Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование. Культура. Мораль




Идеи движения за реформу монастырей в XI-XII веках вызвали вторую волну литературы благочестивого содержания, которая, прежде всего, служила целям наставления мирян в духе клонийского движения.

Ревнители аскетизма использовали в своей пропаганде, прежде всего, традиционные формы. Так, старая формула исповеди расширена и переосмыслена как сетования по поводу грехов, которая предоставляла достаточно места для глубоко прочувствованного индивидуального самообличения и искреннего раскаяния. Большое значение пропаганды аскетического обращения помыслов к загробному миру сыграло произведение «Memento more» («Помни о смерти»), написанное монахом Ноткугом в 1070 году и походившее на проповедь. Оно содержало общий призыв помнить о том, что ожидает человека после смерти. Но вскоре другие авторы перешли к более или менее пластическому описанию потустороннего мира, к образованному представлению Страшного Суда над всеми живущими и воскрешенными из мертвых в конце света, к изображению страданий в чистилище и, наконец, к вселявшему страх живописанию ужасов ада и манившего своей привлекательностью обещанного райского блаженства.

Духовно-рыцарским орденам католической церкви были присущи некоторые религиозные таинства. Первым таинством являлось крещение. Крещение совершается после рождения ребенка на свет. Впрочем, обряд крещения совершался над каждым истинным христианином. Подвергавшемуся крещению наносится немного воды, и произносятся слова: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Когда крещение производится священником в церкви, что является нормальной ситуацией. Обряд становится более полным: немного соли на язык символизирует то, что христианин является «солью земли», способной придавать вкус существованию; капля освященного елея на лоб напоминает о помазании на царство Христа, символизирует также масло, которым намазываются борцы перед схваткой, зажженная свеча в руке символизирует также свет, который христианин должен нести в мир, и, наконец, два свидетеля - крестный отец или крестная мать - представляют общину, которая принимает новокрещенного и заботится о его образовании.

Конфирмация есть таинство вступления в сознательную жизнь; проходящий конфирмацию получает дар Святого Духа. Это таинство совершается епископом, который произносит ритуальные слова, наносит освященным знак креста на лоб проходящего конфирмацию и прикладывает руку к его щеке, как бы желая ему удачи. Католики считают, что конфирмация по самой своей сути требует определенной зрелости от того, кто ее проходит.

Евхаристия для католических орденов есть нечто гораздо большее, чем просто воспоминание о последней трапезе Христа со своими апостолами - это воссоздание трапезы и участие в беспримерной жертве Иисуса Христа. Только священник имеет право произносить слова для освящения хлеба и вина, сказанные Иисусом Христом «Примите, ядите; сия есть Тело мое…пейте…все; ибо сие есть кровь моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Эти слова вызывают «пресуществление» (изменение состава субстанции), то есть реальное присутствие Иисуса Христа в хлебе и вине, которые становятся духовной пищей верующего. После освящения священник разделяет хлеб, съедает часть и выпивает из чаши немного священного вина. Получить эту пищу, значит, причаститься, то есть соединиться, и даже стать частью Христа. Верующие получают обычно только просфору, хотя иногда практикуется причастие двумя составляющими - хлебом и вином. С начала нашего века момент причастия был смещен в сторону раннего возраста.

Брак не относился к числу церковных таинств среди духовно-рыцарских орденов, так как, вступая в Орден, рыцари давали обет целомудрия и безбрачия, хотя порой и нарушали его (рыцари Орденов славились своей любовью к разврату).

Покаяние, называемое также таинством прощения, есть осуществление способности прощать проступки, то есть грехи верующих, которую Иисус Христос дал своим апостолам. Такое прощение может быть получено в ходе исповеди, проводимой, по меньшей мере, раз в год - на Пасху. Недавно была введена практика упрощенной и ускоренной исповеди - покаянной церемонии (возможно, для преодоления неприятных сторон этого таинства). Такая практика не позволяет верующему извлечь пользу из духовных наставлений священника.

Прощение грехов не происходит автоматически и может быть дано, только если кающийся искренне сожалеет о своих проступках и берет обязательство в меру своих возможностей избегать повторения их в будущем. Само собой разумеется, человеческие слабости делают эти обязательства весьма ненадежными.

Священник в ходе исповеди выполняет три функции: он оценивает духовное состояние верующего в ходе диалога, который ни в коем случае не напоминает допрос в полиции, а похож скорее на беседу у психиатра, он прощает грехи во имя Иисуса Христа, то есть осуществляет отпущение грехов; он накладывает епитимью - чаще всего она сводится к прочтению молитвы, но иногда заключается в исправлении причинения зла другому, в посте, раздаче милостыни.

Во время исповеди священник естественным образом играет роль ответчика. Духовного руководителя. Поскольку грех есть преднамеренное нарушение Божественного Закона, священник не имеет права объявлять грехом то, что не имеет отношения к вере или нравам, например, политический или профессиональный выбор. Тайна исповеди является абсолютной.

Соборонование предназначено для принесения физического и духовного облегчения больным. Его рекомендуется проводить в случае серьезного заболевания, причем так, чтобы больной мог принять его, находясь в полном сознании. Соборонование производится так часто, как это необходимо, но только один раз для данной болезни. Оно осуществляется священником, который произносит ритуальные молитвы и производит помазание освященным елеем.

Результатом соборонования является, прежде всего, полное духовное очищение, которое дает верующим душевный покой, способный улучшить его психосоматическое состояние.

Католики полагают, что в некоторых случаях оно может привести к чисто физическому исцелению, ибо милость Божья не ограничивается только духовной жизнью.

Итак, таинства сопровождают христианина на протяжении всей его жизни, начиная от вступления в церковь при крещении и кончая переходом к Вечной Жизни.

Вышеперечисленные таинства относятся к внешне-религиозной стороне жизни духовно-рыцарских орденов, что же касается их внутренней моральной стороны их жизни, то необходимо отметить следующие обстоятельства.

Обеты освобождения святых мест держались еще некоторое время как идея, а вскоре превратились в фразу, которую уже никто не думал осуществить на деле. Эта фраза оставалась употребительным орудием в арсенале западной церкви - орудием, которое снова пускалось в дело, когда в великой исторической борьбе Запада с Востоком нападение шло с Востока. Употреблялось орудие и в других случаях. Остроумно и глубоко выразился философ-исследователь истории человечества Гегель, говоря, что европейское человечество в своих воинственных паломничествах к гробу спасителя обрело там ответ, который никогда не был дан ученикам: «Что ищете живого среди мертвых? Его здесь нет, он восстал».

Великие христианские основы христианства и их сила, увлекающая и освобождающая народы, не связаны с обладанием некоторыми местностями, бывшими земным поприщем деятельности Спасителя, завещавшего своим ученикам, что он пребудет с ними до конца веков, всегда и везде. Иллюзии, которые из поколения в поколение все более и более утрачивали свой характер, приносились в жертву почти ежегодно в течение многих лет громадные массы народа - а, между тем, обладание Гробом Господним скоро было утрачено, и притом навсегда. Тем не менее, эти походы представляют в высшей степени знаменательную и полную глубокого значения эпоху в истории человечества. Во многих отношениях их влияние можно сравнить с совершением большого путешествия. Следует остерегаться признавать исключительным последствием крестовых походов то, что было результатом действия разнообразных сил того времени.

Движение зародилось из переполнявшего души чувства, которому религия указала определенную цель. Можно сказать, что эту, своего рода, эмиграцию вызвал избыток населения в некоторых местах. Эти походы нельзя назвать чем-то совершенно новым ни с материальной, ни с духовной стороны: во-первых, передвижения, скитания людей в поисках земель не прекращались со времен великой колонизации, которую принято называть эпохой переселения народов. Что касается духовной стороны, то известно, что с давних времен, задолго до 1096 года, ежегодно весной из итальянских портов отправлялись целые толпы в Иерусалим. В указанное время такое движение приобретало новое значение, потому что мысль об освобождении Святой Земли стала на долгое время людной, все страсти и душевные побуждения, как хорошие, так и дурные, как высокие, так и низменные, смешались с этой мыслью, служили ей, приняли от нее свою окраску, вследствие чего сообщили благочестивому движению мирской характер. Грубая физическая сила и материальное представление о священных предметах, тупое невежество и недостаток развития, предававшее лиц высших и низких сословий, духовенство и мирян в жертву необузданной фантазии, простодушная, детская вера, как столь же простодушная и детская погоня за новизной и забавой - все это одинаково содействовало движению, в основе которого лежала вера в сверхъестественное, в чудеса.

Возможность осуществления великой теократической идеи, - ее внедрения в общественный строй, - поощряло духовенство к дальнейшему возбуждению умов в указанном фантастически набожном направлении: поэтому этот период ознаменован наивысшим господством церкви и ее служителей. С этой же наивной смелостью, с которой папы того времени заявляли свои притязания на всемирное главенство и в словах Спасителя Петру: «Я дам тебе ключи Царствия Небесного» - усматривали тот смысл, что Святому Петру и его приемникам даны бразды правления над миром небесным и земным, - с такой же наивностью папские легаты и патриархи, а в низких сферах - отшельники и монахи вели большие армии и принимали на себя руководство военными действиями, о которых не имели понятия, соответственно, бесчисленными были и жертвы. Трудно найти другие в истории боевые предприятия, которые сопровождались подобными потерями и таким количеством бедствий при таком жалком несоответствии между достигнутым и силами, которые были приведены в действие для достижения этой цели.

Вследствие этого итоги и влияние последних походов представляют собой нечто совершенно противоположное первоначальному настрою. Наступило потрясающее, всеобщее отрезвление. Чудеса, вера в которые была так сильна, что всегда находилось множество очевидцев их совершения, оказалась обманом. В чужих землях, даже в той, которая именовалась Святой, все обстояло также, или почти так же, как и на родине паломников, и за морями люди жили также. Вскоре пробудился критический дух. Отрезвленные умы находили, что если бы Господь бы недоволен тем, что святые места - в руках у сарацин, то изменил бы такое положение и без крестовых походов. Но этого было мало: люди имели случай познакомиться и с другими народами и другими вероисповеданиями, узнавали и не по одним пристрастным изображениям ограниченного духовенства, а, сталкиваясь с ними лично, на месте, и пришли к убеждению, что с последователями Магомета можно ладить. Многие из членов духовно-рыцарских орденов воодушевляли всех вначале, затем впадали в легкомысленнейшее недоверие и опасные святотатственные выходки. Собственно, с самого начала существовало известное течение мысли, осуждавшее это стремление вдаль, в погоню за приключениями. Это противодействие особенно сказывалось между немцами, склонными к спокойной работе на родине, при частном отчуждении от всякой разборчивой, неразумной, бесшабашной непоседливости. Такое настроение одержало верх, оправдываясь сотни и тысячи раз примерами тех, кто возвращался разочарованным и обнищавшим, еще большим число невозвратившихся, пропавших безвести. Но мирские расчеты, материальные интересы выступали на первый план при повторении походов. В какой-то степени заслуживали отпущения грехов, побывавшие в Святой Земле - становилось сомнительным, потому что там процветали всякие грехи, как местные, так и вывезенные с чужбины. Но там можно нажить денег и всяческого добра. В конечном итоге рыцари стали извлекать из крестовых походов огромную материальную выгоду.

Признавая духовно руководство церкви, каждый класс западного феодального общества, тем не менее, развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Среди господствующего класса феодалов было немало рыцарей, которые выработали к XII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений.

Из последних в средние века особенно большое распространение получили так называемые рыцарские турниры - публичные состязания рыцаря в умении владеть оружием, отражающее их военную профессию. В рыцарской среде создавались военные песни, прославляющие подвиги рыцарей. В дальнейшем циклы военных песен превращались в целые поэмы. Наиболее знаменитой была из них «Песнь о Роланде», возникшая в Северной Франции в XI веке и окончательно отработанная в XII веке. Сюжетнее ее были походы Карла Великого в Испанию, представленные в идеализированном виде.

Крупной поэмой, созданной в Германии в начале XII века, была «Песнь о Нибелунгах», в которой сказочные элементы переплетались с ранее средневековыми историческими преданиями и описания рыцарского быта более позднего времени.

В XII веке появились, быстро получив широкое распространение, рыцарские романы, излагавшие в прозе различные рыцарские приключения, по мере того, как рыцари разных стран Европы более познакомились друг с другом и обогатились впечатлениями от далеких стран в процессе крестовых походов на Восток.

Наибольшей известностью пользовались циклы романов о древнебританском короле Артуре, которыми зачитывались в замках Англии и Франции. Большое место о рыцарской литературе занимала любовная лирика миннезингера в Германии, трубадуры в Южной Франции и труверы в Северной Франции, воспевали любовь рыцарей к их дамам, что являлось непременной принадлежностью к рыцарской культуре.

Важнейшей частью светской рыцарской культуры была куртуазная (феодально-придворная) литература. Ее называли так, потому что основным ее носителем был господствующий класс, и ее существование было связано, прежде всего, с дворами крупных феодалов. Эта литература представляла собой настоящее систематизированное изложение феодально-рыцарского мировосприятия, форму мировоззренческой политики.

Рыцарская светская литература, написанная на высокоразвитом литературном языке, имевшем надрегиональный характер. Создание этого языка является несомненным достижением куртуазной культуры. В то время, как в деревне, так и в городе или замке средством общения был диалект, творцы художественной литературы использовали язык, который обнаруживает черты наддиалектного, общего языка. Хотя эти общие черты часто чрезмерно подчеркивались, сравнение текстов, принадлежащих различным авторам, вряд ли вызовет сомнения в существовании нормы письменного языка.

Куртуазная лирика XII-XIII веков, наряду с тематикой, связанной с любовью к даме, разрабатывали другие темы и сюжеты: в ней были религиозные стихотворения, песни о крестовых походах, морально-дидактические и политические произведения.

Знания куртуазной лирики того времени опираются на дошедшие до нас рукописные поэтические сборники.

Важнейшими из них являются «малый гейдебергский сборник песен», составленный в 1310-1330 годах в Цюрихе, имеющий особое значение благодаря содержащейся в нем нотной записи мелодии песен.

Классический этап развития куртуазной лирики в XII-XIII веках в Германии определяется творчеством почти одновременно заявивших о себе поэтов, которые в политике с куртуазной идеей любви к даме, высказывали или разрабатывали собственные политические идеи.

Во многих песнях остается традиционной для миннезинга (рыцарская лирическая поэзия) тема безнадежной любви к даме.

Их основные сюжетные элементы - восхваливание дамы, жалоба рыцаря на отсутствие награды за служение даме, описание страданий, которые жесткосердная госпожа причинила любящему ее рыцарю. Особое своеобразие придает рыцарской лирике необычайно сильное изображение всепоглощающего и всепобеждающей силы любви к даме, описание счастья, переживаемого влюбленным рыцарем, которому снится исполнение его желаний.

В начале XIII столетия английским королям принадлежат владения во Франции. Поэтому в тогдашних английских хрониках имелись сведения о событиях во Франции. Приводимое повествование заимствовано из «Великой хроники». Английского Матвея, по прозвищу Парижский, охватывающий период с 1200 года вплоть до кончины автора 1259 года. Вот отрывок из этого произведения:

«Нечто чудесное о тех, которые называли себя во Франции пастухами, намеривающими отвоевать Святую Землю.

В то же самое время враг рода человеческого… попытался сбить с толку людей хитростью нового рода.

Некто, венгр по национальности…, который знал французский, немецкий и латинский языки, принялся шататься то тут, то там и проповедовать без разрешения папы или покровительства какого-либо прелата, уверяя ложно, что он получил от Пресвятой Марии, Божьей Матери, поручение собрать пастухам овец и других животных, которым, как он говорил, небом представлено по смирению и простоте сердец вырвать из рук неверных Святую Землю и всех невольников, ибо французские рыцари отвергнуты Богом из-за своей спеси.

Итак, вышеуказанный обманщик и все те, кто за ним следовал, принимают крест. И нашлось много людей, которые оказывали им помощь и милость, что часто Бог избирает слабым мира сего, для того чтобы сразить сильных.

Также и королева Бланка, которая управляла Францией, надеясь, что этим пастухи вернут ей Священную Землю и отомстят за ее сыновей, оказывала им милость и поддержку.

Со всех сторон к ним стекались воры, изгнанники, беглецы, отлученные - все те, которых во Франции в народе имеют обыкновение звать бродягами, таким образом, они сформулировали весьма многочисленную армию, которая имела уже 500 знамен, они несли мечи, обоюдные секиры, копья, кинжалы и ножи, выглядели приверженными скорее культу Марса, чем Христа».

Так описывается начало Крестового похода в Святую Землю.

Очень интересен документ, характеризующий поход бедноты и роль Петра Пустынника, невежественного монаха, не имевшего ни малейшего представления, ни о военном деле, ни о географии, но взявшего на себя место возглавить поход крестьян и провести их в Палестину. Современники отмечают, что народ верил этому проповеднику и обожествлял его.

Вот краткий отрывок из этого документа:

«Я видел, как он проходил через города и селения, окруженный толпою, осыпаемый подарками, прославляемый всеми за Святого, так что я думаю, никогда ни один смертный не был предметом такого восторга. Все приносимые деньги от отдавал бедным… Все признавали его власть. Никто лучше его не умел улаживать несогласия и мирить самых жестоких врагов».

В «Иерусалимской истории» Роберта Реймского рассказывается о движении крестоносцев на Иерусалим: «О как были различны возраст, состояние и богатство тех людей, которые взяли крест на этом соборе и дали обет предпринять путь к Святому Гробу».

Таким образом, необходимо отметить, что рыцарская культура оставила замечательное наследие в мировой культуре. Рыцарская культура во многом овеяна и романтикой.

 

Вывод по второй главе

Подводя итог всему сказанному, нельзя не отметить, что духовно-рыцарские ордена не только оказали большое влияние на развитие событий в Европе, и саму ее политическую жизнь.

Но и внесли большой вклад в развитие духовной жизни, так как они принадлежали к католической церкви.

Также духовно-рыцарские ордена внесли большой вклад в развитие культурной жизни в Европе.

Многими техническими введениями пользуются до сих пор.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Допылал костер на Еврейском поле, погребая Великого Магистра Ордена тамплиеров, и ветер развеял его пепел, оставив людям легенды о рыцарях Храма. Отгремела Грюнвальдская битва, ставшая первым шагом к упразднению дома Святой Марии Тевтонской.

Прошло более 150 лет с тех пор, как Мальтийский орден нашел постоянное пристанище в Ватикане. Однако феномен духовно-рыцарских орденов продолжает волновать умы людей.

Многие исследователи считают, что духовно-рыцарские ордена уже сыграли свою роль в истории. Действительно, они выполнили задачу, поставленную перед ними папством. Ордена были постоянной организованной силой христиан в Палестине во времена крестовых походов. Однако на этом их роль в истории не закончилась. Ордена оставили за собой право расширить свои полномочия и сферу своей деятельности. На некоторое время это вполне устраивало римскую курию. Однако после того как Ордена стали претендовать на большую власть, чем была у самих, как понтифики начинают при помощи светских властей упразднять один за другим Ордена.

Сначала знаменитый процесс тамплиеров, затем упразднение тевтонцев, после этого ничего не стоило прибрать к рукам Мальтийский орден, который уже не было необходимости уничтожать полностью

Много еще белых пятен в истории духовно-рыцарских орденов. Еще не до конца изучена их роль в крестовых походах. Остается загадкой их место во внешней политике Европы XII-XV веков.

Несомненно, что достаточными приемниками тамплиеров стояли иезуиты. Орден братьев Лойола бал основан два с лишним века спустя после крестовых походов, но унаследовал практически весь богатый опыт своих предшественников. Духовно-рыцарские ордена продолжают свою деятельность и по сей день.

Правда, цели их теперь гораздо более мирные. Они перестали быть военной силой католической церкви, и к тому же из трех наиболее могущественных орденов остался только один - Мальтийский. Теперь их миссия носит исключительно миротворческий характер. Иезуиты и мальтийцы на сегодняшний день занимают одно из ведущих среди монашеских братств. Наверное, это один из последних духовно-рыцарских орденов.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грацианский П. Хрестоматия по истории средних веков. М., 1949. С. 450.

2. Сказкин В.Г. Хрестоматия по истории средних веков. М., 1949. С. 530.

.   Хейзинга Й. Хрестоматия по истории средних веков. М., 1953. С. 450.

.   Энциклопедия. Христианство. М., 1990. Т. I. С. 897.

.   Энциклопедия. Христианство. М., 1990. Т. III. С. 900.

.   Ефрон И.Я. Энциклопедический словарь. Я., 1890. Т. 17. С. 980.

.   Служение Мальтийских рыцарей // Наука и религия. М., 1995. № 11. С. 30.

.   Андреев А. История Мальтийского ордена. М., 1999. С. 567.

.   Алешина Т.С. История ордена тамплиеров. М., 1990. С. 380.

.   Амбермен Р. Драмы и секреты истории. М., 1993. С. 400.

.   Близнюк С.В. Мир торговли и политики в королевстве крестоносцев на Кипре. М., 1994. С. 330.

.   Берг Э. Мальтийские рыцари в России. СПб., 1880. С. 490.

.   Бойцов А.В. История средних веков. М., 2000. С. 560.

.   Бадак А.Н. История средних веков. М., 2000. С. 390.

.   Брагина. История средних веков. М., 2000. С. 400.

.   Виноградов П.Г. Книга для чтения по истории средних веков. М., 1912. С. 500.

.   Гергей Е. История папства. М., 1996. С. 381.

.   Горбовский А. Закрытые страницы истории. М., 1988. С. 870.

.   Дударев С.Г. Из истории западно-европейских орденов. А., 1987. С. 45.

.   Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С. 480.

.   Дрюоон М. Проклятые короли. М., 1970. С. 971.

.   Егер О. История средних веков. СПб., 1997. С. 787.

.   Ефремов В. Флот на меди, никеле, серебре. М., 1992. С. 630.

.   Заборов М.А. Крестовые походы. М., 1956. С. 570.

.   Заборов М.А. Иоанниты. Вопросы. М., 1984. С. 460.

.   Заборов М.А. Мальтийские рыцари: историческая эволюция Ордена иоаннитов. М., 1984. С. 723.

.   Захаров В.А. Мальтийский орден в прошлом и настоящем. М., 1981. С. 890.

.   Карсавин Л.П. Монашество в средние века. СПб., 1991. С. 281.

.   Кузнецов С.В. Тайна рыцарских портретов. 1982. С. 290.

.   Косминский Е.А. История средних веков. М., 1984. С. 357.

.   Каужский К. Происхождение христианства. М., 1990. С. 470.

.   Лозинский С.Г. История папства. М., 1986. С. 280.

.   Маей Ж. Тайный поход тамплиеров. М. 1995. С. 850.

.   Можейко И.В. 1185 год. Запад-Восток. М., 1989. С. 350.

.   Малерб М. Религия человечества. М., 1994. С. 400.

.   Ниедре Я. И ветры гуляют на пепелищах. Р., 1984. С. 370.

.   Отт И. Тайна рыцарей тамплиеров. М., 1984. С. 287.

.   Парнов Е. Сочинения в 3-х томах. М., 1994. С. 989.

.   Печников Б.А. Рыцари церкви. Кто они? М., 1991. С. 530.

.   Печникова Р.Ю. Мальтийский орден в прошлом и настоящем. М., 1990. С. 380.

.   Перминов П.А. Под сенью восьмиконечного креста. М., 1991. С. 360.

.   Ранке Л. Римские папы в последние четыре столетия. М., 1970. С. 300.

.   Стрыгин А. Заботы Великого Магистра. М., 1996. С. 906.

.   Стрыгин А. Рыцарские марки. М., 1990. С. 710.

.   Смирнов В.В. Средневековая Европа глазами современников. М., 1994. С. 113.

.   Смирнов В.В. Куда уплыло золото тамплиеров? М., 1995. С. 239.

.   Сенкевич Г. Крестоносцы. М., 1993. С. 107.

.   Толстой Д.А. Суверенный Мальтийский орден. М., 1996. С. 110.

.   Степанова В.С. История средних веков. М., 1974. С. 245.

.   Свеницкая И.С. Христианство: страницы истории. М., 1987. С. 297.

.   Черняк Е.Б. Судьи и заговорщики. М., 1984. С. 820.

.   Черенков И. История державного ордена Святого Иоанна Иерусалимского. В., 1903. С. 205.

.   Шхобенек А. История об орденах. СПб., 1981. С. 309.

.   Шустер Г. История тайных союзов, обществ и орденов. М., 1996. Т. 520.

.   Элладе М. Словарь религий обрядов и верований. М., 1996. С. 300.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...