Социологического исследования
После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается про- грамма исследования. Это один из важнейших социологических документов. Программа представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. Она состоит из 2 основных частей: методологической и процедурной. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему замыслу научного поиска. Программа выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную. Методологическая функция программы состоит в том, что она позволяет четко обозначить изучаемую проблему, сформулировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, выдвинуть гипотезы, выделить основные понятия, проинтерпретировать их и провести опе-рационализацию. Кроме этого, методологическая функция программы проявляется и в том, что в ней устанавливается отношение данного исследования к тем, которые выполнялись раньше по аналогичным проблемам. Методологическая часть программы должна в полной мере ответить на вопрос: что будет изучаться? Методическую и организационную функции выполняет вторая часть программы - процедурная. В этой части программы должно быть указано, как будет проводиться исследование: какие методы сбора информации будут применяться; на какой выборке (и дано ее обоснование), как будет осуществляться обработка и анализ полученной информации (какими методами). Все это выражает сущность методической функции. Организационную функцию выполняют такие части программы, в которых содержится план исследования, расписаны обязанности членов исследовательского коллектива, сроки, в которые будут осуществляться те или иные виды работ, смета расходов и т.д., т.е. все то, что обеспечивает четкую и эффективную организацию исследовательского процесса.
Первый методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов. К ним относятся: 1. Анализ проблемы и определение проблемной ситуации. 2. Определение объекта исследования и его предварительный анализ. 3. Определение предмета исследования и его предварительный анализ. 4. Определение целей и задач исследования. 5. Формулирование гипотезы. 6. Вычленение основных понятий, их интерпретация и операционализация. Первое, с чего начинает социолог, разрабатывая программу, - это осмысление и анализ возникшей проблемы и формулирование проблемной ситуации. Проблема и проблемная ситуация не тождественны, но глубоко связаны между собой, причем связь эта может быть разной. Проблема может быть шире проблемной ситуации. А может быть и так, что проблемная ситуация включает или порождена несколькими проблемами. Проблемная ситуация может рассматриваться в рамках одной проблемы, но может быть уже или шире ее. Поясним это на примерах. Например, существует проблема трудовой занятости населения в Республике Беларусь. Это масштабная социальная проблема страны. Но в конкретном эмпирическом исследовании в рамках данной проблемы может рассматриваться проблемная ситуация как противоречие между желанием столичных молодых женщин с высшим образованием работать и отсутствием в Минске рабочих мест по их специальности. В данном случае проблемная ситуация уже социальной проблемы, хотя и рассматривается в ее пределах и на ее основе. Другой пример. В нашем обществе существует проблема экономической нестабильности. Существует проблема изменения, переоценки ценностей. Острыми являются проблемы роста преступности, ухудшения здоровья населения, экологической обстановки. Перед социологами может стать задача изучить социально-психологическое самочувствие молодежи Беларуси. Проблемная ситуация - противоречие между необходимостью иметь информацию о социально-психологическом самочувствии молодых людей и отсутствием такой информации - будет исследоваться с учетом анализа нескольких названных социальных проблем. Причем они будут рассматриваться в той мере, в
какой это необходимо для изучения данного объекта -молодежи. Таким образом, соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Их различие имеет важное значение при составлении программы социологического исследования, так как это позволяет четче уяснить, что мы собираемся исследовать и в каких рамках. Если проблема - это в целом какая-то нерешенная задача, выраженная довольно абстрактно и многословно, то проблемная ситуация - как бы квинтэссенция проблемы (одной или нескольких), конкретно определяющая противоречие, подлежащее эмпирическому исследованию. Необходимо различать проблемы социальные и научные: социальная проблема - жизненное общественное противоречие, которое требует организации целенаправленных действий для его устранения. Научная проблема -это состояние "знания о незнании", когда фиксируется противоречие между знаниями о потребностях общества в определенных действиях и незнанием способов и средств осуществления этих действий. Причем постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу неисследованного. Социальные проблемы имеют различные масштабы. Одни находятся в рамках каких-то небольших социальных групп (учебных, профессиональных коллективов) или локальных территорий (на уровне микрорайона или небольшого населенного пункта). Другие социальные проблемы затрагивают интересы больших социальных групп (например, профессиональных, этнических, возрастных), социальных институтов (семьи, армии, образования и т.д.), целых регионов; еще один уровень социальных проблем, когда затрагиваются потребности и интересы всего общества (социально-экономические, социально-политические и др.). Могут быть социальные проблемы, волнующие население нескольких (или многих) стран: экологические, национальных меньшинств, развития демократии и т.д.
Познавательная проблема (и научная, и социальная) может иметь различную степень сложности. Это зависит от сложности объекта познания; от уровня зрелости со- циальной потребности в разрешении определенного противоречия (насколько общество в целом или какая-то социальная структура осознают необходимость изучения проблемы и выражают готовность к ее преодолению); от состояния научных знаний и практического опыта социологов в данной сфере. Еще раз обращаем внимание на то, что проработка программы зависит от вида исследования. В данном случае для деления исследования на виды берется такое основание, как глубина изучения объекта и предмета исследования. В соответствии с этим основанием исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. Так как аналитическое исследование является самым сложным и глубоким, то и программа его должна быть самой разработанной и глубокой. Именно о такой программе* мы будем говорить. Итак, существуют проблемы, которые социолог должен исследовать. Формулировка проблемы включает не только социологическое знание. Одна из отличительных черт эмпирического социологического исследования -междисциплинарность. И поэтому, анализируя социальные проблемы, социологи обращаются к различным научным источникам, которые могут способствовать изучению конкретной проблемы. Этими научными источниками могут быть знания в области философии, экономики, политологии, демографии, психологии, права, педагогики и т.д. Знакомство с научной литературой, учебниками, справочниками, словарями, периодическими изданиями, просмотр и прослушивание специальных теле- и радиопередач, консультации со специалистами, обсуждения с коллегами, собственный научный и практический опыт -все это пригодится социологу, когда он осмысливает проблему, когда накапливает данные о ней. Игнорирование достижений других наук и пренебрежение опытом коллег ведет к одностороннему и субъективному подходу к изучению проблемы.
Разработка проблемы означает ее логический анализ. Обычно вначале появляется некоторая общая постановка вопроса, которая впоследствии уточняется и детализируется в наборе более конкретных формулировок. Логический анализ проблемы принято делить на 1) системный (или структурный) и 2) функциональный (или фактор- ный). Первый предполагает выявление и рассмотрение структуры (или системы) изучаемого явления, процесса. Проблема рассматривается как бы изнутри. Изучаемый процесс, явление расчленяется на составляющие части и выявляются их взаимосвязи и характер. При функциональном (факторном) анализе определяются факторы, воздействующие извне, со стороны на изучаемый процесс, явление. Это могут быть условия, которые способствуют, нейтрализуют или препятствуют развитию социального процесса или явления. Выявляются также связи и их механизмы, при помощи которых изучаемый процесс или явление включены в более крупные и сложные социальные процессы, системы. При этом необходимо классифицировать социальные обстоятельства, которые влияют на возникновение, функционирование и развитие изучаемого процесса или явления. Выявить степень влияния этих обстоятельств означает определить, какие из них являются первостепенными, решающими, значимыми, какие - второстепенными, побочными, незначительными. Конечно, при анализе проблемы невозможно охватить всю многообразность социального объекта и тех условий, в которые он существует, но глубокая логическая проработка, осмысление проблемы позволяют осуществить принципиально правильный подход. В эмпирическом исследовании после логического анализа проблемы можно четко сформулировать проблемную ситуацию. Чем четче и яснее мы осознали исследуемую проблему, тем лаконичнее и понятнее будет сформулирована проблемная ситуация. При анализе проблемы вырисовывается объект исследования. Под объектом в социологических исследованиях понимается область социальной действительности: социальные институты, группы, процессы, отношения, -которые содержат определенные социальные противоречия и на которые направлен процесс научного познания. В широком смысле слова объектом социологического исследования являются люди, объединенные в различные общности, группы, организации или вовлеченные в различные социальные процессы. Именно люди являются носителями определенной социальной проблемы. Например, исследуя проблему земельной реформы в Беларуси, мы
отнесем к объекту всех тех, кто олицетворяет социальное противоречие в названной области. Это могут быть реальные и потенциальные землепользователи и землевладельцы; законодатели, которые принимают законы о земле; представители государственных органов власти и управления, на местах занимающиеся решением земельных вопросов. Определение объекта эмпирического социологического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных характеристик. В разделе программы: "Объект исследования и его предварительный анализ" следует фиксировать следующие признаки объекта: 1) пространственный (страна, регион, город, предприятие и т.д.); 2) временной (период и сроки проведения исследования); 3) отраслевой (вид изучаемой деятельности - промышленность, коммерция, образование, культура и т.д.). Социальный объект, избранный для исследования, описывается как целостная система и рассматривается двояко: 1) как часть целого, т.е. проводится факторный (или функциональный) анализ, когда выявляются внешние факторы, влияющие на объект, условия его существования, функционирования, развития, в большей, чем он сам, системе; 2) как некое автономное целое, которое состоит из частей, т.е. проводится анализ внутреннего строения объекта (например, студенческая молодежь как социальный объект может быть рассмотрена как целостность, состоящая из мужчин и женщин, различных возрастных групп, разного социального происхождения; из людей, обучающихся в вузах разного профиля и т.д.). В первом случае объект является элементом более широкой системы и характеризуется внешними связями. Во втором случае объект представлен внутренним строением. Очень часто выбранный объект социологического исследования слишком велик в количественном отношении, чтобы он мог быть подвергнут сплошному обследо- ванию. При анализе объекта определяется хотя бы приблизительная величина генеральной совокупности, т.е количество элементов, имеющих какую-либо общую характеристику, которая относит их к исследуемой системе. Например, студенческая молодежь г. Минска представляет собой генеральную совокупность при исследовании какой-либо социальной проблемы, объектом которой она является. Предварительный анализ этого объекта покажет, что к данному объекту относятся все те, кто обучается в вузах и техникумах г. Минска. Сюда будут отнесены как девушки, тйк и юноши; как обучающиеся в государственных, так и в частных учебных заведениях; как первокурсники, так и пятикурсники и т.д. Чтобы иметь точные данные о количестве студентов, необходимо иметь статистические данные. Таким образом, мы получим представление о генеральной совокупности. Сплошное обследование не представляется целесообразным и не является необходимым. Возникает проблема определения выборочной совокупности. Эта исследовательская задача решается в процедурной части программы. В данном же разделе при анализе объекта определяется и описывается генеральная совокупность, фиксируется ее размер. С выделением объекта тесно смыкается и определение предмета социологического исследования. Предметом эмпирического социологического исследования являются наиболее существенные стороны, свойства и отношения объекта, познание которых необходимо для разрешения социальной проблемы. В предмете содержатся именно те стороны объекта, которые наиболее полно характеризуют возникшее в нем противоречие. Один и тот же объект может изучаться с позиции различных социальных проблем и, следовательно, предполагает множество предметов. Например, при изучении такого объекта, как молодые семьи г. Минска, может быть выделена в качестве предмета исследования такая сторона молодых семей, как успешность брачно-семейных отношений, или выполнение ими репродуктивной функции, или уровень конфликтности в семьях, или материально-бытовые условия их жизни и т.д. Предмет эмпирического социологического исследования означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае. Чаще всего предмет имеет сложную структуру. Предметом эмпирического исследования являются только те стороны, свойства и отношения реальных объектов, которые непосредственно поддаются описанию, классификации, доступны измерению путем статистического обобщения социальных факторов. И этим эмпирическое исследование отличается от теоретического, в котором в качестве предмета выступают абстрактные объекты, теоретические схемы и модели. Итак, есть проблема, сформулирована проблемная ситуация, выявлен носитель этой проблемы - объект. Затем исследователь-социолог (субъект исследования) выделяет в реально существующем объекте какое-то его свойство, определяет какую-то его сторону, которые обусловлены характером проблемы, тем самым обозначая предмет исследования. Социальная действительность настолько сложна и многообразна, что изучение ее в целом, "вообще", в принципе, невозможно. Поэтому, выделяя в объекте лишь что-то (определяя предмет), мы как бы проводим границы, в пределах которых будем изучать объект. Это преднамеренное упрощение объекта дает возможность рассмотреть выделенное качество, определенное свойство, интересующую нас характеристику достаточно подробно и пристально. Предмет социологического исследования предполагает, но, как правило, не совпадает с объектом. Объект и предмет лишь тогда могут совпадать, если необходимо познать всю совокупность закономерностей развития и функционирования конкретного социального объекта. Например, изучить основные закономерности формирования студенчества как социального слоя. Но здесь мы выходим уже на уровень заметного приращения знания к специальной социологической теории, т.е. выходим за рамки прикладного социологического исследования. Обычно предмет ограничивается в пространственном и временном отношении. Предмет эмпирического исследования является частью предмета теоретического социологического исследования. Переход от теоретического к эмпирическому осуществляется с помощью операциона-лизации выделенных понятий. Кроме этого, в результате структурирования предмета формируются гипотезы, которые выстраивают систему предположений о проблемной стороне объекта, той, которая изучается. Существуют некоторые правила по выбору и обоснованию предмета социологического исследования. Анализируя объект и выделяя для изучения одну из его сторон, необходимо сводить до минимума неопределенности во всех ставящихся познавательных задачах, во-первых. Во-вторых, предмет должен обладать относительной самостоятельностью. Это необходимо для построения и эмпирической проверки гипотез. В-третьих, выбор и обоснование предмета предполагает переход от эмпирического изучения к теоретическому способу познания, и наоборот. В-четвертых, результаты, полученные при изучении определенной стороны объекта на выборочной совокупности, могут быть перенесены на генеральную совокупность. Определив объект и предмет эмпирического социологического исследования, необходимо поставить цели и задачи исследования. Цель - это общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Решение проблемы всегда связано с теми или иными целями. Эмпирическое исследование ориентировано прежде всего на достижение практической цели, поиск алгоритмов решения тех или иных социальных проблем, выработку практических рекомендаций. В эмпирическом исследовании элемент новизны необязателен, возможно определенное "типовое" решение проблемы. Четкая формулировка цели - это важнейшее методологическое требование к программе. В эмпирическом исследовании цель должна быть обязательно согласована с заказчиком. В программе аналитического исследования цель должна преследовать не только описание структурных элементов изучаемого явления, процесса, но и направлена на выяснение причин и факторов, которые обусловили их возникновение, развитие и т.д. Если цели эмпирического социологического исследования не вполне ясны исследователям и представителям заказчика, на заключительном этапе между ними могут возникнуть разногласия. Для более четкого уяснения цели ее детализи- руют, и в программе на основе цели разрабатывается система основных и неосновных задач. Задачи исследования - это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. В наиболее общей форме задачи любого исследования состоят в получении нового знания. Так как социальные объекты - это сложные и многогранные системы, испытывающие влияние различных факторов, среди задач эмпирического исследования выделяют основные задачи, которые направлены на решение проблемы в целом, и неосновные (дополнительные), направленные на изучение отдельных сторон проблемы. Неосновные задачи могут ставиться также для подготовки будущих исследований и решения каких-то методические вопросов. Разделение задач на основные и дополнительные' позволяет социологам распределить свои силы и время, прежде всего сосредоточившись на решении главных (основных) задач. Постановка цели и задач обеспечивает системность и последовательность действий в социологическом исследовании. Следующий этап в разработке программы -выдвижение рабочих гипотез. Гипотезы - это предположительное суждение о структуре социальных объектов, характере связи их элементов, о возможных подходах к решению социальных проблем. Гипотеза как форма развития науки является также формой знания. Но в социологических исследованиях не всегда имеется необходимый запас теоретических знаний для изучения какой-то конкретной проблемы. Поэтому в эмпирических исследованиях социолог может довольствоваться так называемыми рабочими гипотезами. Рабочей принято называть такую гипотезу, которая является предварительным объяснением явления или процесса и пригодна для первого этапа изучения. В аналитических исследованиях гипотезы должны носить объяснительный характер. Если социологи имеют специальную социологическую теорию, в рамках которой исследуется проблема, их задача по выдвижению объяснительных гипотез значительно облегчается. Уже на стадии анализа предмета исследования вырисовывается общая гипотеза. Нередко она может быть слишком теоретичной. В эмпирическом исследовании такая гипотеза должна быть преобразована в ряд других, допускающих эмпирическую проверку. К построению гипотез предъявляются определенные требования. Гипотеза должна соответствовать теории (специальной или общесоциологической), быть научно обоснованной (т.е. не противоречить уже доказанному), иметь смысл в рамках изучаемой проблемы, должна проверяться эмпирическим путем, быть логичной, непротиворечивой. Гипотезы могут быть классифицированы по разным основаниям. По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-основания, которые могут не иметь прямых эмпирических признаков, и гипотезы-следствия, понятия которых должны быть соотнесены с эмпирическими индикаторами. По содержанию предположений гипотезы делятся на описательные (о свойствах объекта, характере связей отдельных элементов объекта, степени тесноты связи взаимодействия), объяснительные (о причинно-следственных зависимостях), прогнозные (раскрывающие тенденции и закономерности развития объекта). По степени разработанности гипотезы бывают первичными (выдвинутыми до сбора эмпирических данных) и вторичными (откорректированными или выдвинутыми вновь на стадии обработки и анализа информации). Основная трудность формулирования гипотез заключается в соотнесении их с целями и задачами исследования и разработке однозначных высказываний, которые имеют ясные и точные понятия. Последний раздел методологической части программы озаглавливается: "Основные понятия, их интерпретация и операционализация". При разработке программы важно выделить основные понятия. Это происходит при анализе проблемы и предмета исследования. Структурирование социального явления происходит через выделение определенных абстрактных понятий, которыми обозначается предмет. Например, при изучении политической активности студентов предметом является "политическая активность" студенчества. Это довольно абстрактное понятие будет использоваться в гипотезах, когда выдвигаются предположения, в частности, о том, что политическая активность, ее степень зависят от социально-демографических признаков. Однако, чтобы проверить эту гипотезу, нужно через ряд процедур низвести входящее в нее основное понятие "политическая активность" до такого уровня детализации, который позволил бы проверить ее эмпирическим способом. Такое разложение (расчленение) абстрактного понятия осуществляется поэтапно. Первый из них - интерпретация. На этом этапе логического анализа основного понятия происходит его теоретическая трактовка. Сложность интерпретации заключается в неоднозначности имеющихся толкований одного и того же понятия в различных научных источниках, на различном уровне абстракции понятий. Ошибочная интерпретация понятия может нарушить логику исследования, увести в сторону от поставленной цели. Формирование понятий с помощью определений (дефиниций) означает установление их отношений с родовыми признаками, которые отражают общее и существенное в изучаемых социальных явлениях и процессах. Определение основных понятий имеет принципиальное методологическое значение для эмпирического социологического исследования. Их правильное включение в исследовательский процесс - трудная, но очень важная задача при анализе проблемы. Чаще всего основное понятие содержит в себе другие, более частные понятия, которые являются менее абстрактными. В таких случаях необходимо из основного понятия вычленить его составляющие, т.е. более "частные" понятия, которые в него входят. Следующий этап работы с понятиями - операцио-нализация, т.е. дальнейшее членение и детализация понятия до уровня однозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни (другими словами, эмпирических индикаторов). В аналитическом исследовании осуществляется два вида операционализации: структурная и факторная {в описательном - только структурная). Структурная операционализация означает расчленение основного понятия на составляющие элементы -главные признаки предмета исследования. Факторная операционализация предполагает выявление и анализ предполагаемых причин, определяющих характер изучае- мого явления. Этот вид операционализации является основным в аналитическом исследовании. В ходе интерпретации и операционализации осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Таким образом, весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операциональным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных. На этом заканчивается работа над первой (методологической) частью программы и начинается работа над второй ее частью. Процедурная часть программы включает методику и технику исследования, т.е. описание способов сбора, обработки и анализа социологической информации. Как правило, эмпирическое исследование проводится на выборочной совокупности. Тип и способы выборки напрямую зависят от вида исследования, его целей и гипотез. Наиболее строгие требования предъявляются к выборкам в аналитическом исследовании, и главное из них -репрезентативность: свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности. Для того, чтобы добиться этого, нужно строго соблюдать правила выборки. Элементы выборочной совокупности, которые подлежат изучению, называются единицами анализа. Это могут быть как отдельные индивиды, так и целые группы, если в них проводится сплошное обследование. Если выборка осуществляется в несколько этапов, элементы отбора на каждом из этапов называются единицами отбора. Выборочный метод основан на двух принципиальных посылках: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта исследования и на правомерности выводов о целом на основании рассмотрения его части, которая по своей структуре является микромоделью целого (генеральной совокупности). Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание, каким образом это будет производиться, с использованием каких пакетов прикладных программ для ЭВМ. Таким образом, программа - это своего рода лоция, которая организует и направляет в определенное русло исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы требует высокой профес Выборочный метод
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|