Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение духовно-рыцарских орденов на политической арене Европы




Духовно-рыцарские ордена обладали большим политическим влиянием в Европе. Ордена были движущей силой в руках католической церкви. Остановимся сначала на положении Мальтийского ордена, как субъекта международного права. Мальтийский орден развивался в период превращения средневекового имперского права в современное международное право. Политические и правовые изменения девяти веков, прошедших со дня его основания, оказывали влияние, как на Орден, так и на государства международно-правовой общности. Они изменяли внешнюю форму ордена, но ни коим образом не суть его задач. Международное положение Ордена как национального института с собственным правовым лицом оставалось неизменным вне зависимости от изменения этих форм.

Для изучения вопроса правового положения Мальтийского ордена папа Римский Тий XII поручил специально созданный для этих целей комиссии кардиналов. Комиссии досконально исследовала всю историю вопроса и пришла к следующим заключениям.

Прежде всего, была подтверждена упомянутая уже в ленной грамоте императора Карла V двойственная природа Мальтийского ордена как суверенного и религиозного международного права, с одной стороны и религиозного Ордена католической церкви с другой стороны. Причем было особо отмечено, что суверенитет Ордена является функциональным, то есть, зависит от задач Ордена и исполнения его целей, и, собственно, строится на их основе.

Вывода комиссии Великого Трибунала кардиналов были оформлены специальным Приговором, то есть природы Мальтийского рыцарского ордена как суверенного Ордена; качество суверенности Ордена, описываемое в статье 2, раздела 1 действующей Конституции Ордена и неоднократно признанное Святым Престолом, представляет собой пользование некоторыми преимущественными правами, которые свойственны Ордену как субъекту международного права. Такие привилегии являются следствием суверенитета и признаны некоторыми государствами по примеру Святого Престола, но для Ордена они не представляют собой того комплекса власти и прав, которые свойственны субъектам международного права, суверенным в полном смысле этого слова.

Мальтийский орден, состоящий из обетных рыцарей и капелланов, в соответствии со статьями 4 и 9 раздела 1 Конституции Ордена, является Орденом, точнее религиозным орденом, одобренным Святым престолом. Наряду с освящением членов своего Ордена он преследует религиозные и благотворительные цели, цели оказания разного рода помощи.

Оба качества Ордена - суверенность и религиозность, описанные в пунктах 1 и 2 этого приговора, тесно связаны между собой.

Качество суверенности направлено на достижение его целей и обеспечение его положения в мире. Мальтийский орден подвластен Святому Престолу и является религиозным Орденом, поскольку находится в компетенции Священной Религиозной Конгрегации в соответствии с каноническим правом и действующей Конституции Ордена.

Те, кому пожаловано почетное орденское звание, и члены Ассоциаций подчинены Ордену и через него Святому Престолу в соответствии с главой 3 раздела III действующей Конституции Ордена. Вопросы суверенности Ордена, описанные в первом пункте приговора, рассматривал Государственный Секретарь его Святейшества. По смешанным вопросам решения приняла Священной Религиозной конгрегацией и Государственным Секретарем Его Святейшества в обоюдном согласии.

Благоприобретенные права, обычаи и привилегии, предоставленные Ордену Святейшими Отцами, остаются в неприкосновенности, если не противоречат Каноническому Праву и действующая Конституция Ордена. В связи с тем, что данный текст Приговора многократно и не всегда объективно интерпретировался, что привело к различным столкновениям его содержания, Святой Престол и Мальтийский орден дополнительно пояснили понятие двойственной природы Ордена в официальной дипломатической переписке. В послании Верховного Совета Суверенного Мальтийского ордена на имя заместителя Государственного Секретаря Святого Престола сообщалось:

«Внимательно и объективно изучив текст Приговора, который был вынесен Великим Трибуналом Кардиналом 24 января 1953 года и провозглашен 10 февраля того же года, Верховный Совет пришел к заключению, что содержащееся в статьях Приговора следует интерпретировать следующим образом:

. Относительно пункта I. Природа Мальтийского ордена как религиозного. Религиозная природа ордена ограничивается членством в Ордене обетных рыцарей и капелланов.

. Относительно пункта II. Природа Мальтийского ордена как суверенного. Признание суверенитета Ордена, соответствующего его предназначению, представляет собой пользование преимущественными правами, носителем которых является Орден как субъект международного права.

. Относительно III пункта. Область смешанных компетенций.

Взаимоотношения двух качеств Ордена - суверенности и религиозности, определяется тем, что вопросами относительно суверенных качеств Ордена занимается Государственный секретарь Его Святейшества, но не в том смысле, что Орден подчинен Государственному Секретариату, и тот направляет его деятельность, а в том, что компетенция Государственного Секретариата определяется вышеуказанными вопросами, которые могут возникнуть в этой связи. Все вопросы относительно смешанных компетенций следует интерпретировать аналогично. В ответном послании от 23 марта 1953 года заместителем Государственного секретаря сообщил, что Государственный Секретариат Его Святейшества принял к сведению интерпретацию, изложенную в послании Ордена.

Как видим, Приговор Великого Трибунала кардиналов и переписка относительно его содержания лишний раз подтверждают суверенность Ордена как субъекта международного права и отношении его светской природы, задач и целей, при этом констатируют, что нельзя отождествлять осуществляемые суверенные права по их происхождению и объему и реальную политическую власть суверенного государства, что никоим образом не ограничивает суверенитет, поскольку Мальтийский орден для сохранения своего существования не нуждается в фактической власти, которая необходима политическому государству.

Понятие «функционального суверенитета» соответствующее, как ни какое другое международно-правовой ситуации Мальтийского ордена, сразу стало предметом множества правоведческих исследований, которые, тем не менее, не всегда точно определяли суть этого понятия, поскольку относили функциональную зависимость не к задачам Ордена в качестве наднациональной организации, а к его положению в иерархии католической церкви, в то же время как приговор совершенно, недвусмысленно указывает на то, что суверенитет и правоспособность Мальтийского ордена в международных отношениях являются исключительно следствием его деятельности и его организации.

Это заключение не только соответствует историческому правовому статусу Мальтийского ордена, но и явственно согласуется с положениями Международно-правового учения о сущности и качестве суверенитета международных организаций. Резиденция Суверенного Военного Мальтийского ордена в настоящее время находится на государственной территории Италии. В этой связи итальянское государство и его суды, вполне естественно, занимались вопросом международно-правого статуса Ордена. Так, уже в 1868 году граф Кибарио, уполномоченный итальянским правительством исследовать вопрос правого положения Мальтийского ордена в Италии, констатировал: «В соответствии с европейским международным правом Орден никогда не переставал быть суверенным».

Государственный Совет Италии заявил в своем заключении от 10 ноября 1869 года, что Мальтийский орден является суверенным институтом, поэтому Указы Великого Магистра Ордена не нуждаются в экзекватуре короля Италии.

Суверенное положение Мальтийского ордена подтверждается также в Конвенции.

Суверенное положение Мальтийского ордена подтверждается также в Конвенции итальянского военного министерства и Ордена от 20 февраля 1884 года и законодательных декретах итальянского правительства от 7 октября 1923 года, 28 ноября 1929 года и 4 апреля 1938 года.

В итоге отношения между итальянской республикой и Мальтийским Орденом были окончательно определены дипломатическими нотами, которыми стороны обменялись 11 ноября 1959 года. Итальянская нота подтверждает все привилегии, пожалованные Мальтийскому ордену, как королевством, так и Республикой Италии, начиная с 1861 года, и подтвердившее качество Ордена как субъекта международного права, экстерриториальность его резиденции в Риме и правовое положение Великого Магистра в качестве Главы государства со всеми соответствующими привилегиями.

Тем самым, итальянская республика признала существование Мальтийского ордена на всей территории в качестве суверенного государства, государства, с которым она поддерживает дипломатические отношения.

При внимательном изучении истории Мальтийского ордена, а особенно его положения на политической арене Европы, возникает вопрос, на который, к сожалению, пока нет ответа. Известно, что иоанниты были самыми верными слугами римских пап и самым могучим оружием римской курии. Тогда почему ни один из конфликтов не позаботился о том, чтобы сразу после 1191 года, иоанниты раз и навсегда приобрели мощный центр в Европе, где могли бы расположить свой штаб-квартиру? Сколько они скитались, постоянно меняя местоположения своих резиденций: Кипр, Родос, Италия, Франция, Германия, Мальта, Россия (это не считая кратковременный пребываний на каких-то мелких островах Средиземноморья). Возможно, это связано с тем, что папство было занято решением своих внутренних проблем: приобретение большого влияния в европейской политике, организацией крестовых походов в Европе (Альбигойские войны и завоевания тевтонцев в Восточной Европе): а затем папский престол переживал кризис.

А, может быть, Орден выполнял какую-то особую миссию римской курии, о которой не следует знать непосвященным? Или все гораздо проще, иоанниты выполняли функцию пограничников между Западом и Востоком и, естественно, что их присутствие на Средиземном море было просто необходимо. Но это еще не все. Как известно, иоанниты стали наследниками казненных тамплиеров, по решению инквизиционной комиссии. По Европе тогда ходили всевозможные слухи и легенды не только о храмовниках и их сокровищах, но и об иоаннитах. Возможно, это связано с их по тем временам довольно глубокими медицинскими познаниями. Одна из легенд, окружавших госпитальеров, гласит, что великие Магистры Ордена всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского знали секрет «эликсира жизни», который, якобы, хранился в жезле Великих Магистров, утерянный после того, как Орден был изгнан Наполеоном Бонапартом с острова Мальта. После того, как иоаннитов изгнали с Родоса, и одна неудача вслед за другой преследует Орден, легенда перекочевывает от госпитальеров в самый влиятельный Орден Европы - Орден иезуитов, задев при этом небезызвестных розенкрейбуеров и ряд королевских фамилий. Такова картина политического положения и правового статуса в целом.

Что же касается политического положения второго по значимости духовно-рыцарского ордена, а именно - Ордена тамплиеров или как иначе их называли Ордена храмовников. Первые сведения об Ордене Бедных рыцарей Христа появляются между 1169 и 1184 годами. В этот период нельзя говорить о политическом влиянии этого Ордена, так как он состоял из девяти рыцарей, хотя постепенно Орден начинал набирать силу.

В 1128 году тамплиеры были официально признаны римским папой. На соборе в Труа были также утверждены орденские уставы. Всего было два устава: на латыни и на французском языке. С 1128 года начинается еще одна страница в истории тамплиеров. Не успели храмовники как следует проявить себя в Святой Земле, а римские папы начинают их осыпать своими милостынями. Через 20 лет после собора в Труа, к 1148 году Орден значительно увеличил и распространил свое влияние. Многие аристократы из Европы вступали в Орден. Уже к 1140 году «бедные рыцари Храма» располагали обширными владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, Италии, Австрии, Германии, Венгрии и Святой Земле. Располагая огромными по тем временам средствами, орден превратился во влиятельную силу международного значения. Тамплиеры вели активную политическую деятельность, как в Европе, так и Палестине. Даже сарацины, против которых боролись крестоносцы, оказывали храмовникам гораздо больше уважения, чем другим европейцам. Тамплиеры, как стало известно из документов, имели отношения с ассасинами, террористическим религиозно-политическим орденом, известным своим фанатизмом и воинственностью, так сказать «исламскими тамплиерами» и посещали замок Аламут в Иране - центр ассасинов. А. Горбовский и Ю. Семенов считают, что орден тамплиеров имел в своей основе пример ассасинов, что так, скорее всего, храмовники - «христианские ассасины».

После падения Сен-Жан де Акр или Акры в 1191 году Орден устроил свою резиденцию на Кипре, а к 1291 году окончательно перебрался в Европу, где быстро создал некое международное государство, для которого не существовало национальных границ. Командорства тамплиеров выросли вдоль пути в Сен-Жек-де-Компостель, где, как и Палестине, они взяли на себя охрану паломников. Благодаря привилегиям, полученных Орденом в разное время от пап, никто не осмеливается оспаривать у него этот статус суверенного государства, и Великие Магистры разговаривали на равных с королями. Почти на всех политических уровнях храмовники выступали как официальные третейские судьи, и нередко монархи признавали. Так продолжалось до октября 1307 года, когда Орден был обвинен Филиппом IV Красивый в колдовстве, а в марте 1314 года был полностью уничтожен.

Необходимо также заметить, что тамплиеры проводили собственную линию во внешней политике и считали себя вправе диктовать свои условия всем, за что впоследствии и поплатились.

Следующим и последним для рассмотрения вопроса о положении духовно-рыцарских орденов являлся Тевтонский орден, или как его иначе называли Немецкий орден.

Перед более конкретным рассмотрением этого вопроса, необходимо отметить следующие обстоятельства.

Тевтонский орден в отличие от ордена тамплиеров и Мальтийского ордена не пользовался таким влиянием и могуществом в Европе, как эти два духовно-рыцарские ордена. Тевтонский орден был утвержден в 1198 году римским папой Иннокентием III.

Сначала Орден являлся небольшой военно-монашеской организацией, но затем постепенно начал разрастаться в мощную организацию

Как свидетельствуют авторы хроник того времени, тевтонцы не отличались хорошей дисциплиной и военной подготовкой, как тамплиеры или иоанниты. В святой Земле Орден зарекомендовал себя в искусстве боя не с самой лучшей стороны. Впрочем, можно ли говорить о какой-либо репутации, если в том же 1198 году основные силы тевтонцев перебазированы в Германию и приняли активное участие в насаждении католичества в Восточной Европе.

В XIV веке практически вся внешняя политика Ордена была направлена на военное противостояние между тевтонцами с одной стороны, Польшей и Литвой - с другой. Тевтонский орден стремился расширить территориальные границы своих владений за счет захватов в соседних государствах. В Польше и Литве к тому времени складываются единые феодальные государства. Польша достигла значительной силы при Владиславе Локотке. Литва объединилась под властью Гедемина. В 1315 году Гедемин и Владислав заключили союз против Тевтонского ордена. С 1316 года началась многолетняя война тевтонцев с Литвой. В 1331 году была объявлена война с Польшей. Военные действия шли с переменным успехом. В XIV веке намечается раскол между Тевтонским орденом папством. Это было связано с тем, что тевтонцы не считались с назначением римской курией епископами, и старались прибрать к рукам владения соседних рижских епископов. Римская курия не могла открыто противостоять Ордену. В это время политика папства полностью зависела от французских королей. Папы находились в фактическом плену в Авиньоне. Французским королям не было времени вмешиваться во внутренние дела Тевтонского ордена. Они только что избавились от более серьезного противника - тамплиеров, и не видели никакой опасности для себя со стороны тевтонцев.

Таким образом, Тевтонский орден мог спокойно заниматься своими делами в Восточной Европе, не обращая внимания на многочисленные протесты со стороны мелких князей и феодалов.

К XVI веку Орден терпит ряд военных поражений, что приводит к потере его влияния и земельных владений.

В 1525 году прекратил свое существование в качестве самостоятельного государства. Но Тевтонский орден был восстановлен в несколько видоизмененном виде в 1834 году в Австрии, а затем в Германии. Однако, официально о том, что Тевтонский орден продолжает существовать, было объявлено, что Тевтонский орден продолжает существовать, было объявлено только в 1945 году римским папой. После окончания Второй мировой войны в немецких газетах появились сообщения о том, что на базе католической церкви существует Немецкий орден, являющийся приемником Тевтонского. Интересно также и то, что с 1939 по 1943 годы в Германии велась широкая пропаганда Тевтонского ордена.

Была издана подробная история Ордена Святой Марии Тевтонской. Б.А. Печников говорил о том, что многие институты управления в фашисткой Германии были перенесены из организации Тевтонского ордена.

В истории Тевтонского ордена еще много белых пятен. Но до конца прочитана о взаимоотношениях тевтонцев и России. Многое не понятно в отношениях тевтонцев и России. Многое не понятно в отношениях между римскими папами и Тевтонским Орденом. Не ясна также роль Немецкого ордена, действующего в наши дни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...