Проблема: замена букв при письме
Путаница и замена одной буквы на другую при написании слов встречается довольно часто, причем не только у учеников младших классов. Некоторые замены стойко сохраняются на протяжении всей школьной жизни и даже позже. Ребенок может путать буквы по разным причинам. Чаще всего можно встретить следующие замены: ♦ несформированность зрительно-пространственных функций (при этом ребенок чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у,т-п, ш-щ, у -б и пр.); ♦ несформированность фонематического слуха (ребенок путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т); ♦ отсутствие устойчивого образа буквы (ребенок путает низкочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё); ♦ несформированность кинестетического анализа (ребенок смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам: а-я, у-ю, ё-ю, о-у). Работа по решению подобной проблемы в таком случае будет чисто коррекционной. Она и сводится к упражнениям, которые первом случае будут рассчитаны на графическое различение букв, во втором случае — на фонетико-фонематическое различение, а в третьем и четвертом случаях — на создание ясного образа буквы и соотнесение его акустического образа с графическим. Следует отметить, что дети с вышеуказанными проявлениями изначально нуждаются в помощи логопеда и нейропсихолога для развития несформированных функций не только в речевой сфере. Упражнения, предлагаемые нами, рассчитаны на детей старшего и среднего возраста и предназначены либо в помощь занимающемуся с ребенком специалисту, либо для исправления остаточных явлений. Упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному сходству Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные представления, насколько четко он различает понятия: право — лево, низ — верх, впереди — позади, больше — меньше, выше — ниже, шире — уже. Для этого мы предлагаем специальные игры.
«Потерянный объект» Ведущий прячет какой-нибудь предмет (мягкую игрушку, шоколадку и пр.) и предлагает ребенку найти его. Поиски сопровождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой вперед и т. д. «Исполнитель» Ребенку даются различные предметы: карандаш, ручка, чашка, коробка, мелкие игрушки. На отдельных листках написаны задания, например: «положи карандаш справа от коробки», «посади куклу перед чашкой», «положи ручку слева от мишки» и т. д. Эти листки лежат перед ребенком «рубашкой» вверх, он вслепую выбирает одно задание за другим и выполняет их. С особенным удовольствием задания выполняются, когда они смешные. «Зеркальные рисунки» Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Учитель на своем поле рисует какой-либо предмет, например домик с дверью, трубой и окном, или лодочку с парусом и флажком. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево, у лодочки парус развевается слева, а флажок — справа. Задача ребенка — воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. При этом ему дается инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали. Можно также прописывать и буквы. После того как выяснилось, что ребенок различает основные пространственные понятия, ему можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями: написать букву «б» и нарисовать возле нее, например, бабушку с клубком и банкой, собаку, клумбу, бегемота, березу и др. Чем выразительнее и смешнее будут картинки, тем лучше ребенок будет дифференцировать буквы. Если ребенок расположит на листе БаБушку выше, чем ДеДушку, он никогда не забудет, что у буквы «б» — хвостик вверх, а у буквы «д» — хвостик вниз. Если, например, ребенок путает буквы ш-и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке — тонкую иголку, и проговорите, что «ш» — шире, чем «и».
Напишите «волшебный» диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные — черточками. Например, слово «шуба» будет выглядеть так: ш----.В другом варианте «волшебного» диктанта можно сначала обозначить все буквы точками, а при повторной диктовке попросить ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например «д» написать синим, а «б» — красным. Вырежьте с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки, слепите из пластилина, а затем предложите ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Например, букву «а» можно сложить из арбузных семечек, букву «ц» — из скрепленных между собой канцелярских скрепок или из цепочки. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д. Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке. Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш и он им выписывает буквы на потолке. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения — успех обеспечен. Упражнения при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству Все предложенные ниже упражнения должны следовать именно в этом порядке (услышали — произнесли — отличили — записали) и являться только базой для вашего творчества. Например, звонкие звуки можно прохлопывать, а глухие — протопывать, звонкие можно произносить высоким тоном и поднимать руку, а глухие — низким и опускать руку. Вообще чем больше жестов, телесных изображений и движений будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.
Учимся отличать оппозиционные (звонкие и глухие) согласные Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса (шепотом), то этот звук — глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу. Очень хорошо будет, если все звуки выразительно охарактеризовать. Например, б-п — это «взрывные» звуки, при произнесении которых струя воздуха как бы «взрывает» губки, т-д — «толкающиеся» звуки, язычок пытается вытолкнуть передние верхние зубы, при произнесении звуков ч-ш язычок «катается с горки» и т. д. После того как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих (звонкий — плюс голос, глухой — минус голос), готовим две карточки. На одной рисуем знак «+», соответственно это карточка, обозначающая звонкий звук; на второй — знак «-», который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и глухих согласных звуков. Делим лист на два столбика и предлагаем в левый столбик записать слова с начальными глухими звуками, а в правый — с начальными звонкими. Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание и предлагать слова со всеми парами звонких и глухих. Заготовьте лист плотного картона, наклейте на него парами кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусочком материала напишите соответствующую букву и название материала. Например, б — бархат, п — пенопласт; д — дерматин, т — тесьма; в — вельвет, ф — фланель; г — глянцевая бумага, к — картон; ж — наЖдак, ш — шелк; з — зеркальце, с — ситец. Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки. Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами.
Упражнения при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико-артикуляционным свойствам При смешении низкочастотных звуков и соответствующих им букв важна практика. Начать работу следует с формирования звукового образа. Для этого можно использовать все упражнения, которые предложены ниже. При отработке конкретного проблемного звука и буквы читайте различные слова. Ребенок должен за вами повторить только те слова, которые начинаются на отрабатываемый звук. После того как ребенок четко усвоил произношение, выполните следующее упражнение: ребенок называет звук, вы договариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получилось. Например: ю-ла; ю-бка; Ю-ля; Ю-рий;
х-леб; х-руст; х-одить; х-итрость. Прочитайте ребенку слова, в которых должны быть звуки «ц» или «ч», но читайте слова с пропуском звука, а на его месте можно стукнуть карандашом по столу или хлопнуть в ладоши. Ребенок должен записать слово в его правильном варианте. Например: мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок, отли(стук!)ник,мельни(стук!)а, (стук!)апля, у(стук!)астник. Пишите «волшебные» диктанты по забавным текстам, предлагайте ребенку самому придумывать тексты с проблемными буквами. Например: «Ученица цапля мечтала стать отличницей. Но учитель-сыч считал, что она — озорница. Поэтому у цапли было часто печальное лицо, как будто она чистит луковицу. В четверг цапля выучила, как пишутся слова "цыпленок", "цыган", "акация", "мыльница", "чаща", и в пятницу получила отличную оценку». Речка течет, печка печет, молчун молчит, ворчун ворчит, читатель читает, мечтатель мечтает, чайка кричит, овчарка рычит. В речке плещутся щучата, Это щучкины ребята. На тапках — заплатки. Вредная ведьма варит варево. Что шеф скажет о наших шалостях? Швейцарский сыр. Рукава великану великоваты. Попугая не пугают, Попугая не купают, Попугая покупают! У Потапа — потоп: Протек потолок! Гуляли по дороге Гепарды и бульдоги, По дороге бродил Добрый бодрый крокодил. Скороговорки и забавные выражения для проговаривания «непослушных» звуков и формирования кинестетического анализа Скороговорки рекомендуется произносить как с опорой на написанный текст, так и с опорой на повторение. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. В термометре — ртуть. Охотнику неохота идти на охоту. Грузный грузин грузит грузди. В зоопарке обезьяны, Дикобразы и фазаны. Ковальо играет в полуфинале1. Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Предлагаем несколько скороговорок, большинство из которых придуманы нами и частично позаимствованы из книги И. Г. Сухина.
У Танечки — угощение для Анечки. У сыночка Санечки — маленькие саночки. Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке. Миша что-то шепчет Маше. Отважный Миша бежит от мыши. Шапка и шубка — вот и весь Мишутка. Саша на суше сушит суши2. У Сани нос в сметане. Усатый Саня сел на сани. Наша Даша лучше вашей. 1 Автор скороговорок — Ярослав Гром. 2 Автор — Валера Мичурин. Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля. У Марины и Кристины — две красивые корзины, В корзинах — картины. Полинка и Маринка любят рвать малинку. У Влада — брат, Влад брату рад. У Никиты — моток ниток. У Матвея — билет на балет. У Тимки и Димки новые ботинки. На корабле, кроме Ромки, Егор и Артемка. У Егора в огороде — репа, редька, помидоры. Кто прокатит Катю на катере? Дина на льдине, а Динка на льдинке. Сеня во сне сидит на сосне, Сидит на сосне Сеня во сне. Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель. У Митрофана — фортепьяно, У Полины — пианино. У фонтана — Ваня в кафтане. Боря любит Любу, а Люба любит Борю. У Тани — тайна, это Танина тайна. Лора работала лаборанткой в лаборатории. У Игната — ягнята. Гена моргал, а Егор подмигивал. Георгий — брат Григория, Григорий — брат Георгия. Люсины бусы носят гуси. Испугали Люсю бабусины гуси. Настя и Костя отправились в гости. Полина и Лиля лепили из пластилина.
Глава 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|