Обобщенный анализ основных теорий обоснования государства
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В предыдущих главах я рассмотрела основные теории обоснования государства. Правовые теории: патриархальная, патримониальная, договорная; неправовые теории: теологическая, этическая, психологическая, теория силы; современные теории: расовая, инцестная, классовая, диффузионная. В этой главе я проведу обобщенный анализ изученных мной теорий и сделаю определенные выводы об их состоятельности. Правовые и неправовые, а также современные теории имеют ряд сходных признаков как внутри своих «подгрупп», так и между ними, имеют они и существенные различия. Все правовые теории обосновывают государство с позиций права, смотрят на него с юридической точки зрения. Патриархальная, патримониальная и договорная теории основываются на том, что государство произошло в результате сознательных действий людей. В патриархальной - это объединение родов под единой властью старейшего. В патримониальной - это ограждение и охрана человеком собственности. В договорной - это добровольное соглашение между всеми людьми о создании государства для определенных общих целей. Обоснование государства с позиций права выглядит в этих теориях следующим образом. В патриархальной теории власть отца основывается на отцовском авторитете и на социальных (правовых) нормах, также установленных главой семейства. В патримониальной теории создаются определенные нормы, охраняющие собственность и поддерживающие государственную власть. В договорной теории само государство появляется благодаря праву - люди заключают между собой договор (элемент гражданского права). Патриархальная теория имеет сходные черты с теологической (неправовой) теорией. Оба учения основываются на высшей власти: в патриархальной - вождь является отцом всех подданных, в теологической - Бог так же считается отцом всего, что существует в мире.
Все неправовые теории пытаются отойти от связи государства с правом и обосновать его с других позиций. В частности теологическая теория связывает государство с Божественными началами, объясняя его как нечто, установленное свыше. Этическая теория обосновывает государство нравственными принципами, а психологическая теория пытается показать связь государства с психическими переживаниями и действиями человека. Теория насилия говорит об обосновании государства с точки зрения внутренних и внешних конфликтов, применения силы одних людей к другим. Описанные теории, конечно, вполне имели основания считаться достоверными в то время, когда создавались. Однако сейчас они выглядят утопично. К примеру, теологическая теория не является научной, потому что заведомо опирается не на знания, в их обычном понимании, а на веру в Бога. Ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании Бога. Хотя нельзя оспорить тот факт, что в наше время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикан. Если глубже рассмотреть теорию силы, то мы поймем, что и она сейчас не совсем исчезла. Сила имеет большое значение в современных властных отношениях. Что касается современных теорий, они являются более рациональными по сравнению с классическими. Эти учения основываются на научных исследованиях и опираются на практический опыт. Расовая теория обосновывает государство с точки зрения неравенства людей по расовому критерию; государственная власть находится в руках высших рас. В данной теории прослеживаются черты, сходные с теорией силы и классовой теорией. Однако она представляется мне неприемлемой, так как современные ценности основываются на толерантности, запрещают жесткое разделение людей по расовому, национальному и иным признакам. А расовая теория пропагандирует именно неравенство, основанное на расовом признаке.
Инцестная теория говорит о необходимости государства для поддержания исполнения запрета на кровосмешение. С помощью своей принудительной силы государственная власть достигает поставленных целей. По-моему, вполне разумный и обоснованный взгляд на государство. Классовая теория схожа с теорией силы. Государство обосновывается как средство для подавления сопротивления недовольных, то есть для применения насилия. В обеих теориях упор делается на силу. Классовая теория имела большое влияние на общество и государство XX века. Тогда в мире господствовали революционные настроения, отовсюду звучали слова о классовом неравенстве, о борьбе одних классов с другими. Однако в наше время такого понятия как класс не существует в принципе. У нас нет разделения людей на различные антагонистические группы, хотя имущественный критерий все же вкладывается в социальную дифференциацию общества. Как бы то ни было, классовая теория в современном мире утратила свою значимость, но обоснование государства, которое дает это учение, вполне имеет право на жизнь. Диффузионная теория исходит из передачи опыта от одного государства другому, из правил взаимопомощи и поддержки. Это учение широко распространено в современном мире. Для целей, описанных диффузионной теорией обоснования государства создаются различные международные организации, проводятся встречи глав различных государств, на которых они решают, как будут помогать друг другу в развитии, передавать свои навыки в управлении. Однако в данной теории нет отчетливого обоснования государства, в ней рассказываются только функции и цели деятельности. Все описанные современные концепции обоснования государства могут считаться научными, а некоторые (в частности, классовая теория) официально признаны таковыми. Хотя их научность во все времена оспаривалась противниками и будет еще не раз подниматься спор относительно их состоятельности. Дело в том, что меняются ценности, меняются условия жизни, приобретаются новые знания об обществе и т.д. Все это влияет на взгляды ученых и побуждает их выдвигать новые теории обоснования государства, оспаривая и опровергая классические.
Все изученные теории имеют право на существование, однако ни одна из них не может претендовать на абсолютную достоверность и универсальность. Каждая из этих теорий является лишь определенной ступенькой к познанию истинной ценности государства, к его точному обоснованию. Попытка обобщения и осмысления рассмотренных теорий в рамках одной универсальной теории вряд ли возможна. Каждое из этих учений раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства и его обоснования. Все разнообразие теорий обоснования государства можно объяснить известным выражением Публия Теренция: «Quot homines tot sententiae».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теории о происхождении и обосновании государства стали возникать вместе с самим государством, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Во все времена ученых интересовал вопрос, как обосновать государство. Проблема заключалась в том, что надо было объяснить необходимость государства для общества не только себе, но и своим современникам. В различные исторические эпохи существовали разные взгляды, что объяснялось сменой ценностей, приобретением новых знаний. Влияли также и происходящие в обществе явления, исторические события. Все это подталкивало исследователей искать новые обоснования государства, оспаривая и опровергая классические. Целью моей работы было изучение различных подходов к обоснованию государства и составление наиболее полной картины о природе государства. На протяжении всего исследования я рассматривала разные взгляды ученых, изучала их труды, в которых они обосновывают государство. За основу была взята работа Г. Еллинека «Общее учение о государстве». Проанализировав полученные данные, мне удалось сформировать свое целостное представление о государстве. Государство возникло под влиянием набора факторов: экономических, социальных, психологических, военных, правовых, религиозных, этических и др. Развивалось и функционировало на протяжении долгих веков государство также под влиянием исторических фактов, событий, явлений и ценностей того общества. Обосновать государство однозначно не представляется возможным. Однако наиболее полным выглядит объяснение государства как своеобразной организации, сосредоточивающей в себе важнейшие функции, связанные с жизнью общества. Государство должно представлять интересы всех слоев, защищать их от внешних посягательств. Государство необходимо каждому человеку для нормального существования в обществе, вне государства люди не могут организоваться, не могут реализовывать свои потребности и т.д. «Вне государства в силу своей природы человек находиться не может. Вне государства может находиться либо недоразвитое в нравственном отношении существо, либо сверхчеловек, то есть либо животное, либо божество» (Аристотель). Таким образом, государство является основной ячейкой общества, в которую заключены и с которой напрямую связаны все остальные части.
Используя описанные в начале работы методы, мне удалось достигнуть поставленной цели. Эта работа помогла мне в понимании необходимости существования государства, благодаря ей я узнала, как отзывались о государстве известные мыслители. У меня сложилось собственное мнение по вопросу обоснования государства. Работа выполнена в соответствии с намеченным планом, цель работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1991. - 623 с. 2. Еллинек Г. Общее учение о государстве. Право современного государства. Т. 1 / Под ред. С. И. Гессена - 2-е изд., испр. и доп. - С-Пб.: Изд-е Н. К. Мартынова, 1908. - 626 с. . Локк Дж. Два трактата о правлении / Локк Дж. Сочинения: В 3 т. - Т.3. - М.: Мысль, 1988. - С. 135-406. 4. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 608 с. . Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. - 416 с. . Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. / Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - 639 с. . Венгеров А. Б. Происхождение государства / Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. для юр. вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - Гл. 2. - С. 13-30. . Кашанина Т. В. Теории происхождения государства / Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Учебное пособие - М.: Высш. шк., 2004. - Гл. 2. - С. 46-92. . Марченко М. Н. Происхождение государства и права / Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2011. - Гл. 5. - С. 97-149. 10. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: учеб. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 1998. - 736 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|