Транснациональность, организованность, латентность и устойчивость трансграничной преступности
Продолжая характеризовать трансграничную преступность, с целью дополнительного обозначения остроты проблемы, кратко остановлюсь на некоторых, обозначенных в заголовке раздела, её особенностях, что обуславливает государственным субъектам организационно-управленческой и оперативно-розыскной деятельности (ОРД) существенные сложности в борьбе с ТГП. Преступные транснациональные сообщества имеют глубокие исторические, экономические, социальные корни, затрагивают интересы не только отдельной личности или государства, но и общества в целом. В ТГП могут быть вовлечены не обязательно ОПГ соседних государств, но и стран, располагающихся на удалении от границ РФ. Организованная преступность практически повсеместно приобрела транснациональный характер и соединила в одно целое фактически все виды криминальной деятельности, включая в себя преступления в сфере экономики. Этому способствует, в том числе, коррупция и существующая сегодня прозрачность границ, упрощенная процедура въезда и выезда. Основным элементом ТГП является, как правило, хорошо организованная группа, с жесткой дисциплиной, своей иерархией и кодексом. Руководить ОПГ могут несколько лиц, находящихся в различных странах, а также региональные центры, крупные преступные сообщества. Кроме того, в преступных сообществах хорошо налажено взаимодействие между структурными подразделениями. На сегодняшний день для трансграничных криминальных формирований свойственно использование современных противоправных методов противодействия госструктурам, хорошо отмобилизованная, достаточно наступательная разведывательная система сбора информации, применение идеологических приёмов и способов, в том числе и через средства массовой информации, для пропаганды преступной системы ценностей и образцов поведения, вовлечения новых членов из числа несовершеннолетних и молодежи в организованные преступные образования. Лидеры оргпреступности используют свои возможности для оказания давления, вплоть до физической расправы, на сотрудников оперативных органов. Кроме того, ТГП имеет прочные позиции в аппаратах органов власти, которые создаются с помощью вовлечения в противоправную деятельность высокопоставленных чиновников с предоставлением им вознаграждений, значительно превышающих их заработную плату. В данном случае не составляют исключение сотрудники подразделений и ведомств, непосредственно организующих свою работу на государственной границе. Не секрет, что в практике имеются случаи, когда представители силовых структур и правоохранительных органов вовлекались в криминальную деятельность.
На основании вышеизложенного можно подытожить, что ТГП - это серьёзный противник, борьба с которым требует концентрации усилий всех государственных органов страны, задействования значительных сил и средств.
Основные субъекты, участвующие в борьбе с трансграничной преступностью; их общая характеристика. Характеристика органов федеральной службы безопасности как государственных субъектов в борьбе с трансграничной преступностью Общая характеристика основных субъектов Российской Федерации, участвующих в борьбе с трансграничной преступностью
На территории Российской Федерации основными субъектами, привлекаемыми к борьбе с трансграничной преступностью, которым предоставляется право осуществлять оперативно-разыскную деятельность, являются оперативные подразделения: «1. Органов внутренних дел Российской Федерации. . Органов федеральной службы безопасности.
. Таможенных органов Российской Федерации. . Федеральной службы исполнения наказаний. . Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.». Их общую характеристику, с привязкой к противодействию ТГП, можно изложить следующим образом: «Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.». «Задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений…; выявление и раскрытие преступлений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.». «Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями...». «Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;». «взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;». «Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Минюсту России». «Основными задачами ФСИН России являются: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей); контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;». «ФСИН России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.». «Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.». «Основными задачами ФСКН России являются: обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля); координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту; участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту; создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.». Кроме того, свой определённый вклад в дело борьбы с организованной преступностью в той или иной степени в Российской Федерации вносят Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации; Федеральная миграционная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Служба внешней разведки; органы прокуратуры (в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона о прокуратуре координатором деятельности оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью выступает Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры) и др. При этом провести жесткое разграничение компетенции правоохранительных субъектов в борьбе с организованной преступностью крайне сложно. Организованная преступность, терроризм, контрабандная деятельность, незаконная миграция по сути своей явления многообразные, обладающие сложной структурой социальных компонентов, в большей мере криминологические, чем чисто правовые. Практика показывает, что за каждым преступным формированием, попавшим в поле зрения правоохранительных органов, просматривается целый ряд преступлений (от «заказных» убийств и содержания притонов до контрабанды, наркобизнеса, диверсий и терактов). Исходя из этого, решение большинства задач в интересах борьбы с трансграничной организованной преступностью осуществляется комплексным применением разноведомственных сил и средств оперативной деятельности с их взаимным дополнением и подстраховкой, но каждый орган осуществляет эту работу в области своей компетенции. Итак, мы видим, что для каждого субъекта, ведущего борьбу с трансграничной преступностью, определены свои задачи и функции в соответствии со спецификой деятельности, однако все они преследуют одну цель - эффективное противодействие ТГП.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|