Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема: не умею пользоваться правилами




Вы не замечали новых тенденций в усвоении правил русского языка современными детьми? Вы можете сказать, что дети не знают правил русского языка? Нет, скорее всего, дело обстоит так: зная правила правописания слов в русском языке, многие ученики не умеют применять их на письме. И бывает безумно обидно, когда ваш ребенок, получая пятерки за устные ответы у доски, абсолютно неграмотно пишет в тетради слова на эти же правила в диктанте. Предлагаемые нами игры и упражнения позволят соединить «теорию» и «практику», научат ребенка ис­пользовать правило в процессе письма, то есть грамотно писать на непроизвольном уровне.

Данная глава построена следующим образом: в рамках каж­дой игры дается правило, на закрепление которого игра направ­лена, а ниже предложен текстовый материал, который позволит ребенку закрепить усвоенное или поможет вам проверить зна­ния ребенка по правилу.

Следует сказать, что в одну книгу невозможно вместить весь объем правил с 1-го по 9-й класс, поэтому мы предложили толь­ко образцы, а ваша фантазия подскажет, как применить данные игры для изучения любого правила.

«Полет на Луну»

Игра основана на правилах популярных детских игр с фишками и кубиком, определяющим число ходов. Она поможет решить различные задачи: закрепить образ написанного слова, повторить правила орфографии, употреблять слова в различных грамма­тических формах, то есть поможет в тренировке навыков сло­воизменения, закреплении навыка поиска проверочных слов для безударных гласных, а также в составлении рассказов и пе­ресказов. Игра может проводиться не только в устной, но и в пись­менной форме или с элементами письма.

Материал: игровое поле с изображенной на нем траекторией полета на Луну от старта до финиша с пронумерованными эта­пами, фишки или фигурки пилотов, кубик, лист с заданиями.

Количество игроков не ограничено.

Возраст играющих — от 5 до 15 лет (в зависимости от зада­ний).

Игровое поле раскладывается на плоской поверхности (на столе или на полу), на старте устанавливаются фишки каждо­го игрока. Первым делает ход тот, кто выбросил самое большое число на кубике. Затем каждый игрок делает такое количество шагов, которое указывает ему брошенный кубик. Но чтобы получить право сделать очередной ход, необходимо выпол­нить задание (придумать три слова на букву «а», записать пять слов под диктовку, составить предложение по схеме и т. д.). Если задание не выполнено, то пилот остается на прежней ор­бите. Побеждает тот, кто первым достигнет Луны. Можно сразу провести весь цикл, можно разделить его на несколько этапов. Педагог составляет разные по темам и по сложности зада­ния, в зависимости от индивидуальных проблем каждого ре­бенка.

Примеры заданий

Все задания помогают лучше усвоить правило на правописа­ние безударных гласных.

ПРАВИЛО

Правописание безударных гласных в русском языке часто можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: зима — зимний, бежать — бег.

Отгадай загадки, приведи проверочные слова к отгадкам (вы­полняется устно).

1. Чем больше колец, тем старше жилец (дерево). 2. На носу зверь носит рог и зовется... (носорог). 3. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто такая? (Вода.) 4. Длинный хвостище, рыжие волосища, сама хитрища (лиса). 5. Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою. Чуть солнце ее припечет, растает она и умрет (сосулька). 6. Ходит по двору будильник, разгребает ла­пой сор, расправляет с шумом крылья и садится на забор (пе­тух). 7. Принялась она за дело, завизжала и запела, ела-ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб (пила). 8. Снег на полях, лед на реках. Ветер гуляет. Когда это бывает? (Зимой.)

ПРИМЕЧАНИЕ

Ребенок, выполнивший задание, получает право на следующий ход.

Вставь буквы, вслух подбирая проверочные слова. Над бабушкиной избушкой висит хлеба кр...юшка. Ст...ят в поле с.стрички — желтый гл...зок, белые реснички. С.дит — з..ленеет, л...тит — пож..лтеет, уп...дет — почер­неет.

Слово б..ло, да дело ч...рно. Скажешь с н...готок, а перескажут с л...коток. Любишь к...таться — люби и саночки в...зить. В...лков б...яться — в лес не х...дить.

Вставь пропущенные буквы и перепиши.

Весенней тр...пою

Апрель заш...гал.

Везде голубые

Осколки з...ркал.

С улыбкой подружки

Гл...дят в з...ркала —

Опять им в...снушки

В...сна принесла.

Вставь буквы на месте пропусков. Перепиши. Как ты дума­ешь, на какую тему составлены эти предложения? Ос.нь позолотила л...са и п..ля. Пож..лтели д...ревья на л...сных опушках. Д...твора отправилась в путешествие по л...сным тр...пинкам. Пот...нул х..лодный в...терок.

Вставь буквы на месте пропусков. Перепиши. Придумай за­головок к этому тексту.

Д...ревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, пр..мые, кр...вые. А в г...рах можно увидеть дер...во в..лосатое. Увидишь и гл...зам не поверишь! Ствол снизу зв...риной шерстью оброс. Ст...ишь и гладишь м..хнатое дер...во, как собаку.

Вставь буквы на месте пропусков.

В...роне где-то бог послал

Кусочек сыру.

На ель в...рона взобралась,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да призадумалась,

А сыр во рту д...ржала.

Па ту беду л...са бл...зехонько б...жала.

Л...сица видит сыр,

Л...сицу сыр пл...нил.

Плутовка к д...реву на цыпочках подходит, В...ртит хв...стом, с В...роны глаз не сводит.

Грамматическое лото

Игра помогает усвоить на непроизвольном уровне различные правила русского языка, увидеть сложности ребенка в их усво­ении и понимании. Может быть проведена как в устной, так и в письменной форме. В игре могут участвовать от 2 до 5 чело­век в возрасте от 8 до 15 лет.

Материал: 100 карточек по основным орфографическим те­мам школьной программы (написание «ь» после шипящих, пра­вописание приставок пре- и при-, слитное/дефисное написание наречий и т. д.), по 10 карточек на каждое правило со словами, в которых пропущены буквы (то есть имеется несколько ком­плектов карточек на каждое правило орфографии), 100 плоских прямоугольных фишек. На каждой карточке, в зависимости от правила, есть от трех до шести слов, не повторяющихся на дру­гой карточке, и картинка, не обязательно связанная по значе­нию со словами на карточке (предметное или веселое сюжетное изображение, повышающее эмоциональный фон игры и спо­собствующее запоминанию изучаемого материала).

Ведущий (педагог) выбирает орфографическое правило для за­крепления, соответствующее уровню речевого развития и школь­ным проблемам ребенка. Он раздает участникам по 2 карточки, называет различные составляющие правила (на каждой карто­чке имеются по одному слову на каждую составляющую) и про­сит играющих закрывать плоскими фишками слова на карточке в соответствии с названным условием. При этом у играющего всегда должно оставаться одно незакрытое контрольное слово для последующего угадывания (самостоятельного выведения правила).

Пример игровой карточки грамматического лото для изуче­ния правописания слов с приставками пре-, при-. Учитель дает следующие указания:

♦ закрыть слово, в котором приставка пре- имеет значение слова «очень»;

♦ закрыть слово, в котором приставка при- имеет значение присоединения;

♦ закрыть слово, в котором приставка при- имеет значение неполного действия;

♦ закрыть слово, в котором приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-;

♦ закрыть слово, в котором приставка при- имеет значение близости.

В нашем примере контрольным словом будет слово с при­ставкой при— в значении близости. Другие игроки контро­лируют правильность выбора слова, и в случае ошибки игра­ющий пропускает ход, а названное правило повторяется через несколько ходов. Выигрывает тот, кто первым закрыл все нуж­ные слова на своей карточке и сформулировал правило по кон­трольному слову (самостоятельно или с помощью других иг­роков).

Игроки могут закончить игру, или обменяться карточками, или взять новые на эту же тему (на этом или следующем заня­тии), и соревнование продолжается. Игра может быть продол­жена в письменной форме. Ведущий просит выписать с карточки все слова в два столбика — с приставкой при- и с приставкой пре-, а затем придумать с ними предложения или составить це­лый рассказ, употребляя все слова. Для рассказа можно исполь­зовать и имеющуюся на карточке картинку. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием и не сделал ошибок. Ведущий тут же просматривает написанный текст и подчеркивает ошибки, на исправление которых тоже требуется время, то есть ре­бенок, закончивший первым, может в результате оказаться последним. Это условие игры способствует в конечном счете преодолению импульсивности при письме — одного из сущест­венных механизмов дисграфии, а также переходу от внешнего контроля со стороны взрослого и других детей, участвующих в игре, к самоконтролю.

ПРАВИЛО

Выбор приставок пре-, при- зависит от значения. Приставка пре-придает словам следующие значения: высокой степени и качест­ва (можно заменить словами «очень», «весьма») — пребольшой, премудрый; значение «через», «по-иному» (преобразовать, пре­вратить). Приставка при- придает словам следующие значения: пространственной близости (прибрежный, пришкольный); присо­единения, прибавления, приближения (приделать, пригибать); совершения действия в неполной мере или на ограниченный срок (присесть, приостановить); доведение действия до конца (при­глушить, придумать); совершение действия в чьих-либо интере­сах (приберечь, припрятать).

Пре- или при-? Объясни, почему выбрана именно такая при­ставка?

Пришкольный, приписать, пришить, премудрый, преувеличи­вать, прикатиться, непрерывный, приморский, приклеить, при­ехать, превозмочь, преподаватель, приготовить, прескверный, прилепить, непреодолимый, приободриться, приползти, предоб­рый, приправа, приставить, преломление.

Вставь буквы. Спиши слова, разделив на два столбика: с приставкой пре- и при- (в каждом столбике должно получиться по 13 слов).

Пр..мчаться, пр...вязать, пр...скучный, пр...рвать, придорож­ный, пр...возмочь, пр...открыть, пристанционный, пр...скакать, пр...смешной, пр...гласить, пр...одоление, пр...тупиться, пр...бавить, пр...кусить, пр...градить, пр...образить, беспр...страстный, пр...сытиться, пр...тихнуть, пр...следовать, преступник, припо­рошить, пр...восходный, непр...взойденный, пр...увеличение.

А теперь посмотри на слова и запомни: в этих словах пре- и при— не приставки, а сочетания букв, их написание нужно запомнить:

президент; неприхотливый;

премьера; приватный;

президиум; привередливый;

преамбула; приверженец;

прельщать; привидение;

преследовать; привилегия;

претензия; придирчивый;

пресечь; примитивный;

престиж; приоритет;

прекращать; причудливый.

Приставка или нет? Выпиши слова только с приставками пре- и при-.

Прискорбный, приверженец, причудиться, преградить, приста­нище, премия, прилежание, пригорок, призовой, приколоть, непри­метный, препарат, превосходный, премудрость, премировать, пре­стиж, признание, природа, приторный, принцип, притормозить.

Объясни различие в написании приставок, составь словосо­четания.

Предание — придание, претворить — притворить, пребы­вать — прибывать, преклонить — приклонить, преступить — приступить, преходящий — приходящий.

Сказки-небылицы

Чтобы отработать правила, вместе с ребятами придумывайте забавные рассказы, такие как мини-сказка про ПРЕ и ПРИ (Таня Егорова, 11 лет): «Жила-была ПРИдумка. Она любили ПРИдумывать всякие наряды. Как-то раз ПРИдумала себе платье.

ПРИмерила — неПРИятно. ПРИсела. ПРИзадумалась, решила ПРИшить к платью кружева. ПРИшила и ПРИшла показать ПРЕ. "ПРЕлестно, ПРЕвосходно!» — ответила ПРЕ. ПРИдумка ПРИ-прыгнула, ПРИхлопнула, ПРИтоппула, ПРИльнула к ПРЕ и ска­зала, что в следующий раз ПРИдумает что-нибудь специально для ПРЕкрасной ПРЕ. "ПРЕмного благодарна", — ответила ПРЕ».

А вот еще одна сказка, придуманная Сережей Ивановым (12 лет) после изучения темы «Слитное и раздельное написа­ние пол-, полу-»: «В ПОЛвторого я проснулся от чьего-то Полушепота на ПОЛУ острове. Неожиданно я согнулся в ПОЛУ-овал и не смог выговорить и ПОЛ слова. Все потому, что вчера мы с друзьями играли и в игре пробежали ПОЛ-острова, проплыли ПОЛморя, потом устали и уже на ПОЛ дороги поймали ПОЛУэкипаж. Мы проехали ПОЛ всей горной дороги, нас высадили и мы прошли ПОЛ-луга до дома самостоятельно. Вот так весело жи­вется всем мальчишкам на нашем ПОЛУострове!»

«Словесный бой»

Игра тренирует навыки применения теоретических знаний (скло­нения существительных, спряжения глаголов, система родов су­ществительных и т. д.), повышает грамотность ребенка, расширяет словарный запас, помогает сформировать графический образ слова, преодолеть пространственные трудности, выработать правильную стратегию решения задачи, то есть эта игра содержит в себе элементы полимодального воздействия на про­цесс письма. Игра требует максимального внимания, сосредо­точенности, вдумчивости.

Материал: лист бумаги с расчерченным полем 6x6 клеток и свободным пространством для записи и подсчетов результата.

В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков старше 12 лет.

Сначала игроки выбирают тему, например «Животные». Затем каждый из них по очереди называет буквы, имея в виду придуманное название животного. На игровом поле каждого игрока эти буквы могут быть записаны в любой клетке так, чтобы сложить из них названия животных или по горизонта­ли, или по вертикали. Слова могут пересекаться и перетекать одно в другое. Игроки обязаны заносить в игровое поле все названные буквы, в том числе и те, которые не составляют задуманные ими слова, но называются противником. Каждая буква может называться многократно, то есть ребенок может гибко менять свою стратегию игры, учитывая ходы против­ника. Когда все клетки поля всех игроков будут заняты, в сво­бодную часть выписываются получившиеся слова. Затем про­исходит подсчет очков: за слово из 6 букв игрок получает 8 очков, из 5 — 6 очков, из 4 — 5 очков, из 3 — 3 очка, из 2 — 1 очко. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков.

Ниже представлен пример заполненного игрового поля в игре «Словесный бой»: лисица — 8 очков, осел — 5 очков, барс — 5 очков, бык — 3 очка, лось — 5 очков, собака — 8 очков, рысь — 5 очков, слон — 5 очков. Всего 44 очка: огоселсвбарсьуа шылбыкосоярафьн.

л и с и ц а
о г о с е л
с в б а р с
ь у а ш ы л
б ы к о с о
я р а ф ь н

«Пасьянс, или Игра в карты»

При изучении теоретических тем можно использовать при­нцип игры в карты. Такая игра закрепляет теоретические зна­ния, обогащает словарный запас, развивает память и внима­ние ребенка.

Материал: несколько пар карточек с синонимами (антони­мами).

Количество играющих: от 2 человек.

Каждому участнику раздаются по 4 карты, все остальные вы­кладываются в «базар». Играющие по очереди показывают друг другу карты, если совпадает парочка, то она остается у того, кто показывал карту. После того как были показаны карты, из «ба­зара» набирается по три карты. Выигрывает тот, кто наберет больше парочек.

Материал для карт при изучении синонимов: большой - огромный; трудный — сложный; синий — небесный; серый — мышиный; игрушка — кукла; врач — доктор; волшебник — колдун; свитер — кофта; супруга — жена; дождь — ливень; сырой — мокрый; солдат — вошь; рыдать — плакать; балерина — танцовщица. Материал для карт при изучении антонимов: большой — маленький; небо — земля;

море — суша; утро — вечер; легкий — трудный; черный — белый;

темный — светлый; ребенок — взрослый; холодильник — печка;

лето — зима; радостно — грустно;

сказка — реальность; пушистый — гладкошерстный.

Материал для карт при изучении однокоренных слов. Каж­дый комплект состоит из 4 карточек:

печать — печатный — печатать — печатник; печь — печурка — печеный — выпечка; лев — львиный — львица — львенок; левый — влево — левша — слева; белый — белеть — белок — белизна; белка — бельчонок — беличий — бельчата; стол — столовая — столик — столешница; сто — сотый — сотня — сотник; горе — горевать — пригорюнился — горюшко; гора — пригорок — горочка — гористый; водить — водила — водитель — проводник; вода — подводник — водяной — водянистый.

«Граммино»

Игра основана на правилах игры в домино. Требуется изгото­вить 28 карточек-фишек, каждая из которых поделена на две части: в одной части помещена буква, в другой — слово с пропу­щенной буквой. Для каждого правила требуется свой комплект фишек. В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек, каждый из которых берет по 7 карточек. Неразобранные карточки откладываются в «базар». Любым способом определяется иг­рок, который будет ходить первым. Он выкладывает на стол любую карточку. Игроки по очереди подставляют свои карточ­ки к одному или другому концу выложенной карточки, образо­вывая цепочку, так, чтобы имеющаяся на карточке буква была пропущена в слове. Если нужной карточки у игрока нет, он отправляется за ней на «базар» и берет карточки, пока не будет нужной буквы или слова. Выигрывает гот, кто первым выложит все свои карточки.

Комплекты игры разрабатываются для различных правил: правописание безударных гласных в корне, правописание со­гласных в корне, правописание «ъ» и «ь», падежные окончания существительных.

 

«Лотограм»

Игра помогает усвоить правила правописания проверяемых безударных гласных в корне, сомнительных и непроизносимых согласных, падежных окончаний существительных. Для игры нужны 36 больших карточек, на которых написаны слова с про­пущенными проверяемыми буквами, и 36 маленьких карточек, на которых написаны проверочные слова. Для каждого правила требуется свой комплект карточек. В игре могут принимать участие от 2 до 6 человек. Большие карточки со словами разда­ются поровну всем игрокам, затем выбирается ведущий, который забирает себе маленькие карточки с проверочными слова­ми. Ведущий громко называет проверочные слова. Если слово подходит кому-то из игроков, тот кричит: «Мое!», забирает карточку и кладет ее на нужное слово. Выигрывает игрок, который первым закроет слова на всех своих карточках.

 

 

Глава 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...