Современные учения об обосновании государства
Учения об обосновании государства разрабатывались не только в древности. В наше время так же создано несколько теорий обоснования государства. В этой главе я остановлюсь на некоторых из них.
Расовая теория
Представителями расовой теории считаются Ж. Гобино и Ф. Ницше. Теория говорит о том, что человеческие расы не равны - их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими, поэтому они претендуют на роль властителей во всем мире, они призваны господствовать, навязывать волю остальным группам людей, не относящихся к представителям высшей расы. Государство необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, поэтому они могут быть объектом господства. Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Теорию Ницше попытался воплотить на практике А. Гитлер, и последствия этого воплощения известны всем. Если посмотреть на данную теорию с опорой на современные ценности, то, я считаю, нет никаких оснований делить расы на высшие и низшие. Разность в уровне исторического развития рас и народов зависит от объективных факторов и прежде всего от природно-климатических. Но такое различие - это основание не для командования над менее развитыми народами, а для помощи им и поддержки их.
Инцестная (половая) теория
Инцестную теорию выдвинул французский социолог К. Леви-Стросс. Посвятив свою жизнь исследованию развития первобытного общества, он обосновал идею о том, что историческое введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явилось исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшего в дальнейшем к возникновению государства. Поддержание запрета инцеста требовало в свою очередь наличие особой группы людей, которые бы занимались, во-первых, контролем за соблюдением запрета, а, во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. Именно таким образом постепенно и происходило образование государственной структуры.
Анализируя эту теорию, нельзя не отметить, что Леви-Стросс исходил из непреложного исторического факта, что общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака. Запрет инцеста был выходом общества из длительного исторического периода его развития, показавшего, что кровосмешение ведет к вырождению рода, ставит его на грань гибели, что запрет инцеста может устранить эту гибельную опасность. Сам по себе этот запрет добровольно исполнялся не всеми членами первобытного общества, и во многих случаях необходимо было применять принуждение. Однако сторонники инцестной теории не принимают во внимание момент, что не только в особенностях воспроизводства человека заключен прогресс человечества в целом. По моему мнению, инцестная теория не способна дать полное обоснование государства. Классовая теория
Представителями классовой теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Наиболее полно эта теория изложена Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно классовой теории государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Ф. Энгельс подчеркивал, что государство никоим образом не представляет собой силы, навязанной обществу. «Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество… раскололось на непримиримые противоположности... А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила… есть государство». Энгельс оценивает государство как «машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса». Однако, «классы исчезнут… исчезнет неизбежно и государство».
Без сомнения, классовая теория имеет множество положительных черт. Справедливо подчеркивается, что материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда повлияли на появление государства. Но данная теория имеет свои недостатки. Не отвергая важности экономического фактора в процессе возникновения государства, хочется отметить, что не только экономические изменения повлияли на образование государства. Есть еще политические, идеологические (религиозные), военные и психологические факторы. Свой вывод о классовой борьбе Энгельс делал, ориентируясь в основном на европейский регион. Но можно ли тогда нарисовать полную картину государства, обосновать его? Думаю, что нет.
Диффузионная теория
Автором диффузионной теории является немецкий ученый Гребнер. Государство, согласно этой теории, возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался. Процесс смешения народов носит объективный характер и идет все более ускоренными темпами с развитием общества в целом. Распространение и усвоение опыта управления большими социальными образованиями с помощью государства - это всего лишь одна из сторон конвергенции, т.е. сближения народов и их взаимообогащения. Диффузионная теория имеет свои достоинства. Ее автор говорит, что разные народы приобретают исторический опыт в разное время, движутся к единой цели (повышение благосостояния людей и качества их жизни) как бы с разной скоростью. Появление государственности - это одна из стадий человеческого развития на пути достижения этой цели. Вполне понятно, что народы, уже вступившие на путь развития государственности, делятся своим опытом, помогая другим странам, идущим сзади, преодолевать этот путь быстрее.
Вместе с тем нельзя не видеть недостатков, присущих диффузионной теории. Если согласиться с тем, что многие народы построили свою государственность, используя государственно-правовой опыт других стран, то не понятно, как появилось государство впервые - перенять опыт государственного управления ведь было неоткуда и не у кого. Также, нельзя не отметить, что глубинного обоснования государства диффузионная теория все же не дает. Одним словом, диффузионная теория не может претендовать на роль универсальной и всеобъемлющей. Существуют и другие теории обоснования государства, но объем работы не позволяет рассмотреть их подробно. Современные учения во многом схожи с классическими, древними теориями. Они также связывают государство с человеком, с его потребностью в объединении, в высшей власти над собой. Однако и они не могут в полной мере обосновать надобность государства для индивида. Каждая теория имеет свои достоинства и недостатки, но сама по себе не может являться универсальной. Все эти теории должны рассматриваться в совокупности, только тогда мы сможем обосновать государство.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|