Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовно-рыцарские ордена как духовные ордена католической церкви. Структурная организация Орденов




Кого же принимают в духовно-рыцарские ордена? Как это происходит? Рассмотрение всех этих вопросов относится к целому ряду документов.

Правовая природа рыцарских орденов в качестве духовного ордена в системе церковного права Католической Церкви мало изучена. Лишь недавно она стала предметом специального исследования историков.

Действительны права и обычаи Орденов, а также все привилегии, дарованные и призванные папами. Среди последних следует особенно выделить Конституцию Папы Бенедикта XIV. Права, обычаи и привилегии действительны, пока они остаются в соответствии с нормами канонического права, Конституции Ордена и кодекса. Дальнейшими нормами являются постановления законодательных органов Ордена.

Члены Ордена: рыцари справедливости и капелланы (священники) конвентов, принесшие монашеские обеты.

Второй класс: рыцари послушания и доната справедливости, принесшие обещание, стремиться к христианскому совершенству в духе Ордена в соответствии с обязанностями своего класса.

Третий класс: члены, не принесшие ни обета, ни обещания. Этот класс разделен на шесть категорий:

1. рыцари и дамы чести и смирения;

2. капелланы конвентов;

.   рыцари и дамы милости и смирения;

.   магистральные капелланы;

.   рыцари и дамы милости и магистральные;

.   донаты смирения.

К первому классу ордена относят его члена, принесшие обет послушания, целомудрия и бедности - по сути, это монахи Ордена. Они подразделяются на рыцарей и капелланов конвентов. Принесением обета рыцари и капелланы стремятся к евангельскому совершенству. Они являются членами духовного ордена в соответствии с каноническим правом и в этом качестве обязаны соблюдать особые действующие для них нормы ордена. Торжественный обет считается действительным только после утверждения его святым Престолом.

В первый класс Ордена может быть принят каждый католик, если для этого нет юридических препятствий, если он имеет праведные цели и готов в соответствии с задачами ордена служить больным и бедным Иисуса Христа и посвятить себя служению церкви и Святому Престолу в духе Ордена.

В Кодексе Ордена определены следующие условия приема обетных рыцарей: здоровье тела и духа; рождение в законном браке, неучастие в преступлениях и убийствах, неосуждение Высшим церковным судом в ереси и в безнравственном образе жизни, благородное происхождение. Кроме того, не могут быть приняты лица, незаконно владевшие орденской собственностью и занимающиеся торговлей.

Для приема в ряды рыцарей справедливости претендент подает заявление в соответствующем приорате, или, если в месте проживания претендента нет приората, Великому Магистру Ордена. Приор и капитул проверяют, можно ли разрешить претенденту прохождение испытательного срока послушничества. Но послушником не мог стать тот, кто отступил от католической веры и затем из боязни или путем обмана вступает в орден, или такими же средствами вынуждает орденские власти принять его; а также, кто женат - до тех пор, пока состоит в браке; кто принял обет в другом Ордене и, наконец, кто преследуется собственными властями за совершение преступления или мог бы преследоваться.

Послушником мог стать тот, кто уже год являлся членом Ордена, не имел долгов, которых был бы не в состоянии оплатить, не участвует с административными функциями в светских предприятиях, со стороны которых Орден может ожидать судебных тяжб и возмещения убытков, кто не имеет на момент приема правовых и моральных обязательств перед родственниками, кто принадлежит к латинскому обряду католической церкви и не отлучен от церкви Святым престолом, и кто освобожден от должности.

Право на разрешение от препятствий, предусмотренным каноническим правом, оставляет за собой Святой Престол. Освобождение от прочих препятствий может дать Великий Магистр совместным решением с Суверенным Советом. Прежде чем претендент будет назван послушником, производится проверка необходимых условий. С этой целью сообщаются отзывы епископов, в чьих епархиях проживал претендент на протяжении более 1 года после исполнения ему 14 лет и проживает на момент принятия в Орден. Какие же сведения собираются, это, прежде всего - происхождение, поведение, черты характере, репутация, общественное поведение, черты характера, общественное положение и образовательный уровень претендента.

Уточняется также, не состоит ли он под следствием или привлечен к судебному процессу, не наложен ли на него церковный штраф, нет ли каких-нибудь канонических препятствий. Срок рассмотрения дела претендента составляет не менее 3 месяцев и не более 1 года. В это же время претендент должен составить заявление о приеме в послушничество. Кодекс обязывает Великого Магистра и все приораты, учреждать послушничество с разрешения Святого Престола. Претенденты на звание конвента обязаны принять послушничество с разрешения Святого Престола. Претенденты на звание капеллана конвента обязаны принять послушничество при самом Великом Магистре. С согласия Великого Магистра приор назначает послушнику наставника, который уже, по меньшей мере, 10 лет является рыцарем и достиг 35-летнего возраста, кроме того, у наставника должен быть духовный помощник, который избирается по возможности из капелланов конвентов и утверждается орденским начальником. Великий Магистр называет претендентом послушником после того, как капитул соответствующего приората или Суверенный Совет примут решение. Испытательный срок послушничества - два полных года. После его окончания послушника допускают, если сочтут годным, к принятию обета. Непригодных отчисляют. Если есть сомнения в годности претендента, орденские начальники могут продлить испытательный срок, но не более чем на шесть месяцев. Под руководством начальника послушники обязаны посвящать себя упражнениям в благочестии и изучению орденской жизни, согласно утвержденным Великим Магистром регламенту. Наряду с этим было необходимо изучить устав и законы ордена, его историю. Послушник должен совершенствоваться в делах любви к ближнему, что является его предназначением в соответствии с религиозными обетами, к которым он стремился. Наставник должен заботиться о том, чтобы каждый послушник строго соблюдал правила для обетных рыцарей.

После окончания срока послушничества послушник, который хочет принять обет, должен передать через своих руководителей прошение Великому Магистру о допуске к принятию временных обетов. Великий Магистр принимает решение о допуске после принятия совместного решения с Суверенным Советом о заслушивании Прелата Ордена и по предложению приора с согласия его капитула. Обет будет признан действительным, если ему предшествовало действительное послушничество, если он принимается у послушника Великим Магистром или уполномоченным Приором.

Рыцарям, принимавшим у послушника обет, и свидетелями составляется документ о принесенном обете. В течение первых трех лет временные обеты повторяются каждый год, затем его принимают один раз в три года без перерыва.

Для обетного рыцаря временных обетов Великий Магистр назначает «магистра» под руководством которого он посвящает себя делам Ордена. Рыцарь временных обетов имеет то же правовое положение, что и рыцарь вечных обетов, за исключением некоторых ограничений активного и пассивного избирательного права.

Вечный обет считается действительным при: достижении рыцарем возраста 33 лет, разрешении Великого Магистра и Суверенного Совета, которое дается по предложению ответственного Приора и Капитула, согласия Святого Престола, принятия обета в соответствии с каноническим правом и принятия обета у послушника Великим Магистром или Приором. Временный и вечный обеты принимаются в соответствии с предписаниями ордена.

После прохождения послушничества продолжительностью в один год капеллан конвента принимает временные обеты на три года, и только затем он допускается к вечному обету. После принятия обета капелланы конвентов получают на соответствующее содержание от ордена в случае возникновения такой необходимости. Дисциплинарно обетные капелланы конвентов подчинены непосредственно Прелату Ордена как высшему церковному лицу орденского клира.

В соответствии с евангельскими наставлениями обетные рыцари и капелланы принимают обеты послушания, целомудрия и бедности. Обетом послушания они принимают на себя обязательство подчинения законным орденским начальникам в соответствии с уставами Ордена. Начальники могут в силу этого обета отдать приказание, но лишь имея на то исключительно убедительные и уместные причины и сделав это письменно или в присутствии двух свидетелей. Обет считается нарушенным в том случае, если приказание руководителя, данное на основе обета послушания, не выполнено.

Обет целомудрия обязывает принявших его жить вне брака и блюсти чистоту.

Принявший временный обет бедности отказывается от свободного пользования временным имуществом, они сохраняют собственность на свое имущество и возможность трудовой деятельности. То, что принявший обеты, приобретает в результате своего труда или ввиду принадлежности Ордену: переходит Ордену. Все дары и завещания считаются принципиально сделанными им как членам Ордена.

При принятии вечных обетов утрачивается право свободного распоряжения и пользования своим и чужим имуществом, право собственности, а также возможностью трудовой деятельности и владения собственностью.

Имущество, полученное обетными рыцарями и капелланами после принятия вечного обета, переходит в собственность Великого Приората.

Обетные рыцари могут заниматься свободными профессиями или занимать официальные должности. На что им необходимо согласие их орденского начальника. Важнейшим правом рыцаря, принявшего вечный обет, является право голоса в капитулах.

Принципиальной обязанностью обетных рыцарей и капелланов перед церковью и Орденом является устранение своей жизни в евангельском духе и стремление к религиозному совершенству в соответствии с Конституцией и Кодексом Ордена.

В соответствии с предписаниями канонического права, принявшие обеты члены Ордена изымаются из юрисдикции местных епископов как члены монашеского Ордена.

Второй класс членов Ордена состоит из рыцарей послушания и донатов справедливости. Рыцари послушания принимают особе обещание, которое связывает их морально и обязывает вести образ жизни, полные стремления к христианскому совершенству в духе и делах Ордена, в соответствии с их положением в Ордене и предназначенными специально для них предписаниями и указаниями руководства Ордена. Одухотворенные значимостью такого обязательства перед Богом, они должны свято соблюдать Божественные законы и заповеди церкви, чтобы быть постоянным примером благочестия и добродетели усердного апостольского служения и преданности Святой Церкви. Рыцари послушания берут на себя обязательство использовать временное имущество в евангельском духе.

Второй класс членов Ордена состоит из рыцарей послушания и донатов справедливости. Рыцари послушания принимают особое обещание, которое связывает их морально и обязывает вести образ жизни, полные стремления к христианскому совершенству в духе и делах Ордена, в соответствии с их положением в Ордене и предназначенными для них предписаниями и указаниями руководства Ордена. Одухотворенные значимостью такого обязательства перед Богом, они должны свято соблюдать божественные законы и заповеди Церкви, чтобы быть постоянным примером благочестия и добродетели усердного апостольского служения и преданности Святой Церкви. Рыцари послушания берут на себя обязательство использовать временное имущество в евангельском духе.

При приеме кандидаты должны подтвердить свою приверженность католической вере, отсутствие каких бы то ни было канонических и моральных препятствий, достижение или возраста 22 лет, минимум один год пребывания в Ордене и исполнение других необходимых предпосылок в духе Кодекса Ордена. Принимает кандидата Великий Магистр на основании предложения местного начальника Ордена, после заслушивания соответствующими капитулом или Советом и ознакомлением с мнением Прелата Ордена, одобренного Суверенным Советом. После определенного подготовительного периода кандидат допускается к принятию обещания. Решение принимается Великим Магистром по предложению руководителя, необходимо также положительное решение Суверенного Совета и разрешение Конгрегации.

При принятии обещания претендент произносит следующий установленный текст: «Я, … взываю к имени Господа и обещаю: я буду свято соблюдать законы суверенного Ордена Рыцарей (называется название Ордена Рыцарей). Особенно усердно я буду выполнять обязанности рыцаря послушания и оказывать надлежащее послушание тому начальнику, который мне будет дан. Да окажи мне помощь, Бог, Господь наш, Пресвятая и Пречистая Дева, и все святые Ордена».

Обещание принимается в присутствии Великого Магистра или уполномоченного им и двух свидетелей, о чем составляется соответствующий документ. Принятием обещания рыцарь послушания ставит перед собой следующие духовные задачи:

1. поддерживать своих собратьев в единстве молитв и добрых дел;

2. регулярно присутствовать на святой мессе, усердно совершенствовать таинства покаяния и причастия по совету своего духовника и принимать участие в жизни своего прихода;

.   каждый год принимать участие, как минимум, в трехдневном курсе упражнений и посещать курс или собрания, проводимые руководителями Ордена в образовательных и учебных целях;

.   придерживаться регламента духовной жизни, составленного ответственным за это орденским начальником.

При определении заданий, начальники должны учитывать общественное положение, склонности, образование и профессию рыцаря, возможность с его стороны предоставить себя в распоряжение Ордена.

Рыцарь послушания может отказаться от своего обязательства. В случае невыполнения им обязательств следующих из принятого обещания, назначается дисциплинарное расследование.

Таким же обещанием донаты справедливости принимают на себя обязательство служить Ордену. Во время предусмотренной процедуры допуска кандидат должен подтвердить свою приверженность католической вере, хорошую репутацию и порядочность, христианский образ жизни, приверженность к почтенной семье, достижение возраста 22 лет и минимум 1 года членства в Ордене, отсутствие каких бы то ни было канонических или моральных препятствий. Великий Магистр допускает кандидата на основании предложения местных начальников Ордена после заслушивания капитула или Совета.

Кандидат произносит следующий текст обещания:

«Я, … обещаю Господу Всемогущему, Пресвятой и Пречистой Деве Марии: я буду повиноваться Церкви и его Преосвященству, князю и Великому Магистру и другим моим орденским начальникам и с Божьей помощью и всеми моими силами защищать начальников Ордена и имущество Ордена».

Донаты справедливости обязаны соблюдать предписания для рыцарей послушания касательного совершения молитв и обязанностей по отношению к Ордену и его членам. Принятое обещание обязывает рыцарей послушания и донатов справедливости выполнять задачи Ордена по указаниям их орденских начальников.

К третьему классу относятся члены Ордена, которые не принимают ни обета, ни обещания. Этот класс подразделяется на шесть вышеуказанных категорий. Прием осуществляет Великий Магистр по предложению члена Суверенного Совета или местного начальника Ордена. Кодекс предусматривает так же прием указом Великого Магистра.

Члены третьего класса берут на себя обязательство вести примерный христианский образ жизни и принимать активное участие за больными и оказываемой Орденом социальной помощи.

Каков же правовой характер Ордена по классам? Принятый новый кодекс юридических канонов дает определение религиозному Ордену (или религиозному институту) как объединению, в котором его члены в соответствии с собственным правом принимают публичные или временные обеты и живут в братской общине. Если первое положение распространяется на Мальтийский орден, то последнее относится также к орденам тамплиеров и тевтонцев. Конституция Ордена не обязывает жить своих членов в общине.

При условии членства в Ордене рыцарей и капелланов, Орден является духовным орденом, соответствует норма церковного права, разрешен Папским Престолом. Наряду с освящением своих членов он преследует религиозные, благотворительные и попечительные цели. Правовая классификация Орденов, как религиозных институтов, строго говоря, распространяется только на членов первого класса (рыцарей справедливости и капелланов конвентов).

Только рыцари, принявшие торжественные обеты, имеют право на звание и должность, непосредственно связанные с религиозной природой Ордена, но в порядке исключения в отсутствии таковых можно возлагать эти обязанности на рыцарей простых или временных обетов, а в отсутствии таковых, в свою очередь, на рыцарей послушания. Эта возможность участка рыцарей второго класса в руководстве Ордена особенно подчеркивает значение рыцарей послушания. Руководить Орденом в его религиозной деятельности призваны члены Ордена, принявшие обеты и, в порядке исключения, обещания на руководящие должности в Ордене выбираются миряне, принявшие вечные обеты. Они имеют право участвовать в выборах и обладают правом голоса в капитулах.

Новый Кодекс Юридических Канонов под понятием «Institute Vero locale» обозначает такую организацию, которая, в силу своей природы, характера и целей, имеет собственные, описанные основателями или узаконенной традицией задачи, и которая призвана в этих качествах церковными властями. Духовно-рыцарские ордена вполне соответствуют этому определению. Итак, можно заключить, духовно-рыцарские ордена являются, во-первых, мирскими Орденами. Орденская жизнь мирян в полной мере осуществляет обязательства по отношению к евангельским заветам: «Она служит назначению церкви - забота о спасении души - в воспитании молодежи, попечении больных и других службах. Поэтому Святой Синод придает ей такое большое значение, поддерживает членов Орденов в их призвании и призывает их изменить образ жизни соответственно духу времени».

Ничто не мешает некоторым членам братства принять рукоположение для пасторского служения в их собственных домах, что никоем образом не затрагивает мирского характера Орденов.

Эта точка зрения Кодекса представляет учение о сословиях церкви, в соответствии с которыми в церкви существуют два сословия: духовенство и миряне.

«Орденское сословие не является промежуточным между клиром и мирянами в божественном иерархическом строении церкви. Напротив, верующие обеих групп призваны Господом пользоваться в жизни церкви своим особым даром и по-своему служить ее благу».

Орден является, во-первых, религиозным мирским Орденом: члены Ордена, принявшие обеты, являются членами духовного Ордена в строгом понимании церковного права. Поэтому их правовое положение определяется общими положениями церковного права. В соответствии с кодексом Орденов, члены духовного Ордена принимают на себя различные обязательства, в том числе:

1. следовать учению Христа;

2. созерцание и молитва;

.   каждодневное участие в таинстве евхаристии, причастии и поклонении святым дарам;

.   другое участие в литургии;

.   особое почитание Божьей матери;

.   ежегодные упражнения;

.   каждодневное покаяние и частная исповедь;

.   постоянное духовное образование;

Подобные обязательства принимают на себя и члены Ордена - миряне. Например, целибат, запущение поведения, несоответствующее нормам сословия, запрещение занимать официальные должности, управлять имуществом и давать поручительства, а также заниматься торговлей, ремеслом и политикой.

Предписание общего церковного права, запрещающее клирикам католической церкви заниматься неподобающей их сословию деятельностью, следует рассматривать, принимая во внимание природу цели Орденов, к которым относятся благотворительные и попечительные задачи Ордена. Осуществляемые лишь активной жизнью в миру, поэтому, несмотря на принадлежность к духовному Ордену, его члены не брали на себя обязательство жить в общине и им, безусловно, позволяется заниматься безусловно-свободными профессиями и занимать официальные посты с согласия руководства Ордена. В этих специальных нормах ясно проявляется дух Ордена. Одно из положений законодательства Суверенного Мальтийского ордена полностью соответствует общецерковной норме в церковной норме в инструкции своевременном обновлении подготовки к орденской жизни.

Таким образом, выявились следующие положения:

. в отношении подготовки послушников в институтах апостольской деятельности ясно определилась необходимость с самого начала готовить их непосредственно к предстоящему им в будущем образу жизни и деятельности и побуждать их к предворению в жизнь единства созерцания и апостольской деятельности.

. В институтах, в которых апостольская и благотворительная деятельность является сутью орденской жизни, послушников следует постоянно готовить к посвящению себя деятельности, соответствующей цели их Ордена.

Мы видим, что члены Мальтийского ордена, а также члены Орденов тамплиеров и тевтонцев первого класса, принимающие вечные обеты и временные обеты, являются членами духовного Ордена католического церкви.

Каково же положение прав членов Орденов второго класса - рыцарей послушания?

В соответствии с текстом обещания рыцари послушания обязуются: соблюдать законы Ордена, выполнять возложенные на них обязанности и оказывать послушание своему орденскому начальнику. Статья 114 Орденского Кодекса подразумевает некоторые духовные задачи и те задачи, которые ставят перед рыцарями послушания их орденские начальники в соответствии с их положением в мире, их склонностями, образованием и т.д.

К виновным в несоблюдении этого обязательства применяются дисциплинарные санкции. Донаты справедливости обещают быть послушниками церкви, Великому Магистру и другим орденским начальникам и защищать орденских начальников и имущество Ордена.

Члены духовно-рыцарских орденов второго класса стремятся к христианскому совершенству в духе Ордена в общем, но конкретно берут на себя только обязательство послушания в форме обещания. В отличие от членов Ордена первого Красса, которые принимают публичные обеты стремления к евангельскому совершенству, члены Ордена второго класса принимают на себя обязательства обещания не публичного, а личного характера, хотя его действие распространяется не только на сферу совести. Члены второго класса Ордена имеют особое правовое положение в системе церковного права католической церкви, образуя квалифицированное мирское объединение, которое не относится к сфере действия орденского права. Если число рыцарей послушания превышает девять, они могут создать свою собственную организационную форму. Приорат, который будет возглавлять в качестве регента обетный рыцарь, которого избирают и поддерживают Совет и Капитул Ордена. Результаты этих выборов утверждаются Великим Магистром.

Члены второго класса составляют особое объединение, входящее в состав Ордена и тесно связанное в Ордене юридически и организационно. Они даже назначаются на должности, связанные непосредственно с религиозной природой Ордена.

Принимающие обещание рыцари послушания и донаты справедливости связаны с орденом теснее, чем члены третьего, светского класса. Члены Ордена третьего класса не относятся к служителям Ордена в духе канонического права. Они также образуют объединение, состоящее из шести классов, входящее в состав Ордена и зависящее от него. Устав Ордена предусматривает для них конкретные обязательства.

Устав должен управлять каждой в отдельности структурой Ордена в ее деятельности по отношению к самому Ордену и особенно по отношению к Великим Приорствам, которые могут существовать в одной и той же стране.

Великий Магистр и Суверенный Совет должны поступать в соответствии с Уставом Ордена. Итак, проанализировав правовые отношения трех классов духовно-рыцарских орденов. П. Лайпезинг пришел к выводу, что организм Орденов состоит из трех подразделений. Ордена как таковые являются мирскими Орденами в правовом смысле, основу которого составляют обетные рыцари первого класса. Члены класса второго и третьего образуют объединения, входящие в его состав. Все три подразделения Орденов имеют общие цели, зафиксированные в Конституции Ордена, которыми обязаны руководствоваться все члены Орденов. Они составляют единую орденскую общность благодаря единой организации и единому правительству.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...