Запись обнаруженных учений исходя из символического текста.
Тертон сосредоточивается на символическом тексте и снова и снова размышляет о словах и смысле учений, которые передал ему как наказ Гуру Ринпоче – будда трёх времён, вследствие чего воспоминание об учениях пробуждается из пространства его осознанности <изначальной мудрости>. Сосредоточиваясь таким образом, тертон может открывать учения по желанию. Более подробное объяснение этой темы есть в тексте Дочанг (mDo Byang), который входит в Терсар (gTer gSar)222. Получение чудесного текста из символического текста. Сосредоточившись на символическом тексте, тертон в своём состоянии осознанности видит, что письмена постоянно меняются, чудесным образом принимая разный вид. Также, благодаря силе символических письмён, возрастает энергия осознанности (Rig Pa'i rTsal) тертона, и, соответственно, слова и смысл терма, сохраняя свою природу, постоянно меняют облик, так что подлинный текст и его смысл остаётся неясным. Есть три вида изменений: иногда меняется письмо, но не слова и смысл. Иногда меняются слова и смысл, но не письмо. Иногда меняется и то и другое. В последнем случае сделать правильный выбор очень сложно, поскольку результат подобен спутанной пеньке223. Обретя совершенную способность расшифровывать символический текст, тертон должен распознать истинный текст, его единственно правильные слова и смысл. Этого достигают в силу благоприятных условий, таких как встреча с держателем учения этих терма, пребывание в подходящем месте или присутствие при важном событии и, самое важное, – встреча с чудесным искусством ваджрадуты <супруги>, которая очистила ум с помощью посвящений и обетов, практиковала путь двух стадий (Rim gNyis), получила благословение самого Гуру Ринпоче: родиться подходящей священной опорой <супругой> тертона в будущем, дабы открыть терма из пространства изначальной мудрости (Ye Shes dByings) с помощью крюка (lCags Kyu) спонтанно возникшего блаженства, и сама <в прошлом> выразила соответствующие пожелания. Благодаря этим условиям тертон обретает уверенность в подлинных словах и смысле текста, а все прочие видимости исчезают.
Всеведущий ваджрадхара Манджу (Кьенцей Вангпо) сказал:
Если тертон запишет учение до того, как постигнет суть символического текста и обретёт полное совершенство его понимания до самых глубин (Klong Tu Kyur), то из-за недостатка гладкости содержание будет неясным, а смысл – путаным и понять его будет нелегко. Оно будет похоже на некоторые терма Лонгсала Ньингпо.224 Запись символического текста после обретения полного совершенства понимания обеспечит великолепные слова и ясное построение, а смысл не будет сложным или малопонятным. Это будет похоже на «Молитву в семи главах» (gSol 'Debs Leu bDun Ma), обнаруженную Ригдзин Годемом <1337-1408>.
Он также сказал:
Видения ('Char Cha), возникающие при чтении символических текстов с полностью просветлённым пониманием и без него, различны. Их можно сравнить с последствиями медитативного переживания и самим свершением. Так что между этими двумя стадиями есть большая разница – наличие изменчивой или неизменной природы, как у тумана и пространства.
Имея это в виду, Досточтимый Лодро Тайе225 сказал:
Сокрытые терма подобны лицу, тертоны подобны зеркалу, а слова и смысл учений подобны отражениям. Хотя лицо остаётся тем же, из-за различий между зеркалами отражения бывают чёткими и нечёткими, совершенными и несовершенными.
Первое видение (sNang Cha) символического текста – не подлинное, тогда как более поздние прочтения надёжны. Ведь, например, дым, который возникнет, если потереть две деревянные дощечки, – это предвестник огня, непохожий на дым от муравейника. Он имеет качество огня, даёт ощущение жара, но меньшее, чем сила красного пламени. Так и благодаря силе жёлтых свитков эти видения или прочтения возникают как знак подъёма (gYo Ba) воспоминаний об учениях из глубин. Но большинство этих видений – особые учения, потому что они появились благодаря силе передачи-наказа. Следовательно, они намного более необычны, чем простые учения – например те, которые возникают в психических видениях или переживаниях226 и обнаруживаются благодаря силе богов или демонов.227 Они различаются как земля и небо. В это время воспоминание о передаче-наказе пробуждается в уме тертона, но не полностью, когда же он обретает уверенность в символическом тексте, его воспоминание пробуждается полностью. После этого он откроет полные слова и смысл терма обнажённо*, как получал их в древние времена.
* Т. е. не омрачёнными завесой рассудочного мышления.
Ответственность тертонов за чудесные символические тексты. Тот факт, являются символические письмена чудесными или нет, зависит не только от самих письмён, но и от предмета и степени пробуждения воспоминаний (Bag Chag) того, кто их открыл. Так, если один и тот же жёлтый свиток открывают и повторно открывают два разных тертона, то иногда для первого эти письмена будут чудесными, а для второго – нет.
Кто читает или записывает228 символические тексты.
Если текст терма написан на тибетском языке и это «полный текст», то его может записать не только тертон. Более того, даже если он написан письменами дакини, но является, «полным текстом» и имеет побуквенное соответствие, то его тоже могут записать другие. Но если это «только видимый» текст или «просто указание», его не может записать никто, кроме тертона. И расшифровать символическое письмо обычно может только тертон, который наследует конкретный текст. Но если среди людей, <в прошлых жизнях> получивших от Гуру Падмасамбхавы вверение вместе с тертоном, есть тот, кто в нынешней жизни стал тертоном и получил благословения и разрешение229 тертона этого конкретного терма, то он может расшифровать этот символический текст.
Какая передача-наказ необходима.
В любом случае, необходимо получить передачу-наказ конкретного учения – недостаточно просто получить передачу-наказ любого учения. Например, как упоминалось в «Тайном пророчестве» <из Лама гонгду>,230 учения Лама гонгду были переданы царевичу Муруму Ценпо231, но вместе с ним учения и передачу Лама гонгду получили также многие другие ученики, царь и подданные. Среди тех, кто получил эту передачу-наказ был и Байо Чоки Лодро232, воплощение Вайрочаны, но, поскольку в той жизни он не был тертоном, ему не удалось расшифровать символические письмена. Зато Лонгпо Чангчуб Лингпа233, воплощение Намкая Ньингпо234, смог расшифровать эти письмена. Как я уже неоднократно говорил раньше, суть традиции терма – это передача-наказ: передача или перенос изначальной мудрости от Гуру Ринпоче к ученикам. Многие терма может открыть только один тертон, но есть и такие, которые могут быть открыты одновременно многими тертонами, потому что, давая передачу-наказ, Гуру Ринпоче выразил разные пожелания. Однажды терма, открытое воплощением Дуджома235, было повторно открыто воплощением владыки <царя Трисонг Деуцена>, поскольку и Дордже Дуджом, и царь в равной степени получили вверение. Одна из причин, по которой Всеведущий Гуру Ваджрадхара236 имел право открывать и передавать терма многих тертонов трёх времён, – это, конечно, то, что Царь Дхармы Трисонг Деуцен присутствовал в качестве главы на передачах-наказах сокрытых кладов Дхармы Гуру Ринпоче. Тертоны одинаковы в том, что все они – ученики Гуру Ринпоче, но между ними есть различия: например, одни получили передачу единственного учения, а другие – многих учений. Некоторые тертоны получили передачу многих учений, но затем в силу разных обстоятельств, в числе которых могут быть место, друзья, учителя и время, пробуждение всех передач в одной жизни не наступило. Даже если передача-наказ пробудилась, неизвестно, будут ли тертоны передавать и распространять эти учения. Поскольку между тертонами есть различия, они делятся на великих и малых.
И даже если тертоны принадлежат к одной и той же линии воплощений, в одних жизнях они открывают множество учений, а в других – лишь несколько. Вот почему, например, Тердаг Лингпе (1646-1714) было не обязательно открывать все учения, которые получил Вайрочана. Ведь Тердаг Лингпа – не единственное воплощение Вайрочаны, а всего лишь один из тертонов, которых в линии воплощений Вайрочаны очень много. Всеведущий учитель Манджушригхоша237 был тертоном, который, сосредоточившись на любом из учений Гуру Падмасамбхавы, открытом им самим или другими, мог без малейших помех бегло рассказать его наизусть. Но эту особую способность, присущую только ему одному, он обрёл в силу конкретных пожеланий, сделанных за тринадцать последовательных жизней в качестве тертона. Обычно тертоны могут читать по памяти открытые тексты, пока те не будут официально записаны, а затем, после завершения записи, их память о том или ином тексте исчезает. Если записанный текст будет утрачен, например, сгорит, когда записана только первая его половина, то тертон сможет вспомнить текст сначала и повторно его записать. Но если официальная запись текста закончена, то даже открыватель не сможет прочесть текст, не опираясь на запись. Это совсем другое дело, чем запоминание текста, иначе, чем больше человек его записывает и обсуждает, тем лучше он должен был бы его знать. Здесь же передача-наказ, совершённая благодаря чудесной силе Гуру Ринпоче, имела целью сокрыть учения в сердце будущего тертона. Это похоже на освящение (Phab Pa) божества мудрости238 (Ye Shes Pa) и упрочение (brTan Par Byas) его в сердечной сущности (Thig Le) ученика, а потому отличается от запоминания. Таким образом, благодаря пожеланию, которое выразил в прошлом Гуру Ринпоче: «Да будут эти учения ясно открыты в надлежащее время», и благодаря открытию клада <или символического> текста, пробуждается изначальная мудрость ваджрной речи, живущая в сердце <открывателя>, и тогда полные слова и смысл возникают в том же виде, в каком их первоначально передали, – например, так начинает трястись человек, одержимый божеством. Когда запись терма закончена, цель сокрытия учений завершается и учения растворяются во внутренней сфере неразрушимой нада <великой пустоты>, становясь невидимыми, – так, например, при освящении божества или его упрочении человек перестаёт трястись; но это не похоже на остатки чанга <ячменного пива>, который совершенно утратил свою крепость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|