Занятие №2. Логические операции с понятиями
(2 часа)
1. Обобщение и ограничение понятий. 2. Определение понятий. Виды определений. Правила определения и ошибки в определениях. 3. Деление понятий. Виды деления. Правила деления и ошибки в делениях. Классификация. Контрольные вопросы 1. С помощью какой логической операции раскрывается или уточняется смысл того или иного термина? 2. Как можно определить понятие? Почему существуют разные виды определения понятия? 3. Каковы правила и ошибки определения? 4. Что такое род и вид? Какое из них является подчинённым понятием, а какое – подчиняющим? 5. Что значит «обобщить понятие»? Есть ли предел у этой операции? 6. Что значит «ограничить понятие»? Есть ли предел у этой операции? 7. Зачем нужна операция деления понятия? 8. Какие бывают виды деления? 9. Каковы правила и ошибки операции деления? 10. Какую роль играет логическая культура в формировании точного, системного, глубокого и красноречивого мышления? 11. Что значит выражение «Я без понятия»?
Упражнения 1. Проведите операцию обобщения со следующими понятиями: лекция, диплом, персональный компьютер, проездной билет, экзамен, закон Ньютона, теорема Гёделя, песочные часы, тонометр, маркетинг, Вавилон, рубль, персонаж пьесы, ислам, гробница, Птолемей, бор, омоним, пролог, сахар.
2. Проведите операцию ограничения со следующими понятиями: вуз, логический союз, память, интеграция, сигнал бедствия, телевизионное устройство, блок, ректор, студент, экзамен, программа, религия, игра, система, удовольствие.
3. Определите вид логической операции и её правильность: факультет – лекция, радио – устройство, книга – словарь, крылатый конь – Пегас, царевна-лягушка – сказочный образ, религия – христианство, конституция – закон, соревнование – скачки, майор – офицер, религиозный праздник – Пасха, радость – чувство, живопись – искусство, планета – Марс, Минск – столица, персональный компьютер – калькулятор, береза – дерево, великий полководец – А. Суворов, философия – мировоззрение.
4. Укажите вид следующих определений: 4.1. Тонометр – медицинский прибор для измерения давления крови. 4.2. Гемофилия – наследственное заболевание, связанное с недостатком одного из двух веществ – плазменных факторов, которые регулируют свертывание крови. Это наследственное заболевание мужчин, хотя дефектный ген передается всегда от матери больного. 4.3. Геометрия (от древнегреч. «гео» – 3емля, «метре» – мерить) – означает раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. 4.4. Ноктюрн – музыкальное произведение, навеянное обстановкой ночи. 4.5. Книга – опиум для студента. 4.6. Акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной доли в капитал акционерного общества и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда. 4.7. Посмотри сюда – эта часть компьютера называется «клавиатура». 4.8. Легитимность (от лат. legitimus – законный) – общественное признание или законность какого-либо действия, действующего лица, события или факта. 4.9. Понятие «кибернетика» в переводе с греческого означает искусство управления. 4.10. Аристотель – величайший мыслитель античности. 4.11. Посол – это порядочный человек, которого посылают за границу врать в интересах отечества. 4.12. Взыскательная совесть – светило нравственного дня. 4.13. Университет – это община ученых и учащихся.
5. Укажите, какое правило определения нарушено, и назовите ошибку: 5.1. Тонометр – медицинский прибор. 5.2. Диетотерапия – это муки Тантала. 5.3. Логика – наука о понятиях. 5.4. Информация не является материей, хотя и циркулирует в электронных устройствах.
5.5. Кооперация – форма организации труда, при которой ряд людей кооперируются. 5.6. «Форфейтинг – кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером» (Словарь менеджера. – Гомель, 1991). 5.7. Наука – это свод конгениальных знаний.
6. Приведите примеры определений: научного и популярного, детского и взрослого, религиозного и атеистического, технического и гуманитарного, строгого и афористического, современного и устаревшего.
7. Опишите место происшествия, журналистское расследование, выборы, спектакль, религиозную службу, личную встречу, происшествие.
8. Приведите примеры описаний: художественного, религиозного, научного, экономического, политического, юридического, исторического, технического.
9. Охарактеризуйте историческое событие, научный факт, человека.
10. Проведите операцию деления следующих понятий: гороскоп, звезда, занятие, система, болезнь, экзамен, логический союз, население земного шара, одежда, часы, язык, акция, клетка, устройство, закон, город, лекарство.
11. Проверьте правильность операции деления и назовите ошибку, если она есть: 11.1. «Пользуйтесь услугами Дома проката №3. Здесь Вам выдадут напрокат кресло-кровать, сервант, саксофон, кларнет и др. музыкальные инструменты» («Вечерний Минск», 21 ноября 1985 г.). 11.2. Радиореклама: «Запоминайте! Масло бывает сливочное, растительное и моторное!». 11.3. Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы. 11.4. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные. 11.5. Грамматические предложения бывают простыми, сложноподчиненными и сложносочиненными. 11.6. Углы бывают прямые, острые, тупые, смежные. 11.7. Животные делятсяна позвоночных и беспозвоночных. 11.8. Науки делятся на точные, естественнонаучные и гуманитарные. 11.9. Атрибутивное суждение может быть истинным или ложным.
Литература Малыхина, Г. И. Логика / Г. И. Малыхина. – Минск, 2003, 2005. – Гл. II. § 5. Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. – М., 1986. – Гл. II. § 5–7. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский [и др.]. – М., 1991. Кириллов, В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М., 1982. – Гл. III. Логика / под ред. В. Ф. Беркова. – Минск, 1994. – Гл. II. Сборник упражнений по логике / под ред. А. С. Клевчени и В. И. Бартона. – Минск, 1990. – Гл. II. § 8–12. Петров, Ю. А. Азбука логичного мышления / Ю. А. Петров. – М., 1991. – Гл. I. §1–10. Формальная логика / отв. ред. И. А. Чупахин, И. Н. Бродский. – Л., 1987. –
Читайте также: I. Психологические и поведенческие техники, подготавливающие к увеличению продолжительности жизни. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|