Международные субъекты, осуществляющие борьбу с трансграничной преступностью; их общая характеристика
Организованная преступность и ранее устанавливала международные контакты, однако до середины XX века <http://ru.wikipedia.org/wiki/XX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> эти связи были нерегулярными и обычно кратковременными, их расцвет начался лишь после того, как интернационализация экономики и распространение торговли нелегальными товарами (наркотики <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8>, оружие <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5>, «живой товар» <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F> и др.) приобрели распространённый и устойчивый характер. С выходом в конце 1980-х <http://ru.wikipedia.org/wiki/1980-%D0%B5> - начале 1990-х <http://ru.wikipedia.org/wiki/1990-%D0%B5> годов организованной преступности на транснациональный уровень в борьбу с ней включились международные организации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8>, в частности Организация Объединённых Наций <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9>. Субъекты противодействия трансграничной преступности, функционирующие в Российской Федерации и осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут в соответствии с международными соглашениями осуществлять сотрудничество с оперативно-розыскными органами (ОРО) других стран, как на прямых контактах, так и через специальные субъекты международного оперативно-розыскного сотрудничества. Такими субъектами являются: Международная организация уголовной полиции (МОУП) - Интерпол; Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества независимых государств (БКБОП);
Антитеррористический центр (АТЦ) государств - участников Содружества Независимых Государств. Интерпол является ведущей международной организацией, участвующей в борьбе с ТГП, которая, благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению, способна эффективно координировать международное полицейское сотрудничество более 180 входящих в неё стран. Интерпол образован в сентябре 1923 г. в Вене решением Международного полицейского конгресса. Данный орган является межправительственной организацией, имеющей соглашение о сотрудничестве с ООН. В качестве постоянного административно-исполнительного органа Интерпола выступает Генеральный секретариат, который обладает компьютерными банками данных по: лицам, совершившим общеуголовные преступления; преступлениям с классификацией по категориям, месту и способу совершения; конфискациям наркотиков; выявленным фальшивым банкнотам; похищенным предметам искусства; отпечаткам пальцев; фотографиям преступников и лиц, пропавших без вести. Кроме того, в обеспечении работы Генерального секретариата задействованы: система электронного архивирования с компьютеризованной индексацией и сервер электронных тестов и изображений, с помощью которого национальные центральные бюро (НЦБ) всех стран имеют возможность прямого доступа к базе данных Генерального секретариата. Координирующая роль Генерального секретариата Интерпола проявляется в том, что он регулярно готовит и рассылает информацию через НЦБ для полицейских органов стран - участниц Интерпола. Также Интерпол подготавливает для предоставления в национальные правоохранительные структуры розыскные карты похищенной собственности, в которых дается подробное описание похищенного имущества, фотографии украденных предметов, а Генеральный секретариат направляет в НЦБ информационные листки с данными о новых и вызывающих особый интерес способах совершения преступлений. Значительный объем данных НЦБ получают из Генерального секретариата посредством различных циркулярных сообщений и брошюр, в которых приводятся, как правило, факты о конкретных преступлениях и преступниках (например, еженедельные обзоры о конфискованных наркотиках и арестованных курьерах, о мошенниках, угонщиках самолетов и т.д.).
Новым направлением в деятельности Генерального секретариата Интерпола является криминальный анализ или криминальная разведка на базе новейших компьютерных технологий. В сентябре 1990 года на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 года в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола. После распада СССР НЦБ Интерпола в России стал правопреемником НЦБ Интерпола в СССР. Президент России Б.Н.Ельцин издал Указ «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерполе» от 30 июля 1996 г. №1113, в котором установлено, что «Национальное центральное бюро Интерпола в России является структурным подразделением МВД России - органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.». Главными задачами российского НЦБ Интерпола в Указе были определены: «обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ; осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Россия.». В соответствии с возложенными задачами НЦБ Интерпола осуществляет следующие оперативно-розыскные функции: «в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ Интерпола иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных органов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения оперативно-разыскных мероприятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;
принимает в пределах своих полномочий и в порядке, установленном международными договорами РФ, Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола запросов правоохранительных и иных государственных органов РФ; определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола, обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы РФ; анализирует практику исполнения правоохранительными и иными государственными органами РФ запросов международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств - членов Интерпола, информирует руководителей соответствующих правоохранительных и иных государственных органов РФ о нарушениях установленного порядка исполнения этих запросов; запрашивает и получает от правоохранительных и иных государственных органов России материалы и документы для представления в Генеральный секретариат Интерпола в соответствии с Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола; обеспечивает соблюдение установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в международных запросах, следственных поручениях и сообщениях, принимает меры, исключающие возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не предназначена; оказывает необходимую консультативно-методическую помощь правоохранительным и иным государственным органам РФ по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью в рамках Интерпола;
формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, носящими международный характер; составляет по установленной форме и направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о состоянии преступности (в том числе ее структуре), о лицах, входящих в ОПГ, а также о лицах, совершивших преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изготовлением и сбытом поддельных денег, с посягательством на исторические и культурные ценности, и другие преступления, которые, в соответствии с обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, подлежат включению в международную уголовную статистику.». Субъектами оперативно-розыскного сотрудничества по линии Интерпола со стороны России являются: органы внутренних дел; органы ФСБ; таможенные органы РФ; органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Вторым по значимости в борьбе с организованной трансграничной преступностью и терроризмом на государственной границе Российской Федерации, в части использования имеющихся в рамках международного сотрудничества возможностей, является Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ. Бюро создано решением Совета глав правительств государств - участников СНГ от 24 сентября 1993 г. и является постоянно действующим органом, работой которого руководит Совет министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств (СМВД). «Бюро является постоянно действующим органом по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств. Бюро создается с целью обеспечения эффективного взаимодействия государств-участников СНГ в области предупреждения и борьбы с организованной преступностью в рамках существующего национального законодательства государств Содружества. Бюро имеет статус самостоятельного органа на уровне Управления МВД страны места».
Основные задачи Бюро: «формирование специализированного банка данных на базе компьютерного центра Бюро и предоставление инициативной информации в соответствующие министерства внутренних дел. содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования. обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств-участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью.». В борьбе с трансграничной преступностью, в плане противодействия одному из её крайних проявлений - терроризму, значительную роль играет Антитеррористический центр государств - участников Содружества Независимых Государств. Центр создан по решению Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. В соответствии с утвержденным Положением о Центре данная структура является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Таким образом, вышеперечисленные международные структуры являются основными и играющими важную роль в вопросах координации деятельности и организации взаимодействия между национальными органами и подразделениями, участвующими в борьбе с трансграничной преступностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|