Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология оперативного социологического исследования




Выше были рассмотрены этапы, методы и задачи прикладного социологического исследования, которое осуществляется в рамках обычного научного поиска и иногда растягивается на месяцы и даже годы, что дает представление об определенных социальных процессах и тенденциях развития.

Вместе с тем в обществе зачастую складываются такие ситуации, когда необходимо знать сиюминутное положение вещей, иметь как бы моментальный снимок общества, его весьма тонкое сканирование, т.е. знать со-


стояние общественных дел в весьма ограниченный отрезок времени. Как правило, это связано с изучением настроения людей, их сиюминутным мнением по тому или иному вопросу, их внутренней производственной жизни, о текущем моменте политической жизни, популярности политических лидеров, кандидатов в депутаты и т.д. Иначе говоря, возникает потребность в оперативных социологических исследованиях (ОСИ), которые в настоящее время все шире и шире внедряются в сферу социальной практики, выступая важной составной частью управленческих решений; разработке политических программ, выработке тактических решений политиков в ходе предвыборных кампаний и т.д.

ОСИ представляет собой особый класс прикладных социологических исследований, осуществляемых с целью получения в сжатые сроки (от месяца до нескольких дней) достоверной информации о социальных процессах или явлениях общественной жизни, которые представляют интерес для органов управления, общественных и профессиональных организаций, политических лидеров или отдельных граждан.

Из определения следует, что заказчиками ОСИ выступают практики, которым нужна аналитически обработанная информация о событиях общественной жизни и отношение к ним различных групп населения.

Исполнителями же выступают профессионалы социологии научных учреждений, специальных социологических служб различных организаций и учреждений или независимых центров изучения общественного мнения.

По своей структуре и методике ОСИ ничем не отличается от обычного социологического исследования прикладного характера. Здесь также выделяется этап предварительного изучения объекта, программирование исследования, полевой этап, т.е. этап сбора первичной эмпирической информации, аналитическая обработка собранных данных и выработка конкретных предложений, но все эти этапы максимально уплотнены во времени. Это уплотнение достигается за счет алгоритмизации некоторых моментов исследовательской деятельности, профессиональных навыков и большого исследовательского опы-


та ведущих специалистов, осуществляющих руководство исследовательским проектом. Так же как опытный врач по едва наблюдаемым признакам может определить характер заболевания, так и опытный социолог, до предела сжимая некоторые стандартные исследовательские операции, может установить намечающиеся общественные явления и тенденции. Именно наличие профессионального опыта позволяет получить подлинно достоверную информацию при минимальной затрате времени. Поэтому осуществлять подобные исследования могут только опытные работники, хорошо овладевшие всеми приемами социологического исследования. Именно наличие такого опыта не позволяет ОСИ превращаться в усеченную, поверхностную, облегченную научно-исследовательскую работу, выступать сокращенным вариантом прикладного социологического исследования в традиционном его понимании. Иными словами, в полной мере должны быть реализованы и принцип оперативности, и принцип достоверности результатов. Снятие противоречия достигается при условии использования компенсирующих средств и приемов на организационном, аналитическом, инструментальном и методологическом уровнях в процессе осуществления.ОСИ, которое разделяется на ряд зтапой.

Организация ОСИ есть комплекс мероприятий, направленных на обеспечение эффективной исследовательской деятельности, качественное решение поставленных задач.

Наиболее важной и существенной особенностью в структуре организации оперативного исследования выступает формирование исследовательской группы. Успех ОСИ, полнота реализации его функций во многом зависит от того, насколько объемно и адекватно действительности социологи, участвующие в данной конкретной научной разработке, уяснят сложившуюся проблемную ситуацию, поймут специфику изучаемого объекта, сумеют конкретизировать целевые установки и пожелания заказчика и т.п. Однако на все эти рациональные действия требуется большая затрата времени, что может лишать ОСИ его главного свойства - оперативности. Для преодоления этого противоречия в организационной системе


ОСИ предполагается использование такого звена, как мнение экспертов.

Подгруппа экспертов формируется Из представителей органов социального управления, заинтересованных в получении результатов исследования, и из независимых специалистов. Подбор экспертов осуществляется как методом взаимооценки и взаимовыбора претендентов (в этом случае список претендентов значительно превосходит число экспертов), так и методом целенаправленного отбора "по именам", "т.е. путем привлечения широко известных специалистов-практиков по изучаемой проблеме. Экспертная исследовательская подгруппа создается на первых этапах ОСИ и функционирует вплоть до его завершения. Экспериментально установленная оптимальная численность экспертной исследовательской подгруппы для замкнутых совокупностей составляет 5-7, для совокупностей среднего и большого объема - 9-11 человек.

С целью поддержания высоких темпов научно-исследовательских работ создается полевая исследовательская подгруппа, которая призвана обеспечить сбор социологической информации, ее подготовку для обработки на ЭВМ или ручную обработку массива, если этого требует исследовательская ситуация. Количественный состав полевой подгруппы определяется в зависимости от числа объектов и численности респондентов на каждом из них. Если исследование проводится на предприятии, к работе может быть привлечено до 10-15 человек; если работа выполняется в масштабах района, города, области, республики или страны, то до 150 человек.

При формировании экспертной и полевой исследовательских подгрупп должен строго соблюдаться принцип добровольности. Только личный интерес, желание участвовать в исследовании и добиваться истинных результатов гарантируют высокое качество работы.

Таким образом, ОСИ обеспечивается группой, состоящей их трех взаимосвязанных подразделений: теоретической подгруппы (социологи-профессионалы), экспертной подгруппы (специалисты, имеющие прямое отношение к исследуемому объекту), полевой подгруппы (лица, обеспечивающие сбор материала).


Эффективная реализация исследовательских задач в процессе ОСИ обусловлена также последовательным соблюдением условия тесного взаимодействия с заказчиком. Опыт проведения ОСИ позволил установить следующую закономерность: чем интенсивнее контакты исследователей с организациями, заказывающими исследование, тем достовернее результаты работ, интенсивнее их темпы, а следовательно, выше удовлетворенность заказчика итоговой информацией. Наиболее полезны для исследователя консультации с заказчиком в процессе уяснения задания, анализа проблемной ситуации, определения способов сбора информации, анализа результатов изучения проблемы, выработки практических предложений. Такие контакты позволяют в значительной мере повысить достоверность данных исследования. Помощь заказчика необходима и для решения проблем, связанных с интенсификацией работ при сборе социологической информации. Это положение тесно увязывает названный принцип со следующим организационным условием: сроки сбора информации, объекты, где он будет проводиться, число респондентов, участвующих в опросах, название документов, подлежащих анализу и т.д., должны быть строго оговорены и неукоснительно соблюдаться.

Основными этапами ОСИ являются следующие.

Первый этап - получение и уяснение задания. Его содержание связано со спецификой ОСИ как инструмента управленческой деятельности. Качество оперативного исследования, его результативность определяются в первую очередь тем, насколько четко исследователи поняли, что хотел бы получить от них заказчик, какая проблема его волнует, какие действия он намерен предпринять после завершения научно-исследовательских работ. Социолог должен уяснить, почему именно данный предмет волнует заказчика, с чем связано возникновение проблемной ситуации, как далеко зашел социальный конфликт, вызвавший необходимость принятия управленческих решений, каково отношение к нему органа социального управления, видит ли сам заказчик пути разрешения проблемной ситуации, если видит, то какие именно.

На первом этапе осуществляется переход от уяснения проблемной ситуации к формированию конкретных целей и задач ОСИ.


На втором этапе происходит более глубокое изучение проблемной ситуации, проводится так называемая социальная диагностика.

Для решения этой задачи используется информационный потенциал экспертной исследовательской подгруппы. Эксперты по просьбе социологов называют основные, на их взгляд, причины, породившие изучаемое противоречие, помогают в их анализе. Опрос экспертов осуществляется с помощью специальной анкеты, составленной из открытых вопросов. Сопоставление мнений экспертов позволяет выделить причины, на которые указывалось чаще всего. Именно эти причины и становятся материалом, базой для дальнейшего анализа. На их основе выдвигаются рабочие гипотезы исследования, строятся вопросники, определяются единицы наблюдения и анализа документов. Помощь экспертной исследовательской подгруппы позволяет значительно сократить сроки проведения работ на этапе социальной диагностики, получить достоверную и конкретную информацию об объекте исследования.

Третий этап ОСИ - подготовительный. На данном этапе определяются методы сбора информации, разрабатывается инструментарий исследования, проводится выборка.

Результаты деятельности социологической группы излагаются в документе - "Методика проведения исследования". Первый раздел ("Методика") включает теоретико-методологическое обоснование проблемы. Во втором разделе рассматриваются методы сбора информации, приводится содержание вопросников, описываются единицы анализа документов и единицы наблюдения, фиксируется схема выборки. Третий раздел дает описание предполагаемых методов обработки и анализа информации. Сюда же может войти план будущего отчетного документа. При осуществлении экспресс-исследования жестко фиксируются только содержание вопросников и характеристики выборки.

К работам на данном этапе исследования привлекается экспертная исследовательская подгруппа. Эксперты принимают непосредственное участие в обосновании выборки исследования, в адаптации инструментария к


терминам речи тех или иных социальных групп респондентов. Пилотаж инструментария осуществляется путем заполнения его экспертами.

На подготовительном этапе разрабатывается третий документ ОСИ - "Развернутый план-график научно-исследовательской работы". Он включает описание этапов проведения работ; сроки осуществления каждого из видов работ; сроки и продолжительность работ непосредственно на объекте исследования; конкретные даты проведения опросов и наблюдений; количество респондентов, подлежащих опросу; название и число точек наблюдения; перечень необходимых для анализа документов и конкретные сроки проведения этого анализа; количество и сроки встреч с представителями заказчика; формы и сроки возможного внедрения результатов исследования; формы информирования заказчика о результатах НИР; виды отчетных документов и сроки их представления заказчику; список исполнителей работ. Развернутый план-график НИР во всех пунктах согласовывается с заказчиком и утверждается им.

Четвертый этап - сбор социологической информации. На этом этапе социолог впервые вступает в непосредственный контакт с респондентами. Выходу на объект исследования предшествует соответствующее распоряжение о проведении социологического исследования, в котором дается указание руководителям различных уровней оказывать всевозможную помощь и поддержку социологам. На объекте исследования обеспечивается возможность общения социологов с респондентами, свободного входа в учреждения, попавшие в выборку, выделяются помещения для проведения опросов и первичной обработки социологической информации, в распоряжение социологов предоставляются необходимые документы. В работах, осуществляемых hi четвертом этапе оперативного социологического исследования, принимает участие полевая исследовательская группа, члены которой проходят подробный инструктаж о правилах сбора информации и о поведении на объекте исследования.

Пятый этап - обработка и анализ социологической информации. В процессе обработки материалов осущест-


вляется формализация данных исследования, переход на язык цифр. Исчисление процентов, коэффициентов, индексов проводится вручную или на ЭВМ. При ручной обработке информации социологам помогает полевая исследовательская группа, которая проходит в этом случае соответствующий инструктаж. Результаты обработки отражаются в таблицах, схемах, графиках и моделях. Упорядоченный таким образом материал анализируется теоретической исследовательской подгруппой с привлечением экспертной подгруппы. Результаты анализа излагаются в отчетных документах ОСИ. Цель ОСИ можно считать достигнутой, если его результаты после принятия необходимых управленческих мер дают возможность решить проблему.

Шестой этап - разработка и принятие управленческих решений. Как правило, это прерогатива заказчика. Однако при принятии решения, особенно при выработке его проекта, могут присутствовать и социологи, так как в столь ответственный момент не должно остаться вне поля зрения ни одного, даже, на первый взгляд, незначительного факта, выявленного в ходе исследовательских работ.

Программная проработка в ОСИ осуществляется по той же схеме, что и в других классах социологических исследований.

Во-первых, предполагается осуществление следующих операций: анализ проблемной ситуации - определение предмета исследования - определение целей и задач -формулировка гипотез - логический анализ предмета исследования - выделение основных понятий и их опера-ционализация, т.е. полное программирование.

Во-вторых, может осуществляться сокращенный вариант указанного программирования: анализ проблемной ситуации - определение объекта исследования - анализ объекта исследования - построение моделей выборки.

В силу специфики ОСИ, характеризующейся необходимостью решения конкретных управленческих задач, ряд звеньев программирования заранее обусловлен, и его проработка сводится к поиску приемлемых для данного исследования формулировок и определений. Это относит-


ся к анализу проблемной ситуации (исследуемая ситуация конкретизируется заказчиком и анализируется методом экспертизы с привлечением специалистов-экспертов); к определению предмета и объекта изучения (и тот, и другой определяются заказчиком); формулированию целей и задачи исследования (они задаются заказчиком); к анализу объекта исследования (осуществляется по данным, представляемым экспертной исследовательской подгруппой).

Наиболее трудоемкой процедурой при программировании исследования является логический анализ предмета изучения. В процессе такого анализа определяются параметры, оказывающие прямое воздействие на состояние процесса или явления, составляющие предмет исследования. Эти параметры определенным образом именуются, что дает возможность получить набор понятий, представляющих портрет изучаемого предмета. Однако такой набор может оказаться сколь угодно большим. Для работы же чаще всего требуются основные, определяющие понятия. Зачастую социологи выбирают понятия, наиболее значимые с их точки зрения, произвольно, руководствуясь личным опытом и интуицией. Это может привести к ошибкам. Избранные понятия после ряда логических операций становятся основой для составления вопросников, определения единиц наблюдения и анализа. В случае неправильного отбора понятий исследования вся информация, собранная в процессе полевых работ, может оказаться либо ложной, либо незначимой. При проведении обычных исследований есть возможность дальнейшего поиска, многократной проверки гипотезы. В ОСИ такой возможности нет, поэтому отбор основных понятий в ОСИ осуществляется путем экспертизы. Экспертам, входящим в состав исследовательской группы, задается вопрос: "Что, на Ваш взгляд, может предопределять ситуацию, подобную изучаемой?" Ответ должен быть быстрым и содержать сколько угодно большое число различных причин, порождающих аналогичное исследуемое противоречие. Этим условием моделируется ситуация, подобная ситуации, складывающейся перед осуществлением в управленческой практике метода "мозговой атаки".


Все варианты ответов, предложенные экспертами, фиксируются, составляется список предложений. На следующем этапе отбора предположения формулируются как понятия. Список этих -понятий снова передается экспертам с предложением определить основные из них, отражающие процессы, в наибольшей степени способствующие возникновению и воспроизводству данной конкретной проблемной ситуации. Каждый из экспертов в своем списке отмечает порядковый номер того, которое, по его мнению, должно войти в их число. Основными будут считаться те понятия, которые получили более 50 % выбора экспертов. Таким образом, исследователи в дальнейшей работе будут иметь дело не со сколь угодно большим, а с четко определенным количеством основных понятий. В то же время это будут не случайно отобранные характеристики, а именно те, которые соответствуют конкретной социальной ситуации. Все это позволяет в значительной мере уменьшить возможность ошибки при отборе основных понятий, а следовательно, и в дальнейшей научно-исследовательской работе.

Поскольку отобранные понятия - не отражение абстрактных ситуаций, а описание конкретных процессов и явлений в данной исследуемой совокупности, в конкретной социальной обстановке, исследователю нет необходимости давать их развернутое эмпирическое определение. В то же время каждое эмпирическое понятие должно быть определено теоретически и с соблюдением требований формальной логики, т.е. через ближайший род и видовое отличие. Это позволяет учесть в дальнейшем весь класс родственных и зависимых по отношению к отобранному понятию терминов. Проведение операции реализует на данном этапе работ методологические принципы оперативности, достоверности и конкретности.

Следующая ступень логического анализа предмета исследования - операционализация основных понятий. Понятие расчленяется на составные части, целостность которых, в свою очередь, дает представление об этом понятии. Полученные более простые, конкретные понятия принято называть операциональными. С их помощью уточняется то, о чем следует собирать информацию. Операциональные понятия открывают прямой выход к фор-


мулированию инструментария исследования. Они становятся основой для разработки вопросов (блоков вопросов) для' анкет и стандартизированных интервью, для определения единиц наблюдения (при использовании метода наблюдения) и анализа (при использовании метода анализа документов).

Выделение основных понятий и их операционали-зация фактически предопределяет то, какая информация будет получена в результате исследовательских работ, а, следовательно, и успех всей работы. В ходе логического анализа предмета исследования социолог проходит путь от формулировки этого предмета через выделение основных понятий и их операционализацию к единицам опроса, наблюдения, анализа документов. При обобщении результатов исследовательских работ движение осуществляется в обратном направлении - от полученных данных к предмету. Ошибки, допущенные при осуществлении логических операций на стадии программирования, таким образом, так или иначе проявятся на завершающих этапах исследования. Они могут привести к искажению информации, что, в свою очередь, увеличивает вероятность принятия ошибочного управленческого решения, базирующегося на такой информации. Процесс операциона-лизации понятий должен осуществляться с учетом определенных правил. Опыт показывает, что в качестве таких правил могут быть Использованы правила деления объема понятий в формальной логике. Однако при их использовании следует иметь в виду, что операционализация социологического понятия и деление объема в логике - не одно и то же, если в логике объем понятия делится до "конца" и "без остатка", то в социологическом исследовании осуществляется поиск наиболее существенных сторон понятий. Тем не менее, при операционализации основных понятий социологического исследования могут использоваться следующие правила деления объема понятия:

- при одном и том же делении необходимо применять одно и то же основание;

- деление должно быть соразмерным, т.е. объем членов деления, вместе взятых, должен равняться объему делимого понятия;


- члены деления должны взаимно исключать друг
друга;

- деление должно быть непрерывным.
Названные правила деления объема понятия могут

использоваться не только при операционализации, но и в ходе построения шкал к вопросам социологического инструментария.

Большое значение имеет выборка.

Выборочное исследование проводится в том случае, если объект изучения велик и представляет собой массовую совокупность. Такая совокупность может быть либо замкнутой, либо открытой. Замкнутая совокупность представляет собой социальную группу, характеризующуюся однородностью своей деятельности, единством конечных целей этой деятельности, наличием жесткой организационной структуры, прямыми, фактически непосредственными социальными связями. На практике замкнутая совокупность представлена трудовыми и учебными коллективами, контактными досуговыми сообществами. Для открытой совокупности характерна либо территориально-географическая обусловленность, либо общность культурных, политических, профессиональных интересов без возможности непосредственного обмена межличностной информацией, без наличия прямых коммуникационных полей.

Открытая совокупность - это население областей, республик, регионов, страны в целом. И замкнутая, и открытая совокупности, как правило, выступают в социологии в качестве генеральных. Для сбора информации определяется выборочная совокупность, которая строится с применением как вероятностных, так и качественных методов. Принципы построения выборок в социологии достаточно подробно описаны в литературе. Вместе с тем специфика оперативного социологического исследования предполагает наличие особых подходов в построении выборок. Противоречие между методологическими принципами оперативности работ и достоверности информации снимается путем разделения и некоторого изменения выборочных процедур.

В открытых совокупностях при осуществлении выборок действует схема: территория - конкретный объект -


респондент. В закрытых совокупностях функционируют два последних элемента.

Выборка в оперативном социологическом исследовании строится на базе главного признака. Такой признак представляет собой то определяющее качество, которое в наибольшей степени корректируется с предметом исследования. Например, элемент выборочной схемы "территория" может определяться по таким главным признакам, как географическое положение, этносоциальный состав, функциональный состав и т.д. Элемент выборочной схемы "объект" определяется через профессионально-производственную структуру, досуговые интересы и т.д. Элемент схемы "респондент" отбирается по признаку социального положения, возрасту и т.д. Главный признак позволяет в значительной мере ограничить объем выборочного деления, что способствует сокращению сроков анализа объекта исследования. Возникает вопрос: не приведет ли уменьшение числа признаков, положенных в основу отбора, к снижению степени достоверности информации? Наши наблюдения показали, что это может произойти в том случае, если сомнительным оказывается сам главный признак. Обоснованность выбора главного признака гарантируется в ОСИ экспертной социологической подгруппой, которая и определяет данный признак.

При анализе всех трех элементов выборочной схемы по критерию главного признака формируются условные выборочные квоты, внутри которых в свою очередь осуществляется следующий этап отбора на базе главного признака элемента схемы следующей ступени. В оперативном социологическом исследовании "территория" и "объект" определяются до начала сбора информации. Отбор респондентов на определенных территориях и объектах производится случайно, отбор выборочной совокупности, рассчитанный с помощью формул "дисперсии" или "доли" для бесповторной выборки, удваивается. Это делается для осуществления повторного, уже целенаправленного отбора после сбора информации. Фактически выборка методом квот по принципу главного признака проводится на собранном массиве, из которого извлекаются анкеты или опросные листы, заполненные респондентами по критерию этого признака, подходящие к определенной


квоте. Если в одной из таких квот документов, заполненных респондентами, не хватает, то осуществляется добор информации целенаправленным поиском недостающих респондентов. При всем этом часть собранного массива может остаться незадействованной в дальнейшем анализе, так как в какой-то из квот могут оказаться лишние документы.

Исследования методического характера позволили установить еще одну возможность организации сбора социологической информации методом опроса. В замкнутых совокупностях сбор информации может осуществляться не выбором в массиве, а способом экспертного опроса при условии подбора экспертов с помощью методики их взаимовыбора. Данные исследований, осуществленных методом опроса как групп респондентов, так и групп экспертов, в девяти случаях из десяти практически совпадали. Метод экспертного опроса более выгоден при проведении оперативных социологических исследований, поскольку значительно упрощает как процесс подбора респондентов, так и сам сбор информации, так как количество избранных экспертов значительно меньше количества респондентов, отобранных в процессе определения выборочной совокупности. Таким образом:

- в оперативных социологических исследованиях осуществляется комбинированная выборка, причем территория и объект для опроса, а также численность опрашиваемых респондентов определяются до сбора информации, а квотный отбор респондентов проводится по заполненным ими документам исследования;

- выборка осуществляется по принципу главного признака, определяющегося с помощью социологической экспертной подгруппы;

- в замкнутых совокупностях выборочный опрос может заменяться экспертным без заметного снижения уровня достоверности информации.

Сбор информации является ключевым моментом в социологическом исследовании. В процессе сбора информации исследователь вступает в непосредственный или опосредованный контакт с респондентом. Успешность такого контакта предопределяет успех исследования. Оперативность проведения работ, достоверность информации,


конкретность результатов во многом зависят от того, насколько исследователю удалось создать благоприятные условия для заинтересованного обмена информацией о состоянии изучаемых социальных процессов и явлений с респондентами. В ряду таких условий - правильность выбора методов сбора информации, качество инструментария, умение установить контакт с испытуемыми и так далее.

В социологии для сбора информации используются четыре основных метода: опрос, наблюдение, изучение документов и социальный эксперимент. В оперативном социологическом исследовании применяются, как правило, первые три, так как метод социального эксперимента требует длительного проведения и теряет свои положительные качества в условиях сокращения сроков работ.

Основным методом сбора первичной социологической информации является опрос. Особенности применения данного метода в оперативном исследовании связаны в первую очередь с инструментарием. В оперативном социологическом исследовании объем опросника весьма ограничен. Это связано с необходимостью получения объективной информации в короткие сроки. При составлении опросника следует учитывать психофизиологические особенности человека при осуществлении им умственной деятельности. Методические эксперименты позволили установить порог "информационной активности" респондента. Уровень такой активности в процессе экспериментальных замеров достигал своего апогея к 13-16 вопросам и начинал заметно снижаться к 22 вопросу, после 32-34 вопросов практически доходил до нуля, респондент либо пропускал предлагаемые в анкете вопросы и ответы, либо механически отвечал на них, не вникая в суть и содержание. Очевидно, что оптимальный объем вопросника при проведении оперативного социологического исследования - 15-18 вопросов. Именно такой объем позволяет получить ту информацию, которая необходима для выявления причинно-следственных связей, определяющих сущность локального, ограниченного в пространстве и во времени социального противоречия, последствия которого в силу ряда причин лежат на поверхности и крайне обострены.


 



Реализация методологических принципов ОСИ регламентирует не только объем, но и схему наполнения инструментария.

Опросник открывается, как это принято, обращением к респонденту. В нем излагаются правила заполнения анкеты, отмечается актуальность исследования, его основная цель.

Анкета строится по принципу блоков.

В первом из них содержатся вопросы, фиксирующие изучаемую проблемную ситуацию. Иными словами, ответы на вопросы этого блока призваны дать возможность социологу убедиться в наличии и актуальности изучаемой проблемной ситуации. Таких вопросов ставится 2-3. Это обычно вопросы, требующие ответа "да", или "нет".

Второй блок объединяет набор вопросов, отражающих предполагаемые причины имеющегося противоречия. Этот блок состоит из вопросов-альтернатив, которых насчитывается 6-8, и открытых вопросов, их может быть 2-3.

Третий блок составляют вопросы, вызывающие предложения, направленные на разрешение возникшей проблемной ситуации. Здесь используются открытые вопросы или, в случае необходимости и наличия возможности, вопросы-меню. Обычно этот блок содержит 2-3 вопроса.

В анкетах оперативного социологического исследования могут использоваться и социально-демографические блоки. Их содержание определяется, исходя из проблем и исследовательской задачи.

Если в дальнейшем потребуется повторный опрос, предметом которого выступит четко выявленная причина, породившая изучаемое противоречие, то анкета будет состоять только из вопросов-характеристик данной причины (открытых или закрытых - по необходимости).

Вопросы анкеты и интервью, а также варианты ответов к ним должны составляться в терминах речи, характерных для данной группы респондентов, с учетом их социальной и профессиональной принадлежности, образовательного уровня. Это важнейшее условие понимания вопросника, исключения ситуации возможного двойного толкования тех или иных терминов, а следовательно, и определенная гарантия быстрых и определенных ответов.


Адаптация языка анкеты осуществляется с помощью экспертной подгруппы. В целях экономии времени, и это еще одна особенность оперативного социологического исследования, апробация инструментария (пилотаж) осуществляется не на специально отобранных группах респондентов, а на экспертах, входящих в состав исследовательской экспертной подгруппы.

Вторым методом сбора информации в ОСИ выступает анализ документов. Использование этого метода в оперативном режиме предполагает ряд условий при его осуществлении.

В процессе ОСИ для анализа отбираются в первую очередь те документы, которые имеют непосредственное отношение к проблеме. Отбор документов осуществляется с помощью экспертной исследовательской подгруппы, каждый член которой отвечает на вопрос социологов: "В каких документах, на Ваш взгляд, можно найти материалы по изучаемой нами проблеме?" Мнения экспертов суммируются и усредняются. К работе привлекаются в первую очередь те документы, которые получили более 50 % выбора экспертов.

Единицей анализа в оперативном социологическом исследовании выступает понятие. Отбор таких понятий осуществляется в ходе логического анализа предмета исследования. Это означает, что информация, получаемая в процессе анализа документов, отражает те же явления и процессы, которые изучаются методом опроса.

Третьим методом сбора информации в ОСИ является социологическое наблюдение. Данный метод используется в оперативных исследованиях продолжительностью не менее трех недель, что связано со сроками адаптации наблюдателя в исследуемой среде. Вместе с тем при осуществлении экспресс-исследований используется метод разового экспресс-наблюдения. Он применяется для сбора информации в процессе проведения массовых мероприятий (например, митингов, съездов, конференций). Единицами наблюдения выступают те характеристики, которые определены в ходе логического анализа предмета исследования. Число единиц наблюдения строго ограничено.

С целью преодоления субъективизма, связанного со слиянием оценок наблюдателя и наблюдаемых фактов,


фиксация данных осуществляется в дневнике наблюдения, разделенном на две графы: "фиксируемый факт" и "оценка фиксируемого факта".

Анализ эффективности отдельно взятых методов сбора социологической информации показал, что наиболее информативными являются гибкие методы получения информации. Это в первую очередь относится к социологическому интервью.

Итак, ОСИ не располагает какими-либо особыми, уникальными средствами сбора информации. Все дело в способе использования традиционных методов. Опрос, наблюдение и изучение документов, осуществляемые как в определенной последовательности, так и параллельно, в сочетании друг с другом, дают не только информационный эффект, не только интенсифицируют познавательный процесс, но и, приобретая новое качество, стимулируют респондента к активной мыслительной деятельности, повышают уровень его информационной активности. Это позволяет решать исследовательские задачи в минимальные сроки и с высокой достоверностью результатов.

Схема сбора информации в ОСИ такбва: предварительный опрос - изучение документов - основной опрос и наблюдение - изучение документов - повторный опрос. Это обобщенная схема. Из нее могут исключаться некоторые промежуточные звенья (например, повторное изучение документов или повторный опрос), как, впрочем, и добавляться дополнительные работы по сбору информации различными методами. Так или иначе, сочетание методов опроса, наблюдения и изучения документов является непременным условием на этапе сбора социологической информации в ОСИ.

Сочетание методов сбора информации, направленность их на решение одной задачи в значительной мере повышают коэффициент полезного действия исследования, его достоверности. Наконец, одновременное привлечение трех источников информации в значительной степени ускоряет процесс ее получения. Итак, сочетание методов -это повышение надежности информации, гарантия ее большей объективности, условие быстрого получения.

Далеко не всегда, даже в индивидуальных условиях, можно с достаточной степенью уверенности судить о


правильности определения причин возникновения той или иной проблемной ситуации. Именно поэтому, реализуя информационно-профилактическую функцию ОСИ, принимают доп

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...