Почему Кришна покинул гопи
Према – это пятая пурушартха, высшая цель жизни. Чтобы вознести эту чистую любовь на недосягаемый уровень, Кришна покинул Вриндавану, оставив Радхарани и Ее гопи страдать от острых мук разлуки. Чувство разлуки (вираха) – высочайшая ступень развития премы. Вираха поддерживает жизнь в преме, без нее прему постигнет акалах-мритью – безвременная смерть. Вот почему Кришна уехал в Матхуру, а затем в Двараку. Так проявилась Его величайшая милость: это позволило гопи испытать боль (сладость) разлуки с Ним. Вираха означает «разлука на внешнем уровне и встреча – на внутреннем». В то время, как милана (встреча) означает «встреча на внешнем и разлука на внутреннем уровне». Поэтому вираха – высочайшая ступень развития премы. Гопи и Махапрабху испытывают эту бхаву – острую разлуку с Кришной. Кришна пришел как Гаура, чтобы испытать Самому любовь Радхарани (радхаях праная-махима кидришах). Так исполнилось три Его желания.
шри-радхайа пранайа-махима кидришо ванайаива-свадйо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах саукхйа часйа мад-анубхаватах кидришам вети лобхат тад-бхавадйах самаджани шачи-гарьха-синдхау хариндух «Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6 «Желая постичь славу любви Радхарани, удивительные качества Кришны, которыми способна наслаждаться только Радхарани благодаря Своей любви, и счастье, которое Она испытывает от сладостной любви Кришны, Верховный Господь Хари принял Ее настроение и явился из лона Шримати Шачи-деви, подобно тому, как луна восходит из океана».
Почему гопи выходят замуж?
Шрила Рупа Госвами в «Уджджвала-ниламани» (19 глава, «Кришна-валлабха») описывает, как темной ночью, услышав звуки флейты, гопи бегут к Кришне через джунгли Вриндаваны. В это время Йогамайя создает их иллюзорные тела-копии, которые остаются дома вместе с мужьями. Таким образом, мужья ни о чем не подозревают.
Без паракия-бхавы вкус любви будет неполным. Для того, чтобы испытать паракия-расу, гопи выходят замуж. Однако на самом деле Кришна – их единственный муж. Поэтому Кришну называют Гопинатха, Гопикантха, Радханатха, Радхаканта – единственный господин и повелитель Радхарани и гопи. Большинство преданных не могут сейчас понять эти возвышенные предметы. Они должны просто слушать.
джайа джайоджджвала-раса сарва-раса-сар паракийа-бхаве джаха браджете прачар «Шри Враджа-дхама-махимамрита»,10 «Слава, слава сладостным отношениям возлюбленных, которые превосходят все другие расы и которые Кришна устанавливает во Врадже в форме божественной паракия-бхавы».
Расхождения во мнениях Дживы Госвами и Вишванатхи Чакраварти
Существует некоторое расхождение во мнениях Дживы Госвами и Вишванатхи Чакраварти Тхакура относительно паракия- и свакия-бхавы, иными словами, относительно вопроса, выходят ли гопи замуж за Кришну (паракия-бхава относится к тайнам любовным взаимоотношениям с Кришной, когда Его возлюбленная находится замужем за другим мужчиной. Свакия-бхава относится к легитимным супружеским любовным взаимоотношениям к Кришной, таким, как например, у цариц Двараки). По мнению Шрилы Дживы Госвами, в праката-лиле (проявленных играх Кришны в материальном мире) гопи являются паракия-канта, то есть выходят замуж (не за Кришну). Джива Госвами утверждает, что эта паракия-бхава временна. В апраката-лиле (на Голоке Вриндаване) они все замужем за Кришной (свакия-канта). Однако мнение Шрилы Вишванатхи Чакравартипады таково: как в праката-, так и в апраката-лиле Враджа-гопи являются паракая-канта. Он приводит в доказательство следующие доводы. На уровне свакия-бхавы проявляется саманджаса-рати – состояние, характерное для цариц-жен Кришны, таких, как Рукмини и Сатьябхама. Враджа-гопи же находятся на уровне самартха-рати, поэтому во всех лилах проявляют паракия-бхаву. Это единственное расхождение между Дживой Госвами и Вишванатхой Чакраварти Тхакуром. Но это расхождение имеет определенный смысл.
Как гопи обрели Кришну
Как Враджа-гопи обрели Кришну? Ведь они не изучали шастры, не совершали аскетических подвигов, не давали суровых обетов, которым следовала, например, Адити (пайо-врата-видхи), не следовали строгой садхане. Им удалась обрести Кришну только благодаря сат-санге. Обычно под сат-сангой мы позразумеваем общение с садху. Но в данном случае сат-санга – это общение с Криной, возможность иметь Его постоянный даршан. Другое значение этого слова в данном контексте – общение с нитья-преяси, вечно освобожденными гопи, самыми близкими спутницами Кришны. Кто же из них самая лучшая?
Радха выше Чандравали
Шрила Рупа Госвами в «Уджджавала-ниламани» писал: радха мадхава дева мадхаве наива радхика. «Из всех Его возлюбленных для Кришны нет никого дороже Радхарани». Он объясняет, что любовь Радхарани, Ее рати, называется мадху-снеха. Она подобно меду, который при нагревании густеет и становится слаще. Рати Чандравали называется гхрита-снеха. Она подобна гхи, которое при нагревании плавится и становится жидким. Такова разница между рати Радхарани и Чандравали (Когда девушка питает почтение к своему возлюбленному, ее снеха сравнивается с гхи (гхрита-снеха): благоговение и уважение прохладны и тверды, словно гхи. Точно так же, как масло само по себе не очень вкусно, но приятно лишь, когда его смешивают с другими продуктами, гхрита-снеха приятна только в соединении с другими состояниями экстатической любви. Мадху снеха характеризуется сильным чувством обладания по отношения к возлюбленному. Это состояние полно сладости и действует опьяняюще на возлюбленных, поскольку содержит в себе бесчисленные вкусы любовных отношений; по этой причине его сравнивают с медом (мадху)). Есть две группы гопи (ютхи). Одну возглавляет Чандравали, а другую – Радхарани. Каждая ютха делится, в свою очередь, на более мелкие группы. Эти группы возглавляют ютхешвари – такие гопи, как Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха и другие. Существует бесчисленное множество (ананата) гопи, сакхи и манджари. Как в группе Радхарани, так и в группе Чандравали – коти (санскрит – 10 миллионов) и коти, кроры (бенгали – 10 миллионов) и кроры (миллионы и миллионы) гопи. Но из них двоих Радха - выше:
тайор апй убхайор мадхйе радхика сарватхадика махабхава-сварупейам гунаир ативарийаси Рупа Госвами, «Уджджвала-чинтамани», Радха-пракарана, 3, Цитируется в «Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила, 4.70 «Из этих двух гопи (Радхарани и Чандравали) Шримати Радхарани выше всех отношениях. Она – олицетворение махабхавы и превосходит всех других гопи по Своим удивительным качествам». - 9 - ЧАЙТАНЬЯ МАХАПРАБХУ – РАСАРАДЖА МАХАБХАВА
Ри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир не только для того, чтобы учить юга-дхарме. В первую очередь, Он принес кришна-прему. Он дает эту прему через посредство пения святых имен Господа. Раздавать кришна-прему, которую трудно обрести даже Брахме, - это миссия Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому говорится, что Он есть самое милостивое воплощение Бога, маха-ваданья аватара. В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 23.1) сказано:
чирад адаттам ниджа-гупта-виттам сва-према-намамритам-ударах а-памарам йо витатара гаурах кришно джанебхйас там ахам прападйе «Самый великодушный Господь, Шри Гауракришна раздавал всем, включая низших из людей, Свое самое тайное сокровище – любовь к Самому Себе и Свое полное нектара святое имя. Никто и никогда ранее не давал миру того, что принес Шри Чайтанья Махапрабху. Поэтому я вновь и вновь склоняюсь перед ним». Он – Сам Кришна; поэтому Он раздает сва-према-намамриту, Свою собственную прему. Он делает это посредством Своего святого имени, которое подобно нектару. Говоря о Махапрабху, Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами называет Его адбхута-аударья, удивительно великодушным. Почему это так? Потому что он дает чирад адатта, то, что не давал никто никогда ранее. Что же Он дает? Ниджа-гупта виттам – он без ограничений раздает Свое самое сокровенное сокровище. Он дарует его даже самым грешным (памара), самым падшим. Поэтому я принимаю прибежище и предаюсь ему, самому великодушному, самому милостивому Гауре.
Кришну называют лила-пурушоттама, высший из тех, кто совершает лилы (божественные развлечения); Господь Рама – марьяда-пурушоттама, высший из тех, кто поддерживает принципы ведического этикета; но Шри Чайтанья Махапрабху – према-пурушоттама, высшее воплощение кришна-премы. Он дает прему всем без ограничений. Два проявления Божественности – расараджа и махабхава, объединились в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Кришна – расараджа, царь и вместилище всех настроений божественной любви. Радхарани – махабхава, олицетворение высшей ступени премы. Что же касается Махапрабху, то Он является объединенной формой этих двух: эки бхута анга према-пурушоттама. И именно из Его уст исходят эти священные имена:
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе/ харе рама харе рама рама рама харе харе
Он не просто произносит их, - они вырываются из Его уст, подобно лаве вулкана. Поэтому здесь использовано слово удгурна. Святые имена Господа, харе, рама и кришна полны нектара, - пребывая в сердце Махапарабху, они с неудержимой силой вырываются наружу, являя миру Его сокровенные переживания. Расараджа Кришна, приняв облик Махапрабху, всегда повторяет эти имена Господа и так исполняет три Своих невыполненных намерения. - 10 - ПРЕМА-ЮГА.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|