состояния человека или, иначе, сложными отношениями таких "составляющих" человека, как "индивид", "субъект", "личность", "индивидуальность".

В акмеологическом изучении человека интегрировано особое понимание его сущности как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, проявляющихся в таких феноменах, как жизненный путь личности, субъект жизнедеятельности, активная жизненная позиция, самореализация, профессионализм, индивидуальный стиль и др.

* См.: Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1990; Бодалев А.А. Вершина развития человека: характеристики и условия достижения. М., 1998; Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000 Кн. 2

 

Если в психологии субъект (от лат. subyectum – подлежащее) понимается как существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т. е. на основе образа предметного мира (субъект – это человек, познающий и преобразующий окружающий мир); как индивид или группа – источник познания и преобразования действительности; носитель активности), то при акмеологическом подходе понятие субъекта несет дополнительную смысловую нагрузку. Субъект - это не только особое отношение человека к миру и деятельности, в частности, но и особое качество, которое человек может обретать по мере своего развития, в зависимости от степени интеграции внешних и внутренних условий и принятия роли активного субъекта своей жизнедеятельности*; это человек на высшем для себя уровне активности и профессионализма, человек как творец собственной истории, как воплощение качественно определенного способа саморегуляции и самокоординации всех психических процессов, состояний, свойств и возможностей личности, как важнейшее из бесконечно противоречивых качеств человека**.

* См.: Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1990.

** См.: Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология. М., 1999.

 

Если в психологии традиционно индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) понимают как неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры; как человек, "характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость", то при акмеологическом подходе понятие "индивидуальность человека" обретает новое смысловое содержание и выступает как одно из ключевых понятий феномена "человек".

В широкой естественно-научной постановке проблемы человека как предмета познания Б.П. Ананьевым* понятие индивидуальности занимает центральное место. Именно в индивидуальности интегрируются другие проявления человека: как индивида и как представителя определенного биологического вида, опосредствуемые его онтогенезом; человека как представителя биологического вида и как представителя человеческого общества, опосредствуемые человеческой историей; человека как личности и как представителя общества, проявляющиеся в его жизненном пути; человека как индивида и как личности, воплощающиеся как следствие взаимосвязи онтогенеза и жизненного пути. Индивидуальность человека, таким образом, понимается как триединство индивида, личности и субъекта деятельности.

* См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968

 

Очевидно, что акмеологическое понимание основных качеств человека предполагает не только их концептуальное выделение, но и эмпирическое обоснование. При дифференциально-психологическом подходе с опорой на обширную эмпирическую базу феномены и процессы становления высших качеств человека могут рассматриваться как "интегральная индивидуальность"*.

* См.: Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А.Вяткина. М., 1999; Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

 

Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека

 

Целостную характеристику индивидуальных свойств человека В.С.Мерлин обозначил понятием индивидуальная интегральность, рассматривая ее как объект междисциплинарного исследования, как объект исследования всех наук о природе и обществе*. Теория индивидуальная интегральность возникла в русле дифференциальной психофизиологии, что и предопределило ее особенности. Согласно теории, индивидуальная интегральность есть частный случай саморазвивающихся и самоорганизующихся систем, состоящих из относительно замкнутых подсистем метасистемы "человек – общество". Индивидуальная интегральность – это не совокупность особых качеств и свойств человека, это особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека, т. е. это целостная характеристика его индивидуальности. Индивидуальная интегральность – это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды. Индивидуальная интегральность содержит ряд иерархических уровней свойств человека: биохимических, физиологических, психологических, личностных, социально-психологических, находящихся между собой в особой зависимости, организованных в подсистемы и структурированных по иерархическому принципу. При этом каждый уровень интеграции свойств конкретного человека определяется уникальным сочетанием его свойств выше- и нижележащего уровней в силу разнообразных связей между ними. В свойствах разных уровней проявляются разные этапы развития материи. В индивидуальной интегральности выделяют ряд подсистем: а) индивидуальных свойств организма (ее подсистемами являются биохимическая, общесоматическая, нейродинамическая); б) индивидуальных психических свойств (ее подсистемы – темперамент и личность); в) социально-психологических свойств (ее подсистемы – социальные роли в группах и социально-исторических общностях)**.

* См.: Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. С. 10.

** См.: Интегральная индивидуальность человека и ее развитие; Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

 

В становлении индивидуальности человека, согласно теории, выделяются два основных феномена – интегральная индивидуальность как своеобразное объединение всех его свойств в процессе развития и функционирования и индивидуальный стиль как своеобразие активной адаптации человека к среде (условиям профессиональной деятельности, специфике контактных социальных групп и общества в целом). Становление индивидуальной интегральности и индивидуального стиля взаимосвязано, при этом индивидуальный стиль рассматривается как психологическая система, опосредствующая взаимодействия индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. Индивидуальный стиль выполняет системообразующую функцию. Стили можно различать соответственно иерархическим уровням индивидуальная интегральность человека*.

* См. там же.

 

В своем развитии, как уже отмечалось, теория интегральной индивидуальности все более "разворачивалась" от первоначального изучения взаимосвязей и взаимодействия биологически обусловленных свойств человека с некоторыми условиями его деятельности (профессиональной и учебной) к изучению его взаимодействия с социальной средой в целом, в процессе которого и формируется его индивидуальная интегральность как следствие взаимодействия его "внутренних" и "внешних" условий, как процесс преобразования самих этих условий. Именно в результате этих процессов, сменяющих друг друга на протяжении жизни, человек развивается и восходит к вершинам своих возможностей, к своему "акме". Одним из основных механизмов становления индивидуальной интегральности выступает индивидуальный стиль как психологическая система сопряжения, согласования индивидуальных особенностей человека с социально заданными приемами и способами деятельности, поведения, образа жизни*. Рассмотрим эти системы более обстоятельно.

* См.: Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000

 

Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой

 

Социальная организация деятельности людей как общественно полезного труда требует рассмотрения индивидуальных стилей деятельности субъектов как стилей профессиональной деятельности, т. е. стилей отдельных субъектов, интегрированных в их совместной профессиональной деятельности с ее основными характеристиками – общностью операционального состава, общностью мотивационно-смыслового поля, общностью интерперсонального пространства. Интеграция индивидуальных стилей деятельности отдельных субъектов в совместной деятельности также предполагает согласованность и сопряженность их активности с социально-психологическими феноменами совместной деятельности*.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...