3. Героический эпос зрелого Средневековья (на примере «Песни о Роланде»).
3. Героический эпос зрелого Средневековья (на примере «Песни о Роланде»). Проблема происхождения героического эпоса. В XIX веке была создана теория редакционного свода. Автор – Гастон Парис. Суть: когда происходит какое-либо историческое событие, народ создаёт о нём песнь. Эти песни варьируются, изменяются и наступает такой момент, когда поэт-редактор механически объединяет все песни в единое целое. Так возникает эпос. Рассматриваемая теория подчёркивает народные истоки эпоса и отрицает его индивидуальное авторство. Вторая теория – монастырско-жонглёрская – возникла в ХХ веке. Автор – французский филолог Жозеф Бедье. Суть: средневековые монастыри являлись центрами культурной жизни. Монахи записывали легенды и сказания, а их, в свою очередь, брали за основу певцы жонглёры и создавали эпические произведения на основе письменных памятников. Теория Бедье выдерживает индивидуальное авторство. Современное литературоведение берёт лучшее из рассмотренных нами теорий. К важнейшим памятникам зрелого средневековья относятся французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моём Сиде», немецкая «Песнь о Нибелунгах», восточнославянское «Слово о полку Игореве». Поэмы складывались в условиях формирования народности и государственности, борьбы с внутренней феодальной анархией и чужеземной агрессией. По образному выражению испанского учёного Родриго Минендеса Пидаля, «вначале была история…», т. е. всякое эпическое произведение в своём первоначальном виде основывалось на непосредственном впечатлении от исторических событий. Оно закреплялось в поэтической форме в то время, когда эти события были ещё свежи в памяти. Это и обусловило проблематику эпических произведений и характер их главного героя.
Основным содержанием героического эпоса стало изображение борьбы за свободу и независимость народа. Главный герой – легендарный богатырь, защитник родной земли от внешних врагов и феодальных распрей. Он не наделён мифологическими свойствами персонажей раннесредневекового эпоса, однако его необычайная физическая сила, несгибаемое мужество, воинская доблесть, нравственное совершенство воплощают народное представление о героической личности и нормах её поведения. Отличительные особенности героического эпоса. Ø В героическом эпосе почти изживаются мифологические и сказочные элементы; Ø Этическое обобщение выражается средствами героической идеализации; Ø Центральная тема связана с важнейшими событиями национальной истории; Ø Герой имеет исторический прототип; Ø Противник героя равен ему по силе и является представителем другого народа или другой веры; Ø Родовой патриотизм оказывается изжитым, ему на смену приходит пафос национального феодального государства; Ø Значительно углубляется исторический фон и исторические реалии; Ø Получают отражение особенности феодального государства: вассальская зависимость, феодальный анархизм; Ø В классическом эпосе мы не находим мотивов социального бунтарства. Герой ещё не противопоставляет себя людям. Идейно-художественное своеобразие «Песни о Роланде». Французский героический эпос дошёл до нас в виде поэм (общим числом около 100), из которых древнейшие – в той форме, в какой мы их сейчас имеем, - возникли в конце XI века, а наиболее поздние относятся к XIV веку. Но даже самые ранние из сохранившихся поэм представляют переработку более старых поэм или песен, развивавшихся перед тем в течение 2-х или 3-х столетий. Это длительное развитие, в котором принимали участие различные общественные слои – дружинная среда, широкие народные массы, жонглёры, грамотеи-клирики.
Сохранившиеся до нас поэмы носят название шансон де жест (chansons de gesta), («песни о деяниях»). Они имеют различный объём – от 1000 до 20000 строк и состоят из неравной длины строф, или «тирад». Эти поэмы предназначались для пения. Как и в наших былинах, одна и та же мелодия была сквозной для всей поэмы, повторяясь из строки в строку. Их исполнителями, а нередко и авторами, были жонглёры, которые разносили их по всей Франции. Привлекая к себе внимание, собрав небольшой кружок слушателей, жонглёр энергичным голосом приглашал их к молчанию и затем начинал петь речитативом, аккомпанируя себе на маленькой арфе или на виоле. Если он до наступления ночи не успевал закончить всю поэму, он прерывал пение и откладывал до следующего дня. Если поэма была очень обширна, её хватало иногда на неделю. Три поэмы составляют содержание французского эпоса: 1) Оборона родины от внешних врагов – мавров, норманнов, саксов и др.; 2) Верная служба королю, охрана его прав и искоренение изменников; 3) Кровавые феодальные распри. Выбор этих тем соответствует тогдашнему политическому сознанию народных масс, тянувшихся к национальному единству, видевших в феодалах главное зло, терзавшее родину, и мечтавших найти в короле защиту от их самоуправства и жестокости. Первые две темы в поэмах связаны с образом доброго и мудрого короля. В большинстве поэм король называется Карлом Великим (768 – 814), он идеализируется: он всегда справедлив и обычно ласков, хотя, когда нужно, умеет быть и суровым. Он грозен для изменников и непобедим в бою. Враги трепещут перед ним, и бог ему помощник во всех делах. В некоторых поэмах Карл выступает активно, лично совершая разные подвиги. В них описывается, как в молодости, спасаясь от изменников, он бежит в Испанию, доблестно там сражается, завоёвывает любовь дочери сарацинского царя, затем возвращается во Францию и, одолев злодеев, коронуется и т. д. Однако в других поэмах, причём художественно более значительных, К. отходит на задний план: объединяя и освещая своим присутствием всё действие, он уступает активную роль паладинам (приближённым славным витязям), в частности двенадцати «пэрам» (самым знатным лицам в государстве), в первую очередь Роланду.
Ø Первым циклом французского героического эпоса является цикл о Карле Великом, наиболее известное произведение этого цикла «Песнь о Роланде». Ø Второй цикл о верном вассале (отражает эпоху после смерти Карла. Сын Карла слаб и судьбу государства берёт в свои руки верный вассал). Этот цикл связан со второй темой – темой верного служения королю, выручаемому из беды – представлена поэмами о Гильоме д′ Оранж. [Граф Гильом воюет на юге Франции с маврами, совершая чудеса храбрости, освобождая от «неверных» города и целые области и не получая за это от короля никакой награды, кроме тех земель, которые он добывает силой своего меча. Тем не менее в трудную минуту для короля Гильом д′ Оранж всегда спешит на помощь королю и выручает его]. Ø Третий баронский цикл – отражает эпоху распада империи франков. Тема феодальных распрей. Представлен поэмами «Рауль де Камбре» (племянник Людовика IV).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|