Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы анализа и прогнозирования изменения биржевых цен




Котировка цен является одной из главных функций товарной биржи. Проследим, как происходит этот процесс на простом примере.
Допустим, у нас есть двадцать производителей и сто покупателей определенного товара, территориально расположенных на большом расстоянии друг от друга. Существует свобода цен и хозяйственных связей. Каждый потребитель самостоятельно связывается с изготовителями. При отсутствии надежной информационной сети цены на товар будут сильно колебаться. Те же двадцать производителей и сто потребителей представляют в концентрированном виде свой спрос и предложение на бирже. Появляется одна рыночная цена, служащая ориентиром для всех. Колебания конкретных цен не столь значительны, появляется их базис, который соответствует в принципе уровню общественно необходимых затрат. Кто его превышает, тот несет убытки и выбывает из игры. Процесс котировки очень трудоемок и требует учета самых различных ценообразующих факторов. Приведем основные правила, которые необходимо учитывать в обязательном порядке. Прежде всего товары необходимо котировать в соответствии со стандартами. С этой точки зрения они могут носить как единичный характер, так и выступать в виде групп с общими технологическими и другими характеристиками. Необходимо копировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Другими словами, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список, - базу биржевого бюллетеня. При котировке по возможности исключаются цены, не отражающие рынка данного биржевого дня: если при отсутствии предложения цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого дня, где имелось достаточное предложение, она должна быть исключена. Когда за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут служить показателем рынка. Они исключаются из процесса котировки. При котировке следует выделить минимальный объем продукции, при нарушении которого сделка не принимается в расчеты. Цены на единицу товара обычно различны в зависимости от величины опта, при крупнооптовой реализации они меньше, при мелкооптовой - больше. Для решения этой проблемы можно использовать один из двух методов. Первый заключается в выделении обычного объема партии и по нему совершается наибольшее количество сделок. Тогда цены определяются исходя из партии и они вносятся в бюллетень. Другой метод состоит в выделении различных групп партий. Котировальная цена определяется для каждой из них.

При котировке учитываются и условия расчета по сделкам: на наличный товар или на срок. На уровень цен, а следовательно, и на котировку, влияет такое обстоятельство, как статус контрагентов. У государственных предприятий и организаций обычно ниже, чем у кооператоров и частных лиц. Существует еще целый ряд правил биржевой котировки, учитывающих действие на тех или иных факторов. Например, определение конъюнктуры рынка. Оно основывается на трех характеристиках: первая - соотношение спроса и предложения на каждый товар; вторая - тенденции движения цен, т.е. динамика цен на каждый товар в течение данного периода биржевых торгов; третья - количество совершенных сделок. На современных фьючерсных биржах цены выходят за рамки элементарного ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром предполагает заключение контрактов с указанием в них дня проведения биржевого собрания, цена которого и станет продажной. То есть в документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной на бирже через заданный промежуток времени. За это время контракт переходит из рук в руки десятки раз, что дает широкий простор для биржевой спекуляции. И в заключении можно сделать вывод, что котировальные цены благодаря значительной концентрации спроса и предложения в биржевом процессе становятся объективным показателем состояния рынка и одновременно фактором последующего изменения структуры производства.

На практике широко распространены два способа изучения динамики цен на рынках ценных бумаг. Первый - это фундаментальный анализ. Это анализ экономических факторов данной системы, которые так или иначе влияют на цену. При фундаментальном подходе пытаются найти действительную стоимость объекта исходя исключительно из законов спроса и предложения.

Полный фундаментальный анализ проводится на трёх уровнях. Первоначально в его рамках рассматривается состояние экономики фондового рынка в целом.

Это позволяет выяснить, насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования и дает возможность определить основные факторы, детерминирующие указанную ситуацию. После изучения конъюнктуры в целом осуществляется анализ отдельных сфер рынка ценных бумаг в целях выявления тех из них, которые в сложившихся общеэкономических условиях наиболее благоприятны для помещения средств с точки зрения выбранных инвестиционных целей и приоритетов. При этом рассматривается состояние отраслей и подотраслей экономики, представленных на фондовом рынке. Выявление наиболее предпочтительных направлений размещения средств создает основу для выбора в их рамках конкретных видов ценных бумаг, инвестиции в которые обеспечили бы наиболее полное выполнение инвестиционных задач. Поэтому на третьем уровне анализа подробно освещается состояние отдельных фирм и компаний, чьи долевые или долговые фондовые инструменты обращаются на рынке. Это дает возможность решить вопрос о том, какие ценные бумаги являются привлекательными, а какие из тех, которые уже приобретены, необходимо продать.

Изучение общей экономической ситуации на первом этапе анализа основано на рассмотрении показателей, характеризующих динамику производства, уровень экономической активности, потребление и накопление, развитость инфляционных процессов, финансовое состояние государства. При этом предпринимаются попытки установить конкретные механизмы воздействия на положение дел в экономике важнейших политических и социальных событий. Выявление факторов, детерминирующих хозяйственную ситуацию в целом и непосредственно отражающихся на фондовом рынке, позволяет определить общие условия, на фоне которых придется проводить инвестиционную политику и построить прогнозы относительно перспектив их изменения. Поскольку макроэкономическая обстановка является предметом пристального внимания со стороны широких кругов экономистов, при проведении её фундаментального анализа имеется возможность опираться на достаточно глубокие проработки и выводы, которые делаются ведущими экспертами в данной области.

Общеэкономическая ситуация отражает состояние в большинстве сфер хозяйства, однако каждая из этих сфер подчиняется не только общим, но и своим частным, внутренним закономерностям, и, соответственно, выводы, сделанные на макроэкономическом уровне, нуждаются по отношению к ним в конкретизации и корректировке. Даже если анализ обстановки в целом показывает, что она неблагоприятна для инвестирования, это отнюдь не означает, что нельзя найти отрасли, куда можно было бы с большой выгодой помещать деньги.

Обычно развитие отраслей подчиняется определенным закономерностям, которые выражены определенным образом в динамике отраслевых индексов или отдельных эмитентов. Начальные этапы их становления, связанные с подъёмом и быстрым повышением доходности, постепенно сменяются более или менее продолжительными периодами относительно устойчивого развития. С течением времени в ряде отраслей может наметиться стагнация, а некоторые из них просто отмирают. В каждый данный момент при проведении анализа стараются выявить отрасль, которая находится на подъеме и в рамках установленных инвестиционных приоритетов дает лучшие по сравнению с остальными возможности лучшего размещения средств.

После того, как определены наиболее подходящие отрасли для помещения средств, из всего многообразия входящих в них компаний надо выбрать те, чьи ценные бумаги позволяют реализовать поставленные инвестиционные цели.

Одним из ключевых факторов, влияющих на стоимость ценных бумаг какой- либо компании, являются её текущее финансово - хозяйственное положение и перспективы развития. Поэтому фундаментальный анализ на его завершающей стадии концентрируется прежде всего на изучении положения дел у эмитента. В качестве основных источников информации для этого используются:

· данные годовых и квартальных отчётов о деятельности компании;

· материалы, которые компания публикует о себе;

· сведения, сообщаемые в публичных выступлениях руководства акционерного общества;

· данные, поступающие по каналам электронных информационных систем;

· результаты исследований, выполненных специализированными организациями и другими участниками фондового рынка.

Как следует из вышеприведённого, этот подход носит долгосрочный характер и для правильного определения текущей ценовой динамики не очень пригоден.

Современный технический анализ включает в себя большое количество прикладных методов анализа ценовой динамики. Многие из них изобретены были на заре становления рынков ценных бумаг и имеют долгую историю развития.

Другие появились и развились совсем недавно, одновременно с процессом появления мощных компьютеров, развитием сетевых технологий, усовершенствованием рыночной инфраструктуры. Этапы появления различных методов технического анализа применительно к развитому рынку связаны с этапами их популяризации на зарубежных рынках ценных бумаг. Сначала популярным был графический анализ (Chart analysis) - анализ различных рыночных моделей образующихся на графиках.

Затем популярность перешла к методу анализа динамики с помощью японских свечек (Candlestick analysis), который является разновидностью графического технического анализа, но из-за своей оригинальности и самобытности выделяется как отдельная ветвь. Анализ рынка, где ценовая динамика представлена в виде фигур, называемых свечами, считается самым древним по происхождению, а также самым неизведанным. С помощью фигур образованных совокупностью свечей можно с достаточной долей вероятности предсказать куда двинется рынок.

С появлением компьютеров интересным стало построение различных индикаторов технического анализа основанных на статистическом анализе динамики. Одно время пользовалась большим успехом волновая теория Элиота (Elliot Wave Theory). Основные постулаты этой теории утверждают что ценовая динамика любого рынка развивается волнообразно и существуют определенные закономерности в образовании рыночных волн. Среди современных аналитиков можно встретить большое количество последователей этой теории, которая иногда на практике показывает необыкновенные результаты, хотя до сих пор возникает много вопросов по обоснованию её основных положений. С развитием возможностей компьютеров появились различные методы построения трендоследящих механических торговых систем (Trendfollowing Tradesystems).

В настоящее время начался бум на применение в техническом анализе возможностей нейронных сетей - сетей эмулирующих процесс деятельности нейронов, нервных клеток человеческого мозга. Сейчас за рубежом быстрыми темпами развивается индустрия программ предназначенных для решения прикладных задач технического анализа.

Существуют более сотни различных компьютерных программ и разработок, которые помогают технически анализировать изучаемый рынок. Ниже будут приведены три тематические компьютерные разработки, которые включают в себя все способы компьютерного анализа современного рынка ценных бумаг, являются самыми распространенными за рубежом.

MetaStock 6.5 (фирма Equis). Самый популярный пакет технического анализа, воплотивший опыт лучших трейдеров. Интегрированвсреду Windows 95 и MS Office 97.

The AI Trilogy (фирма Ward System Group). Уникальный “конструктор”, позволяющий создавать аналитические комплексы любой сложности. Содержит 16 типов нейронных сетей в пакете NeuroShell, расширенную библиотеку NeuroWindows и элегантную реализацию генетических алгоритмов – программу GeneHanter. Установлен в 150 крупнейших банках США. Полностью русифицирован специалистами фирмы “Нейропроект”.

iThink (фирма High Perfomanse System). Средство построения ясных и точных моделей наиболее сложных ситуаций и процессов - политических, экономических, финансовых. С его помощью моделируются президентские выборы и чрезвычайные ситуации в регионах, инвестиционные потоки и реакция рынка на новые налоги, а также многие другие задачи. Незаменим также при планировании структурных изменений в банках и крупных фирмах, как визуальный инструмент реинжиниринга.

Сложно оценить эффективность какого-либо отдельного метода. Они все достаточно актуальны. И самым правильным решением было бы попытка овладеть и пользоваться всей совокупностью доступных методов, чтобы увеличить прибыльность своих операций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...