Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема: не умею описывать, рассказывать, рассуждать




 

В этой главе мы предлагаем методы и приемы, направленные на развитие устной речи.

От чего же зависит хорошая речь ребенка? Ораторами рож­даются или становятся? На все эти вопросы ответы однознач­ные: ребенка можно научить красиво говорить, описывать то, что необходимо описать, пересказывать так, чтобы было понят­но, о чем шла речь в источнике (книге, фильме, мультфильме), и излагать собственные мысли так, чтобы у слушающего прак­тически не возникало вопросов.

Итак, разберемся, что же влияет на формирование речевых умений ребенка? Отечественным методистом М. Р. Львовым (Львов, 1997) выделены следующие факторы:

♦ хорошая речевая среда, речевая активность взрослого;

♦ положительные эмоции, сопровождающие не только пер­вые попытки говорения («гуление»), но и говорение созна­тельное;

♦ потребность в самовыражении;

♦ стремление к полноценному общению со взрослыми;

♦ потребность познавать окружающий мир;

♦ речевая активность (постоянное говорение, тренировка в говорении);

♦ тренировка физиологических механизмов, участвующих в процессе речи;

♦ обучение: с поступлением в школу заканчивается стихий­ное овладение речью, начинается сознательное постиже­ние законов и правил речи.

Если преподаватель сознательно может управлять и влиять на последние два фактора, то полностью в руках родителей — формирование и поддержка речевых умений. Для развития этих умений были разработаны специальные игры и упражнения.

«Пластилиновый клоун»

Это упражнение предназначено для тренировки физиологичес­ких (артикуляционных) механизмов. «Разогрев» речевого ап­парата необходим перед занятиями речью, как необходим разо­грев мышц спортсмену перед соревнованиями.

Рассказываете ребенку, что вы слепили из пластилина клоу­на, но он не умеет выражать свои эмоции. Его надо научить улы­баться: произносите звук «и» и как можно шире растягиваете губы. Теперь учите удивляться: открываете рот как можно шире и произносите звук «а». Учим клоуна целоваться: вытягиваете губы трубочкой и произносите звук «у».

Скороговорки

Скороговорки — это классическое упражнение для тренировки артикуляционного аппарата. Конечно, они должны быть инте­ресны ребенку. В конце главы мы приводим скороговорки, ко­торые обычно детям нравятся.

В методической науке все упражнения по формированию и развитию речи принято делить на упражнения на уровне сло­ва, на уровне словосочетания и предложения и на упражнения на уровне текста.

Упражнения для развития речи на уровне слова предполагают:

♦ обогащение словаря ребенка;

♦ уточнение значений уже известных слов;

♦ активизацию словаря.

Обогащение словарного запаса предполагает введение но­вого слова в употребление.

Новое слово мы вводим в несколько этапов.

1. Подводим новое понятие под более широкое, например: се­минар — это занятие, осьминог — морское животное.

2. Затем дополняем определение яркими, запоминающимися деталями: занятие, к которому готовятся заранее и об­суждают подготовленные ответы на вопросы; животное, у которого есть только голова и длинные щупальца, когда они уплывают от врагов, то выпускают в воду темную жид­кость, и их становится не видно.

Очень хорошо вместе с описаниями показать картинку.

Абстрактные существительные и прилагательные лучше вво­дить через синонимы: сверкать — сиять, переливаться; щед­рый — нежадный; отважный — смелый, храбрый. В данном слу­чае хорошо помогает игра в карты: раздать по 5-7 карточек со словами, составляющими синонимические ряды. Один игрок выкладывает карту, другой должен подобрать к ней синоним из своих карточек или из колоды. Если он не находит такое сло­во — забирает карточку себе. Задача: как можно быстрее изба­виться от карт.

Таким же образом можно ввести понятие антонимов и по­мочь ребенку выстроить логические связи между словами.

Активизация словаря предполагает активное употребление тех слов, которые мы вводим в речевой оборот ребенка: состав­ление словосочетаний, предложений, угадывание. Позволяет установить возможные связи слов (семантическую валентность слов): карие глаза, но не карий карандаш; друг закадычный, а враг заклятый; доставлять радость, но причинять боль.

Упражнения для развития речи на уровне словосочетания и предложения принято разделять на несколько типов:

♦ упражнения по образцу;

♦ конструктивные упражнения;

♦ коммуникативно-творческие упражнения (Мельникова, 2002).

Упражнения по образцу «Эхо, или Отраженная речь»

Эту игру можно предложить на первом этапе обучения. Задание заключается в том, чтобы точно повторить услышанное, учиты­вая и интонацию.

Сегодня на улице тепло? — Сегодня на улице тепло.

У тебя уже начались каникулы? — У меня уже начались ка­никулы.

Сегодня от яркого солнышка хорошее настроение? — Сегодня от яркого солнышка хорошее настроение.

Составление предложений по аналогии

Составить предложение с противоположным смыслом.

Прогулка получилась скучной и неинтересной. — Прогулка по­лучилась веселой и интересной.

Вот тут-то я и запел! — Вот тут-то я и потерял голос!

Путешествие доставило ему столько огорчений, что он решил никогда больше никуда не уезжать — Путешествие доставило ему столько радости, что он решил как можно больше ездить.

Составить пословицу по модели.

Любишь кататься — люби и саночки возить. Любишь вкусно поесть — люби и посуду мыть. Любишь пятерки получать — люби и уроки учить.

Волков бояться — в лес не ходить. Воды бояться — на море не ездить. Не слушаться — в гости не ходить. Не учиться — дворником быть.

Составить загадку по образцу.

Не огонь, а жжется. Не ежик, а колется (кактус). Не звонок, а звонит (телефон). Птица, а не летает (страус). Не милицио­нер, а свистит (тренер).

Кто на себе свой дом носит? Кто в шляпке рождается? (Гриб.)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Хвост пушистый, лап­ки в носочках (кошка). Ушки длинные, шубка белая (заяц).

Пересказ текстов слово в слово. Тексты должны состоять из 5-6 предложений и быть «с изюминкой».

Конструктивные упражнения

Такие упражнения представляют собой задание на построение или перестройку предложений с предложенным языковым ма­териалом.

Собрать рассыпавшееся предложение

ПРИМЕЧАНИЕ

Лучше отдельные слова подготовить на карточках, а не в тетради, тогда у ребенка будет возможность переставлять, менять места­ми и выбирать лучший вариант.

Мы сделали кормушку для птиц. Кормушку для птиц сделали мы. Сделали для птиц мы кормушку. Появляется возможность обсудить логическое ударение.

Собрать рассыпавшиеся пословицы. Создать собственные из частей известных пословиц

Под лежачий камень товарищей нет. Жизнь прожить — в лес не ходить. Одна голова хорошо, а две — в мешке не утаишь. Без труда и лоб расшибет. За двумя зайцами погонишься — горю не поможешь. Снявши голову — полезай в кузов.

Упражнение развивает лексические и грамматические связи слов, умение найти оригинальное выражение, дает возможность отойти от языковых шаблонов.

«Королевство предложений»

Требуется 52 карточки, на каждой из которых написано слово в определенной грамматической форме или вопрос. Слова в на­чальной форме, которые могут быть подлежащими или сказуе­мыми, выделены красным цветом. Смысл игры состоит в со­ставлении грамматически правильного предложения. В игре могут принимать участие от 2 до 10 человек. Для составления такого предложения каждый из игроков получает по 10 карто­чек, остальные откладываются в «банк». Первым ходит облада­тель красной карточки — указанное на ней слово становится подлежащим или сказуемым. Остальные игроки по очереди подставляют свои карточки со словами или вопросами. При от­сутствии нужной карточки можно воспользоваться «банком». Выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки, но игра продолжается до тех пор, пока предложение не будет закончено.

Игра способствует развитию логико-грамматических связей, формирует умение строить предложение и разбирать его по членам.

Творческие упражнения

Они обычно сливаются с упражнениями по созданию текста. Тексты могут носить различный характер и темы.

Описание любого предмета

Например, опиши карандаш с помощью 5 прилагательных, тетрадь — с помощью 5 существительных, линейку — 5 глаголов.

Очень хороший результат будет достигнут, если ребенок на­чнет описывать предмет по различным модальностям (карандаш — простой, острый, ребристый, длинный, легкий).

Характеристика явления природы, праздника, времяпрепро­вождения и т. д. Такое описание можно превратить в игру, если слова называются игроками по очереди, кто называет последнее слово — тот выигрывает. Перед началом игры оговаривается, что слова типа красивый, хороший употреблять нельзя, так как они могут характеризовать много явлений.

Дописывание текста

Для этого требуется заготовить первое предложение текста или целый текст, состоящий только из грамматических основ.

Зима — очень красивое время года. Мне очень нравится ее (какой?) снег, яркое и (еще какое?) солнышко и украшенные (чем?) деревья. Кроме того, зима — веселое время года, потому что можно ходить (куда?) кататься (на чем?). Люблю лепить (что?) и люблю ходить (куда?) любоваться (чем?).

Кошки — самые удивительные домашние животные. Они бы­вают хитрые и ласковые и пушистые и одноцветные и.... У нас дома живет кошка.... Мы ее так назвали, потому что она похожа на.... Ей уже... лет, но она все еще.... У нашей кошки очень (какой?) характер. Она любит (что делать?). (К кому?) у кошки особое отношение, она (что делает?). Мне кажется, что нашей домашней любимице нравится жить у нас, потому что....

Составление рассказа по картинкам

Мы используем разрезную азбуку, которая наверняка есть в лю­бом доме. Карточки переворачиваем рубашкой вверх. Огова­риваем тему и условия (рассказ должен быть фантастическим или реалистичным, смешным или серьезным), по очереди вы­тягиваем картинки и по принципу «снежного кома» составля­ем рассказ. Затем ведущий может усложнить задание: переме­шать карточки и попросить снова сложить рассказ, поменять несколько карточек местами и попросить расставить их по сю­жету рассказа.

Далее мы предложили игры, которые требуют специальной подготовки взрослых (педагога или родителя) и обязательного обсуждения правил. Эти игры могут стать традиционными в ва­шей семье. Они направлены на развитие фразовой речи и пред­ложены сотрудниками Научно-исследовательского центра дет­ской нейропсихологии Е. Н. Емельяновой и А. Е. Соболевой. Игры разработаны на основе известных детских настольных игр (Глозман, 2006), но их правила могут быть дополнены и изме­нены на ваше усмотрение.

«Веселая улитка»

Игра расширяет словарный запас и общий кругозор ребенка, по­могает формировать образ слова, фиксирует образ буквы, разви­вает лексические и грамматические связи слов, возможности фразовой речи. Материал: игровое иоле, разделенное на четыре разноцветных квадрата, с нарисованной спиралью, разделенной на секторы с буквами, расположенными не в алфавитном поряд­ке, но так, что в желтых секторах находятся самые частотные бук­вы для слов русского языка, затем в порядке убывания частот­ности идут синий, зеленый и красный секторы, а также фишки, кубик, карточки с темами (имена, города, блюда, дом и его обста­новка, животные, художники, литературные герои и т. п.).

В игре могут участвовать от 2 до 6 человек в возрасте от 6 до 12 лет.

Вариант первый. Сначала игроки отбирают все вместе темы для игры (любое количество из имеющихся карточек с темами, но не менее трех) и кладут их в свою отдельную кучку рубашкой вверх. Затем каждый игрок по очереди, кидая кубик, делает соответствующее число ходов и оказывается на определенной букве в цветном секторе. Затем, взяв верхнюю карточку из своей кучки, игрок узнает нужную тему и должен назвать слово на данную букву по данной теме. Например, животное на букву «с» — слон, или город на букву «в» — Витебск. Каждая тема оценена количеством очков от 1 до 5, а цветное поле добавляет от 1 до 4 очков. Выигрывает тот, кто наберет большее количес­тво очков, когда все карточки закончатся. Для продолжения игры можно поменяться стопками.

Вариант второй. Каждый игрок наугад выбирает одну из лежащих рубашками вверх карточек с темами — это будет тема его истории. Затем каждый ребенок по очереди бросает кубик 10 раз и записывает выпавшие буквы. Следует придумать ис­торию, в каждом предложении которой все слова будут начи­наться с одной из выпавших букв. Количество слов на каждую из выпавших букв (то есть количество слов в каждом предло­жении рассказа) не ограничено. Выигрывает тот, кто быстрее и смешнее всех (по общему мнению, причем общее обсужде­ние имеет собственную дидактическую ценность, так как вне­шний контроль преподавателя замещается при этом внутрен­ним контролем самих детей) справится с заданием. В игре может быть и несколько победителей в разных номинациях: самая смешная история; самая короткая или самая длинная история; история, сочиненная быстрее всех.

Приведем пример. В игре участвовали трое детей: Миша К. (8 лет), Маша Ю. (9 лет) и Саша М. (9 лет). У всех детей плохая успеваемость в школе по русскому языку.

Выпавшие буквы: П, В, С, О, Р, У, X, 3, Н, Т. История, при­думанная Сашей, ставшая победителем по 2 номинациям — са­мая длинная и самая смешная: «Пошла панда погулять. Во время выхода встретила волка. Солнце сияло, снег серебрился. Однако они оглянулись. Рядом роились румяные рыси. Уши утыканы украше­ниями. Хоть хватай. Звери здорово завидовали. Но не надели. Торопливо тронулись тонкой тропинкой».

Два других ребенка обладали не столь богатой фантазией, но и они смогли получить награды по номинации «Самая короткая история» и за историю, сочиненную быстрее всех, так что у всех была возможность пережить момент успеха и не потерять инте­рес к игре.

«Сочинялки»

Игра развивает воображение и фантазию, образное и логическое мышление, расширяет словарь и предметные образы слов, учит описывать предметы и составлять тексты из предложений, ло­гически связанных между собой, улучшает навык глобального чтения. Игра особенно помогает тем детям, которые затрудняют­ся в составлении текстов, написании сочинений. Преимущест­вом игры также является возможность постепенного усложнения задания и объективизации успехов ребенка в коррекционно-развивающих занятиях.

Материал: 5 шестиугольных карточек с изображениями пред­метов (машина, ботинки, дом, кастрюля, дерево), набор карточек со словами, характеризующими предметы по пяти модальнос­тям (запах, материал, звук, способ передвижения, размер — на каждую тему по 5 карточек), пустые карточки.

В игре принимают участие два человека: игрок и наблюда­тель. Возраст игрока: от 6 до 15 лет. Отработаны несколько ва­риантов игры.

Вариант первый. Игрок выбирает одно изображение предмета, затем, используя карточки со словами, характеризует этот предмет по пяти модальностям, обкладывая большую карточку маленькими со словами. Характеристика предмета должна со­стоять из 5 полноценных предложений, каждое минимум из трех слов: субъекта, предиката, объекта. Наблюдатель, выполняющий функцию ведущего в данной игре, оценивает каждое пред­ложение соответствующим числом очков: 1 очко за предложе­ние из трех слов (словосочетания типа железная кастрюля оцениваются в 0 очков), по 1 очку за каждое дополнительное слово в предложении, дополнительные очки за сложность кон­струкции (наличие однородных членов, придаточных предло­жений, сравнительных оборотов и т. д.), за оригинальность об­раза. Например, предложение «Мои ботинки скрипят, как дерево» поощряется наблюдателем тремя дополнительными очками: за 2 дополнительных слова и за сравнительный оборот, то есть ребенок получает за него 4 очка. Он суммирует и записывает баллы за 5 предложений, сравнивает их с баллами, получен­ными в предыдущем сеансе игры. Получается, что он как бы соревнуется сам с собой и наглядно видит свои достижения. Большую роль играет пустая карточка, стимулирующая ребен­ка придумать шестое предложение уже без опоры на данные слова и по возможности найти новый способ для характеристи­ки данного предмета.

Вариант второй. Педагог или родитель вместе с ребенком отбирает 5 картинок с предметными изображениями, одно из которых становится главным героем истории, составленной на основе тех предметов, которые изображены на других картинках. Таким образом, вербальное опосредование (слова) заменя­ется только образным опосредованием при составлении расска­за по отдельным, не связанным между собой изображениям. Ребенок должен придумать сюжет истории логику ею развертывания. Эта история записывается, она может быть продолже­на или изменена на уроке или дома (в качестве домашнего за­дания). Скучные школьные задания по составлению фраз с заданным словом или сочинения на заданную тему заменяют­ся фантазированием, проявлением остроумия, оригинальности суждений, что охотно делают все дети подросткового и предподросткового возраста. К системе оценок предыдущего варианта игры добавляются дополнительные баллы: смешно — 1 очко, очень смешно — 2 очка; связность предложений между собой и развитие сюжета истории — 3 очка.

Вариант третий. То же самое задание предлагается ребенку, но он имеет пустые карточки без изображений предметов, то есть уменьшается степень внешней опоры и внешнего программиро­вания высказываний. Ребенок обозначает каждую пустую кар­точку словом, запоминает их и придумывает с ними историю, создавая тем самым воображаемую ситуацию. Этот вариант игры эффективно способствует усилению внутреннего контро­ля своей речи. Активность ребенка в этом варианте игры поощ­ряется удвоением его баллов.

Например, в игре участвовал ребенок в возрасте 11 лет. Опи­сание пары ботинок с помощью слов на карточках: «Мои ботин­ки сделаны из ткани. Они меньше собаки, но больше жука. Они пахнут морем. Ботинки звенят, как колокольчик. С их помощью можно летать». (9 очков.)

История 1. (Выбранные изображения: машина, горы, девочка, слон, фрукты).

«Однажды я сел в машину и поехал в горы. Там я случайно встретил девочку. Она прогуливала своего слона, чтобы он поды­шал свежим воздухом. Я был рад познакомиться с такими замечательными друзьями и угостил их фруктами». (21 очко.)

История 2. (Пустые карточки ребенок заменяет словами: жираф, крылья, сосиска, Москва, театр). «Жил-был жираф. Он умел летать. Однажды он полетел в магазин за сосисками.

Но в Москве сосиски не продают жирафам. Наш жираф не расстроился и пошел в театр». (28 очков.)

Мальчик с удовольствием отмечает, что на прошлом занятии было только 20 очков в третьем задании, всего — 42 очка, а сегодня — 58. По окончании урока он радостно сообщает об этом маме и просит педагога подтвердить, что он «хорошо придумы­вал».

Мы видим, что опора на зрительные образы (предметные картинки) во втором задании значительно расширила возмож­ности фразовой речи мальчика, который раньше не успевал в школе по русскому языку и литературе, особые затруднения у него вызывали сочинения и пересказы. Также появилась возможность самостоятельного составления развернутых фраз без внешней вербальной или перцептивной опоры. После 6 недель занятий с использованием описанных игровых методов (в со­четании с другими методами нейропсихологической коррек­ции) мальчик стал заниматься в школе по русскому языку на твердую четверку.

«Сказочки»

Игра основана на правилах популярной игры «Чепуха». Она закрепляет навыки спонтанного письма и особенно отрабаты­вает два орфографических правила: правописание собственных имен существительных и знаки препинания в предложениях с прямой речью. Игра также повышает эмоциональный фон за­нятия, способствует развитию фантазии, чувства товарищества, умения объективно оценить свое сочинение и сравнить его с дру­гими.

Материал: узкие полоски бумаги, ручки.

Возраст играющих: от 6 до 16 лет и старше. Количество игра­ющих не ограничено.

Каждый игрок, последовательно отвечая на вопросы ведущего (имя первого героя сказки, имя его товарища, место их встречи, время их встречи, их времяпрепровождение, что сказал пер­вый, что ответил второй, чем завершилась их встреча), пишет свою сказку каждый раз на новой бумажке и заворачивает на­писанную часть, стараясь, чтобы его запись была неизвестна другим. После ответа на каждый вопрос (каждой записи) бу­мажки передаются по кругу. Вопросы ведущего могут меняться в каждой игре в зависимости от уровня речевого развития груп­пы и цели занятия. В итоге получается столько смешных кол­лективных сказок, сколько было играющих. Побеждает тот, кто прочитал самую смешную историю, независимо от того, кто являлся автором ее отдельных частей. Можно усложнить задание. Например, все слова в истории должны быть на одну букву или все слова должны содержать в себе какую-то опре­деленную букву. Например, в игре участвовали 3 детей: Сере­жа Л. (9 лет), Наташа Г. (9 лет) и Андрюша С. (10 лет), у кото­рых при письме наблюдались замены букв сложного генеза. В частности, они часто смешивали буквы «б» и «д». Поэтому в этой игре им предложили сочинять историю со словами, в кото­рых есть эти буквы.

Ответы на вопросы

1. Имя первого героя? (БУРАТИНО.)

2. Имя второго героя? (ЧЕБУРАШКА.)

3. Где встретились? (ПОД БИБЛИОТЕКОЙ.)

4. Когда встретились? (В ДЕКАБРЕ БЕЗ ДВАДЦАТИ ДЕ­ВЯТЬ.)

5. Что делали? (БОЛТАЛИ и БИЛИ БАКЛУШИ.)

6. Кто им помешал? (БЕГЕМОТ.)

7. Что сказал первый герой? (БУДЕМ СОБИРАТЬ ГРИБЫ.)

8. Что сказал второй герой? (ОБЪЕДИМСЯ ДОМАШНИ­МИ БУЛОЧКАМИ.)

9. Чем закончилась встреча? (ОБЛЕТЕЛИ БЛИЖНИЕ ДО-ЛИНЫ.)

История, прочитанная по этим ответам, была признана всеми игроками самой смешной: «Встретились Буратино и Чебураш­ка под библиотекой. Это было в декабре без двадцати девять. Там они болтали и били баклуши. Вдруг пришел бегемот и помешал им. Тогда Буратино сказал: "Будем собирать грибы". Чебурашка ответил: "Объедимся домашними булочками". Эта встреча закончилась тем, что они все втроем облетели ближние долины».

Характерно, что во всех написанных ответах не было ни од­ной ошибки смешения букв «б» и «д» — частых ошибок в тет­радях всех трех учеников.

«Пасьянс»

Игра обучает составлять логически правильные словосочетания, тренирует память, глобальное чтение, способность к распреде­лению внимания и его избирательность. Игра также способ­ствует улучшению мелкой моторики и развитию тактильного восприятия (часть карточек изготовлена из специального мате­риала).

Материал: 15 больших карточек, изготовленных из гладкого картона, с конкретными и абстрактными именами существи­тельными, сорок пять маленьких карточек, изготовленных из бархатной бумаги, с именами прилагательными, обозначающи­ми цвет, форму, материал. Каждый признак опосредуется раз­ным цветом карточки.

В игре могут участвовать от 2 до 5 игроков в возрасте от 7 до 15 лет.

Правила игры напоминают правила игры в лото.

Карточки с именами существительными раздаются игрокам. В зависимости от количества играющих и их возраста у каждо­го может быть от 3 до 7 карточек с существительными. Малень­кие карточки сложены стопкой перед ведущим рубашкой вверх. Затем ведущий читает в случайном порядке прилагательные, написанные на маленьких карточках. Если это прилагательное подходит по смыслу к имеющемуся существительному, то игрок кричит: «Мое!» — и подкладывает маленькую карточку к соот­ветствующей большой. Если у игрока уже есть словосочетание с данным существительным, составленное по этому принципу (форма, цвет или материал), то обе карточки с прилагательны­ми, в том числе и та, которая была положена раньше, возвраща­ются в «базар». Выигрывает игрок, который первый охаракте­ризует свои существительные тремя разными прилагательными по трем параметрам. В качестве домашнего задания после этой игры можно предложить ребенку дома выложить все карточки с существительными в ряд и выбрать к ним прилагательные, располагая их по образцу пасьянса.

«Рифмочки и нерифмушки»

Игра помогает ребенку понять, что такое рифмы, учит сочинять простейшие стишки, знакомит с разными способами рифмова­ния, благодаря полимодальному воздействию (аудирование и визуализация) облегчает заучивание стихотворений, формирует чувство ритма, тренирует возможности глобального чтения, помогает закрепить правильность ударений в словах, диффе­ренцировать глухие и звонкие согласные на письме и при про­изнесении.

Материал: 100 карточек с рисунками предметов и подписями

К НИМ.

Часть слов являются рифмами по отношению друг к другу. В словах-подписях выделены цветом конечные слоги. При этом некоторые слова с одинаковыми конечными слогами не рифмуют­ся между собой, если один из слогов ударный, а другой нет (напри­мер, робот — компот). В игре могут участвовать от 2 до 6 игроков в возрасте от 5 до 15 лет.

Существует несколько вариантов игры.

Вариант первый. Половина карточек раздается поровну всем играющим, а половина остается ведущему. Ведущий называет слова со своих карточек, каждый игрок ищет рифму на это сло­во среди своих. Эти карточки выкладываются парами на столе. Выигрывает тот, кто быстрее других выложит все свои карточки.

Вариант второй. Ведущий называет и показывает слова на карточках, а игроки должны предложить (придумать) свою рифму к названному слову. Все рифмы записываются. За каж­дую правильную рифму ребенок получает очко. В конце игры подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто придумал больше всех рифм. Если количество очков оказалось одинаковым у двух игроков, все вместе играющие обсуждают качество придуман­ных и записанных рифм и выбирают победителя.

Вариант третий. Каждый игрок выбирает из кучи карточек по две пары рифмующихся слов, раскладывает их в столбик и сочиняет стихотворение с этими словами. Способ рифмовки может быть задан или выбран произвольно самим ребенком. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием, но игра продолжается до тех пор, пока каждый самостоятельно или с помощью других сочинит и прочитает свое стихотворение.

«Паровозик»

Игра развивает фразовую речь, увеличивает словарь, особенно количество прилагательных в активном словаре ребенка, и учит

правильно строить развернутые лексико-грамматические конструкции. Она также активно тренирует вербальную память ребенка. Игра может проводиться в устной или письменной форме (в последнем случае игра переводит процесс письма на непроизвольный уровень). Игра не требует специального материала. Количество играющих не должно быть меньше двух. Возраст игроков не ограничен.

Первый игрок называет любое существительное — подлежащее, второй игрок должен сказать глагол — сказуемое, далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось все длиннее и при этом не оказывалось бессмысленным. Если кто-нибудь из игроков опустил при повторении какое-либо из сказанных слов, остальные ему подсказывают, закрепляя всю фразу в памяти. Выигрывает игрок, который закончит предложение, когда никто из осталь­ных игроков не сможет прибавить ни одного слова.

Ниже в качестве примера приведена выписка из протокола коррекционно-развивающего занятия по русскому языку от 14 ноября 2002 г. с использованием игры «Паровозик». В игре участвовали четверо детей 8 лет: Маша, Оля, Сережа и Артем.

Маша: Дом.

Оля: Дом стоял.

Сережа: Дом стоял на пригорке. Артем: Дом стоял на лесном пригорке. Маша: Дом стоял на лесном пригорке возле сада. Оля: Дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада. Сережа: Дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада и луга.

Артем: Дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.

Маша: Большой дом стоял на лесном пригорке возле зелено­го сада и пестрого луга.

Оля: Большой и красивый дом стоял на лесном пригорке воз­ле зеленого сада и пестрого луга.

Сережа: Большой и красивый дом стоял под крышей на лес­ном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.

Артем: Большой и красивый дом стоял под черепичной кры­шей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.

Маша: Большой и красивый дом стоял под красной черепич­ной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.

Оля: Большой и красивый дом с крыльцом стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.

Сережа: Большой и красивый дом с деревянным крыльцом стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке воз­ле зеленого сада и пестрого луга.

Артем: Большой и красивый дом с деревянным крыльцом и трубой стоял под красной черепичной крышей на лесном при­горке возле зеленого сада и пестрого луга.

Маша: Большой и красивый дом с деревянным крыльцом и высокой трубой стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.

Оля: Все, больше не знаю.

(Остальные разводят руками.)

Маша: Я выиграла!

Отметим, что у всех четырех детей при нейропсихологическом обследовании до поступления на коррекционно-развивающее обучение был отмечен недостаточный для их возраста объем вербальной памяти, не превышающий 8 элементов. В ситуации игры, то есть в ситуации соревнования и эмоционального подъ­ема, все четверо смогли запомнить и повторить фразу длиной в 24 слова. Этот эффект улучшения вербальной памяти оказался стабильным: при повторном нейропсихологическом обсле­довании в конце коррекционного цикла объем запоминания у всех этих детей достиг 10 элементов, что (в сочетании и с дру­гими когнитивными улучшениями) не могло не отразиться по­зитивно на успешности их обучения в школе.

Заключение

В результате проведенных занятий успеваемость по русскому языку повысилась у всех учащихся.

Вот отрывки из отзывов родителей Игоря М. и Наташи П.

«За диктант — пятерки (раньше тройка была праздником, домашние работы стал выполнять самостоятельно, за класс­ные работы получает четверки... Изложения, сочинения — са­мостоятельная фантазия... Изменилось отношение к занятиям: смотрит на них другими глазами, перестал бояться учителей и ответов у доски. В школе по устным предметам пересказы­вает более раскованно, спокойно. Нет глупых ошибок по невни­мательности. Поверил, что учителя могут учить, а не унижать и наказывать, а учиться можно с удовольствием и интере­сом».

«Появилась ответственность за выполнение домашних зада­ний, огромное желание к их выполнению, быстрее стала выпол­нять домашние задания, понимание заданий стало глубже, и это позволило ей улучшить понимание правил правописания, их за­поминание и дальнейшее использование в классных и домашних работах. На занятия ходит с удовольствием».

Но особенно удивительным для родителей было то, что од­новременно повысилась успеваемость и по другим предметам, отмечены также собранность и организованность ребенка как в школьной, так и в домашней жизни, целеустремленность, дружелюбие. Вот отрывки из отзывов родителей Миши К. и Антонины М.: «У Миши, наконец, появился первый друг. До ваших занятий он не умел общаться — все заканчивалось дра­кой... Видимо, он умеет теперь все вопросы проговаривать... Он бежит в школу с удовольствием».

«Моя девочка перестала грубить, исчезли тревоги и нервоз­ность, по русскому языку — твердая четверка, учительница хвалит, говорит, что девочка начала читать и от этого мыслит по-другому...»

Попробуем объективизировать психологическое состояние этих детей с помощью известных в психологии проективных тестов (рисунок человека и рисунок несуществующего животного).

Ниже представлены рисунки человека, выполненные Ми­шей К. (11,5 лет) до (рис. 1) и после (рис. 2) коррекционных занятий.

Рис. 1. До коррекционных занятий

Рис. 2. После коррекционных занятий

Мы видим, что до курса коррекционных занятий мальчик был агрессивен (оружие в руке), недостаточно коммуникативен (зажатая ладонь одной руки), вместе с чем наблюдались страхи (волосы стоят дыбом), тревожность (заштриховка торса), потребность в дополнительной опоре.

После курса игровой коррекции агрессия и страхи мальчика ушли, коммуникативность улучшилась, тревожность стала мень­ше; осталась актуальной потребность в дополнительной опоре.

Теперь посмотрим на рисунки Антонины М. (11 лет). Девочке было предложено нарисовать несуществующее животное.

До коррекции (рис. 3) в рисунке девочки проявляется ярко выраженная агрессия, в том числе и вербальная (когти, зубы, острые углы на торсе), страхи (шерсть на голове дыбом, темные глазницы) в сочетании с трудностями общения и застенчивостью (отсутствие верхних конечностей), неуверенность в себе (неустойчивое положение лап).

Рис. 3. До коррекционных занятий

После цикла занятий рисунок девочки (рис. 4) претерпел значительные изменения. Исчезли агрессия, страхи и неуверен­ность в себе. Коммуникативность девочки еще недостаточна, но о первых шагах к преодолению застенчивости, о желании всту­пать в контакт и привлечь к себе внимание говорят приветливое выражение лица и веселые усики на голове.

Все положительные изменения в поведении и успеваемос­ти детей объясняются полимодальностью воздействия игр. В ходе занятий повысились произвольное внимание и контроль, восприятие, внимание и память, улучшилась мелкая мо­торика рук, сформировались навыки глобального чтения, что не только позитивно повлияло на преодоление разных механизмов недоразвития устной и письменной речи, но и на поведение и коммуникативные навыки.

Рис. 4. После коррекционных занятий

Поэтому, если вашему ребенку не дается правописание, необходимо прежде всего выявить причины, мешающие ему ос­воить письмо, и убедить его, что трудности, стоящие на пути, вполне преодолимы. Ребенка необходимо заинтересовать и про­будить в нем желание «писать без ошибок». Не забудьте о том, что у ребенка уже создался школьный негативизм к предмету и от того, какой будет обстановка, в которой вы занимаетесь, зависит его успех. Попытайтесь наладить с ним контакт, за­нимайтесь в спокойной, доброжелательной обстановке, и ус­пех обеспечен! Не забывайте подкреплять достижения ребенка одобряющими словами:

«Неужели ты это сам придумал?!

Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!

Приятно посмотреть на твою работу!

Видишь, какие у тебя замечательные способности!

Посмотри, ты же сам справился!

Это трудное задание, но ты его выполнил отлично!

Ты сделал это лучше других!

Я бы так здорово не смогла!»

Приведенные в этой книге рекомендации обязательно помо­гут, если вы будете последовательно и регулярно их выполнять, понемногу вставляя предложенные упражнения в обязательную школьную программу.

 

 

Литература

1. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития. — М.: Изд-во Мин. общего и среднего образования РФ, 1998.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: ЭКСМО, 2003.

3. Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. — М.: Акаде­мия, 2002.

4. Игровые методы коррекции трудностей обучения в шко­ле / Под ред. Ж. М. Глозман. — М.: В. Секачев, 2006.

5. Ладыженская Т. А. Характеристика связной речи детей. — М.: Просвещение, 1980.

6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нару­шения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во МГУ, 1969. - 504 с.

7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 1972.

8. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. — М.,1997.

9. Мельникова И. Я. Развитие речи детей 7-10 лет. — Ярославль, 2002.

10. Пирогова Л. И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе. — М., 2004.

11. Симакова Е. С

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...