Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Ритуалы Бон в учениях тер.




У тибетского буддизма, в частности у школы ньингма, есть много общих учений с местной добуддийской духовной традицией бон. Бон также позаимствовал многие буддийские учения. Обычно тибетские буддисты считают, что взаимодействие этих двух традиций происходило двумя основными путями: 1) в буддийские методы практики вошли некоторые учения или методы, в том числе определённые ритуальные системы, бона, причём это касается не только учений-тер школы ньингма, но и всех буддийских школ Тибета; 2) в текстах бонской школы чабкар (Chab dKar: «Белая река») есть ряд буддийских текстов, переработанных на основе бонской терминологии.

 

 

1.

 

В тибетском тантрическом (тайном) буддизме некоторые методы практики, особенно такие ритуальные обряды, как поклонение богам или духам, берут начало от бона или испытали его влияние. Но это не отказ от буддийских принципов и практик и не нарушение чистоты буддизма. Особое искусство тайного буддизма состоит в его умении изменять жизнь силами правильного воззрения и чистого восприятия, с привлечением всех подходящих методов обучения. Например, принятие пищи само по себе не является буддийской практикой, но, если его использовать как метод обучения, оно помогает превратить повседневную жизнь в буддийскую практику.

Один из самых ярких примеров влияния бона на тибетский буддизм – поклонение богам и духам. Внешне, как культурное явление, оно представляет собой поклонение непросветлённым духам или демонам, которым приносят материальные дары, на самом же деле оно вошло в тайные буддийские практики как способ медитации. Подобные ритуалы обычно выполняют таю прежде всего принимают прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе и зарождают намерение обрести просветление на благо всем существам; затем в состоянии созерцания проявляются и обретают совершенство в облике просветлённого существа, например Авалокитешвары; благословляют подношения как нектар мудрости, умножают их, превращая в различные исполняющие желания предметы, и подносят духам, чтобы их ублаготворить и усмирить их враждебное отношение. Такие ритуалы завершаются учением для духов и посвящением заслуг на благо просветления живых существ. Иногда духов считают просветлёнными божествами, делают им подношения и посвящают заслуги. А иногда созерцают себя как просветлённых существ и благословляют духов. То есть по сути своей это чисто буддийская практика.

В буддизме мы верим, что помимо воспринимаемых нами существ есть множество разновидностей других созданий. Видеть их нам не позволяет отсутствие общей с ними кармы и ограниченные возможности нашего зрения. Поэтому вера в существование богов и духов не противоречит традиционным убеждениям буддизма. Развитие сострадания, щедрости, преданности, раздача милостыни и совершение подношений – всё это буддийские практики накопления заслуг. Если мы относимся к существу с уважением, любовью и преданностью и воспринимаем его как будду, то благодаря своей преданности будде накапливаем благую карму. В накоплении благой кармы важно полагаться не столько на внешние объекты, сколько на самих себя и на последствия своих действий. Так что, если мы можем даже обычного человека воспринимать как просветлённое существо, мы преуспели на этом духовном пути. Особая практика тайного буддизма – силою мудрости созерцания порождать и доводить до совершенства вселенную в виде будд и их чистых земель. В ритуалах тибетского буддизма мирских духов никогда не считают просветлёнными существами и не принимают в них окончательного прибежища, а также не делают нечистых подношений, например не приносят в жертву живых существ. Если даже такие ритуалы имели место, они ни в коем случае не были частью буддийской практики.

 

 

2.

 

В бонской школе чабкар есть много учений, которые похожи на буддийские или даже тождественны им. За исключением специальных бонских терминов, которые использованы в этих учениях, в них все системы десяти этапов, пяти путей и девяти колесниц практики – такие же, как в буддизме в общем и в школе ньингма в частности. Многие буддийские учёные полагают, что большое количество буддийских текстов было переработано с учётом бонской терминологии, что многие тайные учения буддизма сокрывали и открывали как бонские учения-тер и что некоторые буддийские учителя, которые обрели воплощение как учителя бона, передавали буддийские учения под видом бонских на благо последователей бона. Многие буддийские тертоны открывали буддийские учения как учения бон. В их числе Друбтоб Нгодруб, Куса Мэнпа, Понпо Лхабум, Кьюнгпо Палге, Рашаг Чобар, Вонсэ Кьюнгтог, Ягшар Нгонмо, Тэнньи Лингпа Падма Цеванг Гьялпо, Кунгпо Трагпа Вангчуг, Сумпа Чангчуб Цултрим, Дре Шераб Лама, Ньягтон Лхабар, Ригдзин Нгодруб Гьялцен и Лонгсал Ньингпо.

Некоторые учёные школ сарма (возникших в Тибете в одиннадцатом веке) думали, что многие подлинные тантры школы ньингма (доставленные в Тибет из Индии между седьмым и восьмым веками) не являются буддийскими текстами индийского происхождения, поскольку во время переводов сарма санскритские оригиналы этих тантр были недоступны. Одним из таких текстов была тантра Сангва ньингпо (Гухьягарбха), санскритский оригинал которой был найден позднее. Эта находка показала ошибочность предпринятой в более поздние века попытки доказать неиндийское происхождение и, следовательно, небуддийский характер этих тантр на основании того, что оригиналы санскритских рукописей не были обнаружены. Хотя санскритские оригиналы некоторых тантр школы ньингма не были найдены, тем не менее, те же самые тексты существовали и в боне, поэтому в последующие столетия некоторые учёные сделали вывод, что это бонские учения, а не буддийские. Здесь очень важно понять: когда буддизм пришёл в Тибет, многие великие буддийские и бонские учёные по разным причинам переводили и передавали буддийские учения с позиций бона и сохраняли их как бонские тексты. Например, все тома «Праджняпарамиты в ста тысячах шлок» (Sher Phyin 'Bum Ра) содержатся в бонском каноне под названием Камчен (Khams Chen), и ни один буддийский учёный нисколько не сомневается, что это буддийская Праджняпарамита-сутра. Поэтому было неразумно и несправедливо утверждать, будто многие тантры школы ньингма не являются буддийскими потому, что их санскритские оригиналы не смогли найти в более поздние века и обнаружили в бонском каноне. При проверке того, является ли текст буддийским, важнее всего выявить самую суть смысла, а не опираться на слова, предположения и домыслы. Чтобы доказать подлинность текстов буддизма Махаяны как чистых учений и чтобы следовать этим учениям, необходимо руководствоваться четырьмя следующими аспектами, а не поступать наоборот:

 

1. Опираться на смысл, а не слова.

2. Опираться на учение, а не на человека.

3. Опираться на точный смысл, а не на толкование.

4. Опираться на мудрость*, а не на сознание**.

* Санскр. джняна; тиб. Ye Shes

** Санскр. виджняна; rNam Shes

 

Существование бонских ритуалов в текстах тер, а также тертонов, которые передавали как бонские учения, так и буддийские, лишь показывает, насколько открыты буддисты и как замечательны их искусные методы в деле передачи учений и превращения в приёмы буддийской практики всех пригодных аспектов как мирской жизни, так и духовной практики, существующей в других религиях. Если использовать их правильно, можно достичь просветления, если же неверно понимать или использовать даже так называемые чистые буддийские учения, то пользы от них будет мало.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...