Международные преступления и правонарушения.
Согласно ряду международных документов в понятие "международное преступление" включаются "преступления против мира и человечества" и "преступления против международного права". Они выражаются в нарушении принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты человеческой личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом. Статья 6 Устава Международного военного трибунала, созданного для суда над военными преступниками, включает в категорию международных три вида преступлений против человечества: а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий; б) военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; с) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или пет".
Конвенция 19-18 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него относит к категории международных преступлений также геноцид (ст. 1). В результате развития международного права перечень действий, объявляемых международными преступлениями, будет, несомненно, расширяться. Статут Международного уголовного суда, принятый дипломатической конференцией полномочных представителей государств под эгидой ООН в июле 1998 г., значительно расширил категорию международных преступлений.В эту категорию Суд включил: преступление геноцида, преступление против человечности, военные преступления и агрессию.
Право на свободу и личную неприкосновенность. Право па свободу и личную неприкосновенность означает свободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим временем. Указанное право слагается из следующих компонентов: 1) индивидуальной свободы личности располагать собой по своему усмотрению; 2) физической, нравственной и психической неприкосновенности личности. Незаконное лишение свободы квалифицируется в уголовном законодательстве как акт насилия - физического или психического. Однако существуют ситуации, требующие принудительного ограничения свободы пли неприкосновенности. Такого рода действия должны основываться па законе, К основным принудительным способам ограничения свободы гражданина относятся: арест, заключение под стражу и содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для себя и окружающих; временная изоляция и лечение больных, страдающих тяжелыми инфекционными заболеваниями; направлен не несовершеннолетних в интернаты, спецшколы и т. д. В демократическом государстве ограничение свободы во всех этих случаях допускается, как уже отмечалось, на основе закона и только но судебному решению. Гарантии от незаконного ограничения свободы личности подробно регламентируются административным, уголовно-процессуальным, уголовным правом.
Международные и Российские организации и учреждения по защите прав человека.
Комиссия ООН по правам человека Учреждена в 1946г. Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) Комитет по правам человека Образован в соответствии со ст.28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Получает и рассматривает отчеты государств-участников во время публичных заседаний, принимает замечания по каждому из отчетов; рассматривает жалобы государств-участников МПГПП; рассматривает индивидуальные жалобы граждан стран -участниц МПГПП. Комитет по ликвидации расовой дискриминации Образован в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Конвенция вступила в силу в 1969г.). Рассматривает отчеты государств-участников; изучает индивидуальные жалобы, если государство-участник признает соответствующую компетенцию Комитета. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин Создан в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Конвенция принята в 1979г., вступила в силу в 1981г.). Комитет рассматривает жалобы частных лиц и неправительственных организаций, представляет ЭКОСОС отчеты и соответствующие рекомендации. Комитет против пыток Создан в соответствии с Конвенцией по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказаний (вступила в силу в 1987г.). Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Основана в 1946г. Основные цели: вклад в обеспечение мира и безопасности через поощрение международного сотрудничества в области образования, науки и культуры; обеспечение уважения к законности и справедливости, правам человека и основным свободам без различия расы, пола, языка или религии согласно Уставу ООН.
Совет Европы Создан в 1949г. Основные цели: защита прав человека и плюралистической демократии, развитие культурного своеобразия европейцев, развитие политического взаимодействия между новыми демократическими государствами в Европе, помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ. Европейский Суд по правам человека Суд является главным юридическим институтом Европейского сообщества. Суд рассматривает споры, сторонами в которых могут быть члены Сообщества и частные лица. Этот сервер также содержит информацию о процессах, имевших место до появления Суда.
Общие положения ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ»-1997 г. Статья 1. 1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. 2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. N 77-IV ГД на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначен Лукин Владимир Петрович 3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Статья 6. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Статья 10. 1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. 2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного. 3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. Статья 15. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители). Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам их ведения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|