Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые типы отставок при Ельцине




При Ельцине появились принципиально новые типы отставок, которые в советские времена, да и в период пе­рестройки, были нонсенсом. Это прежде всего доброволь­ные отставки тех, кто в периоды резких поворотов курса реформ выражал свое несогласие с проводимой полити­кой, покидая высокую должность. Причем нередко такие отставки сопровождались открытой критикой курса прези­дента. В предшествующие периоды такие эскапады чинов­ников были просто немыслимы и, безусловно, имели бы самые серьезные последствия для смельчаков. В Ельцин­ские времена никаких санкций после добровольной поли­тической отставки не следовало. Более того, подчас такие критики режима через определенный промежуток време­ни опять могли оказаться в высоком кресле.

Другим новым типом экскорпорации при Ельцине ста­ли репрессивные отставки, сопровождавшиеся уголовным преследованием официала. Выход из группы не только не сопровождался почетными ритуалами, но выражал явную враждебность по отношению к неугодному чиновнику. Его могли подвергнуть унизительной процедуре ареста с пос­ледующей демонстрацией по телевидению, публикацией многочисленных разоблачительных статей и компромети­рующих комментариев. Отныне пребывание в элите не могло служить гарантией от репрессий. Если раньше грехи но­менклатуры тщательно затушевывались, а «выносить сор из избы» считалось нарушением корпоративной этики, то теперь срывались все и всяческие покровы. «Чемоданы ком­промата» готовились в недрах спецслужб на каждого поли­тика и чиновника. Сам приход в элиту стал опасен, так как был чреват последующими преследованиями.

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

Третьим новым типом экскорпорации стали резерватив-ные отставки, которые сопровождались выходом не в экс-элитные зоны, а в резервации, или запасники. Перемеще­ние официала в экс-элитную зону означало сохранение для него почетного статуса при отсутствии реальных рычагов власти. Это был гарантированный практически для каждо­го члена элиты достойный уход, предшествующий пенсии. Возврат из экс-элитной зоны в элитную был исключен. Теперь же ситуация меняется: создаются (отчасти по ини­циативе государства, а отчасти — стихийно) такие рабо­чие места для отставников, которые подразумевают их пос­ледующее возвращение во власть. Запасники образуются как в политическом пространстве, так и вне его (главным об­разом — в сфере бизнеса).

Планомерное создание элитных резерваций

Ускорившийся темп элитного трафика в 90-е гг. требо­вал изменения подходов к работе с кадрами. Неотложной задачей тех лет стало управление процессами элитных пе­ремещений. Такая потребность отчасти была обусловлена омоложением отставок, что требовало трудоустройства выпадавших из системы власти официалов. Экс-элитные зоны советского типа больше не вмещали отставников. Нужно было расширить объем зон настолько, чтобы вместить по­токи все новых и новых уволенных чиновников. Поначалу казалось, что выборы могут стать тем механизмом, кото­рый позволит осуществлять экскорпорацию относительно безболезненно. Вспомним, как в 1989 году М.С.Горбачев посылал на выборы неугодных руководителей, никаким образом не подстраховывая их. Исполнительная власть по­лагалась на волю случая: если политик в состоянии само­стоятельно победить на выборах — он достоин того, чтобы остаться в рядах элиты. Его судьба была в руках электората.

Но этого оказалось недостаточно. Во-первых, потому, что многие нежелательные лица после победы на выборах только наращивали свой властных потенциал, а задача экс­корпорации так и оставалась нерешенной. Во-вторых, чи­новники, обиженные отсутствием поддержки власти, на­чали использовать выборы как трибуну для резких нападок

Анатомия российской элиты

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

на режим, становясь в оппозицию. Бывшие губернаторы и бывшие министры наводнили политическое пространство, оказывая все большее давление на власть.

Высокая скорость оборота элитных кадров привела к тому, что государственная машина теряла подготовленных политиков, но не могла быстро восполнить их недостаток. Кадровая проблема была одной из самых острых на протя­жении всего постперестроечного периода. В 1993 г. была сде­лана первая попытка ввести отставки госслужащих, в конт­ролируемое русло. В подписанном президентом Рос­сии 22.12.1993 г. «Положении о федеральной государствен­ной службе» возвращается понятие «резерв». Параграф 29 указанного документа гласит: «За государственным служа­щим, пребывающим в отставке (в резерве), сохраняется классный чин с указанием «в отставке» («в резерве»)»14.

Но формальные шаги должны были подтверждаться ре­альными, что и обусловило появление экс-элитных ниш нового типа — резерваций. В отличие от советских «отстой­ников», куда безвозвратно отправлялись престарелые ру­ководители, резервации были созданы исполнительной вла­стью для временного «складирования» кадров с дальней­шей возможностью возврата. Эта новая система оказалась настолько удобной, что стала быстро развиваться. Государ­ство целенаправленно стало создавать такие резервации или же приспособило для этой цели уже существующие инсти­туты власти.

Целенаправленное создание резерваций шло в несколь­ких направлениях:

1) Создание «уполномоченного бизнеса» — коммерческих структур, базировавшихся на ресурсах государства и имев­ших множественные привилегии по сравнению с частным бизнесом. Так происходила конвертация политического капитала в экономический.

2) Создание фондов, общественных организаций, поли­тических партий для трудоустройства отставников. Так пла­нировалось конвертировать старый политический капитал в новый.

Остановимся подробнее на характеристике каждого ви­да резерваций.

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

Синекуры нового типа: «государственный бизнес*

Для элиты 90-х гг. появляется возможность конвертиро­вать власть в собственность с помощью перехода в экс-элитную зону, которую можно называть «государственным бизнесом». Это была, по сути, спецзона в бизнесе для пара­шютирования отставных членов элиты. Подробнее история возникновения бизнеса, находящегося под протекцией государства, изложена в главе 5 этой работы, посвящен­ной генезису бизнес-элиты. Здесь мы остановимся лишь на том, какие именно ниши в «уполномоченном» секторе эко­номики были избраны в качестве экс-элитных резерваций.

Первые попытки конвертировать власть в собственность были сделаны еще в 1989 г. Идея принадлежала бывшему министру нефтяной и газовой промышленности СССР 1985—1989 гг. В.Черномырдину, который в августе1989 г. преобразовал свое министерство в первый в стране госу­дарственный концерн «Газпром», председателем правле­ния которого он и стал. Еще через год концерн преобразо­вался в акционерное общество, контрольный пакет акций которого остался в руках бывших руководителей министер­ства. Идея оказалась настолько плодотворной, что тем же путем последовали и другие: В.Величко — министр энерге­тического и транспортного машиностроения СССР (1987— 1991) — в 1992 г. становится председателем правления го­сударственного концерна «Тяжэнергомаш», созданного на базе министерства, которое он возглавлял. После привати­зации концерна Величко становится генеральным дирек­тором акционерного общества, которое теперь стало назы­ваться «ТЭНМА», а также председателем совета директо­ров Холдингтэмбанка, обслуживающего этот концерн15.

Бывший министр транспортного строительства СССР (1985—1991) В.Брежнев в 1991 г. при ликвидации мини­стерства активно участвовал в его преобразовании в госу­дарственную корпорацию «Трансстрой», которая также в 1993 г. была акционирована16. А.Михальченко — министр специального строительства и монтажных работ СССР (1989—1991) — в декабре 1991 г. преобразует свое ведом­ство в государственную корпорацию «Минмонтажстрой» и

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

становится ее президентом17. В.Мельников — министр лес­ной промышленности СССР (1989—1991) — приватизиру­ет свое министерство и создает государственную корпора­цию «Российские лесопромышленники», которую акцио­нирует в 1992 г.18 Н.Паничев — министр станкостроитель­ной и инструментальной промышленности СССР (1986— 1991) — после приватизации министерства в 1991 г. стано­вится президентом государственного акционерного объе­динения «Станкоинструмент», с 1991 г. — президентом частной Российской станкоинструментальной компании19. Э.Первышин —- министр средств связи СССР (1989—1991) — после приватизации министерства в 1991 г. становится пред­седателем правления Концерна производителей систем и средств телекоммуникаций20. В.Шимко — министр радио­промышленности СССР (1987—1988, 1989—1991) — пос­ле приватизации министерства в 1991 г. создает государ­ственную корпорацию «Радиокомплекс», президентом ко­торой становится в январе 1992 г.21 О.Шишкин — министр общего машиностроения СССР (1989—1991) — в декабре 1991 г. создает корпорацию «Рособщемаш», президентом которой становится22. О.Сосковец в январе 1992 г. создал государственную корпорацию «Росчермет» на базе Мини­стерства металлургии СССР, министром которого он был с апреля по август 1991 г., и стал президентом этой корпо­рации23. Некоторые бывшие члены правительства в этот период становятся президентами коммерческих банков24. Так бывшие правительственные чиновники становятся круп­ными собственниками.

Другим вариантом ухода из политической элиты стало создание новых бизнес-структур для высокопоставленных чиновников. Вот наиболее яркие примеры этого рода: для ухода бывшего главы президентской администрации Юрия Петрова в 1993 г. создается Государственная инвестицион­ная корпорация, целью которой было привлечение иност­ранных инвестиций в Россию25; в том же году министр эко­номики РФ Андрей Нечаев, покидая свой пост в прави­тельстве, становится президентом государственного пред­приятия «Российская финансовая корпорация»26.

После становления крупных частных компаний появил­ся и еще один вариант для ухода чиновников в бизнес: их

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

приглашают стать вице-президентами, отвечающими за связи с государственными органами. Ради связей в высо­ких политических кругах на работу в «Газпром» приглаша­ется бывший советник президента и вице-премьер Виктор Илюшин, в Альфа-банк — бывший вице-премьер Олег Сысуев, в международную фармацевтическую корпорацию «ICN» — бывший министр иностранных дел Андрей Ко­зырев, в Монтажспецбанк — бывший председатель Гос­снаба СССР Леонид Воронин27. Позднее получает развитие система ГУПов — государственных унитарных предприя­тий, пользующихся многочисленными привилегиями, ру­ководящие посты в которых занимают чиновники рангом пониже.

В начале 90-х гг. переход с номенклатурных должностей в бизнес приобрел массовый характер. В таблице б показа­но, каким именно образом осуществлялся этот переход. Распространенным способом создания номенклатурной коммерческой структуры было так называемое «пересажи­вание»: бывший советский руководитель становился соб­ственником коммерческой структуры, представлявшей со­

Таблица 6. Основные пути перехода с номенклатурной должности в бизнес29 (В %% к численности группы)

  Всего Схал биз­несменом, не меняя места ра­боты («пе­ресажива­ние») Был деле­гирован в бизнес гос. орга­нами Использо­вал слу­жебное положе­ние для создания бизнес-структур Перешел в бизнес, используя старые связи
Банкиры   9,7 19,3 54,8 16,2
Финансисты   2,8 14,3 62,9  
Торговцы   14,3   71,4 14,3
Производст­венники   30,4 21,7 34,8 13,1
Непроизвод­ственники   7,1 8,4 50,0 34,5

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

бой не что иное, как приватизированное предприятие. Фаб­рику, завод или иное ведомство, по сути, просто переиме­новывали, меняли вывеску, при этом здание, оборудова­ние, мебель и сотрудники оставались теми же. Бывший уп­равляющий становился собственником28.

Другим распространенным способом обмена власти на собственность стало делегирование каким-либо государ­ственным органом полномочий по ведению коммерческих дел своим уполномоченным лицам. В качестве уполномочен­ных избирались, как правило, молодые люди, которые сразу становились первыми лицами мощных финансовых струк­тур. Эти нувориши вырастали как грибы после дождя, и не было ясно — каким образом в советское время они смогли накопить такие средства. Эта «золотая молодежь» только для непосвященного наблюдателя выглядела KaKself-made-теп. На самом деле за ними всегда стояли могущественные структуры старой власти.

И, наконец, самым популярным типом перехода было создание новых коммерческих структур с использованием номенклатурным работником своего служебного положе­ния. Структуры, созданные таким способом, быстро на­полнялись высокопоставленными отставниками, «персо­нальными пенсионерами». Как неоднократно рассказыва­ли мне в своих интервью бывшие партийные и государ­ственные руководители, в таких коммерческих структурах принимались на работу только старые коллеги, «наши» люди. Такие коммерческие «отстойники» образовывались глав­ным образом на базе старых министерств и ведомств.

Анализ биографий крупных российских предпринима­телей показывает, что 19,1% из них пришли в бизнес из государственных органов; 14,8% — из государственных бан­ков; 30,4% — из старых промышленных предприятий30.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...