Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ступени Божественной любви




 

вишвам йад этат сва-танау нишанте

йатхавакашам пурушах паро бхаван

бибхарти со йам мама гарбхаго бхуд

ахо нр-локасйа видамбанам хи тат

 

«Во время разрушения весь космос вместе с созданными движущимися и неподвижными существами входит в Твое трансцендентное тело и без труда удерживается там. Но теперь этот трансцендентный образ родился из моего лона. Люди не поверят в это и будут насмехаться надо мной».

 

Комментарий Его Божественной милости

А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:

 

Как объясняется в «Чайтанья-чаритамрите», любовное служение Верховной Личности Бога бывает двух видов: айшварья-пурна, исполненное благоговения, и айшварья-шитхила, без благоговения. Настоящая любовь к Богу начинается с айшварья-шитхилы, которое основано лишь на чистой (ни чем не мотивированной) любви.

 

преманджаначхурита-бхакти-вилочанена

сантах садайва хрдайешу вилокайанти

йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Брахма-самхита 5.38

«Чистые преданные, чьи глаза умащены бальзамом премы, духовной любви, желают видеть Верховную Личность Бога в облике Шьямасундары, Муралидхары, в руках которого покоится флейта. Этот образ легко доступен жителям Вриндаваны, поскольку они любят Верховную Личность Бога как Шьямасундару, а не как Господа Вишну или Господа Нараяну, которому поклоняются жители Вайкунтхи, очарованные его богатствами. Хотя Деваки не находится на уровне Вриндаваны, ее положение близко к нему. На уровне Вриндаваны матерью Кришны является Яшода, а в Матхуре и Двараке мать Кришны – Деваки. В Матхуре и Двараке любовь к Господу Кришне смешана с восхищением Его богатствами, но во Вриндаване богатства Верховной Личности Бога скрыты.

Существует пять ступеней в любовной служении Верховной Личности Бога – шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Деваки находится на уровне ватсальи. Желая иметь отношения с Кришной в настроении родительской расы, она просила Верховную Личность Бога убрать Свой образ Вишну, в котором проявлены все Его богатства. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур очень хорошо разъясняет этот факт в своем объяснении данного стиха.

Бхакти, Бхагаван и бхакта не принадлежат к материальному миру. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (14.26):

мам ча йо вйабхичарена

бхакти-йогена севате

са гунан саматитйаитан

брахма-бхуйайа калпате

 

«Тот, кто занят духовной деятельностью в чистом преданном служении, мгновенно превосходит свойства материальной природы и возвышается до духовного уровня».

С самого начала своей деятельности в бхакти человек закрепляется на трансцендентном уровне. Поэтому чистые преданные Кришны Васудева и Деваки находятся за пределами материального мира и не подвержены материальному страху. Однако и в трансцендентном мире существует похожая концепция, концепция трансцендентного страха, возникающего из-за сильной любви.

Как утверждается в «Бхагавад-гите» (бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах) и подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (бхактйахам экайа грахйах), без бхакти невозможно понять духовное положение Господа. Бхакти можно рассмотреть в трех состояниях, называемых гуни-бхута, прадхани-бхута и кевала; и в соответствии с этими состояниями существует три разделения, называемые джнана, джнана-майи и рати или према, то есть простое знание, любовь, смешанная со знанием, и чистая любовь. Благодаря простому знанию можно воспринимать однородное трансцендентное блаженство, лишенное разнообразия. Это восприятие называется мана-бхути. Достигнув ступени джнана-майи, человек осознает трансцендентные богатства Личности Бога. Но, достигая состояния чистой любви, он видит Господа в Его трансцендентных формах – как Господа Кришну или Господа Раму. Это и есть желанное состояние чистой и совершенной любовной преданности Богу. Привязанность к Личности Бога особенно сильно проявляется в мадхура-расе; тогда становятся возможными близкие любовные взаимоотношения между Господом и Его преданным.

Особое значение того, что Кришна во Вриндаване держит в руках флейту, описывается как мадхури (сладость). Образ Господа с флейтой в руках наиболее привлекателен, и в высшей степени Он привлекателен для Шримати Радхарани, Шри Радхики. Она наслаждается высочайшим блаженством общения с Кришной. Иногда люди не могут понять, почему имя Радхики не упоминается в «Шримад-Бхагаватам». На самом же деле Радхику можно обнаружить в слове арадхана, которое указывает на то, что Она наслаждается высочайшими любовными отношениями с Кришной.

Думая, что люди не поверят тому, что она родила Самого Господа Вишну и будут смеяться над ней, Деваки хотела увидеть Кришну в образе обычного младенца с двумя руками и поэтому просила Его изменит Свой облик.

 

Объяснение Шрилы Гоур Говинды Свами:

 

Шрила Прабхупада написал здесь в одной строке: «Бхакти, Бхагаван и бхакта не принадлежат к материальному миру». Это очень важная строка, которая нуждается в подробном объяснении. Но чтобы объяснить ее, потребуется много дней.

 

Отказ от шанта-расы

 

У Деваки есть некоторый страх. Она говорит: “Люди не поверят в это и будут смеяться надо мной”. Шрила Прабхупада комментирует: “Зная, что люди не поверят в то, что у нее родился Вишну и будут смеяться над ней, Деваки просила Господа изменить облик и принять образ обычного младенца с двумя руками”. Ее страх – признак сильной любви. Есть разница между ватсалья-расой Деваки-Васудевы и ватсалья-расой Нанды-Яшоды. Прабхупада говорит здесь, что на уровне Матхуры и Двараки любовь к Господу смешана с восхищением Его богатствами, джнана-айшварья. Но во Вриндаване или Враджа-бхуми есть только кевала-бхакти – чистая бхакти. Там нет примеси джнаны и айшварьи. Когда примешиваются джнана и айшварья, любовь уменьшается.

Об этом говорится в “Чайтанья-чаритамрите” (Мадхья-лила, 19.183-184)

 

бхакта-бхеде рати-бхеда панча паракар

шанта-рати, дасйа-рати, сакхйа-рати ар

ватсалйа-рати, мадхура-рати, - эй панча вибхед

рати-бхеде кршна-бхакти-расе панча бхед

 

“Согласно восприятию преданного его привязанность к Господу может относиться к одной из пяти категорий – шанта-рати, дасья-рати, сакхья-рати, ватсалья-рати и мадхура-рати. Эти пять категорий возникают из-за различных видов предпочтений (вкусов). Трансцендентные вкусы, обретаемые в преданном служении, бывают также пяти видов».

Бхакта-бхеде рати-бхеда панча паракар – согласно разделению рати и бхакт, кршна-бхакти-раса проявляется в пяти разновидностях – панча-вибхеда: шанта-рати, дасья-рати, сакхья-рати, ватсалья-рати и мадхура-рати. Шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура – это пять основных вкусов, но Махапрабху отбросил шанту. Он сказал: чари бхава-бхакти дийа начаму бхувана – «Давая четыре расы: дасью, сакхью, ватсалью и мадхуру, Я сделаю так, что весь мир будет танцевать в экстазе», («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.19). У Махапрабху нет шанта-расы.

Почему Он отбросил шанту? В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 19.218) Кавираджа Госвами объясняет:

 

шантера свабхава – кршне мамата-гандха-хин

парам-брахма-параматма-джнана правин

 

«Природа шанта-расы такова, что в ней нет даже капли близости. Скорее в ней преобладает знание о безличном Брахмане и локализованной Параматме».

В шанта-расе нет маматы, нет любви. Шанта-бхакты говорят о параматме и парам брахме. Они никогда не говорят о личностных проявлениях Господа.

Когда темой обсуждения становится чистая любовь, то появляются все личные имена и формы Господа, такие как Кришна, Говинда, Яшоданандана, Муралидхара, Гиридхара-дхари, Гопиджана-валлабха, Гопинатха, Гопиканта, Мадана-мохана и Говинда. Шанта-раса не личностна. Поэтому Махапрабху отбросил ее.

Кто такие шанта-бхакти?

 

шанта-бхакта – нава-йогендра, санакади ар

дасйа-бхава-бхакта – сарватра севака апар

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.189

 

Девять Йогендров и четыре Кумара – это примеры шанта-бхакт. Примеры преданных в дасья-бхакти бесчисленны, поскольку такие преданные есть повсюду.

Четыре Кумара – это шанта-бхакты. Они являются джнани, параматма-джнана правин – очень сведущими в познании и выдающимися личностями среди преданных в шанта-расе.

 

Дружеская любовь

 

сакхйа-бхакта – шридамади, пуре бхимарджуна

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.190

 

Во Вриндаване примерами преданных, имеющих дружеские отношения с господом, могут быть Шридама и Судама, а в Двараке друзья Господа – Бхима и Арджуна.

Есть два вида сакхьи – самбхрама-сакхья и вишрамбха-сакхья. На Вайкунтхе существует только две с половиной расы: шанта, дасья и половина сакхи, то есть самбхрама-сакхья. Сакхья, смешанная с благоговением и почтением, называется самбхрама-сакхья. Ее достигают на Вайкунтхе и в Айодхье. Чистая сакхья без благоговения и почтения находится во Враджа-бхуми. У Субалы и Шридамы нет страха и почтения. Они забираются на плечи Кришны, дерутся с Кришной и выхватывают пищу у Кришны изо рта. Кришна тоже хватает пищу из ртов мальчиков–пастушков. Там нет благоговения и почитания. Но в любви Бхимы и Арджуны присутствует благоговение и почтение. Когда Кришна явил Свою гигантскую устрашающую вселенскую форму перед битвой на Курукшетре, Арджуна был напуган, бхита-бхита пранамйа – от страха он приносил почтительные поклоны спереди, сзади, слева и справа. («Бхагавад-гита», 11.35). В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 19.198) сказано:

 

кришнера вишва-рупа декхи арджунер хайла бхай

сакхйа-бхаве дхарнитйа кшамапай карйа винай

 

«Когда Кришна явил Свою вселенскую форму, Арджуна стал очень почтительным с Ним. Он просил прощения у Кришны за пренебрежительное отношение к Нему, тому, кого прежде считал своим другом».

Арджуна молился Кришне, хе кршна хе йадава хе сакхети – «Я обращался к Тебе, «О Кришна, О Ядава, О друг мой!» Вихара-шаий-асана – «Мы ели и спали вместе. Иногда я шутил с Тобой. Ты – такой великий, такой устрашающий. Я виноват! Пожалуйста, прости меня». Арджуна молил Кришну о прощении. В благоговении и почтении присутствует страх. Но у Судамы и Субалы нет благоговения и почтения. Их отношения с Кришной – это вишрабха-сакхья. Они говорят, Туми кено бара? На, туми ами саман – «О Кришна, чем Ты лучше нас? Нет! Мы с Тобой равны!» Они борются с Кришной, играют с Кришной, залезают Кришне на плечи, выхватывают пищу изо рта Кришны, а Кришна хватает пищу из их ртов. Так где же благоговение и почтение?

Вибхишана и Сугрива – это тоже сакхья-бхакты, но они побаиваются Господа Раму. Бывает так, что они не решаются подойти к Нему. В них есть страх и почтительность. Но Шридама и Субала – Враджабхуми-сакхи; не боятся Кришну. Они подобны частям тела Кришны. Если ваша стопа касается вашего же тела, вас это не смутит и не напугает. Но если вы нечаянно коснетесь стопой тела другого человека, то станете просить прощения: «Ох, дандаваты, извините меня, я виноват». Аналогично, Шридама и Субала подобны частям тела самого Кришны. Такова вишрамбха-сакхья. В ней нет благоговения и почтения. Это частая сакхья.

 

Родительская любовь

 

ватсалйа-бхакта – мата пита, йата гуру-джан

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.190

 

Во Вриндаване преданные, имеющие родительскую любовь, - это мать Яшода и отец Нанда Махараджа, а в Двараке родители Господа – Васудева и Деваки. Есть и другие старшие, которые преданы Господу в родительской любви.

Васудева и Деваки находятся в ватсалйа-расе. У Нанды и Яшоды тоже ватсалья-раса, но между ними есть разница. Когда Кришна появился в тюрьме Камсы, Он предстал в четырехруком облике, и Васудева с Деваки возносили молитвы.

 

васудева-девакира кршна чарана вандила

аишварйа-джане дунхара мане бхайа хайла

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.196

Когда Кришна вознес молитвы лотосным стопам Своих отца и матери, Васудевы и Деваки, они оба почувствовали благоговение, почтительность и страх из-за знания о его величии.

Когда Кришна явился в четырехруком облике в тюрьме Камсы, Васудева и Деваки возносили молитвы, потому что их ватсалья-раса смешана с джнаной и айшварьей. Они боялись и поэтому возносили молитвы. Но Нанда и Яшода никогда не молились Кришне. Когда Кришна был малышом двух-трех лет, Когда Он едва-едва начал ходить, Нанда Махараджа говорил Ему: «Кришна, принеси мои деревянные сандалии». И Кришна приносил их, ставя Себе на голову. Нанда и Яшода никогда не кланялись Кришне и не молились ему.

Акрура забрал Кришну с Баларамой в Матхуру, и Кришна не мог вернуться. Все Враджа-васи ощущали острую боль разлуки с Кришной, и Кришна в Матхуре тоже думал о них. Это чистая любовь. Днем и ночью Кришна постоянно думал о сильной чистой любви жителей Враджа-бхуми, Своих отца и матери, мальчиков-пастушков и в особенности гопи во главе с Радхарани. Кришна всегда думал о том, как помочь Своим преданным, как утешить их. И тогда Он послал Уддхаву: «Поезжай во Враджа-бхуми и передай это послание любви».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...