Стили педагогического общения (по В. А. Кан-Калик)
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!" Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах. . Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации. . Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения учитель-ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника. . Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. . Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный,. дешевый авторитет. Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом
Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии. Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще. Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике. Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата. Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа. Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.
Приложение Б Профессиограмма современного преподавателя Вуза (по Е.М. Ивановой) Блоки: Мышление, интеллект: продуктивное (творческое) - репродуктивное; - наглядно-образное; наглядно-действенное; словесно-логическое (вербальное и невербальное); практическое и теоретическое; интуитивное - логическое; общая эрудиция; специальные (конкретные) знания и мыслительные умения. 2. Восприятие, пороги чувствительности: зрительное, цветоразличение; слуховое; тактильное; кинетическое; вкусовое; межличностное, социальное. 3. Память, объем памяти, скорость запоминания: произвольная и непроизвольная; долговременная, кратковременная; сенсорная (до 1 секунды): иконическая (зрительная) и эхотическая (слуховая); логическая; образная; эмоциональная; сенсомоторная (двигательная). 4. Внимание, переключаемость, объем внимания: - произвольное (концентрация внимания) и непроизвольное; устойчивое и неустойчивое. 5. Свойства нервной системы: - сила; подвижность; уравновешенность; лабильность и динамичность. двигательные характеристики: координация движений (по конкретным двигательным органам); тремор рук; скорость реакции. 6. Коммуникативные характеристики: - экстравертированность - интровертированность (связано со свойствами нервной системы); организаторские способности, готовность к лидерству; коммуникативные способности, обаяние; речь: внешняя - внутренняя, вербальная - невербальная, устная - письменная; высота, сила, тембр голоса; коммуникативная воспитанность и такт; чувство юмора, остроумие. 8. Мотивация: профессиональные интересы и склонности; - устойчивость мотивов; согласованность, непротиворечивость мотивов. 9. Ценностно-нравственные характеристики: - соотношение профессиональных и внепрофессиональных ценностей; иерархия ценностей (общая и профессиональная); смыслы профессиональной деятельности и их соответствие общим жизненным смыслам; уровень осознания этих смыслов;
доброта; бескорыстие; честность, порядочность; обязательность, ответственность, исполнительность; самокритичность. 10. Волевые характеристики: - смелость, решительность; целеустремленность; осмысленность ответственных действий; эмоциональная устойчивость; склонность к риску. 11. Эстетическое чувство, художественный вкус: - конкретные эстетические способности (музыкальные, художественные, моторные и др.); продуктивная и репродуктивная художественная ориентация. 12. Профессиональный и жизненный опыт: - способность разумно осмысливать трудные жизненные и профессиональные ситуации; способность разумно действовать в трудных ситуациях. 13. Психофизиологические характеристики человека: - физическая сила; выносливость; утомляемость. В научной литературе выделяются следующие профессионально-важные качества педагога: - эмоциональность (А.О. Прохоров, Т.Г. Сырицо, В.П. Трусов); общительность (Н.В. Кузьмина, В.И. Геницинский); идейно-политическая активность (М. Ачилов, Ф.Н. Гоноболин); пластичность поведения (Н.В. Кузьмина); способность понимать учащихся и руководить ими (Э.А. Гришин, Ф.Н. Гоноболин); владение в совершенстве методами преподавания (Л.М. Портнов); любовь к детям (молодежи) (Ш.А. Амонашвили, Н.И. Поспелов); эмпатия (В.Н. Козиев, А.Э. Штейнмец); социальная зрелость личности (И.А. Зязюн, Н.П. Лебедик) [3].
Приложение В Бланк анкеты Инструкция: Уважаемый студент! Просим отметить частоту проявлений некоторых качеств у преподавателей. Будьте внимательны и искренни. Спасибо за участие в нашем исследовании!
Таблица 2.1. Отметка частоты проявления качеств. Преподаватель 1.
Таблица 2.2 Отметка частоты проявления качеств. Преподаватели - №№ 2, 3, 4.
Таблица 2.3. Отметка частоты проявления качеств. Преподаватели - №№ 5, 6 и.7
Рисунок 2.5 Результаты анкетирования среди преподавателей, графическое представление в виде гистограммы
Рис. 2.6 Анкетирование, ответы на вопрос «Ясно и доступно излагает материал» Проявление качеств в процентном соотношении
Рис. 2.7 Анкетирование, ответы на вопрос «Вызывает интерес к предмету» Проявление качеств в процентном соотношении
Рис. 2.8 Анкетирование, ответы на вопрос «Преподаватель тактичен со студентами». Проявление качеств, в процентном соотношении
Рис. 2.9 Анкетирование, ответы на вопрос «Преподаватель располагает к себе». Появление качеств, в процентном соотношении
Рис. 2.10 Анкетирование, ответы на вопрос «Преподаватель в вашем представлении соответствует образу преподавателя Вуза». Проявление качеств, в процентном соотношении
Таблица 2.6. Расчет значений критерия х2 Пирсона по сопоставлению ответов студентов относительно соответствия интеллектуальных качеств «идеального» преподавателя с восприятием образа педагога высшей школы
Результат: χ2Эмп = 1.795 Критические значения χ2 при v=6
Ответ: χ2Эмп меньше критического значения, расхождения между распределениями статистически не достоверны (гипотеза Н0).
Таблица 2.7. Расчет значений критерия х2 Пирсона по сопоставлению ответов студентов относительно соответствия педагогического мастерства «Идеального» преподавателя с восприятием образа педагога высшей школы
Результат: χ2Эмп = 1.611 Критические значения χ2 при v=6
Ответ: χ2Эмп меньше критического значения, расхождения между распределениями статистически не достоверны (гипотеза Н0).
Таблица 2.13. Расчет значений критерия х2 Пирсона по сопоставлению ответов студентов относительно соответствия коммуникативных качеств преподавателей с восприятием образа педагога высшей школы
Результат: χ2Эмп = 10.786 Критические значения χ2 при v=6
Ответ: χ2Эмп меньше критического значения, расхождения между распределениями статистически не достоверны (гипотеза Н0).
Приложение Г
Таблица 2.13. Результаты опроса студентов по методике Ч. Осгуда (в баллах)
Рис. 2.14. Графическое отражение результатов опроса по методике Ч. Осгуда
Таблица 2.16. Расчет коэффициента корреляции Пирсона для показателей по тесту Ч. Осгуда и результатов анкетирования (последний вопрос)
Коэффициент корреляции Пирсона, расчет 0.9006
Рис. 2.18. Гистограмма представлений студентов об образах «типичного» и «идеального» преподавателей по результатам методики Ч. Осгуда
Графически данные показаны на рисунке 2.5. ниже:
Рис. 2.5 Представление образов идеального и типичного преподавателей по данным анкетирования студентов Анализ результатов показывает, что большее количество баллов, и¸ соответственно, процентов, набирают такие коммуникативные характеристики преподавателя Вуза, как тактичность и доброжелательность педагога (98% и 46% у типичного) и умение расположить к себе 95% (в отличие от типичного, где показано всего 38%). Далее следуют такие уже педагогические и интеллектуальные характеристики, как умение доступно и понятно объяснять материал и вызвать интерес к своему предмету (91 и 89%, и типичный - 48% и 36%). По степени соответствия профессиональных и личностных качеств педагога представлению о педагоге университета это 90% у образа идеального преподавателя и 51% у типичного.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|