Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международное взаимодействие субъектов, организующих противодействие трансграничной преступности




 

Международное сотрудничество оперативно-розыскных органов Российской Федерации - субъектов, участвующих в борьбе с трансграничной преступностью, с аналогичными структурами стран ближнего и дальнего зарубежья осуществляется на двустороннем, региональном и универсальном уровнях, в первую очередь в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, наркобизнесом, в организации международного розыска скрывшихся преступников, а также в изъятии полученных преступным путем денежных средств и имущества.

Правовой основой такого сотрудничества являются ратифицированные Российской Федерацией конвенций ООН, Совета Европы, решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, международные многосторонние и двусторонние договоры РФ, соглашения и решения этих органов о координации взаимодействия с партнерами из СНГ, таких как Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет командующих (руководителей) Пограничными войсками (службами), Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ.

В качестве положительного примера в организации плодотворного взаимодействия всех заинтересованных национальных и международных структур по линии борьбы с трансграничной преступностью, можно привести следующие события. «В июле 2009 года под общим руководством Пограничной службы ФСБ России проведена совместная специальная пограничная операция «Добрая воля - 2009». Это не первое такого рода мероприятие, объединившее усилия пограничных ведомств Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Операцию можно считать уникальной и по охвату границ, и по составу участников: впервые были привлечены международные органы отраслевого сотрудничества государств - участников СНГ, европейское агентство по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах государств - членов Европейского союза «Фронтекс», а также пограничные ведомства стран, не входящих в Содружество Независимых Государств: Китая, КНДР, Монголии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Финляндии, Эстонии.

Всех участников объединяла общая цель операции - пресечение трансграничной преступной деятельности через внешние границы государств - участников СНГ. При этом перед ними стояли следующие задачи:

осуществить комплекс организационных, управленческих, оперативно-розыскных, войсковых и других мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение противоправной деятельности на внешних границах государств - участников СНГ;

совершенствовать взаимодействие и способы совместных действий с подразделениями пограничных ведомств государств - участников СНГ, а также сопредельных государств, не входящих в состав СНГ;

Одна из причин успешного достижения цели учения заключается в том, что впервые в практике проведения подобных операций были определены заместители руководителя операции по пограничным ведомствам, что позволило повысить оперативность обмена информацией и передачи сигналов управления. Для обеспечения устойчивого управления силами и средствами правоохранительных органов Российской Федерации, задействованных в пограничной операции, была создана трехуровневая система управления, позволяющая принимать управленческие решения и практически реализовывать их в режиме реального времени. Были осуществлены мероприятия по привлечению в интересах реализации пограничной операции возможностей пограничных ведомств Норвегии, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Монголии, Китая и КНДР. В ходе встреч были достигнуты взаимные договоренности по участию партнеров в операции, определены параметры участия. Причем, по словам руководителя операции - первого заместителя руководителя департамента, начальника оперативно - организационного управления департамента пограничной охраны Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенанта Анатолия Забродина, никто не ожидал, что сотрудничество получится таким масштабным и продуктивным в плане практической реализации целей и задач.

Было задержано более 1100 нарушителей государственной границы, около 3300 нарушителей пограничного режима, около 200 человек, находящихся в розыске, более 30 человек, причастных к террористической и экстремисткой деятельности. На приграничной территории совместно с территориальными подразделениями ФМС России выявлено и задержано более 800 нелегальных мигрантов. В ходе проведения мероприятий изъято оружия более 300 единиц; около 4 тонн наркотических средств, контрабанды на общую сумму $ 3 млн.

Операция показала высокую эффективность совместных действий государств - участников СНГ по обеспечению пограничной безопасности содружества.

В пограничной операции впервые были использованы возможности пограничных и правоохранительных органов 17 государств:

СНГ - Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Узбекистана, Украины;

Монголии, Норвегии, Польши, Финляндии, Эстонии, Китая, КНДР, Латвии, Литвы.

В операции участвовали 4 международных правоохранительных организации:

. Антитеррористический центр СНГ.

. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.

. Комитет глав правоохранительных подразделений совета руководителей Таможенных служб СНГ.

. Европейское агентство по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах государств - членов ЕС (FRONTEX).

В приграничных субъектах РФ было сформировано 1769 межведомственных мобильных групп (МВМГ). В состав МВМГ, в зависимости от задач, наряду с сотрудниками пограничных и территориальных органов безопасности включались представители иных основных и вспомогательных субъектов, участвующих в борьбе с ТГП: территориальных подразделений МВД, ФТС, ФМС, ФСКН, МЧС России, служб авиационной безопасности. В отдельных случаях МВМГ были усилены военнослужащими подразделений ВВ МВД России.».

Таким образом, мы видим, как необходимы плановое и оперативное взаимодействие, а также чёткая координация деятельности силовыми структурами и правоохранительными органами, участвующими в борьбе с трансграничной преступностью.

 


Заключение

 

Исходя из изложенного, мы видим, что тема моей курсовой работы крайне актуальна. Трансграничная преступность является одним из главных угрозообразующих факторов национальной безопасности России. Её структуры, формы и методы деятельности постоянно трансформируются и совершенствуются, внедряются во всё новые сферы жизнедеятельности государства и вовлекают в противоправную деятельность всё новых участников. Трансграничные формирования не собираются без сопротивления отдавать фактически частично узурпированные ими властные рычаги на сферы экономики, а в некоторых аспектах и политики, что подрывает основы безопасности нашей страны. При этом организованными преступными группами, в том числе действующими на государственной границе, активизируются усилия по вовлечению в ТГП должностных лиц правоохранительных органов и органов государственной власти.

В данной курсовой работе, путем изучения нормативных правовых актов, справочной и учебной литературы была предпринята попытка осветить некоторые особенности трансграничной преступной деятельности, сферы интересов ОПГ, дать общую характеристику основных субъектов, организующих и осуществляющих противодействие данному виду противоправных проявлений, остановиться на вопросах взаимодействия и координации их усилий для успешного выполнения стоящих задач.

Необходимо отметить, что оперативные органы федеральной службы безопасности Российской Федерации, и в частности ПС ФСБ России, являясь субъектами, участвующими в борьбе с трансграничной преступностью, осуществляют ОРД в целях защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ и их природных ресурсов. Её содержанием является выработка и принятие предусмотренных законодательством мер для своевременного добывания достоверной информации о замыслах и планах организованных транснациональных преступных групп, их противоправной деятельности в приграничных районах и ее реализации, как через собственные возможности или других взаимодействующих с ними оперативных органов, так и путем обеспечения целенаправленных действий подразделений пограничных войск, пограничного контроля и морских сил.

Хотелось бы подчеркнуть, что успех в любой деятельности, в том числе и оперативной, зависит от степени профессионализма сотрудников, знания структуры и особенностей деятельности преступных группировок, организационно-управленческой и политико-волевой готовности органов и подразделений к выполнению задач по выявлению, предупреждению и пресечению антигосударственных действий противника, в том числе, касающихся ТГП.

Кроме того, для успешной борьбы с организованной трансграничной преступностью необходима концентрация усилий всех, без исключения, государственных и оперативных органов (подразделений) страны, их конструктивное взаимодействие и чёткая координация предпринимаемых мер.

Работая над темой, я, в основном, выполнил поставленные задачи:

. Уяснил понятие и суть трансграничной преступности, показал её общественную опасность.

. Выделил и дал общую характеристику субъектов, задействованных в борьбе с трансграничной преступностью, подчеркнул роль и место ФСБ России в организации противодействия ТГП.

. Акцентировал внимание на важности деятельности международных структур в борьбе с трансграничной преступностью, поддержании между ними конструктивного взаимодействия.

С учётом изложенного, а также служебных перспектив полагаю, что изучение выбранной тематики принесло мне теоретическую и практическую пользу. Благодаря проделанной работе, я повысил свой уровень в методологии исследовательской деятельности и написания курсовой работы, повысил юридический и общеобразовательный уровень, расширил кругозор по законодательной базе, связанной с трансграничной преступностью, укрепил свой оперативный потенциал.


Список литературы

 

Нормативные правовые акты

. Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г.) // Закон Российской Федерации «О милиции». - М.: Издательство «Омега -Л», 2007. - 36 с.

. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» - М.: Ось-89, 2006. - 36 с. (Федеральный закон).

. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». - 10-е изд. - М.: Ось-89, 2008. - 32 с. - (Федеральный закон).

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64 ФЗ (в редакции ФЗ от 07.04.2010 г. № 60) // Система «Консультант плюс».

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями на 3 ноября 2009 года, редакция, действующая с 1 января 2010 года) // Система «Консультант плюс».

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196 ФЗ (с изменениями на 28 ноября 2009 года, редакция, действующая с 1 января 2010 года) // Система «Консультант плюс».

. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61 ФЗ (с изменениями на 28 ноября 2009 года) // Система «Консультант плюс».

. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (в ред. Закона РФ от 25 декабря 1992 г. № 4235-1, Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288, Федеральных законов от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 7 марта 2005 г. № 15-ФЗ, от 25 июля 2006 г. № 128-ФЗ, от 2 марта 2007 г. № 24-ФЗ) // Система «Консультант плюс».

. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ) // Сборник нормативных правовых актов № 17/Пограничная деятельность; Москва; Граница; 2007.

. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола» // Система «Консультант плюс».

. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24) // Система «Консультант плюс».

. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы федеральной службы безопасности Российской Федерации» (в ред. Указов от 11 июля 2004 г. № 870 и от 1 декабря 2005 г. № 1383) // Сборник нормативных правовых актов № 17 / Пограничная деятельность; Москва; Граница; 2007.

. Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Система «Консультант плюс».

14. Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (утв. Указом <file:///C:\Documents%20and%20Settings\Администратор\Рабочий%20стол\Юриспруденция%20-%204%20ТГП\шефу\указ%20президента%20по%20ФСКН.doc> Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976, с изменениями от 26 марта, 10 сентября, 23 октября 2008 г., 19 мая 2009 г.) // Система «Консультант плюс».

. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314, с изменениями от 2 декабря 2005 г., 30 апреля, 23 октября, 17 ноября 2008 г.) // Система «Консультант плюс».

. Положение о Федеральной таможенной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459,с изменениями от 21 апреля, 5 июня, 7 ноября 2008 г., 27 января, 10 марта 2009 г.) // Система «Консультант плюс» // Система «Консультант плюс».

. Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв. постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190, с изменениями от 29 мая 2006 г.).

Дополнительная литература

. Байгузин Р.Н. Государственная безопасность России - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004-815с.

. Божьев В.П. Правоохранительные органы (по сост. на 25 июня 2005 г.) - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 511 с. - (Правовая библиотека).

. Корякин В.М. Коррупция в Вооружённых Силах: теория и практика противодействия: Монография. Серия «Право в Вооружённых силах - консультант». - М.: «За права военнослужащих», 2009. - Вып. 96. - 336 с.

. Марченко М.Н. Юридический энциклопедический словарь/ М.О. Буянова (и др.), М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 816 с.

. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 994 стр., с. 577.

. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 447 с. (Высшее образование).

. Издание Общественного совета при Федеральной Службе Безопасности Российской Федерации «ФСБ за и против» № 4, 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...