Контрольная работа для студентов, обучающихся по сокращенной форме
Данная контрольная работа должна быть подготовлена ко второму семестру. Студенты выполняют все представленные в контрольной работе задания. При этом ряд заданий являются общими для всех, а также есть задания с вариантами. Соответственно в заданиях с вариантами студенты выбирают свой вариант по последней цифре зачетной книжки по следующей схеме:
Задания к контрольной работе Задание 1. Составьте сравнительную характеристику по теме: «Основные этапы развития представлений о предмете психологии». В данном задании необходимо составить конспект, в котором будет представлена характеристика трех этапов развития психологии как науки: I-Психология как наука о душе, II-Психология как наука о сознании, III-Психология как наука о поведении. Эти этапы необходимо проанализировать по следующим критериям, что изучалось (основные вопросы), какие явления рассматривались и как их объясняли на каждом этапе (принципы объяснения, методы изучения). Указать основных представителей и выделить, какие нововведения связаны с их именами, перечислить и дать определение нескольким введенным ими понятиям. Выделить основные проблемы и вклад каждого этапа. Представленное описание материала по указанным критериям должно быть сформулировано таким образом, чтобы можно было провести сравнительную характеристику.
Задание 2. Составьте схему-конспект. В данном задании тема конспекта определяется по варианту, согласно указанной выше схеме. В задании необходимо описать особенности представлений о человеке в основных психологических школах. Продумаете алгоритм изложения рассматриваемого вопроса и определите структуру конспекта так, чтобы была отражена сущность проблемы, проанализированы различные взгляды, направления исследования, представлены аргументы в защиту данной точки зрения и ее критика. В заключении конспекта напишите краткие выводы.
Вариант-1 Тема: «Представление о человеке в гештальт психологии». Вариант-2 Тема: «Представление о человеке в бихевиоризме». Вариант-3 Тема: «Представление о человеке в гуманистической психологии». Вариант-4 Тема: «Представление о человеке в психоанализе». Вариант-5 Тема: «Представление о человеке в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского».
Задание 3. Составьте конспект на тему, раскрывающую понятия «психика», «деятельность», «характер», «способности». В конспекте необходимо затронуть вопросы, которые не были подробно раскрыты в лекционном материале. Данное задание выполняется по вариантам. В каждом варианте предложена обобщенная тематика, которая берется за основу конспекта. Необходимо конкретизировать тему и указать точное, лаконичное название вашего конспекта, а также определить структуру изложения выбранной темы и план конспекта. Вариант-1 Гипотезы о происхождении «психического» (истоки происхождения психики живых существ). Особенности развития психики в онтогенезе. Вариант-2 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера (исторический обзор подходов к исследованию характера, становление научных представлений о характере). Структура характера. Вариант-3 Понятие и общая характеристика способностей человека (исторический обзор изучения проблемы способностей, классификация способностей, уровни развития способностей). Вариант-4 Категория деятельности в психологической науке (соотношение понятий: активность, деятельность, поведение, работа, труд). Определение деятельности, ее основные характеристики. Структура деятельности
Вариант-5 Понятие «отражение». Развитие психики человека и животных в филогенезе (сравнение психики человека и животных, общие закономерности и стадии развития психики).
Задание 4. Ответьте на вопросы. Вариант-1 1. В какой отрасли психологии возникло понятие научение? Каковы основные характерные признаки научения? 2. Кратко охарактеризуйте базовые принципы теории деятельности. 3. Можно ли определить сознание как повышенное внимание к себе? Кратко поясните ответ. 4. Поясните термин «акцентуация». Каковы признаки акцентуированных характеров, что к ним относят? Вариант-2 1. Что с точки зрения А.Н. Леонтьева, является критерием появления зачатков психики у живых организмов? 2. У низших животных наблюдаются очень примитивные формы поведения, какое название они носят? Каково их функциональное назначение? 3. Поясните, в чем состоит адаптивное значение психики? 4. Раскройте содержание понятия «психический образ», охарактеризуйте свойства психических образов. Вариант-3 1. Кто ввел в научный оборот понятие «высшие психические функции»? Поясните, чем они характеризуются? 2. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? 3. Как называется высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения? Каковы ее специфичные признаки? 4. Как называется оценка личностью себя, своих возможн6остей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений? Вариант-4 1. Как называется способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным? Поясните, чем он характеризуется. 2. Какой термин применяется для обозначения процесса развитие организма человека? Как называется развитие человека как вида? 3. Какие можно выделить предпосылки и условия возникновения сознания? 4. Охарактеризуйте общие закономерности развития психики в филогенезе. Вариант-5 1. Кто разработал теорию научения, и в чем заключалась основная идея? 2. Охарактеризуйте основные этапы развития способностей.
3. В чем состоит отличие деятельности от поведения и активности? Охарактеризуйте структуру деятельности. 4. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? В чем состоит сигнальный характер психического отражения. Задание 5. Подготовьте конспект доклада. Подготовить конспект доклада на одну из тем раскрывающих содержание понятия «самосознание». Вариант-1 Адаптация человека, возникновение и развитие у человека рефлексивной способности.
Вариант-2 Понятия самосознание и «Я-концепция». Структура самосознания, закономерности его развития. Вариант-3 Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Сознание как идеальное отражение. Вариант-4 Периодические состояния сознания. Сны, сновидения и их происхождение. Вариант-5 Подходы к изучению «Я-концепции». Регулирующая роль «Я-концепции».
Задание 6. Подготовьтесь к дискуссии по теме « Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе». Составить опорную схему или конспект. Подготовить вопросы для дискуссии. Литература, рекомендуемая для подготовки к выполнению заданий контрольной работы №1. Рекомендуемая литература к заданию 1: 1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001. 2. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию. – М.,1996. 3. Карандашев, В.Н. Психология. Введение в профессию. – М., 2003. 4. Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб., 2002 5. Немов, Р.С. Психология. – М., 2005. 6. Нуркова, В.В. Психология. – М., 2004. 7. Психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / под ред. Е.И. Рогова. – М., 2005. 8. Радугин, А.А. Психология. – М.,2003. 9. Тихомиров, О.К. Психология. – М., 2006. Рекомендуемая литература к заданию 2: 1. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. 2. История психологии XX век / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 2003. 3. Марцинковская, Т.Д. История психологии. – М., 2007. 4. Морозов, А.В. История психологии. – М., 2003. 5. Нуркова, В.В. Психология. – М., 2004. 6. Петровский, А.В. Психология. – М.,1998.
7. Радугин, А.А. Психология. – М.,2001. 8. Тихомиров, О.К. Психология. – М., 2006. Рекомендуемая литература к заданиям 3, 4: 1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2000. 2. Леонтьев, А.Н. Эволюция психики. – М., 1999. 3. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики // Сравнительная психология и зоопсихология / Сост. и общ ред. Г.В.Калягиной. – СПб., 2004. 4. Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб., 2002 5. Нуркова, В.В. Психология. – М., 2004. 6. Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология. – М., 2004. 7. Северцов, А.Н. Эволюция психики / Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии / Н.Н. Мешкова, Е.Ю.Федорович. – М., 1997. 8. Тихомиров, О.К. Психология. – М., 2006. 9. Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 2004. 10. Филиппова, Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. – М., 2004. 11. Чуприкова, Н.И. Психика и сознание как функция мозга // Психология сознания. Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2001. Рекомендуемая литература к заданию 5: 1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. – М., 2002. 2. Ильин, Е.П. Психология. – СПб., 2004. 3. Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб., 2005. 4. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. – М., 2005. 5. Психология / Отв. ред. А.А. Крылов. – М., 2004. 6. Психология самосознания. Хрестоматия / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2003. 7. Психология сознания. Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов – СПб., 2001. 8. Радугин, А.А. Психология. – М.,2003. 9. Тихомиров, О.К. Психология. – М., 2006. Дополнительная литература: 1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы. – М., 2003. 2. Выготский, Л.С. Психология. – М., 2000. 3. Гальперин, П.Я. Введение в общую психологию. – М., 2002. 4. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информационно методическое пособие к курсу «Психология человека». – М., 2001. 5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. – М., 2004. 6. Петровский, А.В. Введение в психологию. – М., 1995. 7. Психология: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Е.И. Рогова. – М., 2005. 8. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / под общ. Ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2003. 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2002. 10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1998.
Раздел III КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
3.1 Контрольные вопросы для студентов, обучающихся на базе полного общего образования
Вопросы к зачету (1 семестр) 1. Область, каких явлений изучает психология? Назовите конкретные психические явления. 2. Понятие предмета и объекта психологии. В чем состоит специфичность предмета психологии. Какова структура современной психологии. 3. Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. 4. Охарактеризуйте структуру психологической области познания. Приведите примеры.
5. Отрасли психологии. Характеристика, предмет изучения, сферы практической реализации. 6. Дайте классификацию психических явлений. Раскройте содержание понятий «психические процессы», «психические свойства» и «психические состояния». 7. Методы исследования в психологии. 8. Основные этапы представлений о предмете психологии. Охарактеризуйте предмет, метод, основные понятия. 9. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. 10. Дать характеристику направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, психоанализ. 11. Дайте общую характеристику и классификацию неосознаваемых психических процессов. Существуют ли методы изучение неосознаваемых психических процессов.
Вопросы к экзамену (2 семестр) 1. Понятие предмета и объекта психологии. В чем состоит специфичность предмета психологии. Какова структура современной психологии. 2. Основные этапы представлений о предмете психологии. Охарактеризуйте предмет, метод, основные понятия. 3. Дать характеристику направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, психоанализ. 4. Дайте общую характеристику и классификацию неосознаваемых психических процессов. Существуют ли методы изучение неосознаваемых психических процессов. 5. Понятие психика. Функции психики. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития психики в филогенезе? 6. Объективный критерий психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности. Адаптивное значение психики. 7. Формы поведения. Периодизация эволюционного развития психики животных. 8. Сознание как высшая ступень развития психики. Основные характеристики и функции сознания. 9. Психическое отражение. Психический образ и его свойства. Структура психики. 10. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе. Каковы основные этапы онтогенетического развития человека? 11. Самосознание как составляющая психического облика личности. Структура самосознания. 12. Понятие «Я-концепция». Структура «Я-концепции» по Р.Бернсу. 13. Этапы развития самосознания. Уровни самосознания.
Вопросы к зачету (3 семестр) 1. Понятие психика. Функции психики. Объективный критерий психики. 2. Сознание как высшая ступень развития психики. Основные характеристики и функции сознания. 3. Самосознание как составляющая психического облика личности. Структура самосознания. Понятие «Я-концепция». 4. Общая характеристика познавательных психических процессов. 5. Ощущение как чувственное отражение отдельных свойств предметов. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. 6. Восприятие как целостное отражение предметов и сложный перцептивный процесс. 7. Теории восприятия. Законы и эффекты восприятия. 8. Особенности произвольного, непроизвольного и послепроизвольного внимания. Социальные факторы произвольности внимания. 9. Понятие «память». Основные процессы памяти. Понятие о мнемотехнических приемах. 10. Сравнительный анализ основных механизмов памяти (по психологическим теориям). 11. Основные подходы к изучению мышления как познавательного процесса. Изучение мышления с позиции деятельностного подхода. 12. Понятие об интеллекте. Врожденное и приобретенное в проблеме интеллекта. 13. Процесс решения задач и творческое мышление. Условия творческого мышления. 14. Формирование логического мышления, логических операций. 15. Способы активизации мышления. Качества ума. 16. Роль воображения в психической деятельности. Механизмы процесса воображения. 17. Общее представление о творчестве. Значение воображения для творчества. 18. Речь и речевая деятельность. Виды речи. Основные формы речевого высказывания. 19. Механизмы порождения и понимания речи. Соотношение врожденных и сформированных структур речи. 20. Развитие речи в филогенезе.
Вопросы к экзамену (4 семестр) 1. Общая характеристика познавательных психических процессов. 2. Ощущение как чувственное отражение отдельных свойств предметов. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. 3. Восприятие как целостное отражение предметов и сложный перцептивный процесс. 4. Особенности произвольного, непроизвольного и послепроизвольного внимания. Социальные факторы произвольности внимания. 5. Понятие «память». Основные процессы памяти. Понятие о мнемотехнических приемах. 6. Основные подходы к изучению мышления как познавательного процесса. Понятие об интеллекте. 7. Роль воображения в психической деятельности. Механизмы процесса воображения. 8. Речь и речевая деятельность. Механизмы порождения и понимания речи. 9. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Многозначность понятия «личность» в современной психологии. 10. Характер. Теоретические подходы к исследованию характера. 11. Способности и их роль в обеспечении эффективности деятельности. Общие и специальные способности. 12. Категория деятельности в психологии. Психологическая характеристика видов деятельности. 13. Деятельностный подход в психологии (ЛС.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов). 14. Понятие эмоции. Общая характеристика проблематики психологии эмоций. 15. Общая характеристика теорий эмоций (детерминистские, функциональные, теории базовых эмоций, эклектические теории). 16. Понятие воли. Общая характеристика волевых процессов. 17. Основные психологические теории воли и подходы к проблеме воли. 18. Понятие мотивации. Общая характеристика проблематики психологии мотивации. Общая характеристика потребностей. 19. Иерархическая организация мотивационной сферы личности. 20. Понятие психических состояний. Общая характеристика проблематики психических состояний. Классификации и виды психических состояний. 3.2 Контрольные вопросы для студентов, обучающихся по сокращенной форме
Вопросы к зачету (2 семестр) 1. Область, каких явлений изучает психология? Назовите конкретные психические явления. 2. Понятие предмета и объекта психологии. В чем состоит специфичность предмета психологии. Какова структура современной психологии. 3. Основные этапы представлений о предмете психологии. Охарактеризуйте предмет, метод, основные понятия. 4. Дать характеристику направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, психоанализ. 5. Понятие психика. Функции психики. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития психики в филогенезе? 6. Объективный критерий психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности. Адаптивное значение психики. 7. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе. Каковы основные этапы онтогенетического развития человека? 8. Дайте общую характеристику и классификацию неосознаваемых психических процессов. Существуют ли методы изучение неосознаваемых психических процессов. 9. Психическое отражение. Психический образ и его свойства. Структура психики. 10. Сознание как высшая ступень развития психики. Основные характеристики и функции сознания. 11. Самосознание как составляющая психического облика личности. Структура самосознания. 12. Понятие «Я-концепция». Структура «Я-концепции» по Р.Бернсу. 13. Методы исследования в психологии. 14. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Многозначность понятия «личность» в современной психологии. 15. Характер. Теоретические подходы к исследованию характера. 16. Способности и их роль в обеспечении эффективности деятельности. Общие и специальные способности. 17. Категория деятельности в психологии. Психологическая характеристика видов деятельности. Деятельностный подход в психологии
Вопросы к экзамену (3 семестр) 1. Общая характеристика познавательных психических процессов. 2. Ощущение как чувственное отражение отдельных свойств предметов. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. 3. Восприятие как целостное отражение предметов и сложный перцептивный процесс. Теории восприятия. Законы и эффекты восприятия. 4. Особенности произвольного, непроизвольного и послепроизвольного внимания. Социальные факторы произвольности внимания. 5. Понятие «память». История исследования процессов памяти. 6. Понятие о мнемотехнических приемах. Развитие и тренировка памяти. 7. Индивидуальные различия памяти. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека. 8. Сравнительный анализ основных механизмов памяти (по психологическим теориям). 9. Основные подходы к изучению мышления как познавательного процесса. Изучение мышления с позиции деятельностного подхода. 10. Понятие об интеллекте. Врожденное и приобретенное в проблеме интеллекта. 11. Развитие понятийного мышления. Формирование логического мышления, логических операций. 12. Процесс решения задач и творческое мышление. Условия творческого мышления. 13. Способы активизации мышления. Качества ума. 14. Роль воображения в психической деятельности. Механизмы процесса воображения. 15. Общее представление о творчестве. Значение воображения для творчества. 16. Речь и речевая деятельность. Основные формы речевого высказывания. Механизмы порождения и понимания речи. 17. Развитие речи в онтогенезе. Развитие речи в филогенезе. 18. Соотношение врожденных и сформированных структур речи. 19. Понятие эмоции. Общая характеристика проблематики психологии эмоций. 20. Общая характеристика теорий эмоций (детерминистские, функциональные, теории базовых эмоций, эклектические теории). 21. Понятие воли. Общая характеристика волевых процессов. 22. Основные психологические теории воли и подходы к проблеме воли. 23. Понятие мотивации. Общая характеристика проблематики психологии мотивации. Общая характеристика потребностей. 24. Иерархическая организация мотивационной сферы личности. 25. Понятие психических состояний. Общая характеристика проблематики психических состояний. Классификации и виды психических состояний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|