Характер деятельности духовно-рыцарских орденов
Христианство - одна из крупнейших религий в мире. Ее исповедуют многие народы мира в течение почти двух тысячелетий. Христианство не является единой религией. Она распадается на католицизм, православие и протестантизм. Но сначала христианство было единым. Только в XI веке происходит официальный раскол церкви на православную и католическую. «Христианство… формировалось, в отличие от буддизма и иудаизма, в окружении, возникшем в процессе политического, экономического и культурного сплочения, навязанного Римской империей всем народам Греко-римского мира, жившим в бассейне Средиземноморья. Таким образом, христианство очень рано оказалось с людьми с ранами, совершенно отличными от тех людей и стран, которые ее породили. И в дальнейшем на процесс формирования и развития культа, доктрины и институтов христианской религии оказывали определяющее влияние сначала постепенное расшатывание железных оков рабовладельческого общества, затем социальные институты средневековья и, далее, - разрушивший их прорыв торговых мануфактурных групп, ковавших новое промышленное общество. На всех этапах этого процесса обновлялась нравственная теологическая традиция той религии, неизменно отягченная, однако, обращение к прошлому, балласт которого так или иначе довлеет на над ней и поныне…» Все это необходимо учитывать при рассмотрении христианской религии, считает Амброджо Донини, итальянский ученый, в книге «У истоков христианства». Первоначально, института монашества, как такового, не существовало, не было и церковной организации, должностных лиц, культа, клира, догматов. Вместо института священства были пророки, учители, апостолы, проповедники, выходившие из рядовой массы верующих.
До признания государством церкви область распространения христианских общин ограничивались, главным образом большими городами. Только в них могло удержаться христианство в периоды гонений. Социальное меньшинство, носившее оппозиционный характер, всегда должно было бороться в деревнях с величайшими трудностями. Это относится и к христианству первых трех столетий нашей эры, которое во время гонений с большинством проблем сталкивалась именно в деревне. Тайная организация в деревне может существовать только в том случае, если ее участниками являются все жители. Практически все проблемы решились сами собой после того, как христианство перестало быть оппозицией государству и добилось признания с его стороны. В течение первых трех столетий христианство было практически городской религией. Затем ситуация меняется, и христианство на Западе на определенный период становится религией преимущественно крестьян. Вместе с этим, именно в деревне получает широкое распространение зарождающийся институт монашества. Как считает немецкий ученый Карл Каутский, множество было выгодно именно в деревнях, так как имело в своей основе коммунистическое начало, кооперативную форму производства «улучшающегося мира и зарождающегося средневековья». «…В античном мире, а также и в средних веках у народных масс нельзя было встретить никаких следов индивидуализации потребностей. Поэтому монастырский коммунизм не встретил в ней никаких границ, и он процветал тем больше, чем стоял выше его способ производства над господствующим… Но эта новая форма христианского коммунизма не могла стать всеобщей формой общественного устройства, и ее действие продолжало распространяться только на отдельные слои и группы…» - писал в своих трудах К. Каутский. Если монастыри в первое время своего существования практически не преследовали корыстных целей и ставили задачи решения экономических проблем местного населения с целью популяризации христианства, то в дальнейшем с повышением их материального уровня, они вступают на ту же дорогу, что и церковный клир. Они также стали органом господства и эксплуатации.
Итак, первоначально монашество носило хозяйственный характер и на первых порах было связано с совместными трапезами христиан. Обслуживались члены общих во время трапез диаконами, а по мере роста общин, необходимости накопления для них денег и увеличения запасов для трапез появились кладовщики, кассиры и епископы-надзиратели. Епископами чаще всего становились старейшие и зажиточные члены общин, которые отвечали за сохранность денег и припасов, необходимых для дальнейших трапез. Епископы, игравшие в общине в силу своей зажиточности и степенности, стали в дальнейшем бесконтрольно распоряжаться имуществом общины. По мере роста некоторых общин они окружали себя разными должностными лицами, в круг обязанностей которых входила и проповедническая деятельность, наряду с работой по улаживанию финансовых, судебных полицейских и других вопросов. Будучи главой всей общины, епископ взял на себя роль наставника. Постепенно определенные догматы этой веры стали обязательными для всей массы прихожан, и никто из общины, все чаще и чаще сравниваемой со стадом овец, не смел выступать против епископа-пастыря, невозбранно стригущего свою паству. Следует обратить внимание, что монашество уже тогда не всегда давало себя низводить на степень безвольного орудия в руках пастырей церкви, епископов. Монастыри, экономически независимые от епископов и соперничающие с ним по накопленным к тому времени богатством, осмелились выступать против них в тех случаях, когда никто другой не осмеливался сделать это. Не может быть, чтобы монастыри никак не проявили себя в политике. Напротив, они почти с самых первых дней своего существования начинают бороться за право принимать решения в важных государственных, политически значимых делах. Примерно к VI веку многочисленные монастыри появляются не только на территории бывшей Римской империи, но и Северной Галии, Британии, в Шотландии и Ирландии. Монахи, которые там обосновывались, способствовали в обращение в христианство народностей, живших в самых отдаленных уголках. Под их влиянием богослужебная жизнь в Британии, в частности, в Шотландии, шла особым путем. Возможно, именно в монастырях Шотландии возник обычай исповедоваться.
В последующих веках монахи с оружием в руках защищали свои обители и сельских жителей от набегов мореплавателей и грабителей с севера - англов, саксов и скандинавов, пока не завоевали окончательно страну. Так сформировался тот тип монаха-воина «аббата кондотьера», который распространился затем по Феодальной Европе. Тем самым история монашества стала сливаться с политической историей общества и вооруженной борьбой своего времени и играть во всем этом не последнюю роль. Наибольшее распространение и значение тип воина-монаха приобретает во времена крестовых походов. Именно тогда организовываются духовно-рыцарские ордена. «Духовно-рыцарские ордена военно-монашеских организаций западно-европейских рыцарей, создававшиеся под руководством католической церкви в XII-XIII веках во времена крестовых походов. Имели целью защиту и расширение владений крестоносцев на Востоке, а также и территориальные захваты в Европе». Такие сведения об орденах дает Советский энциклопедический словарь. Духовно-рыцарский орден отличался от монашеского тем, что его братья являлись воинами. Звание духовно-рыцарский орден они носили формально. Действительно, вступая в братство, рыцари давали монашеские обеты безбрачия, бедности и послушания. Они служили тем же целям, что и монахи: защита и распространение христианской веры. Однако, после проповедей и монашеского смирения для достижения этой цели «братья-рыцари» использовали меч, копье и щит. Белый плащ, с красным крестом, который носили тамплиеры, черный или, позднее красный с белый крестом, составляющий отличительную одежду госпитальеров, были не более как символом. Под полумонашеской накидкой и у тех и у других скрывались рыцарские латы.
Итак, духовно-рыцарские ордена, прежде всего, являлись военными объединениями феодалов. Однако Ордена вербовали воинов из различных общественных групп. Например, тамплиеры принимали в свои ряды уголовных преступников, по одной из папских привилегий. Но, несмотря на это, Ордена оставались преимущественно организациями феодалов. Главными задачами Ордена являлись: . «подавление возмущений покоренного франками, но не покорившегося им туземного населения»; . «борьба против соседних мусульманских государств, оборона и расширение крепостных владений». Во главе каждого духовно-рыцарского ордена стоял Великий Магистр, в целом иерархическая пирамида выглядела именно так: Великий Магистр Великий приор, или магистр Маршал Командор, коннетабль или прочие лица, входившие в Совет при Великом магистре, т.е. генеральный капитул. Фактически верховная власть над Орденами должна была принадлежать римскому папе непосредственно, но порой случалось и наоборот. Уже упоминалось, что Орденам были дарованы привилегии, в первую очередь, они были освобождены папством от подчинения светским и церковным князям. Практически деятельность и образ жизни орденских «братьев» были крайне далеким от монашеских идеалов. Получив в дар от церкви и светской знати богатые поместья (не только на Востоке, но и на Западе), Ордена вскоре сделались крупнейшими феодальными владетелями своего времени. Щедрые пожертвования стекались к ним со всех сторон. Почти все европейские монархи и феодалы способствовали упрочению богатства Орденов, так как рассчитывали на помощь и защиту, иоанниты тут же заявляют о своем существовании не только как просто монашеский, но и как духовно-рыцарский орден, и добиваются того, что в 1135 году через 65 лет после основания первого госпиталя папа утверждает орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского. Братья-рыцари решили, что Иоанн Александрийский не слишком популярный Святой, да и первоначальные цели монашеской общины отошли на второй план, Орден по-прежнему занимался больными, раненными, убогими, открывал странноприемные дома. Однако в госпиталях работали братья-послушники, сержанты и прочие, а рыцари взяли в руки оружие, и стали вместе с тамплиерами, а затем с тевтонцами, военной мощью христианских армий в Святой Земле. Итак, 1070 году купец Панталеон Могуро из Амальфи основал по Иерусалимом госпиталь для больных и раненных при монастыре Святой Марии Латинской. На его базе спустя несколько лет образовывается монашеское братство. Братство росло и постепенно превращалось в обычный по тем временам монашеский орден, целью которого являлся уход за больными и раненными, презрение нищих и подкидышей. В 1113 году папа Паскалий II утверждает устав Ордена госпитальеров. В это время братья начинают приобретать власть и влиять на политические события в Святой Земле, приобретать власть в Святой Земле. Однако, это всего лишь обычный монашеский орден, покровителем которого являлся Святой Иоанн, бывшим патриархом Александрийским в VII веке иоанниты этого периода активно занимались строительством странноприемных городов не только в Палестине и Сирии, но в некоторых европейских городах: в Марселе, Отранто, Барии, Мессине, а также в Константинополе.
С 1120 года при Раймунде де Тои, который в 1155 году принял звание Великого Магистра, братство начинает приобретает то значение и вид, который сохранит за собой до XVII века. Как уже говорилось, главной задачей Ордена являлся уход за больными и раненными. Только в главном госпитале Ордена могла разместиться две тысячи нуждающихся. Помощь оказывалась безвозмездно. Помимо этого, три раза в неделю для бедняков устраивались горячие бесплатные обеды. Обслуживание больных шло вне зависимости от их социального положения: все было единого качества, все больные и раненные получали равные порции пищи, больничные халаты и белье были пошиты из одинаковой материи. Сверх этого иоаннитами создавались специальные больницы для лечения различного рода болезней. Например, проказы, которую так боялись и считали неизлечимой. Кроме того, иоанниты имели воспитательный дом для приюта подкидышей и грудных младенцев. Несомненно, что первые годы после образования Ордена все силы братства были направлены на выполнение поставленной перед собой задачи. Иоанниты вели активную деятельность по сбору милостыни в пользу больных и бедных, не отказывались от щедрых пожертвований состоятельных сеньоров. По всей Святой Земле шло строительство странноприемных домов ордена. Когда иоанниты практически достигли цели и стали известны как наиболее компетентный орден госпитальеров, рыцари постепенно отходят от дел, направленных на помощь больным и берут на себя, подобно тамплиерам, функцию охраны паломников. Примерно с этого начинается «противостояние» двух наиболее древних и наиболее влиятельных духовно-рыцарских орденов. Храмовники, которые к конце XII века уже достигли большого могущества в Святой Земле, так и в Европе, не имели особого желания делиться с иоаннитами своей славой. Госпитальеры стремились, в свою очередь, достичь большого влияния, чем «бедные рыцари Христа». Иоанниты стали основным оппонентом тамплиеров в Святой Земле и продолжали оставаться ими вплоть до печально известного процесса над орденом Храма, после которого сделались его основными наследниками. Примечательно то, что уставы ордена во многом схожи. Тамплиеры и иоанниты стали главной военной силой крестоносцев в Святой Земле. Позднее к ним присоединились тевтонцы. Возможно, в силу того, что госпитальеры не являлись изначально военно-монашеским орденом, они так и не смогли оттеснить храмовников. На второй план. Но иоанниты занимались строительством крепостей, замков, а также укрепляли дома, расположенные в пределах городских стен. Именно ордену Святого Иоанна Иерусалимского принадлежит заслуга сооружения в 1186 году Маркибского замка. Иоанниты также не отказали себе в удовольствии иметь свой флот, который во многом не уступал тамплиерскому. Госпитальеры располагали земельными владениями в Святой Земле и некоторой собственностью в Южной Франции. Но, тем не менее, Орден продолжал пополнять свои владения и состояние. По уставу Ордена иоанниты проповедовали бедность, целомудрие, отказ от мирских радостей. На самом деле рыцари этого Ордена на большую часть своего времени начинали проводить в пирах, развлечениях и разврате. Также орден утопал в роскоши. В начале XIX века орден теряет все свои земли. Со второй половины XIX века орден превращается в обширную благотворительную организацию. Внешне орден продолжает следовать своей миссии - миссии госпитальеров. В 1128 году тамплиеры были официально признаны римским папой. Вместе с рыцарями госпитальерами Святого Иоанна Иерусалимского храмовники составляли постоянную армию христианских государств Востока. Именно тамплиеры построили мощные крепости Шато-Пелерен, Сафед, Тортоз, Торан, Крак-де-Шевалье и т.д. Тамплитеры, наряду с несением военной службы должны были обладать соответствующими знаниями в медицине для ухода за больными и раненными. Храмовники мастерски изготавливали лекарства, беря за основу травы и другие традиционные средства народной медицины. Искусные врачи, в первую очередь, хирурги, применяли новейшие по тому времени методы санитарии и гигиены, используя также антибиотики в виде экстрактов из плесневых и других сумчатых грибов. Отношение медиков-тамплиеров к эпилепсии как к болезни, а не к как одержимости дьяволом, в определенной степени свидетельствовало о правильном направлении в лечении недугов психического характера. В некоторых летописях отмечается, что рыцари Храма поощряли развитие науки и техники, способствовали появлению новых идей в этих областях человеческих знаний. Как уже говорилось, тамплиеры изначально были военным монашеским орденом и имели жесткую дисциплину. Храмовники были хорошо вооружены и обучены для ведения военных действий. Однако вряд ли их поведение во время сражений можно назвать безукоризненным. Некоторые современники утверждали, что жадность, непомерная гордость и стремление забрать всю победу себе, не раз служили причиной неудачных штурмов и осад крепостей неверных. Как бы то ни было, тамплиеры быстро завоевали себе славу хороших воинов. Через 20 лет после собора в Труа, к 1148 году Орден значительно увеличил и распространил свое влияние. Многие аристократы их Европы вступали в орден. И. Алешина пишет: «Что храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их». Правдами и неправдами, сосредоточив в своих руках колоссальные богатства, тамплиеры занялись банковскими делами и сужением денег под солидные проценты обедневшим монархам. Таким образом, превращая в банкира практически всех европейских королевских домов и даже некоторых мусульманских властелинов. Тамплиеры вели сложную систему финансового производства: бухгалтерские книги, документы приходно-расчетной отчетности. Храмовники ввели в обращение чеки, какими до сих пор пользуются во всем мире. Замкнутость тамплиеров порождала массу слухов в народе. Обеспечивая как безопасность дорог и городов от банд бродячих разбойников, так и надежность вкладов, храмовники превратились в мощную и финансовую державу. Деньги принесли храмовникам огромную популярность в Европе, вопреки и благодаря обету бедности Орден начинает накапливать большие богатства. Каждый вступающий в Орден, приносит в дар Ордену свое состояние. Крупные владения Орден получил в подарок от французского, английского королей, некоторых мелких мусульманских властителей, а также от знатных сеньоров из всех европейских королевств. Таким образом, к XIII веку храмовники стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот, на котором переправляли паломников в Святую Землю. Как известно, основной причиной краха храмовников послужило богатство, на которое нацелился король Франции Филипп Красивый. Что же касается Тевтонского ордена, то его деятельность начиналась с ухода за больными и ранеными, по постепенно и Тевтонский орден начинает отходить от своей первоначальной деятельности, и становится военным орденом, направляющим свои усилия и помыслы на завоевание новых территорий, захват чужих богатств и укрепление своих позиций в Европе.
Вывод по первой главе Духовно-рыцарские ордена оказали большое влияние на развитие политической жизни и дипломатических отношений в Европе. Ордена внесли свой вклад также в развитие военного искусства, развитие торговли и предпринимательства. О военной отваге, а, порой, и жестокости рыцарских орденов до сих пор ходят легенды. С духовно-рыцарскими орденами очень долго считались правители различных стран - римские же папы осыпали их своими милостынями. Многими техническими достижениями пользуются до сих пор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|