Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синекуры нового типа: фонды и ассоциации




Общественные организации и фонды формально суще­ствовали и в советское время и подчас исполняли ту же роль кадрового буфера при выдавливании членов элиты из корпорации. Но только в 90-е гг. процесс их создания при­обрел такой масштаб. Это стало самым распространенным

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

способом экскорпорации элиты. Так, каждый четвертый член правительства H. Рыжкова 1989 г. после прихода к вла­сти Ельцина возглавил какую-нибудь общественную орга­низацию: В.Бакатин — фонд «Реформа», Н.Губенко — Ас­социацию содействия культуре, ВДурасов — Международ­ный фонд приватизации и инвестиций, С.Колпаков — Международный металлургический союз, НЛаверов — фонд М.ВЛомоносова, И.Силаев — Межреспубликанский экономический комитет, В.Чирсков — Российскую внеш­неэкономическую ассоциацию, В. Щербаков — Междуна­родный фонд «Интерприватизация»31. Причем все «бывшие» становились непременно президентами структур, создание которых они же инициировали.

Однако вскоре процесс бурного возникновения фон­дов и ассоциаций стал замедляться. Оказалось, что, не­смотря на легкость юридического оформления структур с пышными «международными» названиями, далеко не все­гда они могли быть жизнеспособными. Бесчисленные «пре­зиденты» и «генеральные директора» на деле оказывались пустышками, если за ними не стояли крупные капиталы и интересы корпораций. Государство, оказывая протекцию при создании, далеко не всегда брало на себя функции поддержки подобных фондов на протяжении длительного времени. Действующие чиновники были заинтересованы не в финансовых вливаниях в дружественные структуры, а в том, чтобы обеспечить себе дополнительные источники доходов. Начался «естественный отбор» фондов, в ходе ко­торого выжили только те, которые имели солидных спон­соров и поддержку крупных промышленных предприятий и банков.

Нарождающийся частный сектор экономики нуждался в защите своих интересов. Осознание этого привело к со­зданию первых лоббистских структур. Теперь уже не всегда министр, уходя в отставку, создавал «для себя» обществен­ную организацию. Чаще уже существующие лоббистские структуры искали влиятельных «бывших» и приглашали стать их представителями. С появлением опыта лоббистские организации осознали необходимость направлять работаю­щих на них «бывших» в законодательные органы власти, финансируя их избирательные кампании, а подчас опла-

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Таблица 7. Изменение характера отставок элиты за период 1986—2002 гг. (в %% к численности отставников) 33

  Характер Правительственная элита
  перехода 1986 г.33 1989 г.34 1992 г.35 1995 г.36 1999 г.37
Элитная зона Депутаты разных уров­ней, другие выборные должности Государст­венная служ­ба с пониже­нием статуса 0 17,0 7,3 5,5 20,0 10,0 11,4 10,0 60,6 6,1
  Дипломати­ческая работа 20,2 1,8 5,7 3,3 6,0
  Руководство фондами, ассоциациями   23,6 2,8 13,3 3,0
Экс-элитная Руководство предприяти­ями государ­ственного сектора экономики 1,1 21,8 22,9 16,7 6,1
зона Руководство предприятия­ми частного сектора эко­номики   12,7 17,1 13,3 9,1
  Советники, консультанты 11,7 1,8 2,9 10,0 9,1
  Публичная политика   1,8 0 6,7  
Вне-элитная Возврат в профессию 1,1 1,8 11,4 16,7  
зона Пенсия 48,9 16,4 2,9 0  
  Арест   5,5 2,9 0  
  ИТОГО     100 100  

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

чивая депутатские мандаты. Данные, приведенные в таб­лице 7, показывают, что пик популярности фондов и ассо­циаций в качестве элитных «резерваций» приходится на 1989 г. Среди членов элиты 1989 г. уходы в фонды составля­ли около 25%, в последующие же годы этот тип отставок теряет свою привлекательность.

Парламент как резервация

Постепенно на первый план выходит депутатская дея­тельность, которая к 2000 г. становится основным типом резерваций. Более того, депутатство все более приобретает черты синекуры, обеспечивая необходимый почет всем быв­шим чиновникам и, как правило, не требуя больших вре­менных затрат. Депутатский мандат для отставника неред­ко обеспечивался серьезной административной поддерж­кой властей, которые все увереннее влияли на исход выбо­ров. Депутатство, давая достаточно степеней свободы, было и отличной возможностью «выслужиться» — проявить ло­яльность к исполнительной власти, что потом могло при­вести к новому назначению. Законодательная ветвь власти была одновременно и трибуной, где можно было блеснуть красноречием, проявить талант политической интриги, поддержать позицию Кремля, когда это было необходимо. «Плановые» депутаты, направляемые в Думу и Совет Фе­дерации исполнительной властью, отрабатывали доверие в парламенте и ждали новых должностей.

Принятый в июле 1995 г. закон «Об основах государ­ственной службы Российской Федерации» закрепил осо­бое положение для тех, кто занимал выборные должности. Теперь они были отнесены к специальной группе государ­ственных должностей категории «А», куда были отнесены президент РФ, председатель правительства, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов за­конодательной и исполнительной власти субъектов Феде­рации, министры, судьи и др.32 Привилегии, даваемые госслужащим группы «А», стали пожизненными. При от­сутствии институционально фиксированного резерва, вы­борные должности стали представлять собой один боль­шой «запасник», из которого власть при необходимости могла черпать кадры.

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Депутаты и губернаторы из «бывших» перестали быть отставниками в прямом смысле этого слова. Даже будучи уволенными с высоких постов, они, избравшись на выбо­рах, не переставали быть частью элиты. И, следовательно, теперь увольнение с государственного поста не всегда оз­начало экскорпорацию из элиты. К 1993 г. Федеральное Собрание России наполняется «бывшими» — подавляю­щее большинство обеих палат парламента в прошлом за­нимали государственные должности.

ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА

I

со

Циркуляция

ОКОЛО-ЭЛИТНАЯ ЗОНА

Пред-элита

Экс-элита

Рисунок 1. Мобильность элиты в советском государстве

ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА
Контролируемая зона мобильности (назначения) Неконтролируемая зона мобильности (выборы)

Циркуляция

Пред-элита Экс-элита

Рисунок 2. Мобильность элиты в постсоветской России

Элита, вначале утратив контроль над экскорпорацией, с каждым годом все активнее пыталась его восстановить (см. рисунки 1, 2). Отставники все чаще не просто увольня­ются, а переводятся «в резерв» с возможностью повторно­го прихода во власть. Но тем не менее стихийные процессы 90-х были столь масштабны, что полностью возвратить себе

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

контроль правящая группа была не в состоянии. Значитель­ный объем элитных кадров выбрасывался из системы без всякого трудоустройства. Чиновники поняли, что их буду­щее — в их собственных руках. Они начали создавать «за­пасники» в инициативном порядке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...