Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тертоны земли, годы жизни неизвестны.




169. Дабэн Сиджибар (Zla 'Ban gZi brJid 'Bar)

170. Рогпэн, Шераб О (Rog Ban Shes Rab 'Od)

171. Дром, Чокьи Ньингпо ('Brom, Chos Kyi sNying Po)

172. Осер Тонпа ('Od 2er sTon Pa) '

173. Меньяг Трагчжунг (Ме Nyag Grags 'Byung)

174. Дава Дордже (Zla Ba rDo rJe)

175. Цанги Ньягтон, Шераб Трагпа (gTsang Gi Nyag sTon, Shes Rab Grags Pa)

176. Цангтон, Чобар (gTsang sTon, Chos 'Bar)

177. Кхампа, Месор (Khams Pa, Me Zor)

178. Нгагчанг Вангчен Сангпо (sNgags 'Chang dBang Chen bZang Po)

179. Сарпо Чаугон (Sar Po Byau mGon)

180. Кьеву Санглинг Вангчуг (sKye Bu Zangs Gling dBang Phyug)

181. Янгпон Ритро Пасенг (Yang Bon Ri Khrod Pa Seng)

182. Чангмэн Дондруб Даргье (lCang sMan Don Grub Dar rGyas)

183. Го Падма ('Gos Padma)

184. Рангчжунг Еше (Rang Byung Ye Shes)

185. Сепэн Ньимэй Ньингпо (Se Ban Nyi Ma'i sNying Po)

186. Лхотрагпа, Кунга Сангпо (Lho Brag Ра, Kun dGa' bZang Po)

187. Другом Шигпо ('Brug sGom Zhig Po)

188. Лхасум Чангчуб Палмо (Lha gSum Byang Chub dPal Mo) 189. Маха Бадзар (Махаваджра)

 

 

Тертоны ума и чистого видения.

 

1. Чангчуб Семпа, Дава Гьялцен (Byang Chub Sems dPa', Zla Ba rGyal

mTshan) (11 век)

2. Рэчунг, Дорджетраг (Ras Chung, rDo rJe Grags) (1084-1161)

3. Каче Пандита (Kha Che Pandita), Шакьяшри (1127—?)

4. Ютог Йонтэн Гонпо (gYu Thog Yon Tan mGon Po) (второй) (12 век)

5. Кьерганг, Чокьи Сенге (sKyer sGang, Chos Kyi Seng Ge) (11 век)

6. Кармапа, Рангчжунг Дордже (Karmapa, Rang Byung rDo rJe) (1284-1339)

7. Лонгчен Рабчжам (Klong Chen Rab 'Byams) (1308-1363)

8. Лхотраг Лекьи Дордже (Lho Brag, Las Kyi rDo rJe) (14 век)

9. Пэн-юлва, Палдэн Дордже ('Phan Yul Ba, dPal lDan rDo rJe) (15 век)

10. Нагкьи Ринчен (Nags Kyi Rin Chen), Ванаратна (1384-?)

11. Чодже, Кунга Палчжор (Chos rJe, Kun dGa' dPal 'Byor) (15 век)

12. Намка Сонам (Nam mKha' bSod Nams) (?)

13. Кармапа, Тонгва Дондэн (Karmapa, mThong Ba Don IDan) (1416-1453)

14. Рэчен, Палчжор Сангпо (Ras Chen, dPal 'Byor bZang Po) (15 век)

15. Тогдэн, Сангье Гонпо (rTogs lDan, Sangs rGyas mGon Po) (?)

16. Кункьен, Падма Карпо (Kun mKhyen, Padma dKar Po) (1527-1592)

17. Гьялсэ, Тэнпэй Чжунгнэ (rGyal Sras, bsTan Pa'i 'Byung gNas) (16 век)

18. Нангсал Ригдзин Траши Гьяцо (sNang gSal Rig 'Dzin bKra Shis rGya mTsho) (16 век)

19. Дригунгпа Шабдрунг, Кончог Ринчен ('Bri Gung Ра Zhabs Drung, dKon mChog Rin Chen) (16 век)

20. Дригунг, Чокьи Трагпа ('Bri Gung, Chos Kyi Grags Pa) (17 век)

21. Лхацун Намка Джигме (Lha bTsun Nam mKha' 'Jigs Med) (1597-1650?)

22. Сангдаг Тринлэ Лхундруб (gSang bDag 'Phrin Las Lhun Grub) (1611-1662)

23. Пятый Далай Лама, Дордже Тогмецал (rDo rJe Thogs Med rTsal) (1617-1682)

24. Нэсар, Кьенцей Вангчуг (gNas gSar, mKhyen brTse'i dBang Phyug) (1524-1587?)

25. Дригунг, Ринчен Пунцог ('Bri Gung, Rin Chen Phun Tshogs) (1509-1557)

26. Друбчен Ньида Лонгсал (Grub Chen Nyi Zla Klong gSal) (19 век)

27. Намчо Мигьюр Дордже (gNam Chos Mi 'Gyur rDo rJe) (1645-1667)

28. Карма Чагме (Karma Chags Med) (17 век)

29. Кунсанг Чокьи Дордже (Kun bZang Chos Kyi rDo rJe) (17 век)

30. Ригдзин Тугкьи Дордже (Rig 'Dzin Thugs Kyi rDo rJe) (18 век)

31. Ситу, Падма Ньинче Вангпо (Sì Tu Padma Nyin Byed dBang Po) (1774-1853)

32. Паво Цуглаг, Чокьи Гьялпо (dPa' Во gTsug Lag, Chos Kyi rGyal Po) (19 век)

33. Четвёртый Чагме, Карма Тэндзин Тринлэ (Karma bsTan 'Dzin Phrin Las) (19 век)

34. Нгапо Гегэн, Падма Гьепа (Nga Phod dGe rGan, Padma dGyes Pa) (18 век)

35. Цеванг Мигьюр Дордже (Tshe dBang Mi 'Gyur rDo rJe) (18 век)

36. Кункьен, Джигме Лингпа (Kun mKhyen, 'Jigs Med Gling Pa) (1729-1798)

37. Палри Тулку, Падма Чочжор Гьяцо (dPal Ri sPrul sKu, Padma Chos 'Byor rGya mTsho) (18 век)

38. Додрубчен, Джигме Тринлэ Осер (rDo Grub Chen, 'Jigs Med 'Phrin Las 'Od Zer) (1745-1821)

39. Кэдруб Нгагванг Дордже (mKhas Grub Ngag dBang rDo rJe) из Энеринга (18 век)

40. Катогпа, Кунсанг Нгедон Вангпо (Ка Thog Ра, Kun bZang Nges Don dBang Po) (18 век)

41. Четвёртый Дзогчен, Мигьюр Намкай Дордже (Mi 'Gyur Nam mKha'i rDo rJe) (1793-?)

 

Имена тертонов, не приведённые в «Драгоценном ожерелье из лазурита».

 

Есть много важных тертонов, имена и жизнеописания которых не приводятся в «Драгоценном ожерелье из лазурита». Вот некоторые из них:

1. Ригдзин Ньима Трагпа (Rig 'Dzin Nyi Ma Grags Pa) (1647-1710)

2. Чейо, Ригдзин Ченмо (Che Yos, Rig 'Dzin Chen Mo) (18 век)

3. Согпо Чогьял, Нгаги Вангпо (Sog Po Chos rGyal, Ngag Gi dBang Po) (18 век)

4. Гампопа, Огьен Дродул Лингпа (sGam Ро Ра, О rGyan 'Gro 'Dul Gling Ра) (18 век)

5. Ригдзин Дордже Тогме (Rig 'Dzin rDo rJe Thogs Med) (18 век)

6. Лонгчен Ролпацал (Klong Chen Rol Pa rTsal) (19 век)

7. До Кьенце, Еше Дордже (mDo mKhyen brTse, Ye Shes rDo rJe) (1800-1866)

8. Чойинг Тобдэн Дордже (Chos dByings sTobs lDan rDo rJe) (19 век)

9. Тертон, Дечен Дордже из Реконга (gTer sTon, bDe Chen rDo rJe из Re bsRong) (19 век)

10. Ньягла, Пэма Дудул (Nyag Bla, Padma bDud 'Dul) (19 век)

11. Гьялсэ, Дечен Лингпа (rGyal Sras, bDe Chen Gling Pa) (19 век)

12. Конгтрул, Йонтэн Гьяцо (Kong sPrul, Yon Tan rGya mTsho) (1813-1899)

13. Гетер, Дуджом Лингпа (rGes gTer, bDud 'Joms Gling Pa) (1835-1903)

14. Кордонг, Нудэн Дордже ('Khor gDong, Nus lDan rDo rJe) (19 век)

15. Адзом Другпа, Дродул Дордже (А 'Dzom 'Brug Ра, 'Gro 'Dul rDo rJe) (1842-1925(6))

16. Джу Мипам, Джамьянг Намгьял Гьяцо ('Ju Mi Pham, 'Jam dByangs rNam rGyal rGya mTsho) (1846-1912)

17. Чогьял Лингпа из Ронгта (Chos rGyal Gling Ра из Rong Tha)

18. Гарва Лонгьянг (mGar Ba Klong Yangs) (?-1912?)

19. Ньягла, Лэраб Лингпа (Nyag Bla, Las Rab Gling Pa) (1856-1926)

20. Шуганг, Ригдзин Пэма Дупацал (Shugs sGang, Rig 'Dzin Padma 'Dus Pa rTsal) (1810-1872)

21. Тулку Дриме (sPrul sKu Dri Med) (1881-1924)

22. Сера Кадро, Девэй Дордже (Se Ra mKha' 'Gro, bDe Ba'i rDo rJe) (1899-1952?)

23. Джетрунг, Чампа Чжунгнэ (rJe Drung, Byams Pa 'Byung gNas)

24. Палме Кьенце, Кунсанг Дечен Дордже (dPal Me mKhyen brTse, Kun bZang bDe Chen rDo rJe) (1897-1946)

25. Кьюнгпо, Огьен Кунтрол Лингпа (Khyung Ро, О rGyan Kun Grol Gling Pa)

26. Гарва Гьялсэ, Пэма Намгьял (mGar Ba rGyal Sras, Padma rNam rGyal) (?-1951)

27. Доманг, Дечен Дордже Лингпа (mDo Mang, bDe Chen rDo rJe Gling Ра) (1879-?)

28. Апанг Тертон, Огьен Тринлэ Лингпа (А Pang gTer sTon, О rGyan Phrin Las Gling Pa) (?-1945)

29. Акья Тертон, Качо Лингпа (А Куа gTer sTon, mKha' sPyod Gling Ра) (1893-1939)

30. Ньягла, Чангчуб Дордже (Nyag Bla, Byang Chub rDo rJe)

31. Кьенце, Чокьи Лодро (mKhyen brTse, Chos Kyi Blo Gros) (1893-1959)

32. Тулку Дордже Драдул (sPrul sKu rDo rJe dGra 'Dul) (1894?-1958?)

33. Нгаванг Тэндзин (Ngag dBang bsTan 'Dzin)

34. Гьяронг Намтрул, Дродул Гаргьи Дордже (rGya Rong Nam sPrul, 'Gro 'Dul Gar Gyi rDo rJe) (P-1956)

35. Ло Тертон из Рабкада (Glo gTer sTon из Rab Kha mDa')

36. Ура Тертон из Акьёнг Гонгма ('U Ra gTer sTon из А sKyong Gong Ma)

37. Лингтер из Тралинг-гара (Gling gTer из Khra Gling sGar)

38. Га Тертон из Нгава (rGa gTer sTon из rNga Ba)

39. Чиг Тертон из Марбица (mChig gTer sTon из sMar sBi Tsha)

40. Дуджом, Джигтрал Еше Дордже (bDud 'Joms, 'Jigs Bral Ye Shes rDo rJe) (1904-1987)

41. Тулку Кунсанг Ньима (sPrul sKu Kun bZang Nyi Ma) (?-1958?)

42. Тулку Сонам Децен (sPrul sKu bSod Nams lDeu bTsan) (?-1958?)

43. Дилго Кьенце, Траши Палчжор (Dil mGo mKhyen brTse, bKra Shis dPal 'Byor) (1910-1991)

44. Кангьюрпа, Лонгчен Еше Дордже (bKa’ 'Gyur Ра, Klong Chen Ye Shes rDo rJe) (?-1975)

45. Сера Янгтрул (Se Ra Yang sPrul)

46. Гарва Гьялсэ, Пэло (mGar Ba rGyal Sras, Pad Lo) (1927-?)

47. Додрубчен, Ригдзин Тенпэй Гьялцен (rDo Grub Chen, Rig 'Dzin bsTan Pa'i rGyal mTshan) (1927-1961)

48. Таре Лхамо Намкай Пумо (Та Re Lha Mo Nam mKha'i Bu Mo) (p.1937)

 

 

Библиография и справочный аппарат.

 

Библиография цитируемых работ.

 

 

Исторические труды.

 

1. Гампопа Мипам Чокьи Вангчуг. «Краткое жизнеописание тертона <Джацона Ньингпо>», из цикла Кончог Чиду (Yang Zab dKon mChog sPyi 'Dus Las, gTer sTon Gyi Lo rGyus rNam Thar Nying bsDus).

2. Гуру Чованг. «Великая история терма Гуру Чованга» (Guru Chos dBang Gi gTer 'Byung Chen Mo). Издали Нгодруб и Шераб Дриме, 1980.

3. Гьюрме Дордже. «Пророческое руководство из садханы ума цикла Ваджрасаттвы» (rDor Sems Thug Kyi sGrub Ра Las, Zab gTer Kha Byang bZhugs So). Опубликовал Корчен Тулку. 1976.

4. Гьялваюнг. «История <Кадро Нъингтиг>» (<Kha' 'Gro sNying Thig Gi> Lo rGyus rGyal Ba gYung Gis mDzad Ра). Опубликовал Таглунг Цетрул Пэма Вангьял. 1976.

5. Джалу Дордже. «Устные наставления дакини: автобиография тантрики Джалу Дордже <или До Кьенце Еше Дордже>» (Rig 'Dzin 'Jigs Mcd Gling Pa'i Yang Srid sNgags 'Chang 'Ja' Lus rDo rJe'i rNam Thar mKha' 'Gro'i Zhal Lung). Опубликовал Додрубчен Ринпоче.

6. Джигме Лингпа. «Игра отражения луны в воде: изложение великих тайных переживаний и видений <Джигме Лингпы>» (gSang Ba Chen Ро Nyams sNang Gi rTogs brJod Chu Zla'i Gar mKhan). Опубликовал Джамьянг Кьенце.

7. Джигме Лингпа. «Изложение Лонгчен ньингтиг – великого тайного повествования дакини» (Klong Chen sNying Gi Thig Le'i rTogs Pa brJod Pa Dakki'i gSang gTam Chen Mo). Опубликовал Джамьянг (Дилго) Кьенце.

8. Джигме Лингпа. «Ларец ума: важнейшее пророческое руководство Лонгчен ньингтиг (Klong Chen sNying Gi Thig Le Las, gNad Byang Thugs Kyi sGrom Bu). Опубликовал Джамьянг Кьенце.

9. Джигме Тенпэй Ньима. «Океан чудес: краткое и ясное объяснение передачи терма» (Las 'Phro gTer brGyud Kyi rNam bShad Nyung gSal Ngo mTshar rGya mTsho). Опубликовал Додрубчен Ринпоче. 1974.

10. Джигтрал Еше Дордже. «Чудесное ясное хрустальное зеркало: новая ясная и полная хроника царских династий Тибета, великой страны снегов» (Gangs Сап Bod Chen Po'i rGyal Rabs 'Dus gSal Du bKod Pa sNgon Med Dvangs Shel 'Phrul Gyi Me Long. Опубликовал Дуплунг Лама, 1978.

11. Джигтрал Еше Дордже. «Звук победного барабана богов: подлинная и ясная история всего буддийского учения страны снегов» (Gangs ljongs rGyal Ba'i bsTan Ра Rin Po Che Ji lTar Byung Ba'i Tshul Dag Cing gSal Bar brJod Pa Lha dBang gYul Las rGyal Ba'i rNga Во Che'i sGra dByangs). Опубликовал Дуджом Ринпоче. 1967.

12. Дриме Осер. «История открытия драгоценного тер (gTer 'Byung Rin Ро Che'i Lo rGyus (mKha' 'Gro sNying Thig, т. ОМ)). Опубликовал Шераб Гьялцен Лама.

13. Дродул Лингтраг. «Жизнеописание Гуру Ратна Лингпы» (Guru Ratna Gling Pa'i rNam Par Thar Pa'i mDzad Ра). Издал Таглунг Цетрул Пэма Вангьял, 1979.

14. Дуджом Лингпа. «Автобиография тертона Дуджом Лингпы» (gTer Chen Chos Kyi rGyal Ро Khrag 'Thung bDud 'Joms Gling Pa'i rNam Par Thar Pa Zhal gSung Ma). Опубликовал Дубчжунг Лама, 1978.

15. Дхармашри. «Музыка огромной добродетели: внутреннее жизнеописание досточтимого ламы, великого тертона, царя Дхармы <Тердаг Лингпы>» (rJe bTsun Bla Ma Dam Pa gTer Chen Chos Kyi rGyal Po'i Nang Gi rTogs Pa brJod Pa Yon Tan mTha' Yas rNam Par bKod Pa'i Rol Mo). Опубликовал Корчен Тулку, 1976.

16. Йонтэн Гьяцо. «Драгоценное ожерелье из лазурита: краткая история глубоких терма и тертонов» (Zab Mo'i gTer Dang gTer sTon Grub Thob Ji lTar Byon Pa'i Lo Gyus mDor bsDus bKod Pa Rin Po Che Baidurya'i Phreng Ba). Опубликовали Нгодруб и Шераб Дриме, 1977.

17. Йонтэн Гьяцо. «Волны преданности: длинный вариант молитвы тертонам» (gTer sTon Rim Par Byon Ра rNams Kyi gSol 'Debs rGyas Par bKod Pa Mos Gus rGya mTsho'i rLabs 'Phreng). Опубликовал Джамьянг Кьенце.

18. Конгтрул Йонтэн Гьяцо. «Каталог драгоценной сокровищницы терма и линии передачи посвящения, наставлений и дополнительных учений – ключ к сотне дверей свершения» (Rin Po Che gTer Gyi mDzod Chen Рог Ji lTar bZhugs Pa'i dKar Chag Dang sMin Grol rGyab rTen Dang bCas Pa'i brGyud Yig dNgos Grub sGo brGya 'Byed Pa'i lDeu Mig). Опубликовал Джамьянг Кьенце.

19. Кьенцей Вангпо. «Бессмертное празднество: ритуал посвящения из текста для извлечения сущности долгой жизни <открытого Пятым Далай-ламой>>> (Tshe sGrub 'Ci Med Dangs Ma bCud 'Dren Gyi dBang Chog Chi Med dGa' sTon). Опубликовал Гонпо Цетен, 1977.

20. Кьенцей Вангпо. «Примерный список учёных и переводчиков Тибета, страны снегов» (Gangs Сап Gyi Yul Du Byon Pa'i Lo Pan rNams Kyi mTshan Tho Rag Rims Tshigs bChad Du sDebs Ра). Опубликовал Гонпо Цетэн. 1977.

21. Кьенцей Вангпо. «Чудесный сад лотосов: краткое повествование о правопреемниках тантрических школ, новой и старой, Тибета – страны снегов» (Gangs Сап Bod Kyi Yul Du Byon Pa'i gSang sNgags gSar rNying Gi gDan Rabs mDor bsDus – Ngo mTshar Padmo'i dGa' Tshal). Опубликовал Гонпо Цетэн. 1977.

22. Лодро Тайе. «Плод бессмертной мудрости: текст коренного посвящения Цасум ригдзип согдруб» (rTsa gSum Rig 'Dzin Srog sGrub Kyi rTsa Ba'i dBang bsKur Ma Bu Zungs 'Brel blTas Chog Tu bKod Pa 'Chi Med Ye Shes Myu Gu). Опубликовал Джамьянг Кьенце.

23. Лодро Тайе. «Чудесный сад удумвары: краткое жизнеописание владыки, всеведущего ламы Кьенцей Вангпо Кунга Тенпэй Гьялцена» (rJe bTsun Bla Ma Thams Chad mKhyen Ching gZigs Pa 'Jam dByangs mKhyen brTse'i dBang Po Kun dGa' bsTan Pa'i rGyal mTshan dPal bZang Po'i rNam Thar mDor bsDus Pa Ngo mTshar U Dum Wa Ra'i dGa' Tshal). Опубликовал Джамьянг (Дилго) Кьенце.

24. Лхацун Намка Джигме. «История сокровенной ваджрной сущности, ключ к видениям держателей знания из цикла Ригдзин согдруб» (Rig 'Dzin Srog sGrub Las, Lo Gyus Gab sBas rDo rJe'i Srog sNying Rig 'Dzin dGongs Pa'i lDeu Mig). Публикация Дворцового храма, Сикким.

25. Падма Лингпа. «Совершенный луч: автобиография Падма Лингпы» (Padma Gling Pa'i rNam Thar 'Od Zer Kun mDzes Zhal gSung Ma). Завершил Гьялва Дондуб. Опубликовал Кунсанг Тобгэй, 1975.

26. Пэма Ригдзин. «Словарь числовых подразделений» (rNam Grang rGya mTsho'i gTer). Опубликовал Лама Додруб Сангье, 1977.

27. Ратна Лингпа. «Ясный светоч: великая история терма Ратна Лингпы (Guru Ratna Gling Pa'i gTer 'Byung Chen Mo gSal Ba'i sGron Me). Опубликовал Таглунг Цетрул Пэма Вангьял, 1979.

28. Сангье Лингпа. Великая история терма Сангье Лингпы (sPrul sKu Sangs rGyas Gling Pa'i gTer 'Byung Chen Mo).

29. Тердаг Лингпа. «Каталог <содержимого> двух изображений, освобождающих посредством видения», из цикла «Собрание сугат – глубокий путь (Авалокитешвары) (Zab Lam bDe gShegs Kun 'Dus Las, mThong Grol sKu rTen gNyis Kyi dKar Chag bZhugs). Опубликовал Корчен Тулку, 1976.

30. Цетен Шабтрунг. «Собрание хронологических данных из всех источников» (bsTan rTsis Kun Las bTus Ра). Публикация mTsho sNgon Mi Rigs dPe bsKrun Khang, Китай.

31. Чампа Нгаванг Сонам Вангпо Трагпа Гьялцен <или Чангдаг Траши Тобгьял>. «Изобильный океан чудес: жизнеописание Падмасамбхавы, владыки держателей знания» (Rig 'Dzin Grub Pa'i dBang Phyug Chen Po Padma 'Byung gNas Kyi rNam Par Thar Ba Ngo mTshar Phun Sum Tshogs Pa'i rGya mTsho). Опубликовал Шераб Гьялцен Лама, 1976.

32. Чатралва Сопа. «Драгоценная гирлянда: история Кадро ньингтиг» (mKha' 'Gro sNying Thig Gi Lo rGyus Rin Po Che'i Phreng Ba). Опубликовал Таглунг Цетрул Пэма Вангьял, 1976.

 

 

Тексты и комментарии.

33. «Благородная совершенная суть учения в сжатом виде» ('Phags Ра Chos Thams Cad Yang Dag Par sDud Ра; Арьядхарма-самгити). Том Zha, Do de, Кангьюр, дэргеское издание.

34. «Благородное самадхи – накопление всех заслуг» ('Phags Ра bSod Nams Thams Cad sDud Pa'ì Ting Nge 'Dzin; Аръясарва-пунъясамуччаясамадхи). Том Na, Do de, Кангьюр, дэргеское издание.

35. Благородное самадхи – присутствие современного Будды» ('Phags Ра Da lTar Gyi Sangs rGyas mNgon Sum Du bZhugs Pa'i Ting Nge 'Dzin; Арьяпратъютпаннебуддхасамукхавастхита-самадхи. Том Na, Do de, Кангьюр, дэргеское издание.

36. «Благородные учения в ответ на просьбу Сагары, царя нагов» ('Phags Ра Klu'i rGyal Po rGya mTshos Zhus Pa; Аръясагаранагараджапариприччха-сутра). Том Pha, Do de, Кангьюр, дэргеское издание.

37. Гуру Чованг. «Великий ритуал посвящения из садхан восьми божеств <цикла> "Полное совершенство тайных достижений"» (bKa’ brGyad gSang Ba Yongs rDzogs Kyi dBang Chog Chen Mo). Опубликовали Нгодруб и Шераб Дриме. – Бутан, 1979.

38. Джигме Лингпа. «Зеркало мудрости и сострадания, испускающее сотни лучей: комментарий к сущности чистого видения» (dGongs 'Dus rNam bShad mKhyen brTse'i Me Long 'Od Zer brGya Ра). Опубликовал Сонам Т. Кази.

39. Джигме Лингпа. «Колесница всеведения: комментарий к колеснице плода драгоценной сокровищницы добродетелей» (Yon Tan Rin Ро Che'i mDzod Las, 'Bras Bu'i Theg Pa'i rGya Cher 'Grel Ba rNam mKhyen Shing rTa). Опубликовал Сонам Т. Кази.

40. Джигме Лингпа. «Колесница двух истин: комментарий к колеснице причины драгоценной сокровищницы добродетелей» (Yon Tan Rin Ро Che'i mDzod Las, rGyu'i Theg Pa'i rGya Cher 'Grel Ba bDen gNyis Shing rTa). Опубликовал Сонам Т. Кази.

41. Джигме Лингпа. «Ливень радости, драгоценная сокровищница добродетелей» (Yon Tan Rin Po Che'i mDzod dGa' Ba'i Char). Опубликовал Сонам Т. Кази. 1971.

42. Джигме Лингпа. «Украшение видения мудрости и сострадания: ритуал посвящения сущности освобождения» (Grol Thig dBang Chog mKhyen brTse'i dGongs rGyan). Опубликовал Сонам Т. Кази.

43. Джигме Тенпэй Ньима. «Ключ к драгоценной сокровищнице, содержание славной тайной сущности» (dPal gSang Ba sNying Po'i sPyi Don Rin Chen mDzod Kyi lDeu Mig). Опубликовал Додрубчен Ринпоче.

44. Джигме Тенпэй Ньима. «Светоч, озаряющий великий блаженный путь: комментарий к коренной садхане царицы великого блаженства, матери – держательницы знания» (Rig 'Dzin Yum Ка bDe Chen rGyal Mo'i sGrub gZhung Gi Zin Bris bDe Chen Lam bZang gSal Ba'i sGron Me). Опубликовал Додрубчен Ринпоче, 1974.

45. Джигтрал Еше Дордже. «Празднество разъяснения учений: краткое объяснение учения, принадлежащего к периоду ранних переводов тантрической традиции» (gSang sNgags sNga 'Gyur rNying Ma Pa'i bsTan Pa'i rNam bZhag mDo Tsam brJod Pa Legs bShad sNang Ba'i dGa' sTon). Публикация монастыря Сангдог Палри, Калимпонг.

46. Дхармашри. «Заметки по основным моментам, комментарий для прояснения смысла кореного текста Манджушри-Ямантаки, озаглавленного «Разрушитель гнева» ('Jam dPal gShin rJe'i gShed Dregs Pa 'Joms Byed Kyi rTsa Ba'i gZhungs Don gSal Byed Kyi mChan 'Grel rTsa Tho Zin Bris).

47. Дхармашри. «Устные наставления учителя тайного учения: комментарий к славной тайной сущности, окончательному смыслу» (gSang Ba'i sNying Ро De Kho Na Nyid Nges Pa'i rGyud Kyi 'Grel Ba gSang bDag Zhal Lung). Публикация монастыря Миндролинг.

48. Лонгчен Рабчжам. «Белый лотос комментарий к исполняющей желания драгоценной сокровищнице» (тома I и II) (Yid bZhin Rin Po Che'i mDzod Kyi 'Grel Pa Pad Ma dKar Ро). Опубликовал Додрубчен Ринпоче.

49. Мипам Намгьял. «Изложение теорий, содержащихся в "Исполняющей желания драгоценной сокровищнице"» (Yid dZhin mDzod Kyi Grub mTha' bsDus Ра). Опубликовал Додрубчен Ринпоче.

50. Нагарджуна. «Благородные учения в ответ на просьбу океана мудрости» ('Phags Ра Blo Gros rGya mTshos Zhus Pa; Аръясагарматипариприччха). Том Pha, Do de, Тэнгьюр, дэргеское издание.

51. Нагарджуна. «Драгоценное ожерелье» (Rin Po Che'i Phreng Ba; Ратнавали). Том Ge, sPring Yig, Тэнгьюр, дэргеское издание.

52. Нагарджуна. «Стихи о корне срединного пути, озаглавленные "Мудрость"» (dBu Ma rTsa Ba'i Tshigs Leur Byas Ра Shes Rab Zhes Bya Ba; Праджнянамамуламадхъямака-карика). Том Tsa, Мадхьямака, Тэнгьюр, дэргеское издание.

53. Нагарджуна. «Стихи о рассуждениях в шестидесяти строфах» (Rigs Ра Drug Chu Pa'i Tshigs Leur Byas Ра; Юктишаштика-карика). Том Tsa, Мадхьямака, Тэнгьюр, дэргеское издание.

54. Нагарджуна. «Стихи об опровержении возражений» (rTsod Ра bZlog Pa'i Tshigs Leur Byas Ра; Виграхавъявартани-карика). Том Tsa, Мадхьямака, Тэнгьюр, дэргеское издание.

55. «Садхана ума великих славных божеств из цикла Лонгчен ньингтиг» (Klong Chen sNying Gi Thig Le Las, Thugs sGrub dPal Chen 'Dus Ра), открыл Джигме Лингпа. Опубликовал Додрубчен Ринпоче.

56. Сангье Еше (?). «Благословляющее сокровище: ритуал посвящения для садхан восьми мирных и гневных божеств (цикла) "Полное совершенство тайных достижений"» (Zhi Khro bKa’ brGyad gSang Ba Yongs rDzogs Kyi dBang Gi Cho Ga Byin rLabs gTer mDzod). Опубликовали Нгодруб и Шераб Дриме. – Бутан, 1979.

57. «Славная тайная сущность, волшебная сеть» (dPal gSang Ba sNying Ро sGyu 'Phrul Drva Ba; Гухьягарбхамайяджала-тантра. Том Kha, Nying Gyud, Кангьюр, дэргеское издание.

58. «Совершенство мудрости в восьми тысячах шлок» ('Phags Ра Shes Rab Kyi Pha Rol Tu Phyin Pa brGya sTong Ра; Арьяпраджняпарамита-аштасахасрика). Том Ка, Sher Phyín, Кангьюр, дэргеское издание.

59. «Совершенство мудрости в сжатом виде» ('Phags Pa Shes Rab Kyi Pha Rol Tu Phyin Pa sDud Pa Tshigs Su bCad Ра; Арьяпраджняпарамита-санчаягатха). Том Ка, Sher Phyin, Кангьюр, дэргеское издание.

60. (Согпо) Тентар Лхарампа. «Изысканное учение золотого острия для развязывания ваджрных узлов: комментарий к "Драгоценной сокровищнице добродетелей"» (Yon Tan Rin Po Che'i mDzod Kyi dKa' gNad rDo rJe'i rGya mDud 'Grol Byed Legs bShad gSer Gyi Thur Ma). Опубликовал Джамьянг (Дилго) Кьенце.

61. «Стадии подробного посвящения из цикла «Собрание сугат – глубокий путь (Авалокитешвары)» (Zab Lam bDe gShegs Kun 'Dus Las, sPros bCas dBang Gi Rim Ра). Открыл Тердаг Лингпа.

62. Чандракирти. «Вступление на срединный путь» (dBu Ma La 'Jug Ра; Мадхьямакаватара). Том а, Мадхьямака, Тэнгьюр, дэргеское издание.

63. Шантидева. «Вхождение в практику бодхисаттвы» (Byang Chub Sems dPa'i sPyod Ра La 'Jug Ра; Бодхичарьяватара). Том La, Мадхьямака, Тэнгьюр, дэргеское издание.

Примечания.

Часть первая.

1. См. Приложение 2.

2. См. [48, том II, с. 71-9].

3. См. [54, с. 28а].

4. См. [52, с. 1b].

5. См. [52, с. 14b].

6. Цитируется в [48, том II, с. 756].

7. См. [63].

8. См. [62, с. 15а].

9. См. [54, с. 28а].

10. См. [52, с. 6а].

11. См. [54, с. 29а].

12. См. [52, с. 15а].

13. См. [53, с. 22b].

14. См. [58, с. 142b].

15. См. [32, с. 115а].

16. См. [63].

17. См. [63].

18. См. [59, с. 2b].

19. См. [62, с. 16b].

20. См. [63].

21. См. [63].

22. См. [48, том II, с. 79b].

23. Цитируется в [48, том II, с. 80а].

24. См. [41, с. 48b].

25. См. [47, с. 35а].

26. Цитируется в [45, с. 22b].

27. Цитируется в [11, с. 19а].

28. Согласно [11, с. 39бb/6], царь родился в год огня-быка (617 г. н. э.). Согласно [10, сс. 18b/5 и 69а/3], он родился в год огня-быка (617 г. н. э.) и умер в год земли-собаки (698 г. н. а). В [30] взгляды нескольких историков изложены следующим образом: «Хроника царских династий Тибета» Сачен Трагпа Гьялцена, «История буддизма» Бутон Ринчендруба, «Хроника царских династий Тибета» Панчен Сотрага, Кэпэй Гатон (mKhas Pa'i dGa' sTon), «История Дхармы» Цуглаг Тренгвы, «Красные летописи» Цалпа Кунги Дордже, Пагсам Джонсанг (dPag bSam lJon bZang), «История Дхармы» Сумпа Кенпо Еше Палчжора и [30] сходятся в том, что царь родился в год огня-быка (617 г. н. э.) и умер в год земли-собаки (698 г. н. э.) в возрасте восьмидесяти двух лет. Тубтэн Салвар Чепэй Ньинче (Thub bsTan gSal Bar Byed Pa'i Nyin Byed), «История Дхармы» Лонгчен Рабчжама, «Хроника царских династий Тибета» Сакья Ламы Сонам Гьялцена и труды Джамьянг Шепы тоже сходятся в том, что он родился в год огня-быка (617 г. н. э.). Однако «Синие летописи» Голо Жоннупала, Дзогдэн Жоннуй Гатон (rDzogs lDan gZhon Nu'i dGa' sTon), «Хроника царских династий Тибета» Пятого Далай-ламы, «Белый лазурит» Деси Сангье Гьяцо, работы Джигме Лингпы, Патрула Джигме Чокьи Вангпо, Джу Мипам Намгьяла и «Моя страна и мой народ» Четырнадцатого Далай-ламы сходятся в том, что он родился в год земли-быка (629 г. н. э.).

29. Согласно [11, сс. 396b/3 и 81b/3], царь родился в год металла-лошади (790 г. н. э.) и умер в год земли-дракона (848 г. н. э.) в возрасте пятидесяти девяти лет. Согласно Катанг санглингма (bKa’ Thang Zangs Gling Ма) (с. 72b/2), открытому Ньянг Ньима Осером, [16, с. 12Ь/5] и [10, с. 163а/3], он родился в год металла-лошади (790 г. н.э.), а умер в год земли-тигра (858 г. н. э.) в возрасте шестидесяти девяти лет. В [30] взгляды нескольких историков изложены таким образом:

«Хроника царских династий Тибета» Сачен Трагпа Гьялцена, «Красные летописи» Цалпа Кунги Дордже, Салвэй Мелонг, «Хроника царских династий Тибета» Сонам Гьялцена, «История Дхармы» Сумпы Кенпо и [30] сходятся в том, что царь родился в год металла-лошади (790 г. н. э.) и умер в год дерева-быка (845 г. н. э.). Четырнадцатый Далай-лама в книге «Моя страна и мой народ» также соглашается с тем, что царь родился в год металла-лошади (790 г. н. э.). Однако другие, в том числе «История Буддизма» Бутона и «Хроники царских династий Тибета» Панчен Сотрага сходятся в том, что он родился в год земли-лошади (778 г. н. э.), а умер в год огня-тигра (846 г. н.э.).

 

Часть вторая.

30. См. Приложения 3 и 4.

31. См. Приложение 3.

32. См. Приложение 3.

33. См. [4, с. 204b].

34. По поводу длительности пребывания гуру Падмасамбхавы в Тибете взгляды историков расходятся: называют периоды от шести месяцев до пятидесяти лет и более. Согласно [11, сс. 81b/1 и 396b/3], [16, с. 12b/5], [10, с. 16За/3] и «Жизнеописанию Гуру Падмасамбхавы» (с. 37b/6) Содогпа Лодро Гьялцена, он прибыл в Тибет в год металла-тигра (810 г. н. э.) и, проведя там пятьдесят пять лет, покинул страну в год дерева-обезьяны (864 г. н. э.). В [30] подытожены взгляды некоторых историков, частично приведённые здесь. Согласно «Белому лазуриту» Деси Сангье Гьяцо, он прибыл в Тибет в год земли-быка (749 г. н. э.) и отбыл в год дерева-обезьяны (804 г. н. э.). Согласно сочинениям Минлинг Лочена Дхармашри, Патрула Джигме Чокьи Вангпо и Джу Мипам Намгьяла, он прибыл в Тибет в год воды-тигра (822 г. н. э.) и отбыл в год огня-обезьяны (876 г. н. э.).

 

 

Часть третья.

35. Цитируется в [11, с. 19а].

36. См. [55, с. 116b].

37. См. [50, с. 1393].

38. См. [34, с. 96b].

39. См. [16, с. 56].

40. См. [16, с. 50].

41. См. Приложение 5.

42. См. [42, с. 24а].

43. См. [38, с. 24b].

44. См. [4, с. 208b].

45. См. [4, с. 209b].

46. См. [4, с. 210а].

47. См. [9, с. 46].

48. См. [38, с. 25а].

49. См. [38, с. 40а].

50. См. [9, с. 4b].

51. См. [16, с. 125b].

52. См. [9, с. 106].

53. См. [21, с. 20а].

54. См. Приложение 6.

55. См. Приложение 6, часть 3.

56. См. [27, с. 38а].

57. См. [16, с. 82b].

58. См. [15, с. 62а].

59. См. [14, с. 48b].

60. См. [27, с. 107b].

61. См. [25 с. 245].

62. См. [28, с. 18Ь].

63. См. [14, с. 49b].

64. См. [15, с. 65а].

65. См. [14, с. 51а].

66. См. [16, с. 86а].

67. См. [27, с. 64b].

68. См. [27, с. 61b]. 69. См. [2, с. 36а].

70. См. [2, с. 49а].

71. См. [23, с. 88а].

72. См. [23, с. 89b]. 73. См. [23, с. 91b].

74. См. [9, с. 8а].

75. См. [5, с. 90b].

76. См. [16, с. 225а].

77. См. [9, с. 16b].

78. См. [14, с. 51а].

79. См. [23, с. 93а].

80. См. [7].

81. См. [8].

82. См. [19, с. 4а].

83. См. [24, с. 3b].

84. См. [9, с. 33b].

85. См. [23, с. 113а].

86. См. [9, с. 30-31а].

 

Часть четвёртая.

 

87. См. [5, с. 93b].

88. См. [60, с. 270а].

89. См. [17, с. 15а].

90. Тиб. Padma 'Byung gNas: Рождённый из Лотоса. Один из величайших тантрических сиддх (тех, кто достиг плода тайных буддийских практик). Посетив Тибет во время правления царя Трисонг Деуцена, он осуществил три основные цели: 1) благодаря своей чудодейственной просветлённой энергии подчинил вредоносные силы как человеческого, так и нечеловеческого происхождения, которые препятствовали установлению буддизма; 2) способствовал утверждению в Тибете буддизма, особенно тайного, тантрического, для чего обеспечил перевод текстов, дал учения и посвящения; 3) сокрыл большинство тайных учений как клады-тер (gTer) на благо будущим последователям. Он обрёл бессмертие и, прожив в Тибете пятьдесят пять лет и шесть месяцев, отправился в свою чистую землю, на Медноцветную гору, не оставив материального тела. Наиболее распространённые его имена: Гуру Ринпоче – Драгоценный Учитель и Лопон Ринпоче (Slob dPon Rin Po Che) – Драгоценный Наставник.

91. rNying Ma или gSang sNgags rNying Ma – старая тантрическая традиция, старейшая буддийская школа Тибета.

92. Тиб. gSang sNgags: тайные учения. В буддизме есть тысячи тантрических учений, связанных с сотнями разных уровней мандал (циклов) божеств. Практикуя Тантру, можно достичь состояния будды – просветления – в этой жизни или за несколько последующих. Если же выполнять обычную практику Махаяны, на это потребуются бесчисленные кальпы. В текстах Хинаяны говорится, что для обыкновенного человека состояние будды едва ли возможно. Цель хинаянской практики – состояние архата, прекращение клеш и страдания. В традиции ньингма тантры подразделяют на шесть категорий: три внешние тантры и три внутренние тантры. Три внешние тантры – это крия-йога, делающая упор на практики очищения; чарья-йога, делающая упор на практики очищения и видение; и йога-тантра, делающая упор на видение. Три внутренние тантры – это маха-йога, делающая упор на стадию зарождения (санскр. утпаннакрама; тиб. къерим: bsKyed Rim); ану-йога, делающая упор на стадию завершения (санскр. сампаннакрама; тиб. дзогрим: rDzogs Rim); и ати-йога, практика которой – созерцание нераздельности стадий зарождения и завершения, Великого Совершенства (санскр. махасандхи, тиб. дзогпа ченпо: rDzogs Pa Chen Po). В школе ньингма это учение и эта практика считаются самыми высшими и тайными. Этот метод практики даёт возможность узнать или постичь естественное состояние ума – состояние будды. По способу передачи тантры традиции ньингма делятся на два вида: кама (bKa' Ма; санскр. вачана) – первоначальные учения, дошедшие через длинную линию передачи от учителя к ученику, и терма (gTer Ma), передаваемые через короткую линию от сокрывшего учения к их открывателю.

93. Кама (bKa’ Ма) Включают как внешние учения (санскр. Сутра; тиб. mDo), так и тайные (санскр. Тантра; тиб. gSang sNgags). В отличие от терма, они передаются от учителя к ученику. Это так называемая длинная передача канонических учений.

94. Терма (gTer Ma) – система передачи открытых тертонами тайных учений-кладов Дхармы. тер (gTer) означает «сокровище», а терчо (gTer Chos) – учения-клады Дхармы.

95. Дагнанг (Dag sNang) – учение, которое духовный учитель получает в чистом видении от будды, ваджрадхары, Гуру или божества.

96. Гонгью (dGongs brGyud) – первый из трёх способов передачи тайных учений согласно текстам ньингма. Так передают между собой учения и силы сами будды. Его также называют гъялва гонгью (rGyal Ba dGongs brGyud): передача от ума к уму среди будд. Учитель передаёт учение ученику, не используя ни слов ни символов, при этом ученик неразделен с учителем, как отражение луны в спокойной, чистой воде.

97. Дагью (brDa brGyud) – способ передачи учений и сил от держателя знания или будды держателю знания или существу высокого духовного уровня. Ученики получают и понимают всё учение и силу просто благодаря жесту учителя или символу, словесному или материальному, который он показывает. Её также называют ригдзин дагью (Rig 'Dzin brDa brGyud): символическая передача держателей знания.

98. Ньенгью (sNyan brGyud) – способ передачи учений от просветлённых и обычных учителей простым людям. Его также называют налчжор нагью (rNal 'Byor rNa brGyud): устная передача между йогинами (тайными практиками) или кангсаг ньенгью (Gang Zag sNyan brGyud): устная передача между людьми. В этой системе полное словесное посвящение и наставления передаются от учителя ученику изустно.

99. Кунтусангпо (Kun Tu bZang Po) – изначальный будда. В тантрической традиции ньингма Самантабхадра соответствует дхармакае, высшему из трёх тел будды. Эти три тела называются дхармакая, самбхогакая и нирманакая. Дхармакая свободна от видимых образов, диалектического выражения и понятийных условностей. В живописи традиции ньингма Самантабхадру изображают в виде обнажённого будды синего цвета, что символизирует свободу от препятствий или изменений, как у неба или пространства. Бодхисаттва Самантабхадра – это другое божество.

100. Дордже Семпа (rDo rJe Sems dPa') – будда в облике самбхогакаи. Самбхогакая, или тело наслаждения, – это чистый и тонкий облик, который могут воспринимать только бодхисаттвы высокого уровня. Он наделён такими качествами, как пять достоверностей и сто двенадцать главных и второстепенных признаков. Он облачён в тринадцать одеяний и украшений самбхогакаи. Хотя в общем Ваджрасаттва является главой семейства Ваджра и владыкой восточной чистой земли, в тантрической практике ньингма он считается главным буддой, а его мандала – мандалой всех божеств. Кроме того, ему особо поклоняются для очищения от эмоциональных омрачений и неблагих поступков.

101. gTer sTon: открыватель клада; в традиции ньингма – тот, кто извлекает тексты и священные предметы из мест, где их сокрыли.

102. Чодаг (Chos bDag) – основной получатель и держатель терма, самое важное лицо в линии передачи после самого тертона.

103. gSang Ba Yongs rDzogs или gSang rDzogs – текст терма в шести томах, который открыл Гуру Чованг (1212-1270), один из двух величайших тертонов школы ньингма. Полное заглавие – Кагъе сангва йонгдзог (bKa’ brGyad gSang Ba Yongs rDzogs). Одно из трёх основных терма восьми великих порядков мандал восьми божеств (sGrub Pa bKa’ brGyad). Ниже приведена цитата из [37, с. 52], одного из множества текстов, составляющих Сангдзог. Я использовал неполное издание, опубликованное Нгодрубом и Шерабом Дриме в Бутане в 1979 г. Есть различия между цитатами, приведёнными в «Океане чудес» и соответствующими отрывками в [37]. Может быть, в «Океане чудес» использовался текст, не вошедший в то издание, которое я читал, а может быть, эти разночтения – результат разных изданий или работы переписчиков.

Кроме того, в «Океане чудес» могли использоваться цитаты из Рангшар, который мне не удалось найти. Однако самые важные моменты в обеих версиях одинаковы. Они единодушно объясняют то, как Гуру Падмасамбхава передавал учения тертонам и как тертоны открывают их благодаря пробуждению следов или воспоминаний (Bag Chags) о передачах, которые они получили в прошлых жизнях от Гуру Падмасамбхавы. В [37, с. 4b/4] сказано:

Так все аспекты потока посвящения были переданы мне, Угьену <Оддияна, или Падмасамбхава>. Я открыл дверь посвящения Шива дордже йинг (Zhi Ba rDo rJe dByings) в Янглешо, что в Непале, и передал его Вимале (Вималамитре). Я даровал восемь разных посвящений божеств восьми великих мандал восьми великим счастливцам в восьми разных святых местах Тибета. На вершине <монастыря> Самье я даровал великое посвящение Дешег дупа (bDe gShegs 'Dus Pa) владыке <царю> и его подданным, двадцати пяти главным ученикам. После того я передал полное посвящение Сангва йонгдзог (gSang Ba Yongs rDzogs) владыке <царю>, подданному (Намкаю Ньингпо) и подруге (Еше Цогьял), а также остальным – девяти сердечным сыновьям. Так я объяснил, как поток посвящений был передан без разрывов.

<Теперь я дам> пророчество по будущему направлению неразрывного потока посвящения. В будущем, когда приблизится эпоха раздоров и упадка, воплощение самого владыки <т.е. Ньянг Нима Осера, 1124-1192> обнаружит мои сердечные сокровенные учения, в том числе и цикл Кагье дешег дупа (bKa’ brGyad bDe gShegs 'Dus Pa) в девяти или тринадцати томах, в долине, что лежит к юго-западу от Самье и имеет форму разверстого трупа красного коня, и неразрывный поток посвящения сохранится. Поскольку у (Ньянг Ньима Осера) пробудится воспоминание (Bag Chags) о сегодняшнем завершении потока посвящения, (которое получил) ты, владыка, ему будет дарована передача (bKa’ Babs). Затем, доведя свою духовную практику до совершенства, он (Ньянг) отправится в чистую землю Блаженная (тиб. Дэвачен: bDe Ba Can; санскр. Сукхавати). Вскоре после этого бодхисаттва, покоритель существ – воплощение тебя самого и мой сердечный сын <т.е. Гуру Чованг> – насладится передачей-распоряжением (bKa’ Babs) превосходного Йонгдзог <т.е. gSang Ba Yongs rDzogs>. И в той же самой его жизни благодаря мне в нём пробудятся воспоминания (Bag Chags) о великом посвящении Йонгдзог. Он также откроет тер моих кладов ума и драгоценные учения, данные исключительно владыке, подданному и подруге.

Позаботься, чтобы в умах будущих последователей не возникали сомнения относительно подлинности потока посвящения и береги <учения> в строгой <тайне> от недостойных людей.

104. Rang Shar – одно из трёх основных терма по восьми великим порядкам мандал восьми божеств. Его полное название – Кагье трагпо рангчжунг рангшар (bKa’ brGyad Drag Po Rang Byung Rang Shar), оно состоит из четырёх томов. Открыл его Ригдзин Годем (1337-1408), основатель школы чангтер (Byang gTer), входящей в традицию ньингма.

105. sGrub Pa bKa’ brGyad – садхана восьми мандал: циклов восьми божеств, один из самых важных тайных текстов садхан в традиции ньингма. В классификации девяти ян или шести тантр ньингма при надлежит к разделу маха-йоги. Тексты садхан по этой мандале божеств открывали многие тертоны. Хотя на самом деле это мандала восьми собраний божеств, к ним добавляют мандалы Лама ригдзин (Bla Ma Rig 'Dzin), что в итоге даёт девять мандал: 1) Чечог Дуци Йонтэн (Che mChog bDud rTsi Yon Tan) – божество качества; 2) Янгдаг (Yang Dag) – божество ума; 3) Джампал Шинджеше (санскр. Манджушри Ямантака) – божество тела; 4) Падма Тадрин (Padma rTa mGrin; санскр. Падма Хаягрива) – божество речи; 5) Дордже Пурпа (rDo rJe Phur Pa; санскр. Ваджракила) – божество действия; 6) Мамо Ботонг (Ma Mo rBod gTong) – мирские божества подстрекательства и уничтожения; 7) Ригдзин Лобпон (Rig 'Dzin Slob dPon) или Лама Ригдзин (Bla Ma Rig 'Dzin) – Гуру (духовный учитель); 8) Джигтен Чото ('Jigs rTen mChod brTod) – мирские божества подношения и восхваления; 9) Мопа Трагнгаг (dMod Pa Drag sNgags) – мирские божества изгнания духов.

106. Тиб. ванг (dBang); санскр. абхишека. В тантрическом буддизме посвящение – это вхождение в практику. Его назначение – передача тайной силы от учителя к ученикам. Обычно посвящения проходят в виде ритуалов, причём у каждого тантрического текста есть своё посвящение. Не имея его, тайный текст нельзя практиковать и даже читать. В древние времена тантрические учения и посвящения даровали в строжайшей тайне, и часто такой порядок сохраняется и в наши дни. Посвящение служит для пробуждения с помощью внешней опоры – такой, как сила благословений учителя, – внутренней силы просветлённой природы, которой мы обладаем. Получив посвящение, ученики соблюдают обязательства (самайя) и медитируют, опираясь на пробуждённое постижение, обретённое во время посвящения. Они практикуют два основных аспекта тантрической медитации: стадии зарождения и завершения, доводя постижение до совершенства – до состояния полного просветления. Посвящение – самый важный ключ к тайным практикам; оно предназначено только для тех, кто уже подготовил себя к их получению, завершив все необходимые подготовительные практики. В наши дни в тибетских селениях сотни людей получают посвящения без подготовки. Хотя без подготовки они не получат никакой особой силы или постижения, тем не менее, обладая преданностью, они получат особое благословение – вот почему ламы соглашаются проводить эти ритуалы. В зависимости от тантр и текстов, посвящения бывают разными. В школе ньингма посвящение внутренней тантры (Nang rGyud) может начинаться с обычных предварительных и необычных предварительных посвящений, за которыми следуют четыре собственно посвящения: сосуда, тайное, мудрости и символическое или устное, а также завершающие посвящения.

107. Тиб. О rGyan или U rGyan – территория в Древней Индии. Многие учителя, в том числе и Гуру Падмасамбхава, прибыли из этого центра тантрических учений. Современные учёные считают, что Оддияна располагалась в долине Сват на территории нынешнего Пакистана.

108. Место в Непале, где Гуру Падмасамбхава в течение трёх лет выполнял в пещере практику мандал божеств Янгдаг (санскр. Ваджра-херука) и Дордже Пурпа (rDo rJe Phur Pa; санскр. Ваджракила), используя духовную поддержку одной из своих супруг, Шакьядэви из Непала. Он достиг состояния видьядхары махамудры. Сегодня это место называется Парпинг.

109. Тиб. Дриме Шеньен (Dri Med bShes gNyen) – один из величайших буддийских учителей Индии. В девятом столетии отправился в Тибет, где передал, написал и перевёл множество текстов Сутры и Тантры. Одно из его самых сокровенных учений, посвящённое ньингтиг, (sNying Thig; санскр. читтатилака), сокровенной сущности дзогпа ченпо (rDzogs Pa Chen Po; санскр. махасандхи), или ати-йоги, получило название Ви

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...