Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Договор перевозки пассажира и багажа




По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить, если иное не определено законодательными актами, установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (п. 1 ст. 740 ГК).

Договор перевозки пассажира консенсуальный, двусторонний и возмездный. Перевозка транспортом общего пользования делает этот договор публичным (п. 1 ст. 396 ГК). Договор перевозки багажа реальный, двусторонний и возмездный.

Сдача пассажиром к перевозке багажа дополняет правоотношения по перевозке пассажира сопутствующим правовым институтом, что внешне проявляется в особенностях правового регулирования отношений по перевозке пассажиров и багажа.

Источники правового регулирования. В гл. 40 ГК содержатся лишь общие положения применимые к отношениям по перевозке пассажиров и багажа. Акцент в правовом регулировании данных отношений смещается в сторону транспортных уставов и кодексов, а также правил перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта. Как правило, нормы о перевозке пассажиров и багажа в транспортных уставах и кодексах расположены в отдельных главах: Кодекс торгового мореплавания – гл. 12 «Морская перевозка пассажиров»; Кодекс внутреннего водного транспорта – гл. 11 «Перевозка пассажиров и багажа внутренним водным транспортом»; Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» – гл. 4 «Автомобильные перевозки пассажиров». Одним из исключений является Воздушный кодекс, в гл. 14 которого содержатся нормы и о перевозке пассажиров, багажа и о перевозке грузов.

В соответствии с п. 2 ст. 740 ГК, если иное не предусмотрено законодательством, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом или иным документом, предусмотренным законодательством, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства. Как правило, формы билета и багажной квитанции определяются правилами перевозок отдельными видами транспорта. Билет и багажная квитанция могут быть как на предъявителя, так и именными (например, на воздушном транспорте).

Согласно п. 2 ст. 744 ГК плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, устанавливаемых в соответствии с законодательством. Так, в соответствии со ст. 104 КВВТ плата за перевозку пассажиров и багажа внутренним водным транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, в порядке, установленном Правилами перевозок пассажиров и багажа и иным законодательством Республики Беларусь.

Права и обязанности пассажиров, а также перевозчиков определяются транспортными уставами и кодексами. В п. 3 ст. 740 ГК содержится указание лишь на отдельные из прав пассажиров (право на бесплатный провоз ручной клади в пределах установленных норм, право сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу).

Общие условия перевозки пассажиров содержатся в ст. 99 Воздушного кодекса с указанием на обязанность перевозчика организовать обслуживание пассажиров воздушных судов и обеспечить их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах. Перечень услуг и порядок их предоставления пассажирам воздушных судов определяются авиационными правилами, а также правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком.

Права и обязанности пассажиров, а также Белорусской железной дороги и ее предприятий при железнодорожных пассажирских перевозках и перевозках багажа определяются разделом VI Устава железнодорожного транспорта общего пользования. В частности, согласно абз. 7 ч. 1 п. 94 Устава пассажир имеет право занять в пути следования по согласованию с начальником поезда место в вагоне более высокой категории с доплатой разницы в стоимости проезда при наличии свободных мест.

При пассажирских перевозках внутренним водным транспортом обязанности перевозчика определены ст. 106 КВВТ, а права и обязанности пассажира ст. 107 КВВТ. Так, перевозчик обязан обеспечить пассажирам условия проезда, установленные стандартами и другими обязательными нормативами, в соответствии с комфортабельностью судна, а также категорией пассажирских мест.

 

Особенности ответственности при перевозках пассажиров и багажа определяются транспортными уставами и кодексами. Так, в соответствии со ст. 152 КТМ ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется по правилам Гражданского кодекса Республики Беларусь, если иным законодательством Республики Беларусь или договором морской перевозки пассажира не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа определяется по правилам ст. 153 и ст. 154 КТМ. Ответственность перевозчика и пассажира при перевозках внутренним водным транспортом определяется нормами главы 12 КВВТ, а ответственность Белорусской железной дороги, ее предприятий и пассажиров нормами, содержащимися в разделе VII Устава железнодорожного транспорта общего пользования.

 

 

ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

 

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором (ст. 16 Закона Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Договор транспортной экспедиции – консенсуальный, двусторонний и возмездный. Исходя из того, что в основу классификации гражданско-правовых договоров положен утвердившиеся в юридической литературе признак системной направленности на достижение определенного результата, а воля сторон направлена на совершение договора транспортной экспедиции, представляется маловероятным позиционирование договора экспедиции как договора реального в тех случаях, когда экспедитором выступает перевозчик.[207]

Источники правового регулирования. Общие положения о договоре транспортной экспедиции содержатся в гл. 41 ГК. Отдельные нормы, касающиеся транспортной экспедиции, включены в транспортные уставы и кодексы. Основные положения содержатся в Законе Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности». Применяются также Законы «Об основах транспортной деятельности» и «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

Отношения транспортной экспедиции регулируются также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 1766.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...