Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему злокозненные советники сделали неблагие пожелания и т.д.




Злокозненные советники сделали неблагие пожелания, дабы воспрепятствовать просветлённым деяниям Гуру Ринпоче. Если последователи глубоких терма Гуру Ринпоче, которые хотят обрести высшие достижения, по ошибке примут эти ложные учения за чистые и будут их практиковать, это плохо скажется на их удаче, жизни и т.д.Если какие-то недальновидные люди, не желающие обрести незыблемую цель <просветление>, станут практиковать эти ложные учения, какое-то время может казаться, что это полезно для продления жизни, величия и силы речи, но <в конце концов> эти учения станут для них причиной сансары и перерождения в аду.

 

 

Ложные терма как следствие случайных внешних обстоятельств.

В эту тёмную кальпу есть много людей, чей ум неустойчив. Они хотят исполнить сотни разных дел, суетятся как обезьяны и, не задумываясь, начинают делать всё, что придёт в голову. Они одержимы теурингами261 и другими духами, которые любят забавляться с разными обманчивыми чудесами. Эти духи создают множество обманчивых иллюзий, например учения, получаемые в психических переживаниях и в сновидениях, и тем самым сбивают таких людей с пути. Это приносит столь же вредные последствия, как и ложные тексты терма, о которых шла речь выше <результат неблагих пожеланий злокозненных советников>. Есть также обычные учения, например учения, получаемые в психических переживаниях (Nyams sNang или Nyams Chos), которые обычно сходны с текстами практик терма и не подвержены влиянию демонических сил. Если их практиковать, то не будет никаких особых последствий – ни хороших, ни плохих. Поскольку трудно отличить чистые учения от ложных, очень важно тщательно их исследовать, и держаться только подлинного учения. Ведь если встретишь новое превосходное учение Гуру Ринпоче, результатом станет великое благо, а если собьёшься с пути, увлёкшись ложным терма, – опасный обман.

 

 

VIII. Тертоны и держатели учения.

О тертонах не следует судить по их поведению.

Ни в коем случае нельзя сомневаться в подлинности тертона только потому, что нрав его несовершенен или переменчив. Сам Гуру Ринпоче сказал:

 

Тайные просветлённые приходят в сомнительном облике. Обманщики глупцов – большие лицемеры, подражающие практикам Дхармы. О люди! Не равняйте золото с грязью.

 

Среди ложных тертонов есть много таких, кто ладит с людьми, кажется воспитанным, удачлив и обаятелен. В то же время, среди подлинных тертонов есть много таких, чьи речь и поведение несдержанны, кто без малейших колебаний совершает многие поступки, которые люди осуждают. Тем самым тертоны берут на себя многочисленные труднопреодолимые препятствия, противостоящие учению, в виде позора и дурной славы и используют их для практики, в которой воспринимают любое переживание как великий единый вкус.

Есть и такие тертоны, которые не способны открыть свои клады и имеют неблагоприятных спутников. Как явствует из жизнеописаний Падма Лэдрелцала и Сумцога262, было много прославленных тертонов, которые заболевали или чья смерть была неблагоприятна. Всё это имело такую же цель <взять на себя препятствия на благо традиции>. Такие случаи также призваны показать, что кармические следствия неизбежны и что нарушить в этой жизни даже самые незначительные приказы Гуру Ринпоче – значит навлечь на себя тяжкие последствия.

 

Как проверить тертона.

Согласно ранним держателям знания (Rig 'Dzin), есть два способа, позволяющих проверить тертона. Первый – получить объяснение подлинности тертона от божества, например от одного из Трёх Корней. Так у Вонтон Кьергангпы263 (dBon sTon sKyer sGang Pa) вера в терма, открытые Сангье Вангченом (Sangs rGyas dBang Chen) из Ньемо (sNye Mo), зародилась только после того, как его сомнения были рассеяны в чистом видении, полученном от самого Гуру Ринпоче.

Второй способ – проверить человека с помощью доказательств, почерпнутых из текстов и размышлений. Например, когда Сангье Лингпа (1340-1396) отправился, чтобы поднести нектар долгой жизни Недонгме264, ему поверили только после того, как многочисленные учёные испытали его с помощью дебатов и вопросов.

Однако в наши дни редко найдёшь человека, который способен проверить тертона первым способом. Во втором случае сложно не ошибиться, если проверку осуществляют люди, которые только мнят себя учёными.

Как объяснялось выше, абсолютное место тайного клада или сокрытия, где сила мудрости ваджрной речи <терма> неистощимо утверждается силой передачи-наказа Гуру Ринпоче – это природа ума (Sems Nyid), неизменное дхармадхату тертона. И тогда впоследствии благодаря действию жёлтых свитков сила этой мудрости ваджрной речи становится явственной. Причина открытия терма не в том, что тертон снова и снова разглядывает жёлтый свиток, – просто аспект осознанности (Rig Cha) или мудрости (Shes Rab Kyi Cha) светоносной природы (gNyug Ma'i Od gSal) тертона выступает обнажённо, и тогда он, глядя на символические письмена (brDa Yig), проникает (bCug Nas) в них мудростью.

Пробуждение силы мудрости ваджрной речи от воздействия жёлтых свитков означает, что терма дхармадхату возникают как аспект энергии осознанности (Rig rTsal) или что энергия осознанности сама возникает в виде ясных и законченных слов и смысла учений-терма. Поэтому в необычных учениях дзогчена говорится: не обладая высшим свершением как основой для того, чтобы обрести господство над дхармадхату с помощью осознанности, невозможно унаследовать глубокие терма Гуру Ринпоче. Это всё равно что утверждать, будто вы никогда не были в Индии, но бывали в Магадхе <в Центральной Индии>.

Если тертон действительно обладает столь безупречным свершением, он наверняка не откроет ложного терма, поддавшись обману богов или демонов. Ведь изначально чистую осознанность невозможно увлечь в неверном направлении.

Тертоны ищут учителя, от которого хотят получить учения и тексты наставлений, только для того, чтобы соблюсти обычную традицию. В действительности у них само собой возникнет убеждение, что их учитель – Гуру Ринпоче, и поэтому они прирождённые йогины, которые спонтанно получают благословения и обретают саморождённое свершение сущности ясного света. Так в процессе передачи терма они пробуждают прошлые связи – кармические или основанные на переживании.

Как узнать, обладает ли тертон подобным свершением? Если тертона проверяет человек, который в совершенстве проник в основные аспекты (Lam gNad) дзогчена благодаря учениям подлинной канонической передачи, идущей от самого Гуру Ринпоче или Вималамитры, и этот тертон раскрыл основной смысл правильно и уверенно, то это знак, что он наделён мудростью, равной мудрости бесспорных тертонов, независимо от того, будет ли признан его стиль выражения похожим на тот, который присущ основным текстам дзогчена. Его можно почитать как подлинного тертона. Эти критерии в чём-то похожи на слова из Праджняпарамиты265: о том, достиг бодхисаттва стадии невозвращения266 или нет, можно судить по знакам, отличающим его проповеди об учениях невозвращающегося.

В жизнеописаниях учёных и мудрецов прежних времён говорится: если человек знает природу жёлтых свитков, он может оценить тертона, исследовав подлинность жёлтых свитков; но об учениях терма ума таким способом судить невозможно.

 

 

Ритуал терма.

По-видимому, большинство практик, выполняемых тертонами в соответствии с открытыми ими учениями из кладов Дхармы, за исключением нескольких практик, посвящённых действиям (Las sGrub) на благо себе и другим, могут стать ритуалом тер (gTer sGrub). Эти практики в основном связаны с открытием учений, и делают их до того, как передать другим и тем самым положить начало их распространению. Чтобы способствовать открытию терма, которое необходимо извлечь из места сокрытия быстро и без осложнений, тертон сначала практикует другие тексты терма по этой теме, которые уже были открыты и записаны (gTan La Phebs Zin Pa) им самим или другим тертоном.

Затем, открыв учение, он выполняет некоторые практики, чтобы облегчить открытие ларца тер (gTer sGrom) и расшифровку символических письмён (brDa Khrol). Затем, прежде чем записать текст с символическими письменами, он вдобавок практикует ритуал терма по только что открытому учению, содержащемуся в жёлтом свитке, тем самым испрашивая разрешения записать учения, сделав «копию-сына». После записи он выполняет ритуал открытого учения по «копии-сыну», чтобы увеличить силу благословений открытого учения, дабы оно обрело превосходное состояние для передачи и распространения.

 

Сохранение терма в тайне.

Почему терма хранят в тайне долгое время после открытия? Одна из причин – необходимость тщательно проверить, нуждаются ли эти расшифрованные учения в прояснении и совершенствовании. Ясно, что такая система проверки применима к чудесно открытым кладам Дхармы ('Phrul Yig Can).

Необходимо ждать ещё и в том случае, если есть дальнейшие пророчества-наставления, в которых говорится, что открыть и распространять данное учение важно в указанное время, или о том, какие обстоятельства необходимы для создания благоприятной возможности. Будь такие пророчества-наставления получены после того, как тертон уже начал передавать и распространять открытое учение, было бы слишком поздно – всё равно что строить дамбу после наводнения.

Ещё одна причина – необходимость привести в действие содержащуюся в терма силу свершения: для этого сам тертон практикует его прежде, чем оно станет доступно другим. Это нужно, чтобы подготовить благоприятные обстоятельства взаимозависимого возникновения, дабы грядущие последователи, которые будут практиковать эти учения, обрели знаки достижений без затруднений. Утверждается, что учения, исходящие от учителя, который сам их не практиковал, принесут его ученикам мало пользы.

Видения, в которых гуру, йидамы и дакини даруют тертону посвящения и благословения во время выполнения ритуала терма – знак того, что благодаря ритуалу терма он получил силу, – это можно сравнить с заточкой ножа. Но, как я упоминал выше, это не сама передача терма.

 

 

Держатель учения.

 

Счастливец, названный в пророчестве терма главным в деле сохранения традиции данного тертона – в её изучении, передаче и практике, – это держатель учения (Chos bDag). Два вида держателей учения – главный и второстепенный держатели учения – равны в том, что получили передачу-наказ от Гуру Ринпоче, но способы получения были разными.

Главный держатель учения получил передачу-наказ и пророчество от Гуру Ринпоче лично, вместе с тертоном, в древние времена <в девятом столетних Второстепенный держатель учения не получал передачи-наказа лично от Гуру Ринпоче, и не обязательно, чтобы в то время он <во плоти> находился в той части страны <Тибета>. Но, благодаря своему знанию бесконечного разнообразия судеб будущих поколений, Гуру Ринпоче сделал предсказание и высказал пожелание, молвив: «Впоследствии в таком-то месте появится такой-то человек, носящий такое-то имя, и я поручаю ему стать держателем этого учения». И это становится передачей-наказом. Сущность передачи-наказа – сосредоточение ума (dGongs Pa gTad): ведь, не сосредоточив свой ум, Гуру Ринпоче не может сделать такое пожелание или предсказание. И не только это – источник всех деяний силы Гуру Падмасамбхавы, направленных на преображение всех существующих явлений в соответствии с его желанием, – энергия его ума, сосредоточенного в созерцании.

По-видимому, точно неизвестно, обладают ли умы двух видов держателей учения такой же способностью и пробудятся ли в них ясно прошлые привычные склонности при виде учений-терма. А причина в том, что следствия кармы непостижимы и к тому же присутствуют влияния разных обстоятельств (rKyen), в том числе загрязнения, проистекающие от чрева, или рождения, и злонамеренных друзей. Было много примеров, которые можно объяснить такими случайностями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...