Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные признаки правового государства.




Государство, являясь важнейшей составной частью политической организации общества, неразрывно связано с правом. Без принятия законов и без подзаконных актов издаваемых государственными органами, государство не могло бы регулировать общественные отношения, а, следовательно, оказывать влияние на поведение граждан и деятельность учреждений, организаций и предприятий. В праве закрепляется устройство государства, организация и порядок образования государственных органов, их полномочия и порядок взаимоотношений государственных органов между собой. Следовательно, государство, являясь важнейшим инструментом правящих политических сил общества, само себя организует посредством права. Однако само наличие права у государства еще не означает, что оно правовое. Правовым государством является только такое государство, которое действует строго на основе и во исполнение законов, закрепляет широкие права и свободы личности и защищает их, ответственно перед личностью, предприятиями и организациями.

В настоящее время к характерным признакам правового гос-ва ученые относят следующие:

1. Правовое государство это такое государство, которое провозглашает и на практике признает связанность правом государственных органов и должностных лиц, которые действуют строго на основе и во исполнение законов, в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном правовыми нормами.

2. Правовым государством называется то государство, где наиболее важные общественные отношения регулируют нормы права.

3. Правовое государства отличается тем, что проявляет постоянную заботу о расширении и обогащении содержания прав и свобод личности, об их последовательном и надежном осуществлении человеком. Однако это не означает, что права и свободы личности безграничны. Всякое государство обязано учитывать интересы и других людей, а, следовательно, государство ставит рамки поведения в интересах, как отдельного человека, так и общества в целом.

4. Правовое государство, обеспечивая широту и надежную защищенность прав всех участников общественных отношений, обладает эффективным правоохранительным механизмом. Важнейшую роль в правовом государстве играет независимый и юридически квалифицированный суд.

5. В правовом государстве само государство, граждане, предприятия н учреждения в равной степени несут ответственность за невыполнение своих обязанностей. В правовом государстве для граждан, предприятии и организаций действует принцип "разрешено все, что не запрещено законом", а для государства и его должностных лиц действует принцип "разрешено то, что дозволено законом".

6. Одним из принципов организации и деятельности правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение государственной власти позволяет предотвратить возможность злоупотребления этой властью и концентрацию государственной власти в руках одного лица или узкой группы лиц.

Таким образом, признаками правового государства являются:

1. господство закона во всех сферах общественной жизни;

2. связанность законом самого государства и его органов;

3. незыблемость свободы личности;

4. взаимная ответственность государства и личности;

5. эффективные меры контроля и надзора за осуществлением закона

6. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Среди перечисленных признаков основополагающим является признак верховенства закона во всех сферах общественной жизни.

 

2. Конституционные проекты декабристов.

«Русская Правда» является наиболее радикальной по своим основным положениям. Помимо всего прочего это единственный проект, который стал программой общества декабристов. В тоже время следует отметить, что, как уже говорилось выше, «Русская Правда» не является результатом единоличной работы П. И. Пестеля. Она не только неоднократно обсуждалась на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом привлекались отдельные его члены. «Русская Правда» сохранилась в виде единственного списка, сделанного рукой самого Пестеля и содержащегося в томе №10 Следственного дела декабристов. По проекту она включала в себя десять глав, но в итоге было написано всего пять. Важнейшим моментом в процессе разбора «Русской Правды» является выделение в дошедшем до нас списке двух редакций. По времени написания первая редакция должна быть отнесена к периоду 1822-23 годов, а вторая – к 1824, когда Пестель дал окончательное название своему произведению – «Русская Правда». Таким образом, для воссоздания реальной картины содержания «Русской правды» нам приходится пользоваться широким кругом источников: от самой рукописи до воспоминаний декабристов.

Следующим проектом, анализируемым в данной работе, является Конституция Никиты Муравьёва, одного из лидеров Северного общества. Несмотря на то, что она не стала программой «северян», Конституция играла важную роль в жизни общества и активно обсуждалась его членами: сохранились письменные замечания Торсона, поправки на полях рукописей документа, свои мнения и предложения высказывали Рылеев, Трубецкой, другие декабристы.

До настоящего момента дошли в письменном виде три варианта Конституции: 1) текст, переписанный С. Трубецким и взятый при обыске в бумагах последнего (в литературе о декабристах данный вариант принято

называть «первым»); 2) текст, сохранённый в портфеле И. И. Пущина, вероятно, переписанный рукой К. Ф. Рылеева («второй» или «пущинский» вариант»); 3) текст, написанный рукой самого Никиты Муравьёва после ареста в Петропавловской крепости («третий» и единственный имеющийся список, выполненный рукой самого автора). Последний вариант значительно отличается от двух первых как по оформлению, так и по содержанию: по вполне понятным причинам из него была изъята военная реформа, а вопрос о монархе трактовался более благожелательно для царской власти; его также трудно назвать конституцией. Таким образом, основой для сравнения в моей работе будет выступать вторая редакция, как логическое продолжение первой, а также те положения последнего варианта, которые либо отсутствуют, либо значительно изменены в сравнении с предыдущими.

Наконец третьим документом, чьё содержание разбирается в данной работе, является Манифест Сергея Трубецкого. Он не имеет столь большой известности, как два предыдущих, и не получил широкого освещения в декабристской литературе. Помимо этого он наименее объёмный из всех. Но всё же Манифест достоин внимания, в первую очередь как реальная программа восстания, вступавшая в силу в случае его победы и действовавшая до созыва Учредительного Собрания. Манифест был написан накануне событий 14 декабря 1825 года. В ситуации нехватки времени было принято решение поручить его создание нескольким членам общества. Не сохранившуюся вводную часть писали отдельно друг от друга Штейнгель и Николай Бестужев (они уничтожили свои записи после провала восстания), а сам манифест – Трубецкой совместно с Рылеевым (был изъят при обыске вместе с другими бумагами; сохранился в оригинале в деле Трубецкого - № 43). Такое утверждение базируется, прежде всего, на рассказе самого Трубецкого, сделанном в Сибири незадолго до амнистии Е. И Якушкину (сыну декабриста). Князь описал, как был арестован и доставлен во дворец и как Николай I во время допроса предъявил ему текст манифеста в качестве решающей улики: «Вы не всё написали, сказал он мне, видите ли вы, что это такое?» и он показал мне бумагу. Это была программа 14-го, которую мы составили вместе с Рылеевым 13-го вечером. Её взяли, вероятно, вместе с моими бумагами». Это свидетельство надо признать решающим: к Якушкину Трубецкой не должен был испытывать какое-либо недоверие, а потому мог говорить полную правду.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...