А что потом? (А. Бондаренко)
Цель: развитие ориентировки во времени. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: колечко (камешек, любой маленький предмет). Описание игры: дети садятся полукругом. Затем взрослый предлагает им рассказать, как проходит день, что за чем они делают в течение дня. Рассказывать начинает тот, кому взрослый положит в руки колечко, каждый играющий должен назвать одно действие. Если ребенок ошибается, он садится последним. Игра продолжается до тех пор, пока дети не скажут: «Ложусь спать». Комментарий: игре предшествует беседа о режиме дня, о последовательности действий в течение суток, обязательно нужно перечислить все времена суток — утро, день, вечер — и соотнести их с действиями, характерными для этого времени. Взрослый не обязан передавать колечко последовательно, он может пропустить кого-то, а потом вернуться к этому ребенку — это заставляет детей быть более внимательными. Игра может быть включена в процесс сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как многие дети испытывают чувство тревоги, не зная, что их ждет впереди, как скоро могут прийти родители, а такие абстрактные понятия, как «скоро», «через час» детям недоступны. Если же время обозначить через конкретные действия, ребенку будет понятно. Добавь слово (А. Бондаренко) Цель: развитие ориентировки в пространстве. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: двое и более. Необходимые приспособления: мяч. Описание игры: вариант 1. Дети садятся в одну линию (чтобы все предметы по отношению к ним находились в одинаковом положении). Затем взрослый (или кто-то из детей) бросает им мяч со словами: «Стол (стул, кровать, ваза, горшок с цветами) стоит...». Ребенок должен отве-
тить: справа, слева, сзади и т. д. Если ребенок ошибся, он должен встать, поднять руку и показать этой рукой на предмет, назвав при этом, правая это рука или левая. Вариант 2. Игра проходит так же, как описано выше, только взрослый загадывает не предмет, а сторону, в которой расположен предмет: «Справа от вас стоит...», а дети должны сказать: «Стол, стул и т. д.)». Комментарий: игре должна предшествовать беседа, в ходе которой дети вспоминают, какая рука у них правая, какая — левая. Детей более старшего возраста можно посадить в кружок, это усложнит игровую задачу, причем в этой игре можно сделать акцент на внимательном отношении к словам сидящих напротив. И хорошо, и плохо (И. Барташникова, А. Барташников) Цель: развитие умения видеть в одном и том же предмете противоположные свойства, находить противоречия. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: взрослый предлагает ребенку (детям), пользуясь категориями «хорошо» и «плохо», оценить явления природы, действия или предметы: — зима, весна, лето, осень; — огонь, солнце, вода, снег, ветер; — есть, спать, гулять, дружить, переезжать в другую квартиру; — чистить зубы, умываться, делать зарядку; — ложка, тарелка, чайник, окно, укол. После того как ребенок ответит на все предложенные вопросы, можно предложить ему самостоятельно назвать какие-либо предметы и охарактеризовать их по той же схеме. Комментарий: часто дети, как и взрослые, «страдают» однотипностью мышления, стереотипностью. Им трудно сразу найти что-то хорошее в чем-то, на первый взгляд, неприятном. Эти стереотипы распространяются, к сожалению, и на восприятие жизни вообще, определяют пессимистичную точку зрения многих людей. Яркое подтверждение этому — известный пример о наполовину полном и наполовину пустом стакане воды. Эта игра учит находить приятное в неприятном, искать выход из проблемы, а не виноватого.
Продолжи слово (В. Петрушинский) Цель: развитие речи, внимания. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: мяч. Описание игры:-дети садятся в круг. Бросая мяч кому-либо, играющий произносит половину слова, а тот, кому он бросил, должен быстро слово закончить. Бросать мяч можно любому ребенку. Комментарий: игра проходит интереснее, если ведется в высоком темпе. Детям постарше можно предложить придумывать разные слова по одному началу: мото-роллер, мото-циклист, мото-р, мото-к; фото-аппарат, фото-ателье, фото-граф, фото-графия, фото-галерея. Узнай на вкус (А. Бондаренко) Цель: развитие речи, памяти, умения сосредотачиваться, умения сравнивать свои ощущения, характеризовать их. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: различные фрукты и овощи, имеющие разный вкус — острые, сладкие, горькие, кислые. Овощи должны быть целыми и разрезанными на кусочки — по количеству играющих. Описание игры: на столе лежат целые фрукты и овощи, которые будут пробовать и угадывать дети. Взрослый подходит к кому-либо из детей, просит закрыть гла- за и дает ему попробовать какой-нибудь фрукт или овощ. Ребенок, не открывая глаз, должен по вкусу и запаху определить, что это и сказать название. Затем он должен показать этот фрукт или овощ на столе. Все дети должны принять участие в игре. Заканчивается игра перечислением всех овощей и фруктов, попробованных детьми, и их признаков: груша — сладкая, огурец — соленый, лук — острый, горький и т. д. Комментарий: игра интересна детям разных возрастов. Она позволяет получить различные осязательные и обонятельные впечатления. В процессе игры взрослый должен придерживаться правил гигиены. Не пропусти профессию Цель: развитие способности к произвольному переключению внимания, расширение кругозора. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: два и более. Описание игры: взрослый читает слова, а дети становятся в круг и слушают его. Когда в тексте встретится слово, обозначающее профессию, дети должны подпрыгнуть.
Комментарий: для этой игры можно использовать отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «А что у вас?»: — А у нас огонь погас — Грузовик привез дрова — Это два. А в-четвертых, наша мама Отправляется в полет, Потому что наша мама Называется пилот, (дети подпрыгнули) С лесенки ответил Вова: — Мама — летчик? (дети подпрыгнули) ±5от у Коли, например, Мама — милиционер, (дети подпрыгнули) А у Толи и у Веры Обе мамы — инженеры, (дети подпрыгнули) А у Левы мама — повар, (дети подпрыгнули) Мама — летчик? (дети подпрыгнули) Что ж такого! — Всех важней, — сказала Ната, — Водит мама два прицепа. И спросила Нина тихо: — Разве плохо быть портнихой? (дети подпрыгнули) Ну конечно, не пилот, (дети подпрыгнули) Летчик (дети подпрыгнули) водит самолеты — Это очень хорошо. Повар (дети подпрыгнули) делает компоты — Это тоже хорошо. Доктор (дети подпрыгнули) лечит нас от кори, Есть учительница (дети подпрыгнули) в школе. Мамы разные нужны. Мамы всякие важны. В следующий раз для игры можно воспользоваться стихотворениями Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»: У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет Тестом и сдобой. Мимо столярной Идешь мастерской, — Стружкою пахнет И свежей доской. Пахнет маляр (дети подпрыгнули) Скипидаром и краской. Пахнет стекольщик (дети подпрыгнули) Оконной замазкой. Куртка шофера (дети подпрыгнули) Пахнет бензином. Блуза рабочего (дети подпрыгнули) — Маслом машинным. Пахнет кондитер (дети подпрыгнули) Орехом мускатным. Доктор (дети подпрыгнули) в халате — Лекарством приятным. Рыхлой землею, Полем и лугом Пахнет крестьянин, (дети подпрыгнули) Идущий за плугом. Рыбой и морем Пахнет рыбак, (дети подпрыгнули) Только безделье Не пахнет никак. Сколько ни душится Лодырь богатый, Очень неважно
Он пахнет, ребята! и «Какого цвета ремесла?»: Цвет свой особый У каждого дела. Вот перед вами Булочник (дети подпрыгнули) белый. Белые волосы, Брови, ресницы. Утром встает он Раньше, чем птицы. Черный у топки Стоит кочегар, (дети подпрыгнули) Всеми цветами Сверкает маляр, (дети подпрыгнули) В синей спецовке Под цвет небосвода Ходит рабочий (дети подпрыгнули) Под сводом завода. Руки рабочих (дети подпрыгнули) В масле и в саже. Руки богатых Белее и глаже. Нежные пальцы, Светлые ногти. Нет на них копоти, Масла и дегтя. Знаешь: пускай у них кожа бела, Очень черны у богатых дела! Игру можно включать в занятия по ознакомлению детей с окружающим миром. Кем был? Цель: развитие мышления, речи, воображения. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: два или более. Описание игры: дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) был... (яблоня, буйвол, лошадь, курица, лягушка, собака, мастер, птица, овца, коза, бабочка, рыба, утка, заяц и т. д.)?». Комментарий: игра проводится сразу после игры «Кто кем будет» или на следующий день. Это поможет детям взглянуть на обыденные предметы с различных временных точек, выстроить логические цепочки. Кто кем будет? Цель: развитие внимания, воображения, мышления, речи. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: два или более. Описание игры: дети садятся в кружок. Взрослый за- дает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) будет... (пока — ученик, подмастерье, яйцо, утенок, желудь, мальчик, козленок, ягненок, щенок, котенок, личинка, семечко, икринка, девочка, теленок, поросенок, цыпленок, птенец, волчонок, тазик, моржонок, зайчонок, головастик, гусеница, тесто, луковица. и т. д.)?»- Комментарий: вариантов ответа на каждое слово может быть несколько. Например, мальчик будет: мужчиной, слесарем, взрослым, учеником, хорошим человеком, отцом, братом и т. д. Луковица будет салатом, перьями, дудочкой, семенами, удобрением* украшением подоконника и т. д. Детям также можно предлагать предметы, объединенные одной тематикой (растения, животные и т. д.). Змейка, или Закончи слово Цель: развитие речи, памяти,-умения работать в группе. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: 6—10 детей. Описание игры: дети становятся в два ряда напротив друг друга. Ребенок, стоящий крайним, называет первый слог слова, а стоящий напротив него должен произнести следующий слог (слоги) и таким образом закончить слово. Затем он, в свою очередь, предлагает слог стоящему напротив второму члену противоположной шеренги и т. д., пока все дети не сыграют.
Помощь; мо-локо; мы-ло; сан-ки; ка-ток; цве-ток; белка; бар-кас; лод-ка; вес-на; за-гар и т. д. Комментарий: игру можно усложнить, если предложить детям придумывать слова на последний слог предыдущего или придумывать слова, состоящие только из двух (трех, четырех и т. д.) слогов. Но такие правила лучше вводить позже, когда дети хорошо освоят изначальные правила. Дом из зерна Цель: развитие творческого воображения, образного мышления, мелкой моторики. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3-9 лет. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: различные зерна и семена. Описание игры: ребенок должен из семян выложить: — дом, солнце, цветы; _ украсить полянку перед домом разными геометрическими фигурами, буквами, цифрами и т. д.; — выложить из зерна дорожку домой. процесс выкладывания может превратиться в увлекательное сочинение сказки на фоне создания общей картины. Бывает — не бывает Цель: развитие воображения, расширение кругозора. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: два или более. Необходимые приспособления: мяч. Описание игры: один игрок придумывает какую-нибудь ситуацию и называя ее, бросает мяч другому. Бели ситуация правдоподобна, мяч нужно поймать, а если нет — то мяч ловить нельзя. Например, первый говорит: «В саду расцвела роза». Ситуация вполне может быть правдой, поэтому мяч поймать надо. А если фраза звучит так: «Компьютер разлил борщ», — то мяч не ловят. Можно предложить следующие высказывания: Киска потерялась. Собачка улетела на небо. Воздушный шарик клеит аппликацию. Мама испекла пирожки. Медведи любят малину. Птичка свила гнездо под водой. Телефон позвонил в дверь. Мальчик укололся о фиалку. Картина прибила гвоздь. На гвозде висит картина. Волки живут на деревьях. Летом идет снег. От снега возникает пожар. Пластилин придуман для поделок. Девочка слушает магнитофон. На елке распустились цветы. Дети пишут в тетрадях. Фотографии бывают цветными. Деньги зарабатывают взрослые.- Шапочку и варежки носят летом. Ветер хлопает окном. Скрепки — это украшение для женщин. Дети тяжело работают в детском саду. Деревья растут в саду. В море живут улитки и рыбы. После утра наступает вечер. Зима всегда приходит после осени. Солнце — круглое. По утрам надо чистить уши щеткой. Кашу варят на смоле. Пылесос глотает игрушки. г Петух гоняется за курицей. Стены бывают высокими. На стульях сидят. Ночью на небе светит солнце. В телевизор складывают вымытую посуду. Веревку сушат на белье. Из тучки падают на землю цветочки. Чашка упала на потолок. У зайки выросли плавники. Комментарий: игра направлена в большей степени на развитие у детей адекватных представлений о явлениях окружающего мира, уточнение уже сложившихся. С помощью этой игры взрослый может понять, в каких именно сферах дети имеют проблемы, т. е. в процессе игры можно провести небольшую срезовую диагностику. Я положил в мешок Цель: развитие памяти, внимания, операции классификации. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: два или более. Описание игры: взрослый начинает игру словами. «Я положил в мешок яблоки», — следующий играющий добавляет еще одно слово: «Я положил в мешок яблоки и ананасы», — третий говорит: «Я положил в мешок яблоки, ананасы и апельсины», — и т. д. Комментарий: игру можно усложнить, предложив детям называть предметы в алфавитном порядке. Для этой игры непринципиальным является то, кто станет победителем. Важно, чтобы у ребенка процесс игры вызывал положительные эмоции. Задание можно конкретизировать, если предложить детям складывать предметы одной группы (школьные принадлежности, овощи и т. д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|