Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема: пропуск букв в словах




Оглавление

Введение...........................................................................................................

Долой безграмотность!...........................................................................

Пазлы успеха.............................................................................................

При чем тут нейропсихология.............................................................

Скорая помощь.........................................................................................

Чтение — это важно!...............................................................................

Все гениальное — просто!......................................................................

«Не буду! Не хочу!»................................................................................

«Без этих игр — ребенок тигр!»...........................................................

Глава 1. Проблема: пропуск букв в словах...............................................

Глава 2. Проблема: замена букв при письме............................................

Упражнения при смешении букв

по зрительно-пространственному сходству....................................

Упражнения при смешении звуков

по фонетико-фонематическому сходству........................................

Упражнения при смешении низкочастотных звуков

и звуков по акустико-артикуляционным свойствам...................

Скороговорки и забавные выражения.

для проговаривания «непослушных» звуков

и формирования кинестетического анализа..................................

Глава 3. Проблема: не могу запомнить словарные слова...................

Алгоритм запоминания словарных слов (информация

для взрослых)...........................................................................................

Способы, облегчающие запоминание словарных слов..............

Способы запоминания и проверки словарных слов...................

Глава 4. Проблема: не умею пользоваться правилами........................

Глава 5. Проблема: не умею описывать, рассказывать,

рассуждать......................................................................................................

Упражнения по образцу.......................................................................

Конструктивные упражнения.............................................................

Творческие упражнения.......................................................................

Заключение....................................................................................................

Литература.....................................................................................................

Приложение 1. Семантическая карта.......................................................

Приложение 2. Список словарных слов, распределенных

тематически (1-5 классы).........................................................................

Приложение 3. Слова с удвоенными согласными................................

 

Введение

 

Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о ре­форме школьного процесса, о внедрении техники в систему образования, однако количество детей с трудностями овла­дения письмом и грамотностью увеличивается. По самым общим подсчетам, таких детей сегодня около 25 % от общешкольной популяции. Эти факты свидетельствуют о том, что четверть детского населения страны не владеет родным языком! Еще более печально знать, что трудности письма и чтения, которые возникают у школьников, сохраняются и в их взрослой жизни: даже закончив школы и институты, они остаются безграмотными. Смириться с такой ситуацией нельзя.

Долой безграмотность!

Попробуем выделить несколько основных, наиболее часто встречающихся проблем:

♦ несформированность образа буквы и образа слова, про­пуск и путаница букв и слогов;

♦ нечитаемый почерк;

♦ незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;

♦ несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;

♦ неумение составлять связные, логичные тексты;

♦ нелюбовь или даже ненависть к чтению;

♦ негативное отношение к урокам русского языка.

Следует отметить, что в большинстве случаев эти пробле­мы не существуют по отдельности, а образуют целый ком­плекс. Можно выделить чисто нейропсихологические пред­посылки, затрудняющие освоение языка. Но зачастую они отягощены еще и психологическими сложностями. Чтобы распутать этот клубок, приходится решать проблемы в ком­плексе. Прежде всего необходимо понять, из каких аспектов складывается грамотность, и проанализировать каждое звено в отдельности.

Пазлы успеха

Грамотность складывается из трех основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка. Выделим эти аспекты. Первый из них — нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать. Второй аспект — социаль­но-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном воз­расте, отношение в семье к чтению. Третий аспект — психоло­гический, то есть уровень мотивации ребенка к занятиям пись­мом, чтением и к обучению вообще. Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодей­ствуют друг с другом и зависят один от другого.

При чем тут нейропсихология

Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и ин­теллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших по­лушарий головного мозга. Правое полушарие преимуществен­но отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое — за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что до­минирует правое полушарие, а левое недостаточно сформи­ровано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!

За 10 лет существования Научно-исследовательского цен­тра детской нейропсихологии было принято 2600 детей с жа­лобами на трудности овладения письменной речью. У большин­ства из них обследование с помощью нейропсихологических методов выявило снижение активности мозговой коры, соче­тающееся, как правило, с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентации, зрительного восприятия, логического мышления (Соболева, 2004). Если вспомнить слова основоположника отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия о том, что «акт письма ни в какой мере не является результа­том деятельности какого-либо одного "центра"; в его осущест­влении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» (Лурия, 1969), то можно представить, что трудности овладе­ния письмом для этой группы детей вполне объяснимы.

Хотите убедиться, что ошибки в русском языке часто проис­ходят не из-за детской лени, а из-за особенностей нейропсихологического развития, характерных для современных детей? Попробуем популярно объяснить, с функционированием каких отделов мозга связана грамотность.

Все отделы мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три блока (Лурия, 1972). Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляет­ся. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начина­ют вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и ме­шать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигатель­ная коррекция.

Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориен­тации, а это проявляется в зеркальном написании букв, пута­нице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.

При недостаточном развитии третьего блока — блока про­граммирования и контроля — ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает об­щие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.

Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, пока это произойдет, он упустит уже очень многое из школьного материала. Как бы репетиторы ни мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устра­нить истинную причину. Бывают случаи, когда при благопри­ятных обстоятельствах развитие мозга ребенка до некоторой степени активизируется без внешней помощи. При каких условиях это может произойти? Во-первых, если ребенок жи­вет за городом, в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей. Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверст­никами в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры. В-третьих, занимается активны­ми физическими упражнениями. Но даже при этом у боль­шинства детей отмеченные трудности сохраняются или вооб­ще прогрессируют.

Что же предпринять наблюдательному, неравнодушному, думающему учителю и любящему родителю, желающим на­учить ребенка родному языку? Постоянно напоминать о его «глупых ошибках» и отвратительном почерке? Нарисовать страшную картину будущего всех безграмотных людей? Нанять репетитора или стать им? Засадить за дополнительные заня­тия?

Можем сказать сразу: ни один из вышеперечисленных спо­собов не поможет. Более того, подобные действия нанесут ре­бенку моральную травму: к трудностям овладения родным язы­ком прибавится еще и страх, еще и ненависть к предмету, еще и досада на родителей...

Взрослые склонны приписывать участившиеся двойки лени или невнимательности. Но как понять, что ребенку действи­тельно трудно дается правописание? Определить это можно по характеру ошибок. Если характер ошибок схож с примерами, приведенными ниже, тетрадь вашего ученика сигнализирует: «Нужна помощь!» (Соболева, 2006):

♦ отсутствуют пропуски между словами и предложениями;

♦ не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;

♦ зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие пере­вернуты в другую сторону;

♦ повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог;

♦ замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);

♦ ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;

♦ пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);

♦ забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;

♦ нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком круп­ное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному).

Помочь ребенку может хороший специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка. Но и другие «заинтересованные лица» способны освоить некоторые простые методы, используя которые можно преодолеть подобные трудности в письме. Эти методы пред­ставлены в нашей книге.

Скорая помощь

Что же могут сделать учителя и родители?

Первое и самое главное: обратить внимание на характер оши­бок в тетради ученика и вовремя обратиться к нейропсихологам, чтобы своевременно и эффективно помочь вашему ребенку.

Второе, не менее важное: не ждать, что «само как-нибудь рассосется», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.

Третье: понять, что бесконечные двойки и наказания за плохие оценки только ухудшат ситуацию.

Чтобы достичь желаемого, примите к сведению несколько по­лезных советов.

Учителям!

♦ Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает де­лать задания вместе со всеми, попробуйте давать индиви­дуальные задания на карточке.

♦ Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демон­стрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.

♦ Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тет­радях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.

♦ Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неуда­чах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо полу­чается.

♦ Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций.

♦ Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.

♦ Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с други­ми детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в про­шлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.

Родителям!

♦ Знайте все задания ребенка по русскому языку и тщатель­но следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.

♦ Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оце­нок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.

♦ Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питал­ся (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимо­ны).

♦ Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интерес­ные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

♦ Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.

♦ Попросите учителя информировать вас об успехах ребенка.

♦ Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной прогулки или на катке — и успех будет обеспечен.

♦ Не забудьте о важной составляющей грамотного письма — чтении.

Чтение — это важно!

«У чтения почти те же механизмы, что и у письма», — скажет нейропсихолог. «Без чтения не бывает письма», — уверен учитель. И каждый из них будет прав.

Чтение — не только признак интеллигентности. Книги рас­ширяют словарный запас, а это значит, что для начитанного ребенка значительно облегчается, например, поиск проверочных слов или написание творческой работы. Внимательный ребенок, читая, непроизвольно запоминает и написание слова, что, несомненно, повышает уровень его грамотности. Имея пе­ред собой классические образцы, ученик иначе организует соб­ственную речь, легче строит фразы, устные ответы, пересказы. Для детей, которые дружат с книжками, не существует пробле-1ы понимания условия задачи или задания к упражнению. Одним словом, читающие школьники всегда более успешны.

Одна из основных причин, по которой дети не хотят читать, такая же, как и у безграмотного письма, — нейропсихологическая. Труднее всего чтение дается детям с недоформированной межполушарной связью. Но есть и еще одна причина — педаго­гическая.

Безусловно, семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, — это еще одна предпосылка грамотности и чутья к родному языку. При отсутствии близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет в руки книгу. Чтение станет для него любимым занятием только тогда, когда он по­чувствует, что жизнь его родителей немыслима без книг.

Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продук­ции, таких семей очень много. Практика пользования обще­ственными библиотеками уходит в прошлое, и все чаще учи­теля слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформлен­ные фолианты, полные собрания сочинений — большая ред­кость в нынешнее время, как и книга в качестве лучшего подар­ка. Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и те, ко­торые можно назвать школьными. Несмотря на то, что пред­мет «Литература» существует в школьном расписании, лю­бовь к книге от этого не увеличивается, а иногда и пропадает совсем. Причиной тут может служить и формальное отноше­ние учителя к предмету, и несоответствие школьной програм­мы сегодняшним интересам детей.

Все гениальное — просто!

Что же можно сделать в домашних и школьных условиях, чтобы стимулировать процесс чтения? Поверьте, от вас не потребует­ся особых знаний и умений, технических приспособлений, много времени. Вот несколько простых советов, однако следование им принесет неожиданный результат. Учителям!

♦ Постоянно обращайтесь к книжным примерам: ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у великих писа­телей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.

♦ Попробуйте перед началом «скучного» произведения пи­сателя прочитать детям один из наиболее веселых, корот­ких и соответствующих возрасту ребенка рассказов или расскажите какой-нибудь неожиданный факт из биогра­фии писателя.

♦ Составьте на лето индивидуальный список чтения, соот­ветствующий интересам ребенка, — тогда это будет выгля­деть как совет старшего друга и знак внимания.

♦ Чаще говорите о необходимости семейного чтения родите­лям, не бойтесь повториться.

♦ Организовывайте просмотр видеоматериалов по программ­ным произведениям, объясняя разницу между прочтением произведения и просмотром фильма.

♦ Советуйте родителям покупать аудиокассеты с произведе­ниями писателей — исполнение артистов-профессионалов может привлечь внимание к книге.

Родителям!

♦ Пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках, пусть сам убедится, что книга помогает вам «обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы удовольствия».

♦ Дарите детям книги. Лозунг «Книга — лучший подарок» не должен выйти из моды.

♦ Ищите такую книгу, которая «захватит» вашего ребенка, и не отчаивайтесь, если она будет найдена не сразу или если вкусы ребенка не совпадут с вашими.

♦ Читайте детям на ночь. Пусть приятные минуты предвку­шения сна превратятся в чудесные мгновения общения с книгой.

♦ Обсуждайте с ребенком содержание прочитанной им кни­ги, будьте в курсе его предпочтений, спорьте, завидуйте, обменивайтесь мнениями и впечатлениями, уважайте его

Выбор.

♦ Вместе с ребенком ищите в книгах ответы на разные во­просы школьной программы. Обеспечьте его энциклопе­диями, справочниками, словарями — это «вечные» книги, они и внукам пригодятся.

У каждого ребенка должна быть своя «золотая» полка, а чтобы ее пополнять, придется регулярно посещать книж­ные магазины, причем такие походы превращаются в насто­ящие семейные праздники. Финансы? Можно ведь копить и на книги...

«Не буду! Не хочу!»

Но и это еще не все. Существует еще одна проблема, призна­ваемая по законам психологии важной составляющей грамот­ности. Л. С. Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он еще в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна ему» (Выготский, 2003). Оказывается, ребенок попросту не понимает, зачем ему надо владеть письменной речью: ведь со сверстниками и родите­лями он может объясниться устно. Так встает перед нами

проблема мотивации, над которой предстоит много работать. Мы легко достигаем самых высоких целей, если осознаем их необходимость. И наоборот, самые простые вещи кажутся немыслимо сложными, если мы считаем, что они нам не нуж­ны. Как же внушить ребенку мысль о необходимости грамот­но излагать чужие и свои мысли, строить текст, писать без ошибок или с их минимальным количеством?

Конечно, в решении мотивационных проблем помощь окажут специалисты-психологи, но самостоятельно в этой об­ласти можно много чего достичь. Вот несколько практичес­ких несложных советов для повышения уровня мотивации к письму.

Организуйте письменное общение. Дома это может быть деловая и одновременно остроумная переписка между детьми и работающими родителями. В школе — специальные запис­ки — рекомендации учителей с просьбой письменного ответа. Кстати, появился дополнительный стимул: e-mail и sms... Прав­да, существует парадокс: ребенок может писать на компьютере грамотнее, чем в тетради, потому что при печатании слова ис­чезает один из элементов письма — моторика.

Верните из прошлого поздравительные открытки, адресо­ванные бабушкам и дедушкам, тетям и дядям в другие города и страны. Теплые слова, написанные красивыми ровными буквами, да еще и без ошибок! Одним приятно, другим по­лезно!

Отыщите неленивого знакомого или родственника, который вступит в переписку с вашим чадом. Получать письма любят все, а пересылать их не обязательно по почте.

Наладьте выпуск домашней еженедельной газеты или жур­нала, в которых будет сообщаться о ваших семейных новостях. Это может стать своеобразной хроникой семьи для грядущих поколений. И компьютер тут пригодится, и фотоаппарат, и бу­мага с ручкой. Профессия журналиста сегодня в почете. В школе тоже когда-то выпускали классные газеты. Если это трудно делать регулярно, то можно выпускать их хотя бы 4 раза в год и посвя­щать ученикам, чьи дни рождения приходятся на разные сезоны.

Д. С. Лихачев внушал своей любимой внучке, что призна­ком интеллигентного человека является ведение дневника, в который ежедневно следует заносить все мало-мальски зна­чимые события, произошедшие в течение суток. Попробуйте заинтересовать этим ребенка. Просто, полезно и модно — се­годня дневники ведутся даже в Интернете.

«Без этих игр - ребенок тигр!»

Не хочется говорить о печальном, но с точки зрения нейропси­хологии многие современные педагогические методы наносят непоправимый вред учению, как ни парадоксально это звучит. Может быть, существуют другие доводы в защиту этих мето­дов, но о том, что написание букв по новым принципам «без­отрывного письма» и скорочтение наносят прямой ущерб пси­хофизиологическому здоровью учеников, ученые твердят давно, ратуя за сберегающие здоровье технологии в обучении. При­водим строки из статьи Т. В. Ахутиной, с которой нельзя не согласиться: «К сожалению, программные требования не пе­ресматриваются в соответствии с состоянием здоровья совре­менных школьников.

Приведем два примера из начальной школы. Первый — это безотрывное письмо, когда ребенку при написании буквы необ­ходимо иметь в виду не только следующую букву, но и ту, что идет за ней. Несмотря на многочисленные голоса педагогов-практиков, психологов и физиологов, вопрос о безотрывном письме до сих пор еще не пересмотрен.

Второй пример: нормативы скорости чтения, которые выдвигают на первый план техническую сторону чтения в ущерб содержательной стороне и которые никто не снимает даже в коррекционно-развивающих классах» (Ахутина, 1998).

Конечно, мы не можем идти наперекор установленным мето­дам преподавания письма. Но главное — это понимание слож­ностей, с которыми столкнулся маленький человек. Может, в чем-то следует уступить, пойти навстречу, не так ли? Ведь на самом деле ребенок, которому не дается правописание, чувству­ет себя не так уж уверенно в жизни.

Неудачи в овладении письмом приводят школьника сначала к нежеланию и отказу выполнять домашние задания в письмен­ном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчетливо.

У большинства детей длительное переживание школьных не­удач влияет на настроение, способствует развитию депрессив­ных состояний, отчаянию, стремлению к самоизоляции. Если не проведена соответствующая коррекция, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте человеку будет сложно достигнуть успеха в профессии, требующей составления тек­стов в письменной форме и их грамотного оформления. В по­вседневной жизни тоже иногда требуется оставить записку или написать открытку, и очень часто люди стараются не делать это­го, чтобы не показать свою безграмотность...

Как же заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать? Что делать? Мы знаем ответ — ИГРАТЬ! В поэтап­ном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы и, в частности, для грамотного письма. В методах, пред­ставляемых нами, предусматривается прежде всего развитие всех необходимых функций, особенно произвольности (именно эта функция больше всего отстает в связи с отсутствием групповых ролевых игр), и одновременно достигается дидактическая цель. В процессе занятий ребенок проходит все стадии игрово­го развития — от предметной до ролевой игры, вырабатывает произвольность (умение следовать правилам), развивает речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление — все, что необходимо для овладения русским язы­ком. Игровая форма занятия делает его привлекательным и ин­тересным для ребенка, что существенно повышает эффектив­ность обучения.

 

Глава 1

Проблема: пропуск букв в словах

)дна из главных проблем правописания — необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях между ребенком учителем (родителем) происходит диалог: «Это твоя рука писала?» — «Да». — «Глазки видят?» — «Да». — «Тогда прочитай, го у тебя получилось!» Ребенок хватается за ручку и с улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил, исказив слово до неузнаваемости. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких глупых ошибок! Почему же ученик пропускает буквы? Действительно ли это необъяснимо?

В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?

Образ слова является существенным компонентом чувства зыка, необходимого для полноценного владения языком (Глозман, 2002). Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных лов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам.

Значит, пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:

♦ ребенок первый раз слышит слово;

♦ ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обо­значает;

♦ ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным.

Иногда же ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например в слове «упражнение». Тогда, ве­роятно, мы имеем дело с такими причинами:

♦ у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;

♦ ребенок имеет такое богатое воображение, что, слыша сло­во, сразу представляет называемый им предмет или поня­тие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.

В данной главе мы предлагаем упражнения, с помощью кото­рых формируется образ слова. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вы­званную различными причинами.

«Магазин»

Рисуем определенные предметы, например арбуз и мышь, а за­тем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:

а — ароматный;

р — рубиновый;

б — большой;

у — укатить домой!,

з — звонкий;

 

м — маленькая;

ы — ы-ы!;

ш — шуршит;

ь — мягкая шубка.

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.

"Кузовок»

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок... Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка); «Вот ящик, скорей клади туда...» (мячик, ларчик, мальчик); «Вот большой-большой пакет. Клади в него...» (табурет, билет, балет).

Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов

окончаний.

"Арабское письмо»

едущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение "В океане живет необычная рыба — рыба-ёж», написанное «по-арабски», должно выглядеть так: «же-абыр — абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. Не стоит сразу предлагать ребенку писать «по-арабски» целые предложения. Начните с коротких слов, в которых чередуются гласные

и согласные (вода, море), затем возьмите слова более трудные, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а уж потом работайте с предложениями.

«Древнерусское письмо»

Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой запи­си предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет вы­глядеть следующим образом:...тв...жн...й М...ш... б...ж...т...т м...ш.... Сразу же предлагаем записать это же предложение толь­ко гласными, ставя точки на месте согласных: о......а......ы......и...а...е...и... о......ы...и.

Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавли­ваем роль согласных в русском письме. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избира­тельности при письме. Через некоторое время дети пишут толь­ко согласными целые тексты, а показателем их мастерства счи­тается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать «древнерусское» письмо также советуем с отдель­ных коротких слов, постепенно усложняя материал.

«Неудачный робот»

Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослый — конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Кон­структор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи преподаватель должен исходить из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответ­ственно при пропуске букв в середине слова — только две сред­ние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по----------,----де------,----------ик.

I Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.

"Волшебный диктант»

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы водим свои символы, например, договариваемся, что слова

с буквой «с» обозначаем как «X», слова с гласной «е» — «□»,

а все остальные — «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи в небе» выглядит так: / X / / X / □. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и - у, и - ц, ц - ч, ш - щ, ё - ю и т. п.). Упражнение можно усложнить: через какое-то время этими же

символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

«Словесный мяч»

Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен про­должить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус — слово — окно и т. д. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, переки­дывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочет­ся. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выра­ботать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения. Через некоторое время хорошо перейти на более сложный уровень: например, подбирать существительные только женского рода, только I склонения, подбирать глаголы только I спряжения (вариа­ции на каждую теоретическую тему), а преподаватель может в любой момент изменить номер буквы, на которую нужной придумывать слова.

Словесные цепочки

В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдуще­го, например: арбуз — бузина — народ —родник — никель и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.

«Бухгалтер»

Преподаватель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в стол­бик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, препо­даватель говорит: «Дым, луг — вторая буква».

Дети представляют их написание в столбик и называют те бук­вы, которые идут в словах вторыми: «ы», «у». Если бы преподава­тель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах — от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать вни­мание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.

«Виселица, или "Балла"»

Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна. Напоминаем правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Например, слово «апельсин»

будет выглядеть так: а-------н. Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно назван­ная буква становится на свое место, а неверно названная пре­вращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова "балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «балда». Если это случилось, второму игроку засчитывается поражение, если он сумел угадать слово — победа. Играя с взро

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...