Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологический эксперимент




Истории известна идея Лапласа о возможности применения эксперимента в социальных науках, высказанная им в книге "Философский опыт вероятности", где он призывал применять в политических и нравственных науках методы, основанные на наблюдении и расчете, которые уже в то время хорошо зарекомендовали себя в естественных науках. Суть идеи Лапласа, подхваченная затем многими исследователями, состояла в том, чтобы использовать в изучении общества такие приемы вероятного подхода, как выборку, создание параллельных контрольных групп и т.п. Он утверждал, что именно эксперимент и теория вероятности смогут поднять статус общественных наук, довести их до идеалов естественнонаучного познания.

Однако только в начале XX столетия начинает постепенно расширяться область применения экспериментов в социальных науках. Это было связано, в первую очередь, с быстрым ростом эмпирических социальных исследований, с формированием и развитием процедур опроса, наблюдения, анализа текстов, с развитием математической логики, статистики и теории вероятности, когда в арсенале исследований стали появляться средства и методы получения количественно определенной информации.

Эксперимент - это такой метод исследования, с помощью которого путем планомерного управления условиями изучаемой ситуации проверяются и испытываются


гипотезы о причинных связях явлений. Он основывается на разработке определенной гипотетической модели рассматриваемого явления, в котором выделяются основные параметры, их взаимосвязи и связи с другими явлениями, а также причинно-следственная направленность связей. На основе этой модели, изучаемой в эксперименте, явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), действие которой подчинено управлению и контролю экспериментатора и которая выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной. Это общее определение эксперимента распространяется и на его характеристику в области социологии. Поэтому основными признаками социального эксперимента являются:

- активное вмешательство исследователя (моделирование) в систему изучаемых явлений;

- планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, возможная комбинация с другими факторами;

- планомерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами;

- эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

Социологам трудно, конечно, выполнить в полном объеме все требования к эксперименту, которые сформировались в естественных науках, но к этому необходимо стремиться, чтобы быть уверенным в том, что именно изучаемый в данном эксперименте фактор является причиной зарегистрированного изменения (так называемая внутренняя валидность), а выявленная зависимость закономерна в определенных условиях, и полученные выводы можно распространять на внеэкспериментальные ситуации (т.е. внешняя валидность).

Возможность применения эксперимента при изучении общественных явлений зависит от специфики объекта исследования и от того, насколько изучен характер реакции социальной группы на планируемые изменения. Поэтому задача социологического эксперимента состоит в том, чтобы измерить показания на те или иные факторы в искусственно созданных и контролируемых условиях.


При этом нельзя не учитывать тех общих требований к эксперименту, которые выработаны в процессе социологической практики. Применение социологического эксперимента должно способствовать приросту знаний, планируемые условия эксперимента, его структура не должны нарушать основополагающих принципов исследуемого объекта, эксперимент должен быть управляемым. Эти требования можно соблюсти при условии наличия хорошо подготовленного плана проведения эксперимента.

План эксперимента разрабатывается в зависимости от специфики задач и гипотез исследований, с одной стороны, и материальных, социальных и временных возможностей проведения эксперимента - с другой. Выработка задач и гипотез исследования начинается с постановки цели эксперимента и формулирования основной гипотезы, что обусловлено актуальностью определенных социальных проблем и степенью их научной разработанности.

После формулирования основной гипотезы происходит ее конкретизация и операционализация: определяются цели эксперимента, выдвигаются конкретные задачи, формируются рабочие гипотезы. Для их проверки выделяются экспериментальные и неэкспериментальные возможности фиксации их значения.

Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:

1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.

2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условия или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная будет управляемой, если ее направление и интенсивность действия находятся в соответствии с программными установками.

Такая переменная будет контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.

3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая
создается в соответствии с программой исследования для
проведения эксперимента. В условия экспериментальной
ситуации не включается экспериментальный фактор.


4. Экспериментальной объект- это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании.

Структура эксперимента непосредственно связана с этапами его организации и проведения.

Первый этап носит теоретический характер. В ходе его социолог формирует проблему исследования, определяет объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования, проблема формируется, исходя из основной исследовательской задачи. В качестве объекта исследования выступают представители различных социальных групп, коллективов или общностей. При формулировке предмета исследования необходимо спроецировать в символах (знаках) идеальный прототип экспериментальной ситуации.

На втором этапе осуществляется разработка программы проведения эксперимента. Программа эксперимента - это документ, в котором разработаны все его процедуры и элементы.

Третий этап представляет собой реализацию программы эксперимента. В ходе его осуществляется непосредственное проведение намеченного эксперимента, его этапов и всех процедур, т.е. осуществление экспериментальной ситуации..

На четвертом этапе осуществляется анализ и оценка полученных в ходе эксперимента результатов. В результате такого анализа определяется, достигнута ли поставленная цель, подтвердилась ли исследовательская гипотеза. Кроме основных результатов, можно получить и сопутствующие результаты, которые могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.

В методологии выделяют следующие виды социальных экспериментов. По характеру объекта и предмета исследования - социологические, экономические (хозяйственные), правовые, социально-психологические, психологические, эстетические эксперименты.

Различия между этими разновидностями экспериментов определяются спецификой соответствующих научных дисциплин.

По характеру исследовательских процедур различают реальные и мысленные эксперименты. Реальный -


когда проверка гипотез осуществляется путем планомерного управления условиями социальной деятельности. В отличие от этого, в мыслительном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. Весьма распространенными разновидностями социального эксперимента являются, например, как реальные, так и мысленные экономические (хозяйственные) эксперименты, которые по специфике поставленной задачи (доминирующей функции) разделяются на научные и прикладные, по характеру экспериментальной ситуации - на более или менее контролируемые и т.д.

По характеру и предмету исследования среди мысленных экспериментов можно различать эксперимент по знаковой модели, другие виды экспериментального (де-терминационного, причинного) анализа ранее собранной информации и эксперименты по схеме "экс-пост-факто". При проведении модельного эксперимента проверка гипотез производится путем целенаправленной деятельности не на реальных объектах, а на их заменителях - на натурных, искусственных или знаковых моделях (аналогах).

Практически все социологические эксперименты производятся не на генеральной совокупности объектов исследования, а на натуральной модели-выборке на основе наиболее существенных для данного исследования признаков. Репрезентативность выборки испытуемых является при этом предпосылкой репрезентативности результатов эксперимента.

В качестве знаковых моделей в мысленных экспериментах выступают математические, статистические, кибернетические модели. Их отличительной чертой является многофакторность- исследователь, пользуясь современными компьютерными программами, может одновременно "проигрывать" значения целого комплекса экспериментальных факторов. Это во многом продвигает решение задач комплексного изучения сложных социальных процессов, дает возможность перейти от уровня описания к уровню объяснения и далее к уровню прогнозирования.

Особой разновидностью мысленного эксперимента является так называемый эксперимент "экс-пост-факто". Этот вид исследования предполагает сбор данных для


проверки гипотез о причинных связях. Предполагаемая причинная связь уже осуществлялась, и поэтому исследование направлено на сбор и анализ данных о свершившихся событиях, об условиях и предполагаемых причинах их свершения.

Классическим экспериментом этого типа является проведенное в середине 30-х годов исследование американского социолога Э. Христиансена, направленное на проверку следующей гипотезы: чем выше уровень образования (количество оконченных классов), тем успешнее человек включается в экономическую деятельность (эмпирическим индикатором этой зависимой переменной являлось повышение или сохранение уровня зарплаты при перемене места работы). Из 2127 человек, ушедших в 1926 году из средних школ г. Сент-Пола (ИЗО из них окончили школу, 997 не окончили), в 1935 году было разыскано и проинтервьюировано 1194 (671 с аттестатом зрелости и 323 без него). С помощью анализа документов были получены разносторонние сведения о пребывании этих людей в школе.

Результаты исследования подтвердили гипотезу: по мере увеличения количества оконченных классов росло число лиц, оказавшихся спустя 9 лет экономически более приспособленными - среди окончивших 7 классов их было 74 %, 8 классов - 85 %, 9 классов - 90 %. В целях более строгого выявления именно роли школьной подготовки в экономическом успехе были сформированы две максимально идентичные по данным периода школьного обучения группы (по 23 человека в каждой), различавшихся лишь по одному признаку (по независимой переменной) -наличию аттестата зрелости (у людей в экспериментальной группе они имелись, у людей второй группы - нет). Анализ данных интервью показал, что в экспериментальной группе за 9 лет, среди которых были годы жесткого экономического кризиса, повысили или сохранили свою зарплату 92 %, в контрольной группе - 58 %, что являлось достаточным доказательством исходной гипотезы.

Известные специалисты в области социального эксперимента Ф. Чепин и Э. Гринвуд придавали большое значение исследованию Э. Христиансен и вообще эксперименту "экс-пост-факто", предсказав ему широкое рас-


пространение и видя в нем возможность социальных на
ук достичь равной с естественными науками точности в
доказательстве объяснительных гипотез. Однако экспери
мент "экс-пост-факто" не нашел широкого распростране
ния. Хотя по своему замыслу он близок к лонгитюдным
исследованиям.»

По специфике поставленной задачи различаются научные и прикладные эксперименты. В ходе научного эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе еще не доказанные. Прикладной эксперимент включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений и нацелен на получение практического эффекта.

Также по специфике поставленной задачи можно различать проективные и ретроспективные эксперименты. Проективные направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Как особую разновидность проективных социальных экспериментов, можно выделить созидательный эксперимент, нацеленный на проверку социального проекта, принципиально новых управленческих решений. Реальный эксперимент является всегда проективным, мысленный же - обычно ретроспективным, направленным в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших наличные следствия.

По специфике поставленной задачи также различаются одно- и многофакторные эксперименты. В однофак-торном эксперименте проявляется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном - целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По характеру логической структуры доказательства гипотезы эксперименты подразделяются на параллельные и последовательные.

Под параллельным экспериментом понимается исследование, в котором существует как экспериментальная, так и контрольная группа, и в котором доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния двух объектов


наблюдения (экспериментального и контрольного) в одно и то же время.

В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа выступает в нем как контрольная до введения независимой переменной и как экспериментальная - после того, как независимая переменная оказала (или могла бы оказать) предусмотренное действие. Доказательство гипотезы в этом случае опирается на сравнение двух состояний объекта наблюдения.в разное время.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии делятся на полевые и лабораторные. Для полевого исследования характерна максимально естественная ситуация (производственная среда, студенческая группа, учебный класс и т.д.), исследуемые с его помощью объекты сохраняют, как правило, свои обычные связи.

Среди полевых экспериментов выделяют контролируемый и естественный. Под контролируемым экспериментом понимается такой эксперимент, когда исследователь имеет описание факторов, составляющих социальный объект и условия его существования, и вводит в действие независимую переменную как гипотетическую причину предполагаемых в будущем изменений. В естественном эксперименте исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, а также не воздействует ею на экспериментальную группу. Таким образом, исследователь не осуществляет активного вмешательства в обычный ход событий, а всего лишь наблюдает и ждет, пока в исследуемом процессе самостоятельно наступит интересующее его четко выраженное изменение, которое сыграет роль независимой переменной.

Лабораторный эксперимент представляет собой исследование в некоторой искусственной среде. Искусственность последней заключается в том, что объект наблюдения из своей обычной, естественной среды переносится в обстановку, которая позволяет добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением.

Особое место в проведении лабораторного эксперимента занимает организация экспериментальной ситуа-


ции и управление ею. Последняя бывает естественной и игровой.

Перед тем как перейти к анализу результатов эксперимента, необходимо упорядочить полученные материалы, т.е. определиться с классификацией полученных результатов, их обработкой, которая позволила бы сделать их доступными. Чистота проведения эксперимента в сочетании с адекватным применением методов социологического анализа результатов может гарантировать, что выявленная в ходе экспериментирования связь изучаемых переменных не будет случайной. Далее представляется важным определить, насколько общий характер имеют выделенные в эксперименте связи и механизмы. Это особенно важно, когда изучаются социальные проблемы взаимодействия в условиях общества переходного типа, при принятии управленческих решений.

Изучаемые экспериментальные объекты наблюдения всегда будут лишь частью всех возможных вариантов. Если в ходе исследования менять их основные характеристики, можно установить границы ситуации, для которых экспериментально полученные выводы будут адекватны.

Применение эксперимента в социологии связано с целым рядом трудностей, не позволяющих добиться чистоты естественнонаучного эксперимента, поскольку нельзя устранить влияние отношений, существующих за пределами исследуемого, невозможно осуществить контроль факторов в той степени, как это удается в естественнонаучном эксперименте, повторить в той же самой форме его ход и результаты. Нельзя при этом не учитывать и определенные этические проблемы, что требует от исследователя повышенной ответственности, так как эксперимент непосредственно затрагивает конкретного человека.

Анализ документов

Человеческая жизнь, деятельность больших и малых групп и организаций, функционирование многообразных социальных институтов постоянно фиксируется в


тысячах различных документов. С их помощью информация передается, распространяется, многократно используется, хранится и достигает адресата, сколь бы ни был он отдален в пространстве или во времени.

Для социолога документы, отражающие все сферы
жизнедеятельности общества, являются незаменимым
источником информации и могут плодотворно использо
ваться на всех этапах исследования: для изучения про
блемной ситуации, всестороннего анализа объекта, мак
симально полной и глубокой интерпретации полученных
результатов. )

Под документом в социологии понимают знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-либо материальном носителе. Примеры документов: рукописный, машинописный или печатный текст, стенограмма доклада, магнитофонная запись выступления, фотографии, рисунки, кинофильмы, видеозаписи. Все чаще для фиксирования, передачи и хранения информации используются такие новые носители, как микрофильмы, микрофиши, компьютерные дискеты, лазерные диски.

Документы можно классифицировать по разным основаниям. Так, по способу фиксации информации выделяются:

1. Письменные документы (которые в свою очередь делятся на вербальные и статистические). Примером письменных вербальных документов могут служить книги, письма, пресса; примером статистических документов -данные переписи населения, данные социологических опросов, сборникц статистических материалов, содержащие показатели экономического и социального развития страны или региона и т.д.

2. Фонетические, т.е. рассчитанные на слуховое восприятие документы (грампластинки и лазерные диски, магнитофонные записи и радиопередачи).

3. Иконографические документы, воспринимаемые визуально (картины, фотографии, видеозаписи).

По статусу источника документы подразделяются на: 1. Неофициальные (личные письма, семейные альбомы, дневники, т.е. все то, что создается частными лицами по своей инициативе).


2. Официальные (документы различных организаций). Социолог, пришедший на предприятие, в учреждение, должен знать, что официальные документы включают текущую, входящую и исходящую документацию; документы периодической отчетности - месячные, квартальные, годовые справки, отчеты, ведомости; отчеты, обзоры, доклады, не являющиеся периодическими; архивные документы постоянного и временного хранения.

С точки зрения спонтанности появления документы делятся на самопроизвольные, созданные независимо от исследователя, и заданные, созданные специально по просьбе исследователя.

По степени опосредованности выделяют первичные и вторичные документы - одни созданы на основе непосредственного опыта автора, другие - на базе обобщения первичных документов.

По критерию авторства документы классифицируют на индивидуальные, созданные одним автором, и коллективные, созданные несколькими авторами, группой.

Для анализа документов могут использоваться как неформализованные (качественные), так и формализованные (качественно-количественные) методы. Качественный анализ сводится к чтению документа и интерпретации его содержания с использованием общих логических операций. Такой анализ неотделим от личности исследователя. Уровень знаний и способностей исследователя, его психологические особенности и идеологическая позиция в той или иной степени могут отражаться на характере интерпретации документа и выводах. Таким образом, качественный анализ несет в себе потенциальную возможность субъективных смещений. Именно с целью преодоления субъективизма стали разрабатываться приемы формализованного анализа документов, получившего название "контент-анализ". Важной предпосылкой его развития и распространения стала массовизация информационных процессов и связанная с этим необходимость анализа больших объемов информации. Наиболее наглядный эффект контент-анализ давал в сфере журналистики, имеющей дело с массовым производством и распространением сообщений. Естественно поэтому, что контент-анализ


первоначально использовался для исследования средств массовой информации (СМИ). Со временем метод контент-анализа стал распространяться и на изучение других областей социальной реальности, другого типа документов, в частности, невербальных, иконографических (портреты, фотографии и даже сновидения), а также "спровоцированных" (сочинения на заданную тему, психиатрические интервью, ответы на открытые вопросы социологической анкеты).

Однако надо помнить, что не все документы пригодны для контент-анализа, и не всегда его проведение имеет- смысл, а лишь в том случае, если: а) объект исследования представлен большим массивом однородных документов; б) интересующие исследователя элементы содержания встречаются в документах с достаточной частотой.

В процессе становления и развития метода качественно-количественного анализа содержания отработаны и сформулированы те принципиальные требования, которым он с необходимостью должен отвечать. Это объективность, систематичность, обобщенность.

Принцип объективности означает независимость идентификации элементов содержания и последующей их классификации от субъективного мнения аналитика. Объективность достигается при условии такого точного и однозначного определения категорий и единиц анализа, чтобы разные аналитики, приложив их к одинаковому содержанию, получили бы и одинаковый результат. Наибольшая объективность достигается при компьютерном контент-анализе (первые программы для анализа текстов на ЭВМ были разработаны в 60-е годы в Массачусетском технологическом институте под руководством Ф. Стоуна). В этом случае идентификация элементов содержания осуществляется по чисто формальным критериям. В ручном варианте иногда трудно избежать определенной субъективности в процессе выделения единиц анализа и их соотнесения с категориями. Поэтому существуют способы контроля надежности контент-аналитической методики, которые следует использовать в процессе работы над документами. Например, один и тот же документ анали-


зируется по единой инструкции разными кодировщиками. Если расхождение между данными кодировщиков не превышает 5 %, то можно считать, что методика позволяет получать устойчивые результаты, что категории и единицы анализа, а также алгоритм кодирования описаны достаточно точно и однозначно. При этом не обязательно нескольким кодировщикам анализировать все документы, достаточно взять для пробы какую-то часть выборки или повторять процедуру параллельного кодирования и сопоставления результатов в ходе анализа через определенный шаг. Однако изучаемое содержание не в одинаковой степени поддается формализации. Не всегда задачи исследования позволяют выработать такие строгие формальные предписания, руководствуясь которыми разные кодировщики выносили бы одинаковые решения (в случае, когда единицы анализа представляют собой сложные конструкции: жизненная ситуация, модель постановки и решения проблемы и т.п.). Тогда работа кодировщика из механической превращается в аналитическую. Объективность и надежность получаемых результатов в таких исследованиях обеспечивается особенно тщательным отбором и подготовкой кодировщиков, параллельным кодированием одних и тех же текстов. Кроме того, практикуется обсуждение каждого из проанализированных документов и вынесение согласованного решения в случае несовпадения мнений кодировщиков.

Второй принцип - систематичность - реализуется в том случае, если все без исключения документы, попавшие в выборку, все исследуемое содержание будет проанализировано по единой методике. Не допускается частичный анализ, произвольное исключение из поля зрения тех или иных текстов, а также их анализ лишь по некоторым выборочным категориям.

Обобщенность как принцип контент-аналитического исследования означает, что главный смысл изучения текста состоит в том, чтобы получить из него информацию о внетекстовой реальности. Есть три возможности сопоставления текста и внетекстовой реальности, три вектора движения от документа к отражаемым в нем объектам. Первый - к событиям, фактам, явлениям и условиям


реальной действительности (реконструкция событий на основе документа). Второй - к создателю, автору текста, т.е. коммуникатору (реконструкция стратегии коммуникатора, предлагаемых им ценностей, моделей поведения, коммуникативных намерений). Третий - к получателю информации, т.е. реципиенту, аудитории (реконструкция информационных потребностей, интересов и предпочтений аудитории). Корректное сопоставление текста и внетекстовой реальности требует оперирования сравнимыми данными. Поэтому в рамках конкретного исследования анализ содержания зачастую выступает в комплексе с другими социологическими методами, направленными на непосредственное изучение характеристик объективной реальности, воспроизводимой текстом.

Рассмотрим более подробно процедуру контент-анализа.

Контент-анализ - это метод качественно-количественного анализа массива документов с целью получения достоверной информации об объективной реальности. Процедура контент-анализа состоит в алгоритмизированном выделении в тексте определенных, интересующих исследователя элементов содержания, классификации выделенных элементов в соответствии с концептуальной схемой, последующем их подсчете и количественном представлении результатов. Концепция исследования сформулирована в его программе. На нее-то и ориентируется контент-аналитик, делая свой первый шаг - выстраивая систему категорий анализа - т.е. наиболее общих ключевых понятий, отражающих понятийную систему исследования в целом.

Покажем это на примере. В проекте "Влияние СМИ на различные группы молодежи" изучалась степень соответствия позиций молодежи оценочным суждениям, интерпретационным моделям, транслируемым различными СМИ РБ. В основу исследования был положен предложенный финскими социологами парадигматический подход. В рамках этого подхода под парадигмой понимают определенную интерпретационную схему явлений действительности. Парадигмы (т.е. интерпретационные схемы объективной реальности) выявлялись как в массовом


сознании, так и в массовой информации. В соответствии с теоретическими посылками, парадигму образуют такие элементы: представление ситуации как проблемной, т.е. содержащей противоречие, оценка напряженности, видение причин, путей решения, виновников проблемной ситуации. Все элементы парадигмы, которые в ней теоретически вычленяются, использованы в данном исследовании для контент-анализа в качестве категорий.

Следующий шаг после определения основных ключевых понятий или категорий анализа - их структурирование. Эта операция предполагает деление общего понятия на более частные понятия (подкатегории) в соответствии с выбранными классификационными признаками. Важно, чтобы при разработке системы подкатегорий контент-аналитик соблюдал правила деления объема понятий: а) одно и то же деление понятия должно осуществляться по одному и тому же основанию; б) объем членов деления, вместе взятых, должен равняться объему делимого понятия; в) члены деления должны взаимно исключать друг друга. Допустим, категория "главный герой" может подразделяться с точки зрения такого признака, как социально-профессиональная принадлежность на героя-рабочего, служащего, студента и т.д. Если же в характеристике героя важно зафиксировать его возраст, пол или политические убеждения, категориальная сетка будет иной, т.к. иными являются основания классификации. Важно только, чтобы совокупность подкатегорий исчерпывающе раскрывала категорию по выбранному основанию. Итак, категории анализа жестко заданы проблемой исследования, его концепцией, тогда как подкатегории, как правило, вариативны, гибко приспособлены к тому материалу, который предстоит анализировать, и к тем задачам, которые предстоит решить. Так, например, одна из традиционных категорий, используемых при анализе СМИ - "тема" - зачастую содержит самые различные подкатегории в разных исследованиях. Это обусловлено тем, что тематика разных изданий сильно варьируется, но в не меньшей степени и тем, что аналитик может стремиться к разной степени подробности в описании тематической структуры. Аналогично и категория "география


описываемых событий" классифицируется существенно по-разному, если объектом изучения является республиканская или местная печать. А такая категория, как "оценка", наоборот, всегда структурируется одинаково: положительная, отрицательная, сбалансированная, нейтральная оценка.

Далее необходимо полученную схему, состоящую из категорий и подкатегорий, "наложить" на конкретный текст, или, иными словами, найти для всех категорий и подкатегорий адекватное выражение на языке исследуемых документов. Таким их выражением являются единицы анализа. Если сопоставить категории (подкатегории) и единицы анализа, то можно сказать, что последние яЁР ляются результатом операционализации первых. Например, категория "география сообщений по РБ" операцио-нализирована так: "слова, обозначающие названия городов и других населенных пунктов РБ" и соотносимых с ними регионов, типа "Витебская область", "Борисовский район".

В практике сложился целый ряд устойчивых стандартных единиц контент-анализа. К их числу относятся следующие:

- отдельное слово. Известно исследование, проведенное американскими учеными Г. Лассуэллом, Н. Лей-тесом и др. в конце 40-х годов. Его целью было изучить политическую и идеологическую информацию в газетах различных стран мира. В качестве единицы анализа использовались слова-символы: имена политических деятелей и институтов, названия стран, слова, обозначающие политические акты и состояния (война, революция), названия идеологий (коммунизм, либерализм).

- суждение, законченная мысль, логическая цепь, в которой обнаруживается центральная идея. Примеры подобных смысловых единиц анализа: описание брака или любви между двумя конкретными людьми, истории их взаимоотношений и всех сопутствующих обстоятельств; экологическая проблемная ситуация - часть текста, содержащая информацию об определенном аспекте отношений человека со средой, оценке этих отношений и о связанных с ним объяснениях.


- персонаж ("герой") сообщения используется при изучении пропаганды профессий, интерпретации особенностей того или иного национального характера в СМИ, в других контент-аналитических исследованиях, когда необходимо определить, какие качества приписываются личности (группе) в интересующих аналитика документах.

Из приведенного описания очевидно, что фрагменты текста, соответствующие различным единицам анализа, могут колебаться от минимального размера (слово) до максимального (логическая цепь, жизненная ситуация), которые фиксируются в пределах целого сообщения или даже нескольких сообщений. Единицы анализа с наибольшей точностью идентифицируются на фоне более широких содержательных структур, которые иногда называют единицами контекста. Для слова и предложения контекстом будет абзац, для жизненной ситуации или проблемной ситуации - целое сообщение.

Обнаружение единиц анализа в тексте документа сопровождается процедурой их измерения с целью определить объем внимания или частоту обращения к тем или иным проблемам, символам, темам, героям. При выявлении объема внимания вычисляется количество строк, минут эфирного времени или размер газетной, журнальной площади, посвященной интересующей нас единице анализа. Прежде чем приступать к измерениям, необходимо решить, будет ли входить заголовок в объем сообщения, какой единый стандарт избрать для измерения материалов, набранных разными шрифтами и т.д. В случае, если необходимо определить частоту обращения, подсчитыва-ется количество упоминаний соответствующего символа, общее число упоминаний слов, предложений, суждений или количество абзацев, других фрагментов текста, содержащих данную единицу. Если единицей анализа выступает признак, характеризующий сообщение в целом, фиксируется просто его наличие в тексте и подсчитыва-ется количество материалов, содержащих этот признак. Таким признаком может быть, например, авторство материала: подытоживается количество сообщений, авторы которых профессиональные журналисты, политики, ученые, специалисты и т.д.


Приступая к контент-анализу, социолог должен иметь следующие документы: таблицу контент-анализа, инструкцию кодировщика, кодированную карточку. Таблица контент-анализа содержит список категорий и подкатегорий и присвоенные им коды. Инструкция кодировщика содержит описание единицы анализа и счета, в ней изложены правила кодирования, проиллюстрированные соответствующими примерами, оговариваются возможные затруднения и спорные моменты. Осваивая инструкцию, кодировщик (т.е. тот, кто выполняет работу по сбору эмпирической информации, фиксируя, классифицируя и подсчитывая единицы анализа) овладевает алгоритмом действий, что в конечном счете и обеспечивает реализацию принципа объективности, когда различные аналитики, приложив методику к одному и тому же содержанию, получают один и тот же результат. Регистрация единиц анализа производится в специальных таблицах, кодиро-вочньгх матрицах или карточках. Кодировочная карточка, например, включает все классификационные единицы-категории и подкатегории. Единицы анализа, обнаруженные в документе, по ходу работы фиксируются в соответствующих графах копировочной карточки (Рис. 8).

 

 

 

Номер документа № Категории и подкатегории анализа
тема (код) знак информации (код) география сообщений (код) автор сообщения (код)
    ... п     ... п     ... о     ... п
                                 
   
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...