История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения
Стр 1 из 22Следующая ⇒ Вопросы к зачету по дисциплине: История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения 1. Средневековье как понятие в культуре. 2 2. Архаический эпос Средневековья (общая характеристика) 3 3. Героический эпос зрелого Средневековья (на примере «Песни о Роланде»). 7 4. Рыцарский роман (на примере «Тристана и Изольды»). 14 5. Лирика Средневековья: поэзия трубадуров и вагантов. 17 6. «Божественная комедия» Данте: смысл названия, жанровые особенности, структура, проблематика, основные персонажи. 25 7. Ренессанс как понятие в культуре. 32 8. Итальянское Возрождение (на примере творчества Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо) 33 9. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». 40 10. Роман М. Сервантеса «Дон Кихот». 51 11. Творчество Шекспира: «шекспировский вопрос», периодизация и общий обзор творчества, театральная деятельность, жанровая характеристика драматургии. 59 12. Трагедия Шекспира «Гамлет». 67 1. Средневековье как понятие в культуре Отношение к Средневековью менялось от отрицательного (эпоха Возрождения) до признания его значимости (XX в. ). Само понятие «Средние века» возникло в эпоху Возрождения. Медиевистика – наука, изучающая Средние века. Литература Средних веков и возрождения хронологически следует за античной литературой и занимает значительное место в общемировом развитии культуры. В этой литературе отразились важные события и явления, характерные для длительного периода её формирования, охватывающего около 12 столетий. Началом этого периода условно считается 476 год, когда пало последнее античное государство – Западная Римская империя, а концом – первая треть XVII века. *Временные границы: с момента падения Римской империи (конец античности, с V в. ) до? в. – спорный вопрос: включать эпоху Возрождения к Средним векам или нет. Современная наука склонна их объединять. *
*Географические границы культура Западной Европы (государственные границы того времени не совпадают с нынешними). Границы подвижны: Франция, Британия, Испания, Германия. * Эта литература (что касается европейской её части) создавалась в молодых европейских странах, возникших на обломках Римской империи. Творцами её были разноплеменные, разноязычные народы – кельтского, романского, германского, славянского и другого происхождения, которые в то время со свежими духовными силами выступили на исторической арене. В культуре выделялось 2 этапа: Ø Если не включать эпоху Возрождения, то XIV – XV в. в. – конец эпохи Средневековья. Ø Если включать эпоху Возрождения, то конец в 1616 г. – ушли из жизни Шекспир и Сервантес. Процесс возревания явлений Возрождения шёл в разных странах не параллельно: Италия – XIV в., Англия – XVI в.. Разделение культуры: христианство, античное население (латинский язык национальный, церковный язык), языческие представления. Доминирующим фактором стало христианство. Монастыри были щитами культуры6 были библиотеки, переписывались тексты, переводилась Библия. Основное достижение культуры: архитектура романского и готического стилей. Готы – варварские племена. Литературные достижения: Ранняя Средневековая литература 1) Архаический эпос 2) Героический эпос 3) Рыцарская культура 4) Городская литература и поэзия вагантов Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием 3-х основных факторов: а) традиций народного творчества; б) культурного воздействия античного мира; в) христианства. Категория времени литературы средневековья. В античную эпоху время представляло замкнутый круг. В эпоху средневековья происходит размыкание этого круга. Время становится линейным и движется от прошлого к будущему.
Прошлое – это ветхозаветная история, т. е. время до сошествия на землю Иисуса Христа. Но несмотря на эту миссию человечество не избавилось от грехов и потому грядёт будущее, грядёт страшный суд. Хотя время движется, окружающий мир остаётся постоянным. Все эти мысли о времени изложены в трактате Аврелия Августина «О граде божьем». В произведении высказывается мысль о соперничестве 2-х градов: града светского (мирского) и божьего (духовного). И, конечно, неминуема победа града божьего, так как рухнула Римская империя, а град, созданный ею, остался. Эта борьба предопределена волей бога и исход её заранее известен. Таким образом, концепция времени и истории в литературе обретает фаталистический характер. Будущее известно: это страшный суд, победа града божьего. Концепция человека В эпоху язычества в литературе господствовало мнение о человеке как единстве материального и духовного. Человек мыслился как часть природы, и существовало мнение, что после смерти душа человека продолжает жить, обретая новую сущность. В эпоху средневековья духовное и материальное резко разделяется и противопоставляется друг другу. Аврелий Августин считал, что душа человека единственна и неповторима. Бог сотворил её отдельно от тела. После завершения земной жизни душа опять предстаёт перед богами, и на основании её земных деяний ей будет дарован ад или рай. Существовали 2 концепции человека: 1) характерная для эпохи средневековья. Утверждалось, что человек – это сосуд греха, это ничтожный червь и божий прах. Сам человек без души – ничто. 2) противоположная первой. Возникла в эпоху возрождения. Человек – это центр мира. Человек несёт в себе целую Вселенную мыслей и чувств. Все великие природные силы человека должны быть направлены к одной цели: спасти человека от греховности и даровать ему бессмертие. Человек в эпоху средневековья ещё не оторван от общих родовых начал и потому чем сильнее в человеке общее, тем он более значительный и чем сильнее в нём личностное, тем он менее интересный. Главное внимание – вечным ценностям. Поэтому герой средневековой литературы во многом обезличен. Средневековый человек утверждает себя в мире центробежно. Он стремится растворить свою личность, своё Я в окружающем мире.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|