Узнай, по какому предмету я стучу (М. Сигимова)
Цель: развитие слухового восприятия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 2—3 года. Количество играющих: двое и более. Описание игры: один ребенок стучит карандашом по какому-нибудь предмету (по столу, стеклу, бумаге), а остальные должны угадать, что издает этот звук. Комментарий: игра направлена на развитие дифференциации звуков, ознакомление с особенностями различных предметов. Когда это бывает? (А. Бондаренко) Цель: развитие речи, внимания, находчивости, выдержки. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: картинки с изображением времен года (на каждое время года 2—3 картинки), стрелка. Описание игры: дети садятся вокруг стола, каждому дается картинка. Картинки нельзя показывать друг другу. Затем по движению стрелки ребенок, на которого она указала, рассказывает, что нарисовано на его картинке, и вращает стрелку. Тот, на кого покажет стрелка, должен отгадать, какое время года описал его товарищ. Другие дети в это время должны сидеть тихо, подсказывать нельзя. Подсказавший выбывает из игры. После того как дан ответ, первый ребенок показывает свою картинку, чтобы все дети убедились, что ответ правильный. Рассказать о своих картинках должны все дети. Комментарий: перед игрой можно провести беседу с детьми о временах года, о том, чем люди занимаются в зависимости от времени года и каковы особенности погоды каждого сезона. Игру можно построить немного по-другому: взрослый читает отрывки из художественных произведений о временах года, а дети должны найти подходящие картинки. Такую работу необходимо вести систематически, так как развитие временной ориентировки является одной из сложных задач в обучении дошкольников. Это объясняется тем, что время — понятие абстрактное и труднодоступное для детей дошкольного возраста.
Поезд (И. Томашпольская) Цель: развитие мышления, операций анализа и синтеза. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4,5—8 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов. Описание игры: картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», — и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях. Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами. Дорисуй фигурку (И. Томашпольская) Цель: развитие фантазии, мелкой моторики. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: от 3-х лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: бумага, карандаши, образцы с элементами рисунков (кружочками, черточками и т. д.). Описание игры: детей вводят в игровую ситуацию: клоун собрался прийти к нам в гости, в качестве подарка он хотел принести рисунок, но не успел его дорисовать. Нужно помочь клоуну дорисовать фигурку. Комментарий: заготовки могут быть сделаны на каждого ребенка. Но можно предложить участникам один большой лист для всех игроков. Это будет интересно, а также поставит детей перед необходимостью рисовать вместе и договариваться между собой. Муха (И. Томашпольская) Цель: развитие цветовосприятия, умения ориентироваться на плоскости. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: от 2-х лет. Количество играющих: 4—5 человек. Необходимые приспособления: квадрат размером 5x5 клеток, окрашенных в разные цвета, фишка, на которой нарисована муха. Описание игры: фишку с мухой ставят на центральную клетку, затем ведущий говорит, что муха вышла погулять и называет маршрут мухи (в каком направлении и насколько она продвинулась). После 3—4 ходов дети должны сказать, на клетке какого цвета сидит муха, клетка какого цвета находится справа, слева и т. д. Комментарий: вопросы взрослый задает детям вразброс, а не по очереди, чтобы они удерживали внимание и были сосредоточены. Кроме того, детям младшего возраста игра поможет освоить эталоны цвета. Обезьянки (И. Томашпольская) Цель: развитие внимания, памяти, координации движений. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 1,5—7 лет. Количество играющих: 4—5 человек. Необходимые приспособления: счетные палочки. Описание игры: ведущий (взрослый) предлагает детям поиграть в обезьянок. Обезьяны любят повторять движения, передразнивать. Ведущий складывает из счетных палочек какую-либо фигуру, а затем предлагает детям повторить ее. Комментарий: чтобы повысить эмоциональную насыщенность игр, можно увеличить ее темп. Для детей 6-7 лет игру можно усложнить, если не предлагать готовый образец, а описывать задуманное. Например: «Я хочу построить домик, основой которого будет прямоугольник, а крыша будет треугольной», — и т. д. Цветные фоны (И. Томашпольская) Цель: развитие умения различать и называть цвета, расширение кругозора детей. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 1,5-3 года. Количество играющих: 4-5 человек. Необходимые приспособления: листы цветной бумаги разных цветов, изображения разных предметов — по 4— 8 шт. каждого цвета. Описание игры: детям предлагается пойти в волшебный лес, где на полянах определенного цвета живут предметы такой же окраски. Задача ребенка — сложить все предметы одного цвета на лист цветной бумаги того же цвета. Комментарий: игра помогает детям освоить эталоны цвета, развивает навыки цветового соотнесения. Она может использоваться и как самостоятельная игра, и как элемент занятия. Узнай по голосу Цель: развитие слухового восприятия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 3—4 года. Количество играющих: 5-20. Описание игры: выбирают водящего, ему завязывают глаза. Дети становятся в круг (водящий — в центр круга) и идут вправо или влево, напевая: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто назвал тебя, узнай. Во время движения ведущий-взрослый должен дотронуться до какого-нибудь ребенка. После окончания песенки этот ребенок зовет водящего по имени, изменив голос. Если водящий узнает ребенка и правильно назовет его имя, он становится играющим, а если нет — игра продолжается с тем же водящим. Комментарий: игра помогает детям лучше узнать друг друга. Эффективна в процессе адаптации детей к условиям детского сада или развития групповой сплоченности. Путаница (И. Климина) Цель: развитие внимания, зрительной памяти. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: мольберт и картина. Описание игры: автор картины становится спиной к мольберту, на котором она установлена. Остальные дети пытаются сбить художника с толку. Автор картины должен сообразить, что не так описывают зрители, и исправить их ошибку. Например, ребенок утверждает: «Твоя картина — пейзаж», — хотя на самом деле это портрет, или: «У девочки в руках яблоки», — в то время как на картине изображены груши. Комментарий: дети с удовольствием придумывают такие путаницы. Скорее всего, им не понадобится помощь взрослого. Но если дети будут испытывать затруднения, взрослый может включиться в игру, давая детям образец вопросов-путаниц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|